ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЭМПАТИЯ» 6
1.2. ВИДЫ ЭМПАТИИ И ЕЁ УРОВНИ 9
1.3. ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 15
1.4 КИНОИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ 25
1.5. ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 32
Глава 2. ОПЫТНО-ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЭМПАТИИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 37
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРЕМЕНТА 43
2.3. ПРОГРМАММА 49
2.4. ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
Становление личности человека начинается с рождения. С самых ранних лет жизни ребенка, его нужно всесторонне развивать. Одна из важных в наше время сторон личности - развитие эмпатии, то есть способности воспринимать внутренний мир другого человека, умение сочувствовать людям в сложных жизненных ситуациях.
Развитием данного качества занимаются и родители, и педагоги. Основа должна закладываться в семье. Но если в семье данным направлением развития не занимаются, то образовательное учреждение должно это исправить. Чем раньше ребенок будет эмпатичен, тем более гуманным будет. Он станет лучше понимать людей, правильно трактовать эмоции, уметь эти эмоции прочувствовать самому, а также относиться к окружающему миру с добрыми чувствами.
Эмпатия играет важную роль во взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, которое, в свою очередь, оказывает системное влияние на общий эмоциональный фон отношений ребенка с миром и самим собой.
Вопрос эмпатии начали рассматривать не так давно. Активные изучения начались с 17-18 века. Первыми учеными, обратившими внимание на это свойство человека были европейцы (Б. Спиноза, А. Смит, И. Кант). В 19 веке больших успехов добились английские мыслители (Г. Спенсер и Г. Льюс).
В 20 веке активно изучали вопрос эмпатии русские психологи (Х. Блер, К. Каутский, Л.С. Франк, А. Меграбьян, В. Бойко, В. Лабунская, А. Макеева, М. Муканова, Л. Божович, Т. Конникова, А.А. Бодалёв, Т.П. Гаврилова, Л.И. Джрназян, Л.П. Стрелкова, А.Г. Ковалёв, С.Б. Борисенко, Л.П. Выговская). Сам термин «эмпатия» ввел американский психолог Э. Титченер. Также европейские психологи 20 века внесли вклад о представление эмпатии (Т. Липпс, В. Колер, Дж. Мид, К. Роджерс, . Э. Стотлэнд, Ф. Бэтсона, Л. Виспе, Р. Даймонд, М. Дэвис).
Тема представленной дипломной работы - создание мультипликационных фильмов как средство развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста.
Перед нами стоит цель - выявить особенности развития эмпатии у детей младшего школьного возраста и разработать программу, способствующую на развитие уровня эмпатии.
Объект исследования: процесс развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: создание мультипликационного фильма.
Гипотеза: если создание мультипликационного фильма будет включать:
- беседы с нравственным содержанием;
- эмоционально-нравственное переживание;
- творчество, отражающее нравственные ориентиры поведения,
то это будет способствовать повышению уровня эмпатии у детей младшего школьного возраста.
В связи с поставленной целью перед нами стоят такие задачи:
- Изучить общие характеристики эмпатии на основе теоретического анализа литературы;
- Подобрать методики выявления уровня развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
- Выявить актуальный уровень развития эмпатии учеников начальной школы.
- Разработать программу, способствующую повышению эмпатии младших школьников
Теоретико-методологическими основами исследования являются:
- положения гуманистической психологии и педагогики, признающие личность и ее переживания высшей ценностью (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, А. Маслоу, C.JI. Рубинштейн, К. Роджерс, и др.;
- педагогические и психологические концепции детства, отражающие задачи социализации как ведущие в становлении личности детей дошкольного возраста (JI.C. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, Н.Ф. Голованова, В.Т. Кудрявцев, P.M. Чумичева и др.);
- исследования, посвященные феномену эмпатии в структуре личности человека (Н.Н. Обозов, Т.А. Барышева, А.А. Бодалев, В.В. Бойко, Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менжерицкая и др.);
- деятельностный подход (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), согласно которому развитие эмпатии рассматривается как развитие определенной способности в целостной структуре личности и индивидуальности (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын).
В целях решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, опытно-экспериментальная работа. В ходе педагогического эксперимента использовались: опрос, беседы, диагностические задания и ситуации, анализ результатов их выполнения, наблюдение.
Экспериментальной базой исследования является МБОУ «СОШ №161» г. Зеленогорска Красноярского края. Участие принимали 24 учащихся 2 «А» класса и 23 учащихся 2 «Б» класса.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что разработанная программа повышения уровня эмпатии у младших школьников посредством создания мультипликационных фильмов может быть реализована на базе большинства школ нашего региона и страны.
Теоретический анализ позволил выделить два подхода к пониманию и определению феномена эмпатии в науке, согласно которым она рассматривается с одной стороны как психический процесс, с другой стороны как способность и свойство личности. Отсутствие единого подхода к определению данного феномена свидетельствует о его неоднозначности и сложных структурных характеристиках.
Анализ научной литературы показал, что развитие эмпатии младших школьников является одной из актуальных задач педагогики и рассматривается в контексте нравственного и социально-эмоционального развития ребенка. Однако, наряду с актуальностью отмечается сложность в поиске и выборе педагогических средств, способствующих развитию данной способности у младшего школьника.
Развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста - это процесс, в котором проектируется поэтапное освоение ребенком способов эмоционально - действенного отношения к сверстникам и окружающему миру.
На основании анализа психолого-педагогической литературы нами выделены компоненты развития эмпатии у детей младшего школьного возраста (эмоциональный, когнитивный и поведенческий) и их критерии.
