ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГИБКОСТИ КАК
ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА 6
1.1. Гибкость, ее разновидности и факторы, влияющие на ее развитие 6
1.2. Средства и методы развития гибкости 14
1.3. Методические аспекты развития гибкости 20
1.4. Сенситивные периоды развития гибкости 26
1.5. Способы и методы измерения гибкости 32
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1. Методы исследования 38
2.2. Организация исследования 43
3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 - 10 ЛЕТ И ПРОВЕРКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 48
3.1. Комплекс упражнений для развития гибкости у обучающихся 9 - 10 лет 48
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 53
ВЫВОДЫ 56
Список используемой литературы 57
Приложение 60
Деятельность человека на производстве, спорте и вообще в жизни требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных и приобретенных психологических и морфофункциональных возможностей организма. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. К таким физическим качествам относится и гибкость.
Такое качество как гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, ловкости, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т. д.
Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.
В отличие от основных двигательных способностей, являющихся непосредственными факторами действий, гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений и необходимых взаиморасположений звеньев тела. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размах) сгибаний и разгибаний и других движений. Движение человека производится благодаря подвижности в суставах.
В некоторых суставах — плечевом, тазобедренном — человек обладает большой подвижностью, в других — коленном, лучезапястном, голеностопном — амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. Во многих движения гибкость играет решающую роль. Но, многие занимающиеся недооценивают значение гибкости в своей физкультурной и спортивной деятельности. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта [7].
Актуальность темы исследования вызвана необходимостью разработки наиболее эффективных средств развития гибкости школьников 9-10 лет на основе тщательного изучения особенностей развития гибкости у младших школьников.
Цель работы: обоснование, разработка средств для развития гибкости у детей 9-10 лет и проверка их эффективности в педагогическом эксперименте.
Объект исследования: учебно - воспитательный процесс развития гибкости обучающихся 9-10 лет
Предмет исследования: средства развития гибкости у обучающихся 910 лет на уроках гимнастики.
...
В результате проведенной нами работы, можно сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие
гибкости у детей 9-10 лет имеет отличия в связи с возрастными особенностями детского организма. Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 - 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 - 10 лет, а для активной - 10 - 14 лет.Литературные данные показали, что для развития гибкости
методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.
2. Разработан комплекс упражнений для развития гибкости с применением стретчинга с оптимальнойдозировкой нагрузок и пропорций в использовании упражнений на растягивание.
3. В результате математической обработки данных было выявлено, что
применение разработанного комплекса упражнений повышает уровень развития гибкости у обучающихся 9- 10 лет. Прирост уровня развития
гибкости за период эксперимента в контрольной группе, рассчитанного по тесту «Наклон вперед» составил 0,93 см, а в экспериментальной группе 2,73 см.Прирост уровня развития гибкости за период эксперимента в контрольной группе, рассчитанного по тесту «Продольный шпагат» составил 4 градуса, а в экспериментальной группе 16,4 градуса.
Высокий прирост показателей гибкости в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой объясняется влиянием разработанных средств, с применением стретчинга для развития гибкости. Различия между полученными в эксперименте средними статистическими значениями достоверны.
1. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006.
2. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. - К.: Олимпийская литература, 2002.
3. Детская спортивная медицина / авт. - сост. Т.Г. Авдеева [и др.]; под ред. Авдеевой, И.И. Бахраха - Издание 4 - е исправ. И доп. - Ростов н / Д: Феникс, 2007. - 320 с. - (Медицина для Вас).
4. Дубровский В. И., Федорова В. Н. Биомеханика: Учеб. Для сред. и высш. Учеб. Заведений. - М.: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 672 с.: ил.
5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
6. Ивянский С.А., Балыкова Л.А., Ивянский Н.В., Горбунова И.А., Корнилова Т.И. Значение холтеровского мониторирования ЭКГ в диагностике изменений сердечно - сосудистой системы у детей - спортсменов. - ГОУ ВПО Мордовский государственный университет, Саранск, 2004.
7. Лукьяненко В.П. Физическая культура: Основы знаний:[Текст] учебное пособие / В. П. Лукьяненко. - 3 -е изд., перераб. и доп. - М.:Советский спорт, 2007. - 228 с.
8. Лях, Владимир Иосифович. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Тера - спорт, 2000. - 192 с.
9. Матвеев Л.П Модельно целевой подход к построению спортивной подготовки // Теория и практика физической культуры, № 2, № 3, 2000.
10. Матвеев Л.П., Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. - М.: Известия, 2001. - 333 с.
11. Медведев И. А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры: Учебно - методическое пособие. - Красноярск: РИО КГПУ, 2000. - 124 с.
12. Норрис С., Смит Д. Физиология // спортивная медицина.- К.: Олимпийская литература, 2003 - с. 252 - 264
13. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать /Н.Г. Озолин. - М.: ООО « Издательсто Астрель »: ООО « Издательство АСТ », 2002.: ил. - ( Профессия тренер ).
14. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. [Текст] / В. Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с; ил 522, табл.206.
15. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учеб.пособие для студ. сред. проф. Учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 152.
... всего 30 источников