Введение 3
ГЛАВА I. Развитие гибкости обучающихся 11-12 лет во внеучебной 5 деятельности
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития обучающихся 11-12 5
лет
1.2 Возрастные особенности развития гибкости обучающихся 11-12 лет 9
1.3 Пути развития гибкости, как составной части здоровья школьников 12
1.4 Методы развития гибкости обучающихся 11-12 лет в
образовательных организация дополнительного образования 15
ГЛАВА II. Организация и методы исследования 20
2.1 Описание педагогического эксперимента 20
2.2 Методы исследования 21
2.3 Специальный гимнастический комплекс по развитию гибкости у
обучающихся 11-12 лет 23
ГЛАВА Ш. Оценка эффективности применения специального гимнастического комплекса по развитию гибкости у обучающихся 11-12 31
3.1 Результаты анкетирования преподавателей 31
3.2 Оценка эффективности применения специального гимнастического
комплекса по развитию гибкости у обучающихся 11-12 лет 35
Выводы 43
Практические рекомендации 46
Список используемой литературы 47
Приложение 52
Основной целью физического воспитания является обеспечение всестороннего и сбалансированного развития физических качеств человека. Физические качества, представляющие собой психобиологические свойства, регулирующие двигательную активность человека, подвергаются социальному влиянию и систематизируются. Одним из ключевых физических качеств является гибкость.
Актуальность вопроса развития гибкости у обучающихся 11-12 лет подтверждается особенностями данного возрастного периода, в данном возрасте организм подростка претерпевает значительные изменения, но физические данные подростка отвечают требованиям, необходимым для развития гибкости, поскольку периодом активной гибкости является возраст 11 - 12 лет, у детей данного возраста гибкость развивается в два раза эффективнее.
Проблема исследования заключается в изучении вопроса эффективных упражнений для развития гибкости.
Цель исследования: оценить эффективность экспериментального комплекса упражнений по развитию гибкости у обучающихся 11-12 лет во внеучебной деятельности.
Объект исследования: процесс физического воспитания обучающихся 11-12 лет.
Предмет исследования: комплекс упражнений по развитию гибкости у обучающихся 11-12 лет во внеучебной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать и обобщить литературные источники, связанные с развитием гибкости обучающихся общеобразовательных организаций.
2. Обосновать и разработать комплексы специальных гимнастических упражнений, способствующих развитию гибкости обучающихся 11-12 лет во внеучебной деятельности.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность внедрения комплексов специальных гимнастических упражнений, способствующих развитию гибкости обучающихся 11-12 лет во внеучебной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс развития гибкости у обучающихся 11-12 лет будет результативным, если в процессе внеучебной деятельности применять комплексы специальных гимнастических упражнений.
Методы исследования. теоретические: анализ научных источников; эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический
эксперимент; математические методы обработки экспериментальных данных.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов образовательных организаций и организациях дополнительного образования детей.
Задачами физического воспитания являются поощрение физического роста, развитие правильной осанки, пропаганда ценностей здорового образа жизни, подготовка обучающихся к различным видам физической активности (таким как гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, катание на лыжах и плавание), развитие двигательных навыков, обучение гигиене, воспитывать в вопросах спорта, соревнований и оказания первой помощи, поощрять привычки к самостоятельной физической активности, развивать лидерские качества, учить учащихся точной оценке своих физических возможностей, воспитывать самостоятельность, взаимопомощь, ответственность и дисциплина.
1. Проанализировав и обобщив накопленный опыт в теории и практике по теме исследования, выявлены наиболее эффективные гимнастические упражнения для развития гибкости обучающихся 11-12 лет.
Физическое воспитание направлено на всестороннее развитие физических способностей школьников. Среди важных физических способностей выделяется гибкость. У школьников 11-12 лет физические характеристики соответствуют условиям эффективного развития гибкости, так как этот возрастной период является наиболее эффективным периодом для активного развития гибкости.
2. Подобраны и разработаны комплексы специальных гимнастических упражнений, направленных на развитие гибкости у обучающихся 11-12 лет.
3. Экспериментальным путем проверена эффективность разработанных комплексов специальных гимнастических упражнений по развитию гибкости у обучающихся 11-12 лет.
В нашем исследовании задействовали тесты, разработанные Лях В.И. Для того, чтобы оценить эффективности применяемой а экспериментального комплекса гимнастических упражнений было проведено входное и итоговое тестирование по оценке развития гибкости. По тесту «Наклон туловища» у девочек экспериментальной группы на входном тестировании 31,97±0,2 см, на повторном стало 30,99±0,3 см, что достоверно различается на основании Т-критерия Стьюдента (p<0,05). Результаты по тесту «Поднимание рук вверх в положении лежа на животе» у девочек экспериментальной группы на входном тестировании 23,04±0,2 см, на повторном стало 26,07±0,2см, что достоверно различается на основании Т-критерия Стьюдента (p<0,05). Результаты по тесту «Мостик» у девочек экспериментальной группы на входном тестировании 23,8±0,2 см, на повторном стало 21,67±0,2 см, что достоверно различается на основании Т-критерия Стьюдента (p<0,05). Мы можем наблюдать положительную динамику в экспериментальной группе девочек.