Для выявления уровня развития эмпатии у младших школьников нами были выделены и проведены 3 методики. Результаты исследований показали, что современный ребенок обладает средним уровнем развития эмпатии. Поэтому, данная проблема является актуальной и требует, чтобы педагогическое сообщество уделило внимание данному направлению развития личности ребенка.
Мультипликационный фильм рассматривается в нашем исследовании как произведение искусства, отображающее образное представление окружающего мира, как предметного, так и социального. На основе искусствоведческой и психологической литературы нами выделены особенности и потенциальные преимущества мультфильма, позволяющие ему выступать в качестве средства повышения уровня развития эмпатии. Среди таковых нами выделены: смешение фантастического и реального, метафоричность представленных художественных образов, яркость и выразительность образов, простота доступность сюжета, идентичность сюжетной линии личному опыту и жизни школьника, наличие нравственных замыслов и идей содержания мультфильмов. Мультфильм как произведение искусства за счет своей метафоричности и схватывания целостного образа углубляет возможности и расширяет границы используемых педагогом методов и приемов развития эмпатии. На основе анализа психолого-педагогических исследований и собственных наблюдений нами были выявлены особенности просмотра и восприятия детьми 7-9 лет мультфильмов, вызывающие трудности и неумение младшего школьника самостоятельно полноценно воспринять и осмыслить кинопроизведение. Необходимость решения проблемы повышения качества восприятия и понимания ребенком мультфильма предопределила введение в наше исследование понятия медиаграмотность, описывающее работу мысли ребенка при восприятии им многоплановых образов, связей и смыслов экранных искусств.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - JI., 1969. - 339 с.
2. Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). Пособие для учителя. - М.: Изд-во Российской академии образования, 2004. - 55 с.
3. Баженова Л.М. Наш друг экран. Пособие для учащихся
общеобразовательных школ. (1-4 классов). Вып. 1, 2. - М.: Пассим, 1995. - 77 с.
4. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 254-256.
5. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. -Л., 1965. - 123 с.
6. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Л., 1970.- 135 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.- 484 с.
8. Божович Л.И., Конников Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей. //Вопросы психологии. 1975, № 1. С. 80-89.
9. Бреслав, Г.М. Психология эмоций Текст. / Г.М. Бреслав. М.: Смысл; Академия, 2004. - 544 с.
10. Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. 207 с.
11. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1987. - 200 с.
12. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.- 142 с.
13. Возчиков В.А. Введение в медиаобразование. Учебное пособие. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. - 64 с.
14. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи. //Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 4. С. 55-65.
15. Выготский J1.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. 1966, № 6. С. 62-75.
16. Выготский JI.C. Кризис семи лет //Собрание соч.: В 6 тт. Т. 4. М., 1984. С.376-385.
17. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков. /Психология межличностного познания. /Под ред. А.А. Бодалева. - М., 1981. - С. 122-139.
18. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. -М.: Знание, 1984. -80 с.
19. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. //Вопросы психологии. 1975, № 2. С. 147-155.
20. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1977. - 23 с.
21. Гиппенрейтер Ю.Б., Корягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен детской эмпатии. //Вопросы психологии. 1993, № 4. С. 61-68.
22. Долгова В. И., Мельник Е. В., Петрова Н. М. Феномен эмпатии в психологических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 86-90. - URL:http://e-koncept.ru/2015/95524.htm.
23. Джерназян Л.Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Тбилиси, 1984. - 16 с.
24. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. — 752с.: ил.
25. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. - М., 1971. - 94 с.
26. Котырло В.К. Об особенностях формирования эмоционально волевой сферы дошкольников // Дошкольное воспитание. 1968, № 2. С. 41-44.
27. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. - М.: Просвещение, 1990. 175 с.
28. Лисина М.И., Корпицкая С.В. Взаимоотношение ребенка с
окружающими людьми. /Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 112-117.
29. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у
дошкольников. -Кишенев, 1983,- 109 с.
30. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.
31. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. -360 с.
32. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности. //Вопросы психологии. 1993, № 4, С. 68-73.
33. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. - М.: Изд-во
Российского открытого университета, 1992. - 332 с.
34. Петровский А.В. Эмоциональная идентификация в группе и способ ее выявления //К вопросу о диагностике личности в группе. М., 1973. С. 69-78.
35. Психология межличностного познания. /Под ред. А.А. Бодалева. - М., 1981.-224 с.
36. Рыбак Л.А. Наедине с фильмом. Об искусстве быть кинозрителем: Кино и школа - М.: Изд-во БПСК, 1980. - 57 с.
37. Симеонова Л. Человек рядом. Пер. с болг. - М., 1989. - 159 с.
38. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1981. -215 с.
39. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980. -176 с.
40. Сопиков А.П. Механизм эмпатии. //Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Научные труды Кубанского гос. ун-та. - Краснодар, 1977. Вып. 235. С. 89-95.
41. Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. - Курган: Изд-во Ин-та пов. квалификации и переподготовки работников образования, 1999. - 114 с.
42. Федоров Александр Викторович Медиаобразование: вчера и сегодня, - М.: Директ-Медиа, 2013. 233 с.
43. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития. //Вопросы психологии. 1998, № 1. С. 3-18.
44. Эриксон Э. Детство и общество. / Пер.с англ. - СПб: Ленато, АСГ, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.
45. Юсупов И.М. Психология эмпатии. (Теоретические и прикладные аспекты.) Дисс. док-pa психол. наук. СПб., 1995. - 252 с.
46. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. - М., 1961. - 216 с.
47. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1966. - 292 с.