Работа носит методический характер.
Есть приложения.
Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ 5
1.1 Сущность понятия игровые технологии 5
1.2 Виды игровых технологий 11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 17
2.1. Практика применения игровых технологий на уроках информатики 17
2.2. План – конспект построения комбинированного урока информатики 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Обучение в учебных заведениях направлено на то, чтобы привить детям определенный уровень знаний и навыков. Однако традиционное обучение в классе может быть однообразным. Монотонность - одна из главных причин снижения желания учиться. Учителя привыкли преодолевать сопротивление учеников. Для детей учиться "потому что так надо" считается нормальным и, как итог, они приходят на занятия, что бы "отседеться". На фоне такой атмосферы, дети не всегда желают работать и с одноклассниками. Игра дает возможность изменить эту ситуацию. Но не игра для развлечений, где ребенок пассивен и не является объектом игровых действий, а игра для обучения.
Учителя должны понимать, что дети накапливают знания, развивают способности и формируют познавательную пользу в играх. Возможно, именно поэтому история развития игр в системе образования была связана с задачами обучения. Игры развивались, для обучения детей говорить, считать и писать. «Например, в педагогике Фребеля игра давала детям представление о форме, величине, цвете предметов, в системе О.Декроли, например, игры использовались как образовательное средство. Исследования Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и других свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи, мастерить. А также он советовал сделать серьезный учебный труд детей по возможности занимательным и этим облегчить его»[1]. Позднее выдающиеся советские педагоги Н.К.Крупская и А.С.Макаренко указывали, что игра - это потребность детского организма. Игра дает учащимся возможность поиска, движет к победе, по этому дети становятся быстрыми, находчивыми, точно выполняют те или иные задания, играя по установленым правилам.
В последние годы вопросы теории и практики игровых технологий разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: В.Н. Аванесовой, Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Радиной, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой, Б.И. Хачапуридзе. «В исследованиях утвердилась идея взаимосвязи обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и физического развития, и максимально развивать способности каждого ученика»[2]. На данный момент не в полной мере изучены условия эффективности применения дидактических игр на практике и занимательного материала на уроках в целом и в частности на уроках информатики.
Цель исследования: теоретически обосновать и методически обеспечить применение игровых технологий при изучении информатики.
Объект исследования: игровые технологии. Предмет исследования: применение игровых технологий при изучении информатики.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия игровые технологии.
2. Описать виды и значение игровых технологий.
3. Описать опыт использования игровых технологий при изучении информатики.
4. Разработать проект урока с применением игровых технологий.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, синтез, обобщение.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
В ходе была раскрыта сущность понятия, описано значение и опыт использования игровых технологий при изучении информатики. Был разработал проект урока с пременением данных технологий. На мой взгляд, цель исследования: теоретически обосновать и методически обеспечить применение игровых технологий при изучении информатики, была достигнута.
Основное внимание при разработке методики обучения было обращено на условия и методы:
– четкого определения целей функционирования учебного процесса и каждого его этапа;
– учета и реализации специфики психологических механизмов функционирования учебной познавательной деятельности и в этой связи взаимодействия деятельностей обучающего и обучаемых (методов, средств и организационных форм обучения);
– согласования специфики психологичес¬ких механизмов усвоения знаний со специфи¬кой познавательных задач различного типа, способов подачи и усвоения учебной информации, педагогическими возможностями различных информационных структур управления в системе «преподаватель – учащийся», методов и организационных форм обучения.
Всё это регулируется подбором определённых дидактических игр и занимательного материала с учётом особенностей класса и контингента учащихся.
В работе было исследовано применение игровых технологий при изучении информатики с целью повышения эффективности обучения и улучшения мотивации учащихся. Основываясь на анализе различных дидактических игр было выявлено, что использование игровых подходов позволяет создать интересные и увлекательные учебные среды, способствующие более глубокому усвоению материала и развитию практических навыков.
Применение игровых технологий на уроках информатики демонстрирует ряд преимуществ, такие как:
– Повышение мотивации и вовлеченности учащихся: игры предоставляют ученикам возможность учиться через игру и экспериментировать с концепциями информатики в интерактивной и увлекательной форме.
– Развитие практических навыков: учащиеся могут применять полученные знания в практических ситуациях, что способствует более глубокому пониманию материала и развитию навыков решения проблем.
– Формирование критического мышления: игровые сценарии часто требуют анализа и применения логического и алгоритмического мышления для решения задач, что способствует развитию критического мышления у учеников.
– Подготовка к будущей карьере: игры, связанные с информатикой и кибербезопасностью, могут помочь ученикам развить навыки, востребованные в современном мире информационных технологий, и подготовиться к будущей карьере в этой области.
Несмотря на множество преимуществ, применение игровых технологий на уроках информатики также может иметь свои ограничения, такие как необходимость тщательного планирования уроков, доступ к соответствующему оборудованию и программному обеспечению, а также оценка эффективности обучения.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что игровые технологии представляют собой эффективный инструмент для обучения информатики, способствуя активному и интерактивному обучению, развитию ключевых навыков и подготовке учащихся к современным вызовам в области информационных технологий.
1. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой.» Книга для учителя - М.: Просвещение, 1987.-160 с.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение. 1985. – 256 с.
3. Букичева О. Дидактические игры и дети //Учитель. - 2006. - №6.- С. 62-66.
4. Гуревич Р.С. Кроссворды по трудовому обучению. // Школа и производство -№ 9, 1989. - с 79-81.
5. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., Педагогика, 1975. - 110с.
6. Занков Л.Е. Наглядности и активизация учащихся в обучении. - М.: Просвещение, 1960. – 164 с.
7. Ильин В.С. Проблема воспитания потребности в знаниях у школьников - Ростов - на - Дону, 1971. - 86 с.
8. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Высшая школа,2004. - 412 с.
9. Манвелов О.Н. Манвелов С.Г. Основы конструирования урока. - Армавир, 1993. – 96 с.
10. Телеева Е.В., Залесова Н.В. Педагогические информатики. Учебное пособие. – Шадринск, 2007. – 90с.
11. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т 1. – М.: Просвещение, 1960. – 164 с.
12. Фридман Л.Н. Наглядность и моделирование в обучении - М.: Просвещение, 1984. – 122 с.
13. Шибанов А.А. Трудовое обучение и воспитание в школе - М.: Просвещение, 1989. – 312 с.
14. Шмаков С.А. Игра и дети. - М: Знание, 1968. - 64с.
15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1987. – 194 с.
16. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
17. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
18. Кайюа Р. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. - № 2, с. 67
19. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры, Эйдос, 1992. –
20. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов нД: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.
21. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/