Переселение и формирование эстонской общины на территории Крымского полуострова во второй половине XIX века
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……….….3
ГЛАВА 1. Предпосылки появления эстонских переселенцев в Крыму
1.1Крестьянская реформа – «Остзейский вариант»….………………..….…....…..12
1.2Крестьянские волнения в прибалтийских губерниях в середине XIX в…..…..15
1.3 Состояние сельского хозяйства в Крыму (60-е годы XIX в.)…….…………….17
Выводы к главе 1……………………19
ГЛАВА 2. Эстонские поселения в Крыму
2.1 Процесс переселения эстонских крестьян в Крым….………….…….………...22
2.2 Образование эстонских поселений в Крыму…28
Выводы к главе 2……………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...34
ГЛАВА 1. Предпосылки появления эстонских переселенцев в Крыму
1.1Крестьянская реформа – «Остзейский вариант»….………………..….…....…..12
1.2Крестьянские волнения в прибалтийских губерниях в середине XIX в…..…..15
1.3 Состояние сельского хозяйства в Крыму (60-е годы XIX в.)…….…………….17
Выводы к главе 1……………………19
ГЛАВА 2. Эстонские поселения в Крыму
2.1 Процесс переселения эстонских крестьян в Крым….………….…….………...22
2.2 Образование эстонских поселений в Крыму…28
Выводы к главе 2……………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...34
На протяжении веков Крым населяло множество различных этнических групп, воспоминания о которых сохранились благодаря трудам историков, начиная со времен античности. Каждая новая историческая эпоха пополняла многонациональный состав полуострова. В середине XIX в. в Крым переселяются представители эстонской национальности.
Эстонцы – ээстласед (самоназвание до XIX века – маарахвас, «народ нашей земли»), народ, основное население Эстонии. Эстонский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи [27, с. 529]. В русских летописях вместе с некоторыми другими западно-финскими племенами эстонцы именовались «чудью», позже – чухонцами, с середины XIX в. общеупотребляемым становится термин «эсты». Традиционным занятием коренного населения являлось пашенное земледелие, животноводство, охота, на побережье Балтийского моря – рыболовство [10; 26, с. 209].
В результате победы России над Швецией в Северной войне (1700 – 1721), по условию Ништадтского мирного договора территория современной Эстонии наряду с другими прибалтийскими областями вошла в состав Российского государства. Особенность управления в прибалтийских губерниях состояла в том, что привилегированным сословием здесь являлось пришлая германская аристократия, колонизировавшая в течение нескольких столетий данную территорию и составлявшая около 1% населения. Российское правительство, заинтересованное в поддержке местной элиты, гарантировало сохранение их прав на земельные владения и все сословные привилегии, существовавшие при шведском управлении; также сохранялись прежние привилегии в самоуправление городов, были признаны права лютеранской церкви [34, с. 420–431].
Еще в период шведского владычества начинается переселенческое движение эстонского крестьянства на российские земли: в XVII в. эстонские поселения появляются в Витебской губернии, а в XVIII в. на территории Псковской губернии [44, с. 19]. Сложность процессов, происходивших в поземельных отношениях, несовершенство законодательства в решении крестьянского вопроса привели к тяжелому экономическому положению эстонских крестьян, результатом чего стал новый всплеск миграционной активности населения прибалтийских губерний в середине XIX в. Одним из мест, куда направились представители эстонского этноса в поисках лучшей жизни, стал Крымский полуостров.
Миграционные процессы, происходившие в среде крестьянского населения России, широко освещались в досоветской историографии. Особенности колонизации, причины переселения крестьян во второй половине XIX века, его влияние на крестьянское землевладение и хозяйство рассматривает в своей монографии экономист, автор работ по статистике, аграрным общинам, переселенческим проблемам Александр Аркадьевич Кауфман (1864–1919). В частности, автор упоминает о желании Таврического губернского собрания 1866 г. «привлечь переселенцев на продаваемые частными землевладельцами в рассрочку земли…» [17, с. 37]. Автор трудов по агрономии, миграционной проблеме, экономической статистике Н. В. Карабанов в работе «Переселение и расселение крестьян» анализирует хозяйственное положение деревни на рубеже XIX–XX вв., проводит параллель между миграционным процессом и стоимостью пахотной земли по различным губерниям России, в частности отмечает, что стоимость «в Прибалтийских губерниях составляла 300–350 р. за десятину, а в Виленской губернии даже до 700 р. за десятину» [15, с. 5].
