СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Основы профессиональной подготовки школьной молодежи США 9
1.2. Основы профессионально подготовки школьной молодежи
Великобритании 25
1.3. Базовые направления и модели профессиональной подготовки
школьников по сферам деятельности 29
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 42
ГЛАВА 2. СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ САМООБРАЗОВАНИЯ
2.1. Тенденции профессиональной подготовки школьников 44
2.2. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки
школьников в средних учебных заведениях США и Великобритании 54
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Основы профессиональной подготовки школьной молодежи США 9
1.2. Основы профессионально подготовки школьной молодежи
Великобритании 25
1.3. Базовые направления и модели профессиональной подготовки
школьников по сферам деятельности 29
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 42
ГЛАВА 2. СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ САМООБРАЗОВАНИЯ
2.1. Тенденции профессиональной подготовки школьников 44
2.2. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки
школьников в средних учебных заведениях США и Великобритании 54
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
Актуальность исследования обусловлена тем, что на протяжении последних десятилетий в мировом сообществе все отчетливее проявляются тенденции интеграции, диалога культур, выработки международных стратегий цивилизационного развития, касающихся всех сфер жизни общества. В новой образовательной парадигме, формирующейся на международном уровне, учитываются тенденции трансформации современной цивилизации в информационное общество, повышения социокультурной динамики, глобализации. Все это предъявляет принципиально новые требования к личности и, соответственно, - к ее образованию.
Профессиональная подготовка школьников сегодня выступает как проблема подготовки человека к успешной профессиональной деятельности в условиях высокой социокультурной динамики, формирования потребности в непрерывном саморазвитии, подготовки к самостоятельному выбору путей и средств профессионального образования, что имеет решающее значение при построении дальнейшего жизненного плана.
Профессиональная подготовка школьников в современном мире наполняется новыми смыслами, что требует развития современного научно - педагогического знания на основе информационной базы международного формата [10,с.3]. Изучение современных особенностей профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США, стран, занимающих ведущие мировые позиции в экономической области, является актуальным и практически важным.
Таким образом, наличие продуктивного опыта в системе образования Великобритании и США по подготовке учащихся к профессиональному образованию; противоречивость оценок, имеющихся в отечественном опыте сравнительных исследований, обусловили выбор темы нашего исследования: «Современные особенности профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США».
Объектом исследования выступает англоязычная система профессиональной подготовки школьников в западных странах.
Предмет исследования - современные особенности системы профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США.
Цель исследования - выявить теоретические подходы, охарактеризовать и сравнить современные особенности системы профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США.
Поставленная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
1) проанализировать состояние разработанности проблемы современных особенностей системы профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США;
2) обобщить опыт образовательных учреждений Великобритании и США, сформировать целостное представление о содержании, структуре и механизмах функционирования современных особенностей системы профессиональной подготовки школьной молодежи;
3) охарактеризовать роль системы профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США в осуществлении самообразования школьной молодежи;
4) определить возможности использования опыта зарубежных стран для совершенствования отечественной системы образования.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: представления о развитии образования и дифференциации образования (В.В. Давыдов, Б.С. Гершунский, Т.Ю. Ломакина, Н.Д. Никандров, А.М. Новиков, В.И. Петрищев, В.М. Розин, Л.Н. Талалова и др.); теоретико¬методологические положения трудовой и политехнической подготовки к труду (П.А. Атутов, Ю.К. Васильев, В.Г. Зубов, Л.П. Крившенко, В.А. Поляков, И.Д. Чечель и др.); содержание и методические основы профессионально и ценностного самоопределения учащихся, предложенные СЛ. Батышевой, С.С. Гриншпуном, Е.А. Климовым, Л.М. Митиной, В А. Поляковым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, Л.Д. Сазоновым, В.Д. Симоненко, СВ. Сальцевым, С.Н. Чистяковой, ИД Чечиль); по профессиональной педагогике (П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.А. Кальней, A. М. Новиков, А.И. Пригожин и др.); педагогические исследования по проблемам формирования содержания профессионального образования и психологии поведения (Л.С. Выготский, А.М. Новиков, С.Л. Рубинштейн, и др.); содержание технологий обучения в процессе профессиональной подготовки кадров отражено в работах Ю. К. Бабанского, М. В. Кларина, В.B. Краевского, В. С. Леднева, Г. К. Селивко и др. Для решения поставленных задач и проверки формы и методы организации учебного процесса в системе профессиональной подготовки, представленные в работах таких ведущих зарубежных педагогов X. Хайланд, Ф.С Шлехти.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих методов и приемов исследования:
- анализ социологической, психолого-педагогической литературы, а также элементы историко-педагогического, ретроспективного анализа;
- сравнительный анализ образовательной практики Великобритании и США, сопоставление данных различных источников; анализ концепций и образовательных программ;
- синтез, обобщение и интерпретация педагогического опыта;
- методы теоретического моделирования.
