Формирование познавательного интереса учащихся в кружке вязания
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы формирования познавательного интереса 8
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес» 8
1.2 Методы и приёмы формирования познавательного интереса 15
1.3 Исследование формирования познавательного интереса на
занятиях в кружке вязания 22
Выводы по 1 главе 25
2 Методика формирования познавательного интереса учащихся в кружке
«Вязание» 27
2.1 Программа кружка «Вязание» 27
2.2 Рекомендации по формированию познавательного интереса
учащихся в кружке «Вязание» 36
Выводы по 2 главе 39
3 Разработка наглядного пособия для формирования познавательного
интереса учащихся 40
3.1 Обоснования выбора средств и приемов обучения в кружке
«Вязание» 40
3.2 Обзор аналогов и эскизный проект вязанной настольной игры 43
3.3 Разработка схем и технологии изготовления настольной игры 48
3.4 Расчёт себестоимости проекта 54
Выводы по 3 главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для учащихся 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Правила игры «Активити» на тему «Быт русского
народа» 65
ПРИЛОЖЕНИЕ В Карточки с заданиями для настольной игры «Активити» на тему «Быт русского народа» 67
1 Теоретические основы формирования познавательного интереса 8
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес» 8
1.2 Методы и приёмы формирования познавательного интереса 15
1.3 Исследование формирования познавательного интереса на
занятиях в кружке вязания 22
Выводы по 1 главе 25
2 Методика формирования познавательного интереса учащихся в кружке
«Вязание» 27
2.1 Программа кружка «Вязание» 27
2.2 Рекомендации по формированию познавательного интереса
учащихся в кружке «Вязание» 36
Выводы по 2 главе 39
3 Разработка наглядного пособия для формирования познавательного
интереса учащихся 40
3.1 Обоснования выбора средств и приемов обучения в кружке
«Вязание» 40
3.2 Обзор аналогов и эскизный проект вязанной настольной игры 43
3.3 Разработка схем и технологии изготовления настольной игры 48
3.4 Расчёт себестоимости проекта 54
Выводы по 3 главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для учащихся 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Правила игры «Активити» на тему «Быт русского
народа» 65
ПРИЛОЖЕНИЕ В Карточки с заданиями для настольной игры «Активити» на тему «Быт русского народа» 67
В настоящее время в современной дидактике, опирающейся на новейшие достижения педагогики и психологии, накоплен значительный объем знаний, необходимый для постановки и исследования проблемы развития познавательного интереса в обучении и формировании личности ученика в целом.
Интерес к познанию - особый вид познавательного интереса. Областью интереса к познанию является познавательная деятельность учащегося, в процессе которой он овладевает содержанием учебных предметов и умениями, способствующими получению образования. Особая ценность познавательного интереса учащегося для развития его как личности состоит в воздействие такого интереса на активизацию психических процессов. Такая активизация приносит интеллектуальное удовлетворение личности и на основе этого происходит эмоциональный подъем. Поэтому познавательный интерес является существенным мотивом активности личности, ее познавательной деятельности.
Познавательный интерес характеризуется важной особенностью - центром его является познавательная задача, требующая от человека активной творческой или поисковой работы.
Формирование познавательного интереса школьников можно достичь в процессе организации внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы школы.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Исходя из этого, внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Внеурочная деятельность, осуществляемая в различных формах (экскурсии, кружки, секции, круглые столы и др.) формирует потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, способствует развитию устойчивого познавательного интереса.
Формирование познавательного интереса, в том числе в кружках технологического профиля, одним из которых является вязание, во многом зависит от того, насколько учащиеся проявляют интерес к изучаемому материалу.
Для того чтобы заинтересовать детей на начальном этапе обучения вязанию, необходимо предложить интересные им средства обучения, благодаря которым учащиеся смогут изготовить самостоятельно разнообразные изделия. Они должны состоять из простых элементов, связанных при помощи основных приёмов вязания.
Таким образом, в современном состоянии вопроса сложилось противоречие: между необходимостью и важностью формирования познавательного интереса учащихся и отсутствием разработанных средств обучения и методических рекомендаций по формированию познавательного интереса учащихся в кружке «Вязание».
Наличие противоречия позволило сформулировать проблему нашего исследования - какие методы, формы и средства необходимо использовать в кружке «Вязание», чтобы они могли содействовать формированию познавательного интереса учащихся. Указанная проблема недостаточно
Цель исследования - разработать методику, способствующую формированию познавательного интереса учащихся в кружке «Вязание».
Объект исследования - формирование познавательного интереса учащихся.
Предмет исследования - методика формирования познавательного интереса учащихся в кружке «Вязание».