Некоторые аспекты основания и развития эстонских поселений в Крыму затрагивались в историко-этнографической литературе советского периода, к ним можно отнести исследования эстонского общественного деятеля Самуэля Соммера (1872–1940), изучавшего эстонские поселения юга России. В работе представлена история эстонских поселений Евпаторийского и Перекопского уездов, а также города Керчи. Автор оставил сведения о дате основания поселков, количестве дворов и населения, площади арендуемой земли и пр. [39, с.299–326]. Труды эстонского историка, академика АН ЭССР Виктора Андреевича Маамяги (1917–2005) «Эстонские поселенцы в СССР. 1917–1940 гг.» [22], «История Эстонской ССР» под ред. академика АН ЭССР Густава Иоганновича Наана (1919–1994) содержит информацию об экономическом положении эстонских крестьян, крестьянских волнениях 1858 г. в Эстонии, и, как следствие, новом всплеске переселенческого движения во внутренние губернии России, в том числе и в Крым, возникшем в среде последователей религиозной общины «малтсветовцев» [14, с. 186–207].
Проблемы формирования и развития эстонской общины в Крыму раскрываются в ряде научных публикаций современного периода, к ним можно отнести сборник трудов «Эстонцы в Крыму: очерки истории и культуры». Сборники материалов международных конференций, посвященных эстонцам Крыма [18; 19]. Публикации по теме исследования условно можно разделить на несколько групп. Работы, рассматривающие причины и процесс переселения эстонцев в Крым, охватывающие экономические предпосылки, религиозные устремления и особенности переселения эстонских крестьян на территорию крымского полуострова принадлежат В. В. Маковскому, М. В. Сухареву [23; 24]. Важные аспекты переселенческого движения эстонцев в Крым рассмотрены в статье О. И Воргуль, отмечается заинтересованность местных властей в привлечении переселенцев, рассматривается ряд проблем которыми столкнулись первые эстонские колонисты на крымской земле [9].
Вопросы истории основания поселений, земельно-арендные отношения, организация хозяйственной деятельности эстонских поселений в Крыму во второй половине XIX в. исследовались в публикациях М. Б. Левандовской [21], Л. Л. Никифоровой [28], Р. Ю. Валькман прослеживает историю с. Джурчи (Первомайское) [5], Е. В. Каркач используя широкий круг архивных документов, раскрывает страницы истории с. Замрук (Береговое) [16]. Важный вклад в изучение эстонских поселений представляют материалы, собранные краеведом-исследователем Леонгардом Яковлевичем Сальманом. На основе архивных материалов Крыма и Эстонии им составлена история освоения переселенцами из имения Колга в Харьюмаа (Эстония), крымского поселка Сырт-Каракчора (Даниловка) [37]. По его инициативе на русский язык переведены путевые заметки эстонского писателя-реалиста Эдуарда Вильде «В гостях у крымских эстонцев», содержащие уникальный материал, собранный автором в 1904г. [7].
Процесс переселения эстонцев в Крым невозможно рассматривать без связи с миграционным движением крымских татар 1854–1862 гг., повлекших серьезные изменения в экономике и культуре крымского полуострова. Данная проблематика рассматривается в работах Д. Ю. Золотарева [13], Бойко В. В. [4] в представленных работах проводится анализ социально-экономических, культурных и демографических последствий данного события.
Вопросам культурной и общественной жизни посвящена статья доктора философии Таллинского педагогического университета Тийу Куурмане «О среде, в которой воспитывались дети крымских эстонцев», где автор анализирует среду, в которой зародилась и развивалась система воспитания и образования крымских эстонцев, обращая внимание также на роль и педагогическое мастерство учителя, показывает место ребенка в семье и обществе [18, с. 233–246].