Результаты по тесту «Наклон туловища» у девочек контрольной группы на входном тестировании 32,31±0,3 см, на повторном стало 32,17±0,2 см, что достоверно различается на основании Т-критерия Стьюдента (p<0,05).
Результаты по тесту «Поднимание рук вверх в положении лежа на животе» у девочек контрольной группы на входном тестировании 23,86±0,2 см, на повторном стало 23,63±0,2см, что достоверно различается на основании Т-критерия Стьюдента (p<0,05). Результаты по тесту «Мостик» у девочек контрольной группы на входном тестировании 24,19±0,2 см, на повторном стало 24,11±0,2 см, что достоверно различается на основании Т- критерия Стьюдента (p<0,05). В контрольной группе девочек результаты изменились незначительно, у некоторых девочек результаты остались прежними.
По тесту «Наклон туловища» у мальчиков экспериментальной группы на входном тестировании было 31,75±0,2 см, на повторном стало 30,68±0,2 см, что достоверно различается на основании Т-критерия Стьюдента (p<0,05).
Результаты по тесту «Поднимание рук вверх в положении лежа на животе» у мальчиков экспериментальной группы на входном тестировании 23,12±0,2 см, на повторном стало 24,87±0,2 см, что достоверно различается на основании Т-критерия Стьюдента (p<0,05).
Результаты по тесту «Мостик» у мальчиков экспериментальной группы на входном тестировании 23,44±0,2 см, на повторном стало 21,67±0,2 см, что достоверно различается на основании Т-критерия Стьюдента (p<0,05).
Мы можем наблюдать положительную динамику в экспериментальной группе мальчиков.
Результаты по тесту «Наклон туловища» у мальчиков контрольной группы на входном тестировании 31,65±0,2 см, на повторном стало 31,56±0,2 см, что достоверно различается на основании Т-критерия Стьюдента (Р<0,05).
Результаты по тесту «Поднимание рук вверх в положении лежа на животе» у мальчиков контрольной группы на входном тестировании 23,52±0,2 см, на повторном стало 23,75±0,2 см, что достоверно различается на основании Т-критерия Стьюдента (p<0,05).
Результаты по тесту «Мостик» у мальчиков контрольной группы на входном тестировании 23,68±0,2 см, на повторном стало 23,56±0,2 см, что достоверно различается на основании Т-критерия Стьюдента (p<0,05).
Мы можем наблюдать, что в контрольной группе мальчиков результаты изменились незначительно, у некоторых мальчиков результаты остались прежними.
Все вышеуказанные данные свидетельствуют о том, что разработанные комплексы упражнений, направленные на развитие гибкости, обладают высокой степенью эффективности.
1. Авилова, И.А. Возможность применения подвижных игр для повышения физических качеств и функциональных возможностей организма / И.А. Авилова // Карельский научный журнал. - 2021. - №1. - С. 9-11.
2. Александров, С.Г. Эффективность экспериментальной методики оздоровительного плавания в физическом развитии и подготовленности детей / С.Г. Александров, Д.В. Белинский, Н.В. Синельникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №5. - С.3-12.
3. Астафьев, А.А. Влияние занятий плаванием на организм детей [Электронный ресурс]. - URL: https://www.art-talant.org/publikacii/14980- vliyanie-zanyatiy-plavaniem-na-organizm-detey
4. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 2016. - 560 с.
5. Барчуков, И.С. Физическая культура / И.С. Барчуков. - М.: Academia, 2017. - 416 c.
6. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 2014. - 336 с.
7. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - М. : Совершенство, 2015. -298 с.
8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Институт практической психологии, 2012. - 352 с.
9. Булгакова, Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 990 c.
10. Викулов, А.Д. Плавание: учебное пособие / А.Д. Викулов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015. -367 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Психолог, 2013. - 284 с.
12. Гришина, Ю.И. Физическая культура студента: учебное пособие / Ю.И. Гришина. - РнД: Феникс, 2019. - 283 c.
13. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для вузов / Г.В. Гуровец. - Москва : Владос, 2021. - 431 с.
14. Гуруджапов В.А. Педагогическая психология: учебник для бакалавров / В. А. Гуружапов. - М.: Юрайт, 2016. - 493 с.
15. Добрышев, С. Контрольные упражнения для оценки функциональной подготовленности квалифицированных пловцов: диссертация / С. Добрышев. - М.: Знание, 2018. - 60 с.
16. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - Москва : Спорт, 2020. - 200 с.
... всего 52 источников