Исследование осуществлялось поэтапно:
Первый этап (2013 - 2014 гг.) - изучение философской, социологической и психолого-педагогической литературы для анализа системы образования Великобритании и США, формирование теоретической и информационной базы исследования в процессе ознакомления с зарубежной литературой на иностранном языке.
Второй этап (2014 - 2015 гг.) - формирование эмпирической базы данных о профессиональной подготовке школьной молодежи Великобритании и США, сопоставительный анализ профессиональных и ценностных ориентации английских и американских учащихся, обобщение представлений о системе особенностей профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США; систематизация и обобщение результатов теоретического анализа изучаемой проблемы, эмпирических данных, описание зарубежного опыта профессиональной подготовки.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
• представлено модельное описание процесса профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США;
• сформулированы и структурированы принципы функционирования
модели профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США;
• определена роль и значимость профессиональной подготовки школьников в современном постиндустриальном обществе;
• выявлены критерии и показатели эффективности профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США для становления экономики этих государств
• обоснованы возможности использования зарубежного педагогического опыта в учебных заведениях Российской Федерации.
Теоретическая значимость исследования: заключается в раскрытии особенностей профессиональной подготовки школьников за рубежом; дает возможность глубокого ознакомления с накопленным эмпирическим материалом и опытом работы педагогов Великобритании и США на этапе профессиональной подготовки учащихся, что может помочь отечественным исследователям развить концепцию профессиональной подготовки; изучены
содержательные характеристики и особенности зарубежной профессиональной подготовки школьников, влияющие на успешность их деятельности. На основании этого сделан вывод о необходимом адекватном содержании и технологии программ профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США.
Практическая значимость заключается в том, что изложенные в диссертационном исследовании представления о зарубежной профессиональной подготовке школьной молодежи могут быть использованы в процессе совершенствования российской системы образования.
Определена область практического использования результатов исследования для разработки государственных и региональных программ управления развития профессионального образования в Российской Федерации, для создания государственных образовательных стандартов и программ обучения.
Созданная в результате исследования информационно-аналитическая база может быть использована отечественными учеными, аспирантами для изучения зарубежного опыта.
Достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений; адекватностью применяемых методов исследования его цели, предмету и задачам; многообразием фактического материала и его сопоставительным анализом, разнообразием теоретических источников, большим объемом эмпирических данных, почерпнутых как из литературы, так и из реальной практики образовательных учреждений Великобритании и США, использованием первоисточников на английском языке.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования докладывались на II региональной научно-практической конференции «Социально-культурная адаптация и интеграция молодежи к поликультурному образовательному пространству. Проблемы, поиски, решения», проводимой кафедрой иностранных языков КГПУ им. В.П.Астафьева в ноябре 2013 года, где нами был получен диплом III степени, статья опубликована в сборнике: Сокк А.А. Особенности профессионального самоопределения молодежи России и США // Материалы II Региональной научно-практической конференции с международным участием «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантской молодежи к поликультурному образовательному пространству. Проблемы, поиски, решения». Красноярск, 15-16 ноября 2013 г., с. 46-52. На IV Международной научно-практической конференции «Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире» в апреле 2014 года в г. Красноярске мы получили диплом I степени, статья опубликована в сборнике: Сокк А.А. Профессиональная подготовка школьной молодежи на примере образовательной практики Великобритании // Материалы IV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 25-26 апреля 2014 г., с. 112-117. Последние результаты исследования были представлены и опубликованы в сборнике: Сокк А.А. Особенности профессиональной подготовки школьников в Великобритании и США // Материалы V Международной научно¬практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 24-25 апреля 2015 г., с. 112-116.
Структура диссертационного исследования определена логикой и последовательностью решения исследовательских задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Профессиональная подготовка школьников сегодня выступает как проблема подготовки человека к успешной профессиональной деятельности в условиях высокой социокультурной динамики, формирования потребности в непрерывном саморазвитии, подготовки к самостоятельному выбору путей и средств профессионального образования, что имеет решающее значение при построении дальнейшего жизненного плана.