Эстонский исследователь Рутть Хинрикус, собравшая более чем восьмитысячное собрание текстов автобиографических воспоминаний, отмечает ряд повествований о Крыме: текст воспоминаний Густава Малтса (1837–1925) «История о вере Малтсвета и о переселении в Крым», Мярта Митта (1833–1912) «Поездка в Крым 1882. Конец апреля, начало мая», Александра Фридриха Раудкеппа (1849–1953) проживавшего в Крыму с 1882 по 1922 гг. и посвятившего этому периоду своей жизни воспоминание «На чужбине». Уроженец с. Замрук (Береговое) Оттомар Лааманн (1900–1988) оставил «Воспоминания о Крыме», Ида (Круук) Вялик – «Забытый Крым», Тина Трейманн – «О жизни и судьбе эстонцев из крымского села Джурчи» и др. Автобиографические работы помогают понять эпоху, бытовые обстоятельства и уклад жизни, непосредственные переживания участника события и его отношение происходящему [43]. Историю эстонских колонистов в Крыму на основе романов писателя-реалиста Эдуарда Вильде рассматривает директор Мемориального музея им. Э. Вильде Ливия Вийтол, исследователь доказывает историческую ценность романов Вильде отмечая, что они основаны на документальных источниках и воспоминаниях участников событий, непосредственно связанных с переселением эстонцев в Крым [6, с. 110].
Важным источником по изучению причин миграционной активности крестьян, возникшей на территории прибалтийских губерний в середине XIX в., является «Полное собрание законов Российской империи». Проанализированы законодательные источники, касающиеся крестьянской реформы в Остзейском крае и связанных с ней поземельных отношений, в частности – «Учреждение для эстляндских крестьян» от 23 мая 1816г. где фиксировались пункты условия перехода крестьян «в права свободного состояния» [35, с. 673– 676]. «Правила о порядке заселения владельческих в Крыму земель переселенцами из других губерний» утвержденные Александром II 8 ноября 1860 г. в рамках мер принятых «по случаю выхода татар за границу» [32, с. 220–224]. Правила устройства поселян-собственников (бывших колонистов) от 31 мая 1871г. [33, c. 813–819].
К группе опубликованных источников относится ряд статистических сборников середины ХIХ – начала ХХ в. которые содержат списки населенных пунктов Таврической губернии, материалы переписей, сведения о хозяйственных занятиях, количестве обрабатываемых поселенцами земель, видах высеваемых сельскохозяйственных культур и пр. К ним относятся: Материалы Трудов Экспедиции, снаряженной Императорскими Вольным экономическим и Русским географическим обществами, для исследования хлебной торговли и производительности в России, которые раскрывают возможности полуострова в выращивании зерновых и торговле хлебом через крымские порты. Важное место в трудах отведено проблеме недостатка сельских работников, связанные с последствиями Крымской войны, стоимости земельного фонда, особенностям арендных отношений, проблеме колонистов и последствия колонизации 1860-1867 гг., количеству вновь освоенных поселений на территории полуострова. В частности упоминается, что эстами заняты 3 селения в Перекопском уезде, и 1 селение в Симферопольском уезде [46, c. 9].
Широкий спектр статистических данных содержит издаваемая Таврическим губернским статистическим комитетом «Памятная книжка Таврической губернии», сборник позволяет получить сведения о состоянии природы, экономики, культуры, составе и занятиях жителей. Кроме того, периодичность издания позволяет наблюдать за изменениями, происходящими в губернии, что придает данному изданию исключительную ценность в качестве комплексного первоисточника для исторических и краеведческих исследований [29].
Данные, собранные Статистическим бюро Таврического губернского земства, содержат материалы, касающиеся времени появления эстонских переселенцев, мест их проживания, количество «удобной и неудобной земли», представлены данные касающиеся грамотности эстонского населения Крыма [1]. Важным источником для понимания процессов, происходящих в поземельных отношениях Эстляндской губернии середины XIX в., является труд русского этнографа и антрополога Алексея Николаевича Харузина (1864–1932) долгое время служившего секретарем крестьянской комиссии при эстляндском губернаторе. Автор составил историю развития статистики крестьянского землевладения в Эстляндской губернии, описал типы и характер крестьянского землевладения, привел статистические сведения о численности крестьянского населения, величине участков лежащих на крестьянской и мызной земле, осветил вопросы аренды и пр. [42]. Факты, отраженные в статистических сборниках, позволяют проследить динамику численности, характер расселения, содержат данные об экономических и социальных условиях жизнедеятельности эстонских колонистов в Крыму.