Гипотеза исследования - разработанная методика проведения занятий в кружке вязания будет способствовать формированию познавательного интереса учащихся.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие
задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы формирования познавательного интереса.
2) Разработать методику формирования познавательного интереса в кружке «Вязание».
3) Разработать наглядное пособие, способствующее формированию познавательного интереса.
4) Проверить эффективность внедрения методики по формированию познавательного интереса.
Теоретико-методологической основой работы явились труды педагогов о проблеме формирования познавательного интереса учащихся
(Г.И. Щукиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Воронова); теоретические положения о сущности познавательного интереса (В.И. Ковалева, С.Л. Рубинштейна, С.М. Вишнякова), нормативные документы - Федеральный государственный образовательный стандарт.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Бийска.
Практическая значимость исследования: материалы настоящего исследования могут быть использованы руководителями кружка, педагогами дополнительного образования для формирования познавательного интереса у учащихся при организации работы кружка «Вязание».
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованной литературы, приложение.
Интерес к познанию - особый вид познавательного интереса. Областью интереса к познанию является познавательная деятельность учащегося, в процессе которой он овладевает содержанием учебных предметов и умениями, способствующими получению образования. Особая ценность познавательного интереса учащегося для развития его как личности состоит в воздействие такого интереса на активизацию психических процессов. Такая активизация приносит интеллектуальное удовлетворение личности и на основе этого происходит эмоциональный подъем. Поэтому познавательный интерес является существенным мотивом активности личности, ее познавательной деятельности.
Познавательный интерес характеризуется важной особенностью - центром его является познавательная задача, требующая от человека активной творческой или поисковой работы.
Формирование познавательного интереса школьников можно достичь в процессе организации внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы школы.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Исходя из этого, внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Внеурочная деятельность, осуществляемая в различных формах (экскурсии, кружки, секции, круглые столы и др.) формирует потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, способствует развитию устойчивого познавательного интереса.
Формирование познавательного интереса, в том числе в кружках технологического профиля, одним из которых является вязание, во многом зависит от того, насколько учащиеся проявляют интерес к изучаемому материалу.
Для того чтобы заинтересовать детей на начальном этапе обучения вязанию, необходимо предложить интересные им средства обучения, благодаря которым учащиеся смогут изготовить самостоятельно разнообразные изделия. Они должны состоять из простых элементов, связанных при помощи основных приёмов вязания.
Таким образом, в современном состоянии вопроса сложилось противоречие: между необходимостью и важностью формирования познавательного интереса учащихся и отсутствием разработанных средств обучения и методических рекомендаций по формированию познавательного интереса учащихся в кружке «Вязание».
Наличие противоречия позволило сформулировать проблему нашего исследования - какие методы, формы и средства необходимо использовать в кружке «Вязание», чтобы они могли содействовать формированию познавательного интереса учащихся. Указанная проблема недостаточно
Цель исследования - разработать методику, способствующую формированию познавательного интереса учащихся в кружке «Вязание».
Объект исследования - формирование познавательного интереса учащихся.
Предмет исследования - методика формирования познавательного интереса учащихся в кружке «Вязание».
Гипотеза исследования - разработанная методика проведения занятий в кружке вязания будет способствовать формированию познавательного интереса учащихся.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие
задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы формирования познавательного интереса.
2) Разработать методику формирования познавательного интереса в кружке «Вязание».
3) Разработать наглядное пособие, способствующее формированию познавательного интереса.
4) Проверить эффективность внедрения методики по формированию познавательного интереса.
Теоретико-методологической основой работы явились труды педагогов о проблеме формирования познавательного интереса учащихся
(Г.И. Щукиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Воронова); теоретические положения о сущности познавательного интереса (В.И. Ковалева, С.Л. Рубинштейна, С.М. Вишнякова), нормативные документы - Федеральный государственный образовательный стандарт.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Бийска.
Практическая значимость исследования: материалы настоящего исследования могут быть использованы руководителями кружка, педагогами дополнительного образования для формирования познавательного интереса у учащихся при организации работы кружка «Вязание».
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованной литературы, приложение.
В ходе исследования были решены поставленные задачи, подтверждена выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают актуальность и практическую значимость работы.
Выявлено, что познавательный интерес представляет собой особую избирательную направленность личности на процессе познания, действительности, которая является значимой и эмоционально привлекательной.
Выделены методы и приёмы формирования познавательного интереса учащихся: выделение объективных возможностей интересных сторон, явлений окружающей жизни; создание у детей состояния активной заинтересованности окружающими явлениями и ценностями; создание условий для самосовершенствования; активное использование приёмов удивления, ситуаций занимательности, ситуации успеха, самоконтроль и самооценка учащихся; совместная коллективная работа; применение метода познавательных игр.