Профессиональная подготовка школьников в современном мире наполняется новыми смыслами, что требует развития современного научно - педагогического знания на основе информационной базы международного формата [10,с.3]. Изучение современных особенностей профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США, стран, занимающих ведущие мировые позиции в экономической области, является актуальным и практически важным.
Таким образом, наличие продуктивного опыта в системе образования Великобритании и США по подготовке учащихся к профессиональному образованию; противоречивость оценок, имеющихся в отечественном опыте сравнительных исследований, обусловили выбор темы нашего исследования: «Современные особенности профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США».
Объектом исследования выступает англоязычная система профессиональной подготовки школьников в западных странах.
Предмет исследования - современные особенности системы профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США.
Цель исследования - выявить теоретические подходы, охарактеризовать и сравнить современные особенности системы профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США.
Поставленная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
1) проанализировать состояние разработанности проблемы современных особенностей системы профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США;
2) обобщить опыт образовательных учреждений Великобритании и США, сформировать целостное представление о содержании, структуре и механизмах функционирования современных особенностей системы профессиональной подготовки школьной молодежи;
3) охарактеризовать роль системы профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США в осуществлении самообразования школьной молодежи;
4) определить возможности использования опыта зарубежных стран для совершенствования отечественной системы образования.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: представления о развитии образования и дифференциации образования (В.В. Давыдов, Б.С. Гершунский, Т.Ю. Ломакина, Н.Д. Никандров, А.М. Новиков, В.И. Петрищев, В.М. Розин, Л.Н. Талалова и др.); теоретико¬методологические положения трудовой и политехнической подготовки к труду (П.А. Атутов, Ю.К. Васильев, В.Г. Зубов, Л.П. Крившенко, В.А. Поляков, И.Д. Чечель и др.); содержание и методические основы профессионально и ценностного самоопределения учащихся, предложенные СЛ. Батышевой, С.С. Гриншпуном, Е.А. Климовым, Л.М. Митиной, В А. Поляковым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, Л.Д. Сазоновым, В.Д. Симоненко, СВ. Сальцевым, С.Н. Чистяковой, ИД Чечиль); по профессиональной педагогике (П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.А. Кальней, A. М. Новиков, А.И. Пригожин и др.); педагогические исследования по проблемам формирования содержания профессионального образования и психологии поведения (Л.С. Выготский, А.М. Новиков, С.Л. Рубинштейн, и др.); содержание технологий обучения в процессе профессиональной подготовки кадров отражено в работах Ю. К. Бабанского, М. В. Кларина, В.B. Краевского, В. С. Леднева, Г. К. Селивко и др. Для решения поставленных задач и проверки формы и методы организации учебного процесса в системе профессиональной подготовки, представленные в работах таких ведущих зарубежных педагогов X. Хайланд, Ф.С Шлехти.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих методов и приемов исследования:
- анализ социологической, психолого-педагогической литературы, а также элементы историко-педагогического, ретроспективного анализа;
- сравнительный анализ образовательной практики Великобритании и США, сопоставление данных различных источников; анализ концепций и образовательных программ;
- синтез, обобщение и интерпретация педагогического опыта;
- методы теоретического моделирования.
Исследование осуществлялось поэтапно:
Первый этап (2013 - 2014 гг.) - изучение философской, социологической и психолого-педагогической литературы для анализа системы образования Великобритании и США, формирование теоретической и информационной базы исследования в процессе ознакомления с зарубежной литературой на иностранном языке.
Второй этап (2014 - 2015 гг.) - формирование эмпирической базы данных о профессиональной подготовке школьной молодежи Великобритании и США, сопоставительный анализ профессиональных и ценностных ориентации английских и американских учащихся, обобщение представлений о системе особенностей профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США; систематизация и обобщение результатов теоретического анализа изучаемой проблемы, эмпирических данных, описание зарубежного опыта профессиональной подготовки.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
• представлено модельное описание процесса профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США;
• сформулированы и структурированы принципы функционирования
модели профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США;
• определена роль и значимость профессиональной подготовки школьников в современном постиндустриальном обществе;
• выявлены критерии и показатели эффективности профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США для становления экономики этих государств
• обоснованы возможности использования зарубежного педагогического опыта в учебных заведениях Российской Федерации.