Дополнительным источником в исследовании послужила работа русского историка немецкого происхождения Леонида Александровича Арбузова (1848–1912) труд представляет исследование в области истории Прибалтийского края, автор акцентирует внимание на особенностях сословных отношений и проведении крестьянской реформы, состоянии сельского хозяйства, отмечает проблемы, связанные с прекращением вывоза в Англию сельскохозяйственной продукции во время Крымской войны, что отрицательно сказалось на экономике края и стало одной из причин миграционной активности эстонских крестьян [2].
В. Земцев рассматривает историю введения свободного договора между помещиком и крестьянином-арендатором в Прибалтийском крае, рассматривает проблемы, связанные с отменой правовых норм аренды закрепленных в вакенбухе (земельной описи), и сложным поиском консенсуса между помещиком и крестьянином. Часто противостояние принимало форму восстания, подавление которого заканчивалось жестоким наказанием и стремлением эстонских крестьян обрести новую Родину [12].
Важным источником в изучение истории крымских эстонцев являются работы эстонского писателя-реалиста Эдуард Вильде в 1904 г. предпринявшего путешествие на крымский полуостров, лично посещавшего эстонские поселения, встречавшегося с непосредственными участниками переселенческого движения малтсветовцев [7]. Таким образом, анализ его работ позволяет увидеть данный исторический процесс в ретроспективе, с точки зрения очевидца изучаемых событий.
Эстонское переселенческое движение имело довольно ограниченные временные рамки, хотя совершалось в несколько этапов. Эстонское население Крыма было малочисленно, так, по данным всероссийской переписи населения, на 1897 г. на территории полуострова проживало 2176 эстонцев, что составляло около 0,4% от общего числа жителей губернии. Малочисленность эстонской этнокультурной общности требует скрупулезного подхода в изучении данной проблематики, актуализирует вопросы сохранения исторической памяти и самоидентичности народа в поликультурном пространстве Крыма.
Несмотря на ряд раскрытых в научных публикациях аспектов формирования и развития эстонской общины в Крыму, в настоящее время отсутствуют комплексные исследования данной проблемы, что делает перспективной тему курсовой работы. Наличие перечисленного ряда научных проблем обуславливает актуальность данного исследования.
Объектом исследования является история Крыма в середине XIXв.
Предметом данного исследования является история эстонской общины на территории Крымского полуострова.
Цель. Исследовать особенности переселения и формирования эстонской общины на территории Крымского полуострова во второй половине XIX в.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историографию переселения представителей эстонского этноса в Крым;
2. Проанализировать предпосылки эстонской иммиграции на территорию полуострова;
3. Выявить особенности процесса переселения эстонских крестьян в Крым и формирования общины;
4. Отразить роль эстонской общины в этнокультурном пространстве Крыма.
Эстонцы – ээстласед (самоназвание до XIX века – маарахвас, «народ нашей земли»), народ, основное население Эстонии. Эстонский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи [27, с. 529]. В русских летописях вместе с некоторыми другими западно-финскими племенами эстонцы именовались «чудью», позже – чухонцами, с середины XIX в. общеупотребляемым становится термин «эсты». Традиционным занятием коренного населения являлось пашенное земледелие, животноводство, охота, на побережье Балтийского моря – рыболовство [10; 26, с. 209].
В результате победы России над Швецией в Северной войне (1700 – 1721), по условию Ништадтского мирного договора территория современной Эстонии наряду с другими прибалтийскими областями вошла в состав Российского государства. Особенность управления в прибалтийских губерниях состояла в том, что привилегированным сословием здесь являлось пришлая германская аристократия, колонизировавшая в течение нескольких столетий данную территорию и составлявшая около 1% населения. Российское правительство, заинтересованное в поддержке местной элиты, гарантировало сохранение их прав на земельные владения и все сословные привилегии, существовавшие при шведском управлении; также сохранялись прежние привилегии в самоуправление городов, были признаны права лютеранской церкви [34, с. 420–431].
