ВВЕДЕНИЕ 4
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Особенности развития детей среднего школьного возраста 9
1.2. Особенности лыжной подготовки в среднем школьном возрасте на
уроках физической культуры 14
1.3. Средства и методы развития выносливости 21
1.4. Методика развития специальной выносливости в лыжной подготовке . 32
1.4.1. Характеристика средств развития специальной выносливости 32
1.4.2. Характеристика методов развития специальной выносливости 37
1.4.3. Характеристика средств развития специальной выносливости 40
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 44
Глава 2. Методы и организация исследования 44
2.1. Методы исследования 44
2.2. Организация исследования 47
Глава 3. Влияние занятий лыжной подготовки на специальную выносливость подростков 12-13 лет 49
3.1. Экспериментальная программа по развитию специальной выносливости
с использованием лыжной подготовки 49
3.2. Анализ уровня специальной выносливости подростков 12 - 13 лет до и
после эксперимента 52
Выводы 56
Практические рекомендации 57
Список использованной литературы 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Актуальность исследования. Физическое воспитание подрастающего поколения в нашей стране является предметом постоянной заботы государства. Основная задача физической культуры в школе - укрепление здоровья школьников. Значительная часть урока физкультуры отводится развитию выносливости. Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Отражает общий уровень работоспособности человека. Развивая это качество, мы можем достигнуть успехов практически в любой деятельности.
Понятие выносливости в физиологии связано с понятием утомления и говорит о свойствах организма сохранять в течение определенного времени свою работоспособность, преодолевая наступление утомления.
Огромное значение для развития выносливости у школьников имеют уроки лыжной подготовки. Физическая нагрузка при занятии на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Первый профессор медицины Московского университета С.Г.Забелин, ученик М.В. Ломоносова, в своих работах писал, что: «Воздух не только жизнь хранит, но и здравие наблюдает». В этих словах раскрыто важнейшее значение воздуха для укрепления здоровья человека. Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движении всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.
Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в каждом виде спорта) и повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности человека. В теории физического воспитания под выносливостью понимают способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки её интенсивности или как способность организма противостоять утомлению. Выносливость - многофункциональное свойство человеческого организма и интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до целостного организма. Как показывают результаты современных научных исследований, ведущая роль в проявлении выносливости принадлежит факторам энергетического обмена веществ и вегетативным системам, которые его обеспечивают, а именно сердечно-сосудистой, дыхательной, а также ЦНС.
Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:
• в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;
• в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
Различают несколько видов выносливости: общую и специальную. Необходимо отметить, что большое количество изометрических упражнений в тренировочном занятии вызывает специфические приспособления организма к статической работе и не оказывает положительного влияния на динамическую силу. Дозировка упражнений для развития силы должна быть такова, что бы при выполнении упражнения появилось чувство усталости, но не предельного утомления.
Под общей выносливостью понимают совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности. С точки зрения теории спорта общая выносливость - это способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекая в действие многие мышечные группы.
...
В результате изучения и анализа научно-методической литературы установлено, что для развития выносливости необходимо правильно выбрать поэтапное дозирование нагрузки.
В результате эксперимента было определено, что для развития выносливости использование метода круговой тренировки наиболее результативно, так как такой метод позволяет увеличить нагрузку на уроке физической культуры с использованием лыжной подготовки.
В результате эксперимента установлено, что предложенный нами метод круговой тренировки с использованием лыжной подготовки является очень эффективным в процессе лыжной подготовки учащихся 12-13 лет и способствует повышению уровня общей выносливости и общей физической подготовленности.
Выявлено, что метод круговой тренировки направленный на развитие специальной выносливости у учащихся 12-13 лет, позволяет повысить у них уровень специальной выносливости при помощи занятий лыжной подготовки.
1. Абатуров, Р.А. Соотношение тренировочных нагрузок различной интенсивности у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде: Автореф. дис.... канд. пед. наук / ВНИИФК. - М., 1982. - 18 с.
2. Аграновский, М.А. Лыжный спорт / М.А. Аграновский. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 232 с.
3. Алешина Н.С. Структура тренировочных нагрузок в годичном цикле для развития и поддержания специальной выносливости у юных лыжников- гонщиков: автореферат, Тула, 1995. - 28 с.
4. Андреев, А.П. Построение структуры и содержания тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков с учетом основных факторов, определяющих спортивный результат: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / МГАФК. - Малаховка, 1998. - 25 с.
5. Андриенко, Г.М. Особенности подготовки юных лыжников-гонщиков в условиях кратковременной зимы: Дис. ... канд. пед. наук / ГЦОЛИФК. - М., 1977. - 151с.
6. Антонов, М.Ф., Бочков А.А. Дозирование тренировочных нагрузок лыжниковгонщиков старших разрядов / М.Ф. Антонов, А.А. Бочков // Проблемы спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва: Материалы научно-практической конференции. - Минск, 1993. - С. 74-76.
7. Баталов, А.Г., Кубеев, А.В., Манжосов, В.Н. Контроль спортивной нагрузки в лыжных гонках / А.Г. Баталов, А.В. Кубеев, В.Н. Манжосов // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С.217-225.
8. Березин, Г.В., Букатин, И.М. Лыжный спорт / Под ред. И.М. Букатина. - М., Просвещение, 1973. - 272 с.
9. Богданов, Г.П. Лыжный спорт в школе / Г.П. Богданов // Физкультура и спорт. - 1991. - №12.
10. Бутин, И.М. Лыжный спорт / И.М. Бутин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.
11. Верхошанский, Ю.В. Основы физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физическая культура и спорт, 1985.
12. Видякин, М.В. Физкультура. Система лыжной подготовки детей и подростков: конспекты занятий / М.В. Видякин. - Волгоград: Учитель, 2008. - 172 с.
13. Донской, Д.Д., Гросс, Х.Х. Техника лыжника-гонщика / Д.Д. Донской, Х.Х.Гросс. - М., Физкультура и спорт, 1971. - 136 с.
14. Донской, Д.Д. На лыжах - круглый год / Д.Д. Донской. - М.: Знание, 2000.
15. Дунаев, К.С., Савицкий, Я.И., Солдатов, О.А. Развитие силовой выносливости у биатлонистов // Сборник «Лыжный спорт»: Вып. 2. - 150 с.
16. Жданов, Л.Н. Системный подход оценки уровня физической подготовленности детей, подростков и юношей / Л.Н. Жданов // Тезисы доклада на всесоюзно-научном конгрессе. - М., 1995. - С.40-41.
17. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 384 с.
... всего 57 источников