Изучение процесса распространения православия в Горном Алтае в рамках внеурочной деятельности как* способ формирования толерантных качеств подростков сельской школы
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения процесса распространения православия в Горном Алтае и формирование толерантной культуры как научно-педагогическая проблема
1.1. Толерантность как ценность современного образования: проблема её усвоения и развития 9
1.2. Процесс распространения православия в Горном Алтае в научной и методической литературе 15
1.3. Сущность формирования толерантной культуры учащихся в рамках внеурочной деятельности 19
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию толерантности подростков сельской школы в рамках внеурочной деятельности
2.1. Методы и формы работы, формирующие толерантные качества личности
посредством изучения темы «Изучение процесса распространения православия в Горном Алтае» 23
2.2. Реализация программы «Православная культура Горного Алтая» как способ формирования толерантных качеств подростков сельской школы... 31
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и анализ педагогической деятельности 36
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 48
Приложения 53
Наша страна является полиэтническим государством, ее можно представить в виде мозаики, которая состоит из множества народов. При этом каждый народ отличается друг от друга по разным признакам, в частности по многочисленности этнического состава, по социально¬экономическим характеристикам, а так же по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру.
Кроме того, для полиэтнических регионов нашей страны характерно смешивание и переплетение культур, что выдвигает перед педагогами задачу реализации поликультурного образования, которое направлено на формирование толерантности школьников. В этой связи возникла потребность в воспитании социально ответственного подрастающего поколения, которое может успешно действовать в полиэтническом пространстве, способствовать возрождению культуры разных этносов, сохранению их культурного своеобразия.
Общемировой опыт показывает, что оптимальной моделью аккультурации является интеграция, сохранение своей культуры и овладение культурой других этносов. Отсюда возникает необходимость воспитать и подготовить высококультурных и образованных членов общества, которые могут жить и работать в полиэтнической среде, способных сочетать национальные и интернациональные интересы.
Актуальность. В настоящее время проблема толерантности стала рассматриваться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровнях. Это связано с увеличившимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, которые выливаются в жестокие столкновения. Подобная тенденция развития связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.
Особенно следует обратить внимание, в этой связи, на подростковый возраст, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире, способы межличностных отношений. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. У подростка формируется мировоззренческая картина, все, что он впитает в себя, будет в дальнейшем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе.
В виду возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, которые позволяют с достаточной глубиной понимать современные межэтнические проблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них. В то же время молодые не ощущают той остроты неприязни и непримиримости к людям других национальностей, которые порой возникают у взрослого поколения (дети больше и чаще забывают о национальности своих друзей, с которыми играют и учатся).
Степень изученности проблемы. Проблема формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности у подрастающего поколения находилась в центре внимания многих педагогов. В ее изучение, так или иначе, внесли свой вклад выдающиеся педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, C. Русова и многие другие. Различные аспекты данной проблемы нашли отражение в работах В.Г. Маралова, В.А. Ситарова, П.М. Паламарчука, О.В. Сухомлинской, Ю.А. Ищенко и др.
Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы, изучение практики формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности свидетельствуют о том, что многие вопросы остаются недостаточно pазpаботанными.
Истоки нeтepпимоcти yxодят в невежество и cтpаx пepeд неизвестным - культурами, нациями, религиями, представления о которых формируются в образовательных учреждениях и социуме. Следовательно, среди названных условий упор должен быть сделан на образовании, которое основано на принципах толерантности.
«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира, ведет от культуры войны к культуре мира» - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995.1
Современная социокультурная ситуация обусловливает необходимость в формировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в будущем; как ценности социокультурной системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира, построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как многокомпонентное явление объективной реальности.
Обучение решает задачу выявления смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде заключается в осмыслении человеком своего места в мире, в постижении способов взаимодействия с ним. Поэтому в итоге речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой ценности.
Построение толерантной среды в образовательном пространстве любого учебного заведения касается социологического, психолого¬педагогического и методологического уровней в пространственной организации жизнедеятельности человека. Идея развития толерантности в образовательных учреждениях имеет определенную специфику, которая заключается в том, что эта идея получает дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.
Построение толерантной среды в школе - поэтапный процесс целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного пространства, который характеризуется наличием деструктивных факторов, которые приводят к формированию интолерантности. Поэтому особую важность приобретают педагогические механизмы перехода от интолерантной среды к толерантной, помогающие пресечению проявлений интолерантности и доминированию толерантных взаимоотношений .
Новизна данной работы заключается во внесении в план внеурочной деятельности ряд тем об изучении процесса распространения православия в Горном Алтае с целью формирования толерантных качеств у подростков сельской школы.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: методические возможности формирования толерантных качеств учащихся сельской школы во внеурочной деятельности посредством изучения темы распространения православия в Горном Алтае.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать методические возможности формирования толерантных качеств учащихся во внеурочной деятельности посредством изучения темы «Изучение процесса распространения православия в Горном Алтае».