Еще в период шведского владычества начинается переселенческое движение эстонского крестьянства на российские земли: в XVII в. эстонские поселения появляются в Витебской губернии, а в XVIII в. на территории Псковской губернии [44, с. 19]. Сложность процессов, происходивших в поземельных отношениях, несовершенство законодательства в решении крестьянского вопроса привели к тяжелому экономическому положению эстонских крестьян, результатом чего стал новый всплеск миграционной активности населения прибалтийских губерний в середине XIX в. Одним из мест, куда направились представители эстонского этноса в поисках лучшей жизни, стал Крымский полуостров.
Миграционные процессы, происходившие в среде крестьянского населения России, широко освещались в досоветской историографии. Особенности колонизации, причины переселения крестьян во второй половине XIX века, его влияние на крестьянское землевладение и хозяйство рассматривает в своей монографии экономист, автор работ по статистике, аграрным общинам, переселенческим проблемам Александр Аркадьевич Кауфман (1864–1919). В частности, автор упоминает о желании Таврического губернского собрания 1866 г. «привлечь переселенцев на продаваемые частными землевладельцами в рассрочку земли…» [17, с. 37]. Автор трудов по агрономии, миграционной проблеме, экономической статистике Н. В. Карабанов в работе «Переселение и расселение крестьян» анализирует хозяйственное положение деревни на рубеже XIX–XX вв., проводит параллель между миграционным процессом и стоимостью пахотной земли по различным губерниям России, в частности отмечает, что стоимость «в Прибалтийских губерниях составляла 300–350 р. за десятину, а в Виленской губернии даже до 700 р. за десятину» [15, с. 5].
Некоторые аспекты основания и развития эстонских поселений в Крыму затрагивались в историко-этнографической литературе советского периода, к ним можно отнести исследования эстонского общественного деятеля Самуэля Соммера (1872–1940), изучавшего эстонские поселения юга России. В работе представлена история эстонских поселений Евпаторийского и Перекопского уездов, а также города Керчи. Автор оставил сведения о дате основания поселков, количестве дворов и населения, площади арендуемой земли и пр. [39, с.299–326]. Труды эстонского историка, академика АН ЭССР Виктора Андреевича Маамяги (1917–2005) «Эстонские поселенцы в СССР. 1917–1940 гг.» [22], «История Эстонской ССР» под ред. академика АН ЭССР Густава Иоганновича Наана (1919–1994) содержит информацию об экономическом положении эстонских крестьян, крестьянских волнениях 1858 г. в Эстонии, и, как следствие, новом всплеске переселенческого движения во внутренние губернии России, в том числе и в Крым, возникшем в среде последователей религиозной общины «малтсветовцев» [14, с. 186–207].
Проблемы формирования и развития эстонской общины в Крыму раскрываются в ряде научных публикаций современного периода, к ним можно отнести сборник трудов «Эстонцы в Крыму: очерки истории и культуры». Сборники материалов международных конференций, посвященных эстонцам Крыма [18; 19]. Публикации по теме исследования условно можно разделить на несколько групп. Работы, рассматривающие причины и процесс переселения эстонцев в Крым, охватывающие экономические предпосылки, религиозные устремления и особенности переселения эстонских крестьян на территорию крымского полуострова принадлежат В. В. Маковскому, М. В. Сухареву [23; 24]. Важные аспекты переселенческого движения эстонцев в Крым рассмотрены в статье О. И Воргуль, отмечается заинтересованность местных властей в привлечении переселенцев, рассматривается ряд проблем которыми столкнулись первые эстонские колонисты на крымской земле [9].
Вопросы истории основания поселений, земельно-арендные отношения, организация хозяйственной деятельности эстонских поселений в Крыму во второй половине XIX в. исследовались в публикациях М. Б. Левандовской [21], Л. Л. Никифоровой [28], Р. Ю. Валькман прослеживает историю с. Джурчи (Первомайское) [5], Е. В. Каркач используя широкий круг архивных документов, раскрывает страницы истории с. Замрук (Береговое) [16]. Важный вклад в изучение эстонских поселений представляют материалы, собранные краеведом-исследователем Леонгардом Яковлевичем Сальманом. На основе архивных материалов Крыма и Эстонии им составлена история освоения переселенцами из имения Колга в Харьюмаа (Эстония), крымского поселка Сырт-Каракчора (Даниловка) [37]. По его инициативе на русский язык переведены путевые заметки эстонского писателя-реалиста Эдуарда Вильде «В гостях у крымских эстонцев», содержащие уникальный материал, собранный автором в 1904г. [7].