Проведено экспериментальное исследование на констатирующем этапе, с применением авторской анкеты «Анкета для учащихся кружка «Вязание», который выявил преобладание среднего уровня познавательного интереса учащихся на начало работы. Внедрение в учебный процесс разработанной методики, средств обучения и проведение контрольного этапа эксперимента подтвердило значительное повышение познавательного интереса учащихся к деятельности в кружке «Вязание».
Установлено, что фронтальная организация работы учащихся является наиболее удобной формой организации планируемых кружковых занятий. Рассмотрены возможности применения различных методов в целях развития познавательной активности учащихся (беседы, рассказ, презентация, демонстрация, совместные действия руководителя и членов кружка по воспроизведению изделий в рисунках, чертежах, моделях, схемах, алгоритмический метод, эвристические и поисковые методы обучения). Выявлены достоинства групповой и игровой форм работы в кружке.
Составлены рекомендации, выбраны наиболее оптимальные методы и приемы по формированию познавательного интереса учащихся в кружке «вязание»: постановка проблемных вопросов, решение эвристических задач, элементы игры, широкое использование сравнений и аналогий, систематические ознакомления с новинками журналов мод и специальной литературы, организация учебных дискуссий, создание проблемных ситуаций, создание ситуации успеха, совместная подготовка и смена экспозиции выставки работ кружковцев, групповые формы работы, экскурсии, игровая деятельность.
Рассмотрена организация кружка «Вязание», разработана программа и составлен календарно - тематический план.
Разработан проект средств обучения в кружке вязания для обучающихся 10-12 лет - вариант настольной игры «Активити» на тему «Быт русского народа», элементы которой учащиеся вяжут самостоятельно.
Рассчитана себестоимость разработки и изготовления проекта, которая составила 15202,08 руб.
Результаты исследования могут быть внедрены в кружки вязания и использованы на уроках технологии при изучении тем по вязанию крючком для повышения познавательного интереса учащихся.
Выявлено, что познавательный интерес представляет собой особую избирательную направленность личности на процессе познания, действительности, которая является значимой и эмоционально привлекательной.
Выделены методы и приёмы формирования познавательного интереса учащихся: выделение объективных возможностей интересных сторон, явлений окружающей жизни; создание у детей состояния активной заинтересованности окружающими явлениями и ценностями; создание условий для самосовершенствования; активное использование приёмов удивления, ситуаций занимательности, ситуации успеха, самоконтроль и самооценка учащихся; совместная коллективная работа; применение метода познавательных игр.
Проведено экспериментальное исследование на констатирующем этапе, с применением авторской анкеты «Анкета для учащихся кружка «Вязание», который выявил преобладание среднего уровня познавательного интереса учащихся на начало работы. Внедрение в учебный процесс разработанной методики, средств обучения и проведение контрольного этапа эксперимента подтвердило значительное повышение познавательного интереса учащихся к деятельности в кружке «Вязание».
Установлено, что фронтальная организация работы учащихся является наиболее удобной формой организации планируемых кружковых занятий. Рассмотрены возможности применения различных методов в целях развития познавательной активности учащихся (беседы, рассказ, презентация, демонстрация, совместные действия руководителя и членов кружка по воспроизведению изделий в рисунках, чертежах, моделях, схемах, алгоритмический метод, эвристические и поисковые методы обучения). Выявлены достоинства групповой и игровой форм работы в кружке.
Составлены рекомендации, выбраны наиболее оптимальные методы и приемы по формированию познавательного интереса учащихся в кружке «вязание»: постановка проблемных вопросов, решение эвристических задач, элементы игры, широкое использование сравнений и аналогий, систематические ознакомления с новинками журналов мод и специальной литературы, организация учебных дискуссий, создание проблемных ситуаций, создание ситуации успеха, совместная подготовка и смена экспозиции выставки работ кружковцев, групповые формы работы, экскурсии, игровая деятельность.
Рассмотрена организация кружка «Вязание», разработана программа и составлен календарно - тематический план.
Разработан проект средств обучения в кружке вязания для обучающихся 10-12 лет - вариант настольной игры «Активити» на тему «Быт русского народа», элементы которой учащиеся вяжут самостоятельно.
Рассчитана себестоимость разработки и изготовления проекта, которая составила 15202,08 руб.
Результаты исследования могут быть внедрены в кружки вязания и использованы на уроках технологии при изучении тем по вязанию крючком для повышения познавательного интереса учащихся.