Теоретическая значимость исследования: заключается в раскрытии особенностей профессиональной подготовки школьников за рубежом; дает возможность глубокого ознакомления с накопленным эмпирическим материалом и опытом работы педагогов Великобритании и США на этапе профессиональной подготовки учащихся, что может помочь отечественным исследователям развить концепцию профессиональной подготовки; изучены
содержательные характеристики и особенности зарубежной профессиональной подготовки школьников, влияющие на успешность их деятельности. На основании этого сделан вывод о необходимом адекватном содержании и технологии программ профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США.
Практическая значимость заключается в том, что изложенные в диссертационном исследовании представления о зарубежной профессиональной подготовке школьной молодежи могут быть использованы в процессе совершенствования российской системы образования.
Определена область практического использования результатов исследования для разработки государственных и региональных программ управления развития профессионального образования в Российской Федерации, для создания государственных образовательных стандартов и программ обучения.
Созданная в результате исследования информационно-аналитическая база может быть использована отечественными учеными, аспирантами для изучения зарубежного опыта.
Достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений; адекватностью применяемых методов исследования его цели, предмету и задачам; многообразием фактического материала и его сопоставительным анализом, разнообразием теоретических источников, большим объемом эмпирических данных, почерпнутых как из литературы, так и из реальной практики образовательных учреждений Великобритании и США, использованием первоисточников на английском языке.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования докладывались на II региональной научно-практической конференции «Социально-культурная адаптация и интеграция молодежи к поликультурному образовательному пространству. Проблемы, поиски, решения», проводимой кафедрой иностранных языков КГПУ им. В.П.Астафьева в ноябре 2013 года, где нами был получен диплом III степени, статья опубликована в сборнике: Сокк А.А. Особенности профессионального самоопределения молодежи России и США // Материалы II Региональной научно-практической конференции с международным участием «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантской молодежи к поликультурному образовательному пространству. Проблемы, поиски, решения». Красноярск, 15-16 ноября 2013 г., с. 46-52. На IV Международной научно-практической конференции «Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире» в апреле 2014 года в г. Красноярске мы получили диплом I степени, статья опубликована в сборнике: Сокк А.А. Профессиональная подготовка школьной молодежи на примере образовательной практики Великобритании // Материалы IV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 25-26 апреля 2014 г., с. 112-117. Последние результаты исследования были представлены и опубликованы в сборнике: Сокк А.А. Особенности профессиональной подготовки школьников в Великобритании и США // Материалы V Международной научно¬практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 24-25 апреля 2015 г., с. 112-116.
Структура диссертационного исследования определена логикой и последовательностью решения исследовательских задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Профессиональная подготовка школьников выступает основным фактором к самостоятельному выбору профессии и самоопределению на рынке труда. Она наполняется новыми смыслами, что требует развития современного научно-педагогического знания на основе информационной базы международного формата. Изучение современных особенностей профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании и США, стран, занимающих ведущие мировые позиции в экономической области, является очень актуальным, поскольку модернизация их системы профессиональной подготовки является одним из приоритетных направлений государственной политики этих стран, обеспечивающих рост разносторонней индивидуальности специалистов разных профессий.
В США профессиональное образование и программы профессиональной подготовки школьников всегда были неотъемлемой частью стратегии национального развития США. В первую очередь это связано с тем, что рациональное развитие рабочих ресурсов способствует высокой производительности и высокому экономическому росту государства Наряду с предпринимательским образованием, профессиональная подготовка школьников США включает достаточно широкий спектр профессиональных квалификаций.
Одна из них программа «YouthBuild». Ее основное внимание сфокусировано на том, чтобы школьная молодежь получила сертификат об окончания школы и приобрела элементарные профессиональные навыки для работы в строительном секторе. Программа построена таким образом, что большое внимание школьники уделяют приобретению практических профессиональных навыков штукатура, строительного рабочего непосредственно на рабочем месте, работая полный рабочий день.
Другая наиболее популярная программа «Machine Technology», большинство учащихся, закончившие названную программу, имеют значительные возможности для своего карьерного роста, т.к почти каждый продукт, созданный сегодня, от недвижимости до транспортировки товаров, требует опыта и мастерства технологии машиниста. За годы обучения на данной программе школьники овладевают серьезным академическим образованием в узкой профессиональной сфере, что открывает много возможностей для трудоустройства и карьеры.