Процесс переселения эстонцев в Крым невозможно рассматривать без связи с миграционным движением крымских татар 1854–1862 гг., повлекших серьезные изменения в экономике и культуре крымского полуострова. Данная проблематика рассматривается в работах Д. Ю. Золотарева [13], Бойко В. В. [4] в представленных работах проводится анализ социально-экономических, культурных и демографических последствий данного события.
Вопросам культурной и общественной жизни посвящена статья доктора философии Таллинского педагогического университета Тийу Куурмане «О среде, в которой воспитывались дети крымских эстонцев», где автор анализирует среду, в которой зародилась и развивалась система воспитания и образования крымских эстонцев, обращая внимание также на роль и педагогическое мастерство учителя, показывает место ребенка в семье и обществе [18, с. 233–246].
Эстонский исследователь Рутть Хинрикус, собравшая более чем восьмитысячное собрание текстов автобиографических воспоминаний, отмечает ряд повествований о Крыме: текст воспоминаний Густава Малтса (1837–1925) «История о вере Малтсвета и о переселении в Крым», Мярта Митта (1833–1912) «Поездка в Крым 1882. Конец апреля, начало мая», Александра Фридриха Раудкеппа (1849–1953) проживавшего в Крыму с 1882 по 1922 гг. и посвятившего этому периоду своей жизни воспоминание «На чужбине». Уроженец с. Замрук (Береговое) Оттомар Лааманн (1900–1988) оставил «Воспоминания о Крыме», Ида (Круук) Вялик – «Забытый Крым», Тина Трейманн – «О жизни и судьбе эстонцев из крымского села Джурчи» и др. Автобиографические работы помогают понять эпоху, бытовые обстоятельства и уклад жизни, непосредственные переживания участника события и его отношение происходящему [43]. Историю эстонских колонистов в Крыму на основе романов писателя-реалиста Эдуарда Вильде рассматривает директор Мемориального музея им. Э. Вильде Ливия Вийтол, исследователь доказывает историческую ценность романов Вильде отмечая, что они основаны на документальных источниках и воспоминаниях участников событий, непосредственно связанных с переселением эстонцев в Крым [6, с. 110].
Важным источником по изучению причин миграционной активности крестьян, возникшей на территории прибалтийских губерний в середине XIX в., является «Полное собрание законов Российской империи». Проанализированы законодательные источники, касающиеся крестьянской реформы в Остзейском крае и связанных с ней поземельных отношений, в частности – «Учреждение для эстляндских крестьян» от 23 мая 1816г. где фиксировались пункты условия перехода крестьян «в права свободного состояния» [35, с. 673– 676]. «Правила о порядке заселения владельческих в Крыму земель переселенцами из других губерний» утвержденные Александром II 8 ноября 1860 г. в рамках мер принятых «по случаю выхода татар за границу» [32, с. 220–224]. Правила устройства поселян-собственников (бывших колонистов) от 31 мая 1871г. [33, c. 813–819].
К группе опубликованных источников относится ряд статистических сборников середины ХIХ – начала ХХ в. которые содержат списки населенных пунктов Таврической губернии, материалы переписей, сведения о хозяйственных занятиях, количестве обрабатываемых поселенцами земель, видах высеваемых сельскохозяйственных культур и пр. К ним относятся: Материалы Трудов Экспедиции, снаряженной Императорскими Вольным экономическим и Русским географическим обществами, для исследования хлебной торговли и производительности в России, которые раскрывают возможности полуострова в выращивании зерновых и торговле хлебом через крымские порты. Важное место в трудах отведено проблеме недостатка сельских работников, связанные с последствиями Крымской войны, стоимости земельного фонда, особенностям арендных отношений, проблеме колонистов и последствия колонизации 1860-1867 гг., количеству вновь освоенных поселений на территории полуострова. В частности упоминается, что эстами заняты 3 селения в Перекопском уезде, и 1 селение в Симферопольском уезде [46, c. 9].
