Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование развития гибкости обучающихся 12 -
13 лет 7
1.1. Г ибкость как физическое качество 7
1.2. Анализ анатомо-физиологических особенностей обучающихся 12-13
лет 15
1.3. Развитие гибкости обучающихся 12-13 лет средствами фитнеса 23
Глава 2. Методы и организация исследования 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Методы исследования 30
Глава 3. Экспериментальная работа по развитию гибкости обучающихся
12-13 лет во внеучебной деятельности 32
3.1. Разработка комплексов физических упражнений и их внедрение в
учебно-тренировочный процесс 32
3.2. Обсуждение результатов экспериментальной работы 33
Заключение и выводы 38
Список использованных источников 41
Приложения 48
Актуальность: Проблема с развитием гибкости становится все более актуальной, поскольку с возрастом это одно из физических качеств, которое ухудшается. Кроме того, гибкость играет важную роль в общем здоровье человека. Улучшение подвижности в суставах и увеличение эластичности мышц способствует увеличению продолжительности физической активности, что в свою очередь может привести к улучшению качества жизни и продлению ее.
Одной из ключевых составляющих национальной безопасности каждого государства является здоровье детей и подростков, рассматриваемое с учетом их физиологического, психологического и социального благополучия. Среди главных приоритетов современной медицины и образования стоит защита и укрепление здоровья детского населения. Разработка и внедрение профилактических мер по сохранению и укреплению здоровья подростков признаются одной из первостепенных задач.
Увеличение частоты осложнений и нарушения здоровья детей встречается в возрастных периодах, совпадающих с обучением детей в общеобразовательных школах. Здоровье, рост и развитие ребенка зависят от окружающей среды. Для детей от шести до 18 лет такой средой является образовательная система, где они проводят более 70% своего времени.
Одним из основных факторов, оказывающих значительное влияние на здоровье детей, является их гибкость. Необходимость развития этого качества была выделена в результатах различных исследований как зарубежных, так и отечественных исследователей. Фактические данные, подтверждающие важность гибкости для общего состояния здоровья, поддержания жизненного тонуса и нормального функционирования организма, приводятся в работах А.Г. Звонарева, Ю.А. Янсона.
Гибкость является ключевым физическим аспектом, особенно в контексте волейбола. Подвижность в суставах играет важную роль в улучшении технических навыков. Недостаточное развитие этого качества может затруднить усвоение двигательных навыков и замедлить процесс их освоения. Благодаря высокой гибкости суставов технические элементы выполняются легче, что снижает риск получения травм во время тренировок .
Гибкость является ключевым качеством, способствующим долголетию и сохранению функциональной молодости. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, скорость и эффективность движений, в то время как ее недостаток затрудняет координацию движений, что может замедлить физическое развитие и снизить уровень соматического здоровья .
Недостаток или избыток гибкости может привести к травмам. Печеневская Н.Г. отмечает, что ключевым фактором является развитие гибкости и поиск новых методов для быстрого достижения результатов. Поэтому важно понимать, что развитие гибкости - это одна из основных задач учебнотренировочного процесса. Так же о необходимости развития гибкости у школьников указывают и другие исследователи, такие как В.И.Лях, А.П.Матвеев, В.С.Быков, О.Н.Маркова .
В работах В.И. Ляха, А.П. Матвеева, посвященных физическому воспитанию, подчеркивается важность начинать формирование физических качеств с самого раннего детства, учитывая сенситивные периоды развития. Эти периоды играют ключевую роль, поскольку в них существуют физиологические особенности, способствующие формированию физических способностей. Не развивая определенное качество в сенситивный период, становится сложнее развивать его в другое время из-за препятствующих физиологических изменений в организме. Например, гибкость, одно из основных пяти физических качеств, выделяется как особенно важное как для физического развития, так и для общей жизнедеятельности.
Развитие данного качества необходимо начинать в раннем возрасте, поскольку у детей показатели гибкости значительно выше, чем у взрослых. Даже при хороших показателях гибкости и подвижности суставов важно продолжать выполнять упражнения для её поддержания на протяжении жизни. Следовательно, актуальной становится задача повышения подвижности суставов у детей и поиск эффективных средств воспитания гибкости и увеличения подвижности суставов и связок.
...
1. Изучен теоретический и практический опыт по проблеме развития гибкости обучающихся 12-13 лет. Развитие гибкости обучающихся 12-13 лет является ключевым аспектом образовательного процесса. Одним из основных факторов, оказывающих значительное влияние на здоровье детей, является их гибкость. Необходимость развития этого качества была выделена в результатах различных исследований как зарубежных, так и отечественных исследователей. Фактические данные, подтверждающие важность гибкости для общего состояния здоровья, поддержания жизненного тонуса и нормального функционирования организма, приводятся в работах А.Г. Звонарева, Ю.А. Янсона.
Гибкость является ключевым физическим аспектом, особенно в контексте волейбола. Подвижность в суставах играет важную роль в улучшении технических навыков. Недостаточное развитие этого качества может затруднить усвоение двигательных навыков и замедлить процесс их освоения. Благодаря высокой гибкости суставов технические элементы выполняются легче, что снижает риск получения травм во время тренировок.
Гибкость является ключевым качеством, способствующим долголетию и сохранению функциональной молодости. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, скорость и эффективность движений, в то время как ее недостаток затрудняет координацию движений, что может замедлить физическое развитие и снизить уровень соматического здоровья .