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
1) дать определение понятию толерантность как ценности современного образования;
2) раскрыть сущность и особенности проявления толерантности учащихся в рамках внеурочной деятельности;
3) изучить процесс распространения православия в Горном Алтае в научной и учебно-методической литературе;
4) выявить методы и формы работы, фоpмиpующиe толepантныe качecтва личности;
5) провести опытно-экспериментальную работу по выявлению формирования толерантных качеств подростков сельской школы в рамках внеурочной деятельности посредством краеведческого содержания и проанализировать результаты педагогической деятельности.
Для решения поставленных целей и задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (изучение педагогической, психологической, философской, научно-методической литературы по теме исследования; анализ, синтез, сравнение, обобщение; моделирование);
- эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование);
статистические (количественный и качественный анализ результатов). Гипотеза: Внеурочная деятельность способствует формированию толерантных качеств подросткам посредством изучения распространения православия.
Источниковая база: Нормативно-правовые документы для 7 классов работающих по ФГОС:
1) Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования);
3) Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897», Рабочая программа составлена в соответствии Рабочей программой «История и культура Горного Алтая», 5-9 классы под редакцией А.А. Иркитова. - Горно-Алтайск, 2013.
Практическая значимость исследования: Материалы исследования могут быть интересны учителям, классным руководителям. Они могут быть использованы в школе, при изучении специальных курсов, кружковой работе и внеурочной деятельности.
Экспериментальной базой исследования по проверке выдвинутой гипотезы является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Улаган. В экспериментальной работе приняли участие учащиеся 7 классов в количестве 30 человек.
Структура работы включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список литературы и источников, приложений.
Изучив источники и литературу по внеурочной деятельности как способу формирования толерантных качеств подростков сельской школы посредством можно сделать следующие выводы.
В педагогической литературе выделяют несколько проблем в исследовании истории распространения православия в Горном Алтае в рамках внеурочной деятельности как способа формирования толерантных качеств подростков сельской школы:
- Определение понятия толерантность и его содержание;
- Эффективность формирования толерантности в сельской школе и её критерии.
Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, который обладает чувством самоуважения, которого уважают окружающие. Поэтому, на наш взгляд, важной задачей обучения является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества, взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Толерантность рассматривается как признак высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии. В социальном контексте толерантность может толковаться, как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компроментирующие общество или угрожающие его благосостоянию.
В повседневной жизни - невмешательство, терпимость, гибкость, снисходительность, потакание, понимание и терпение - все эти термины, связанные с толерантностью, предполагают неактивную реакцию на события и поступки.
Итак, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью мы понимаем реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, которые направлены на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, которые имеют различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения. Понятие толерантности не означает отказ от ценностных ориентаций и идеалов, толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой - гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.
Опытно-экспериментальное исследование, направленное на изучение процесса распространения православия в Горном Алтае в рамках внеурочной деятельности как способа формирования толерантных качеств подростков сельской школы проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Улаган. В экспериментальной работе приняли участие учащиеся 7 классов в количестве 30 человек.
Для оценки эффективности воспитательной деятельности по формированию толерантности была проведена лонгитюдная диагностика сформированности этого качества у подростков. В начале и в конце эксперимента школьникам была предложена анкета. Характер данной анкеты позволяет сделать вывод об уровне сформированности толерантности (или нетолерантности) школьников. Условно мы выделили четыре таких уровня: высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолерантности.
Результаты эксперимента можно проследить в диаграммах и таблицах.
Актуальность формирования толерантных качеств личности толерантности обусловлена теми процессами, которые происходят как в мире, так в российском обществе. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления в первую очередь затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, нигилизм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Можно отметить, что внеурочная деятельность дает возможность раскрыть сущность противостояния толерантности и нетерпимости в социальной и религиозной сферах на опыте прошлых поколений.
В работе были проанализированы понятия толерантности и интолерантности. Выяснение значения данных терминов способствовало пониманию того, что следует развивать у учащихся, помогло определиться с методикой работы, сформулировать цели и задачи исследования.
Педагогические, психологические и философские аспекты толерантности позволяют учителю и ученику в процессе дискуссии разбирать наиболее актуальные проблемы курсов истории и обществознания. Это дает возможность строить работу в рамках программ на разных уровнях, с учетом способностей конкретного учащегося, то есть применять личностно-ориентированных подход в обучении.
Педагогические условия, необходимые для толерантного образования и воспитания учащихся должны лежать в основе деятельности учителя. В ней заключается живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что важно само по себе, как путь к толерантности, взаимопониманию, толерантному взаимодействию. Если педагог
толерантен по отношению к учащимися, он уверен, открыт, доброжелателен и выступает в роли наставника.