Широкий спектр статистических данных содержит издаваемая Таврическим губернским статистическим комитетом «Памятная книжка Таврической губернии», сборник позволяет получить сведения о состоянии природы, экономики, культуры, составе и занятиях жителей. Кроме того, периодичность издания позволяет наблюдать за изменениями, происходящими в губернии, что придает данному изданию исключительную ценность в качестве комплексного первоисточника для исторических и краеведческих исследований [29].
Данные, собранные Статистическим бюро Таврического губернского земства, содержат материалы, касающиеся времени появления эстонских переселенцев, мест их проживания, количество «удобной и неудобной земли», представлены данные касающиеся грамотности эстонского населения Крыма [1]. Важным источником для понимания процессов, происходящих в поземельных отношениях Эстляндской губернии середины XIX в., является труд русского этнографа и антрополога Алексея Николаевича Харузина (1864–1932) долгое время служившего секретарем крестьянской комиссии при эстляндском губернаторе. Автор составил историю развития статистики крестьянского землевладения в Эстляндской губернии, описал типы и характер крестьянского землевладения, привел статистические сведения о численности крестьянского населения, величине участков лежащих на крестьянской и мызной земле, осветил вопросы аренды и пр. [42]. Факты, отраженные в статистических сборниках, позволяют проследить динамику численности, характер расселения, содержат данные об экономических и социальных условиях жизнедеятельности эстонских колонистов в Крыму.
Дополнительным источником в исследовании послужила работа русского историка немецкого происхождения Леонида Александровича Арбузова (1848–1912) труд представляет исследование в области истории Прибалтийского края, автор акцентирует внимание на особенностях сословных отношений и проведении крестьянской реформы, состоянии сельского хозяйства, отмечает проблемы, связанные с прекращением вывоза в Англию сельскохозяйственной продукции во время Крымской войны, что отрицательно сказалось на экономике края и стало одной из причин миграционной активности эстонских крестьян [2].
В. Земцев рассматривает историю введения свободного договора между помещиком и крестьянином-арендатором в Прибалтийском крае, рассматривает проблемы, связанные с отменой правовых норм аренды закрепленных в вакенбухе (земельной описи), и сложным поиском консенсуса между помещиком и крестьянином. Часто противостояние принимало форму восстания, подавление которого заканчивалось жестоким наказанием и стремлением эстонских крестьян обрести новую Родину [12].
Важным источником в изучение истории крымских эстонцев являются работы эстонского писателя-реалиста Эдуард Вильде в 1904 г. предпринявшего путешествие на крымский полуостров, лично посещавшего эстонские поселения, встречавшегося с непосредственными участниками переселенческого движения малтсветовцев [7]. Таким образом, анализ его работ позволяет увидеть данный исторический процесс в ретроспективе, с точки зрения очевидца изучаемых событий.
Эстонское переселенческое движение имело довольно ограниченные временные рамки, хотя совершалось в несколько этапов. Эстонское население Крыма было малочисленно, так, по данным всероссийской переписи населения, на 1897 г. на территории полуострова проживало 2176 эстонцев, что составляло около 0,4% от общего числа жителей губернии. Малочисленность эстонской этнокультурной общности требует скрупулезного подхода в изучении данной проблематики, актуализирует вопросы сохранения исторической памяти и самоидентичности народа в поликультурном пространстве Крыма.
Несмотря на ряд раскрытых в научных публикациях аспектов формирования и развития эстонской общины в Крыму, в настоящее время отсутствуют комплексные исследования данной проблемы, что делает перспективной тему курсовой работы. Наличие перечисленного ряда научных проблем обуславливает актуальность данного исследования.
Объектом исследования является история Крыма в середине XIXв.
Предметом данного исследования является история эстонской общины на территории Крымского полуострова.
Цель. Исследовать особенности переселения и формирования эстонской общины на территории Крымского полуострова во второй половине XIX в.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историографию переселения представителей эстонского этноса в Крым;
2. Проанализировать предпосылки эстонской иммиграции на территорию полуострова;
3. Выявить особенности процесса переселения эстонских крестьян в Крым и формирования общины;
4. Отразить роль эстонской общины в этнокультурном пространстве Крыма.