Недостаток или избыток гибкости может привести к травмам. Печеневская Н.Г. отмечает, что ключевым фактором является развитие гибкости и поиск новых методов для быстрого достижения результатов. Поэтому важно понимать, что развитие гибкости - это одна из основных задач учебнотренировочного процесса. Так же о необходимости развития гибкости у школьников указывают и другие исследователи, такие как В.И.Лях, А.П.Матвеев, В.С.Быков, О.Н.Маркова .
2. Изучены анатомо-физиологических особенности обучающихся 12-13 лет. Одним из основных условий высокой эффективности физической подготовки учащихся.
Для детей подросткового возраста потребность в высокой двигательной активности является естественной. Под двигательной активностью принято понимать суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 10-13 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16-30% ниже, чем мальчиков.
Более высокие показатели развития гибкости у девочек отмечаются в 9 лет, после чего до 13 лет она заметно снижается, а в 14 лет увеличивается и в последующих возрастных периодах находится на одном уровне. Наиболее высокие изменения гибкости позвоночного столба у девочек происходят в период от 13 до 15 лет. В остальные возрастные периоды ее развитие держится практически на одном уровне. С 11 до 13 и 15-16 лет показатели подвижности в плечевых суставах у девочек имеют приблизительно одинаковые значения.
Целенаправленно развитие гибкости начинается с 6 - 7 лет. У детей 9-14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста.
3. В ходе исследования разработаны 2 комплекса упражнений на развитие гибкости обучающихся 12-13 лет средствами фитнеса во внеучебной деятельности. Они включают в себя направления фитнеса как стретчинг, пилатес, шейпинг. Результаты исследования были обработаны с использованием математической статистики. Для оценки эффективности комплексов упражнений было проведено сравнение гибкости у контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента, что выявило ряд различий. Эти данные помогли отследить динамику изменений гибкости. В начале исследования участники обеих групп имели схожую гибкость. В конце исследования результаты показали значимые различия в гибкости, причем более высокие результаты были у обучающихся из экспериментальной группы, которые использовали не стандартные средства новой подготовки.
...
1. Аллахвердиев Ф.А. Развитие гибкости с помощью средств гимнастики: методические рекомендации / Ф.А. Аллахвердиев; НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт- Петербург — СПб., 2011. — 47 с.
2. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. М.: "Академия", 2003. 416 с.
3. Бордуков М.И., Сидоров Л.К., Трусей И.В. / Управление физической работоспособностью при занятиях физической культурой и спортом: учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - 208 с.
4. Быков B.C Развитие двигательных способностей учащихся / В.С.Быков.- Москва:1998.-74с.
5. Воронцов, П. Г. Повышение мотивации учащихся 10-11 классов к занятиям физической культурой средствами фитнеса / П. Г. Воронцов, К. О. Баженов // Педагогическое образование на Алтае. - 2023. - № 2. - С. 75-79.
6. Глебко Т. В. развитие гибкости и подвижности суставов у волейболисток 9
10-летнего возраста путем использования акробатических упражнений / Т. В. Глебко // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: Материалы XVI Международной научно-практической конференции, Смоленск, 27-29 января 2022 года / Под общей редакцией А.В. Родина, Е.Н. Бобковой. - Смоленск: Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования "Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма", 2022. - С. 62-66.
7. Даудова Р.Д., Рашкуева З.И. Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков // International Journal of Medicine and Psychology. 2023. Том 6. № 2. С. 76 - 80.
8. Дворкина Н. И. Влияние фитнеса с элементами восточных единоборств на физическую подготовленность и психоэмоциональное состояние подростков / Н. И. Дворкина, Л. С. Дворкин, И. М. Сиенко, М. В. Карпова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020. № 4. С. 73-76.
9. Желтова Д. В. Волейбол и важнейшие факторы подготовки к игре / Д. В. Желтова // Вестник науки. - 2023. - Т. 1, № 2(59). - С. 104-106.
10. Жихорева В. А. Структура и содержание дополнительной образовательной программы «пластика тела» / В. А. Жихорева // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием, Москва, 19-20 мая 2020 года / Под научной редакцией Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. - Москва: РЭУ, 2020. - С. 47-51.
11. Жукова В. В. Применение различных видов фитнеса на занятиях со студентами вузов как средства совершенствования гибкости / В. В. Жукова // Модернизация научной инфраструктуры и цифровизация образования: Материалы XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ростов-на-Дону, 23 июня 2021 года. Том Часть 1. - Ростов-на-Дону: ООО "Издательство ВВМ", 2021. - С. 145-149.
12. Жукова В. В. Совершенствование показателей гибкости у студентов высших учебных заведений средствами различных видов фитнеса / В. В. Жукова // Актуальные вопросы развития физической культуры и спорта в современном обществе: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, Рязань, 15-16 апреля 2021 года. - Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2021. - С. 50-53.
13. Золотарев В. В. Новейшие техники и методы физической подготовки в волейболе // Актуальные исследования. 2023. №25 (155). 4.II. С. 98-100.
14. Использование тренажеров для развития гибкости на занятиях по физической культуре и спорту: учебное пособие / О. А. Голубина, А. В. Кочнев, О. Н. Агеева [и др.]. — Архангельск: САФУ, 2019. — 134 с.
15. Калмыков С. А. Особенности развития гибкости обучающихся в процессе занятий физической культурой / С. А. Калмыков // Вестник ТГУ. - 2017. - № 4 (168).
... всего 47 источников