1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. М.: Мемориал. 2001. с. 124-125.
2. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003, №1.
3. Болотина Т.В. Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие. М. 2003.с.33
4. Бюзелева Г.В., Шелемова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. - М., 2003.с.78
5. Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л.А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал. - 2003.- №3.
6. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. М.: Просвещение, 2007.С.99-101
7. Воронова Л. Какие глупости! Или Ты вращаешься над бездной. К вопросу о том, зачем с детьми надо говорить отолерантности //Библиотека в школе. -2002. -№3.
8. Всеобщая история.ФГОС. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина- А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений-М.: Просвещение,2011.
9. Всеобщая история. Программы общеобразовательных учреждений. 5¬11 классы. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая-М.: Просвещение, 2007.с.39-48
10. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // История "Первое сентября". - 2002. -№33; №34.
11. Гельдыев P. Национальная группировка как негативный, но преодолеваемый фактор в учебно-воспитательном процессе: Урок толерантности //Школьный психолог. -2001. -№40.
12. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4т.- Спб.,1999.с. 378
13. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15.
14. Декларация Принципов толерантности. // Материалы Генеральной конференции ЮНЕСКО. М. 1995.
15. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости.//От толерантности к согласию. - М., 1997.
16. Ежов С.А.,. Лебедев М.И и др. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1996.
17. Ешич М.Б. Перед историческим выбором: к вопросу о толерантном этносознании и преодолении злой этноисторической памяти // Мир психологии. — № 4. — 2001.
18. Иоффе А.Н. Многообразие понимания толерантности. М., ИД «Камерон», 2004.с.78
19. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М.: Просвещение, 2002.с.56
20. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений/ Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.- М.:Просвещение, 2010.с.135
21. История Древнего мира. ФГОС. 5 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений/ Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.- М.:Просвещение, 2012.с.47-57
22. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам Вигасина, Годера и др.- ВАКО, 2009.с. 36-43
23. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004.с.23
24. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.Лекторский // Вопросы философии. - 1997. - № 11.с.197
25. Лизинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания. // Народное образование. - 2002 . № 4.
26. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков. // "Первое сентября". -2004. № 12
27. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2.
28. Новейший словарь иноязычных слов и выражений. Бабкин А., Шендецов В.- Квотам, 1994
29. Обществознание . Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 класс. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев. М.:Просвещение, 2009.с.265-270
30. Обществознание .ФГОС. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 класс. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев. М.:Просвещение, 2011.с.300-304
31. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. Л.Н.Боголюбова - М.: Просвещение, 2009.с.201-209
32. Обществознание.ФГОС. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. Л.Н.Боголюбова - М.: Просвещение, 2012.с.36-49
33. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках// «Первое сентября». -2005.
34. Поурочные разработки по обществознанию к УМК Л.Н.Боголюбова. 7 класс.Поздеев А.В.- ВАКО, 2013.
35. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости/Петренко В.Ф., Митина О.В., Бердников К.В., Кравцова А.Р., Осипова В.С. М.: Смысл, 2000.
36. Реан А.А. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ): Учеб. пособ. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994.
37. Репиницкий А. Толерантность на уроках истории // История "Первое сентября". -2002.
38. Риэрдон Б. Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
39. М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук. «Воспитание толерантности у школьников» Ярославль. Академия Развития Академяия Холдинг. 2003.
40. Ролевые игры в преподавании прав человека: Сборник методических материалов. М., 1995.
41. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001. -№11-12.
42. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис,- 2000.
43. Словарь современных понятий и терминов. - Под.общ. ред. В.А.Макаренко. М.:2000.
44. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9.
45. Толковый словарь иноязычных слов. Крысин Л.П.- М.: ЭКСМО, 2008.-944 c.
46. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов - М.:ООО»АТЕМП», 2010.- 874 c.
47. Фразеологический словарь русского языка. Булыко А.И. Минск: Харвест, 2007. -448c
48. Шалин В. Образование и формирование культуры толерантности // История "Первое сентября". - 2002.
49. Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97 // Тез. докл. на Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». Самара, 1997.
50. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004 г.
51. Г.Бондарева. Формирование толерантной личности школьника// http://his. 1 september.ru/2002/20/8.htm
52. Кушниренко О.В. Воспитание толерантности//
http://festival.1 september.ru/articles/564613/
53. Наумова И.М. Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе- в этом наша сила// http://festival.1 september.ru/articles/623767/
54. Caловa З.В. Воспитание толерантности в классном коллективе// http://festival.1 september.ru/articles/518213/
55. Чебан Н.Г. Воспитание толерантности//
httn: //цтогсг.рго shkоlu.ru/user/natali033/blоg/206816