Социально-экономические противоречия, вызванные нехваткой земли и привилегированным положением ее владельцев, сформировали у эстонских крестьян острую потребность в поиске нового места жительства. Во второй половине XIX в. начинаются массовые миграции сельского населения в Поволжье, Сибирь, на Урал, Кавказ и в Крым. Обратная картина складывается на рубеже 60-70 гг. XIX в. в Крыму: острый дефицит рабочих рук, огромные земельные территории, остающиеся необработанными, что, в свою очередь, вызвало падение цен на землю и значительный рост заработной платы.
Заинтересованные в заселении пустынных территорий, покинутых крымскими татарами вследствие Крымской войны (1853–1856, власти Новороссийского края и Таврической губернии предлагали переселенцам ряд льготных условий, что касалось размера земельных наделов, временного освобождения от налогов, материальной помощи на обзаведение хозяйством. Подобное сочетание условий и привело к образованию на территории Крымского полуострова поселений эстонских колонистов.
Процесс переселения проходил в несколько этапов. Основные волны переселения пришлись на 1861, 1862 и 1869 гг. Эстонские мигранты селились, как правило, в сёлах, оставленных крымскими татарами в ходе их эмиграции в Турцию. Транспортные расходы не финансировались государством и для небогатых эстонских крестьян переезд в Крым был очень тяжёлым. Власти Таврической губернии соблюдали взятые на себя обязательства и оказывали переселенцам посильную помощь, в то время как частные землевладельцы часто своими обязательствами пренебрегали.
Местное население независимо от этнической принадлежности и вероисповедания на первых порах оказывало терпящим нужду эстонским переселенцам посильную помощь, что свидетельствует о высоком уровне толерантности на территории многонационального Крымского полуострова.
Не все эстонские переселенцы смогли интегрироваться на новом месте. Покинул с. Аабрами-кюла и вернулся в Эстонию один из первых переселенцев, вступивших на Крымскую землю, зажиточный крестьянин Аабрам Норт. Несмотря на значительную поддержку, оказанную государством лифляндской группе эстонцев, поселившихся в селе Токулчак Перекопского уезда, они вступили в длительный конфликт с местными властями длившийся до1864 г., и не уплатив долг по земельному налогу, переехали на Кавказ [8, с. 668–670].
Заинтересованные в заселении пустынных территорий, покинутых крымскими татарами вследствие Крымской войны (1853–1856, власти Новороссийского края и Таврической губернии предлагали переселенцам ряд льготных условий, что касалось размера земельных наделов, временного освобождения от налогов, материальной помощи на обзаведение хозяйством. Подобное сочетание условий и привело к образованию на территории Крымского полуострова поселений эстонских колонистов.
Процесс переселения проходил в несколько этапов. Основные волны переселения пришлись на 1861, 1862 и 1869 гг. Эстонские мигранты селились, как правило, в сёлах, оставленных крымскими татарами в ходе их эмиграции в Турцию. Транспортные расходы не финансировались государством и для небогатых эстонских крестьян переезд в Крым был очень тяжёлым. Власти Таврической губернии соблюдали взятые на себя обязательства и оказывали переселенцам посильную помощь, в то время как частные землевладельцы часто своими обязательствами пренебрегали.
Местное население независимо от этнической принадлежности и вероисповедания на первых порах оказывало терпящим нужду эстонским переселенцам посильную помощь, что свидетельствует о высоком уровне толерантности на территории многонационального Крымского полуострова.
Не все эстонские переселенцы смогли интегрироваться на новом месте. Покинул с. Аабрами-кюла и вернулся в Эстонию один из первых переселенцев, вступивших на Крымскую землю, зажиточный крестьянин Аабрам Норт. Несмотря на значительную поддержку, оказанную государством лифляндской группе эстонцев, поселившихся в селе Токулчак Перекопского уезда, они вступили в длительный конфликт с местными властями длившийся до1864 г., и не уплатив долг по земельному налогу, переехали на Кавказ [8, с. 668–670].