Образование, профессиональные умения и навыки — это путь к профессиональному успеху и повышению личного статуса. Особую значимость этим составляющим конкурентоспособности, а значит и экономической независимости и стабильности придают жители США. Это обусловлено тем, что профессиональное образование является возможностью успешного ведения бизнеса и личного благополучия. Жесткая конкуренция на рынке труда требует от людей новых, качественных теоретических знаний и практических навыков. На сегодняшний день образовательной политикой США разработано несколько специальных образовательных программ для школьников, например, таких как «Академия Х» и «От школы к работе», целью которых является улучшение подготовки американской молодежи к самостоятельной трудовой жизни.
Так, например, образовательно-профессиональная программа «Академия Х» является залогом успешного функционирования системы профессиональной подготовки в США. Особенностью данной программы является то, что она объединяет школьные занятия с занятиями в высшем учебном заведении. Старшие школьники получают не только теоретические знания, но и обширную базу практических умений и навыков. По окончании обучения школьники получают умения и навыки необходимые для их профессиональной деятельности. В первую очередь, это профессиональные умения, которые выражаются в проявлении профессиональной компетентности при выполнении рабочих заданий, владении соответствующими практическими навыками; также это умения работать в коллективе, включающие чувство ответственности за общую работу и проявление самостоятельности. Таким образом, обучение на многих профессиональных программах это своеобразная подготовка к трудовой деятельности, которая помогает школьникам приобрести новые академические и профессиональные знания, умения и навыки.
К сожалению, проблема профессиональной подготовки школьников сейчас актуальна для многих стран. На наш взгляд, политике образования США необходимо поддерживать развитие программ профессиональной подготовки на всех уровнях. Учебным заведениям следует как можно чаще использовать обучения на рабочем месте. Ведь профессиональная подготовка является неотъемлемой частью стратегии национального развития.
Строгий контроль качества образования, часто отсутствующий в профессиональной подготовке многих государств, является отличительной особенностью политики профессиональной подготовки и образования Великобритании. Это связано с тем, что профессиональное образование стало одной из наиболее эффективных стратегий человеческих ресурсов. Жесткая конкуренция на рынке труда все чаще требует высоких профессионально-технических навыков. Принятые Великобританией квалификационные стандарты профессиональной подготовки показывают, что учащиеся, продемонстрировавшие соответствующий уровень знаний и наличие высокой профессиональной квалификации, по окончании обучения получают квалификационные свидетельства, которые дают право работать в различных компаниях мира. Это прекрасный стимул для профессиональной подготовки в течение всей жизни.
Профессиональное обучение Великобритании предлагает широкий выбор профессиональных квалификаций, в связи с этим существует несколько типов свидетельств о профессиональной квалификации. Одним из таких типов является национальное свидетельство о профессиональной квалификации (National Vocational Qualification, NVQ), которое, как и все другие, исходит из национальных квалификационных нормативов, и имеет пять уровней. Свидетельство первого уровня подразумевает подконтрольное освоение простейших рабочих операций, в то время как свидетельство второго уровня предполагает, что компетенции, которые освоил учащийся, могут применяться для работ, выполняемых в самых разных контекстах, а также сотрудничество с другими учреждениями, возможно, через членство в рабочей группе или команде, что часто является обязательным требованием. Компетенции, которые учащийся приобретает на третьем уровне - это применение знаний в широком диапазоне разнообразных работ, большинство из которых являются сложными и нестандартными. Существующая ответственность и самостоятельность, часто требует контроль или руководство над другими рабочими. Свидетельство четвертого уровня предполагает применение знаний в технических или профессиональных работах, выполненных в различных условиях со значительной степенью личной ответственности и автономии. И только свидетельство пятого уровня дает право на занимание должностей, подразумевающих сложнейшие управленческие функции. NVQ/SVQ. Наряду с этими существуют и другие квалификационные свидетельства, например, квалификационные свидетельства Совета по деловому и техническому образованию (Business and Technology Education Council, BTEC).
Образовательная политика Великобритании направлена на модернизацию национального развития, в том числе при помощи профессиональной технической силы. В первую очередь, это создание соответствующих органов для привлечения работодателей в программы профессиональной подготовки школьников; планирование процесса обучения, который должен проходит на национальном или региональном уровне, важно заметить, что не исключен и процесс обучения на уровне отдельного учреждения. Великобритания старается привлечь к участию большее количество работодателей, профсоюзов и других заинтересованных сторон для укрепления связей между профессионально-техническими программами и потребностями рынка труда. Одной из основных миссий образовательной политики является оценка соответствия содержания учебных планов и полученных квалификаций, которая служит для удовлетворения текущих потребностей рынка труда.
Сильными сторонами профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании выступает стремление и мотивация к улучшению ступенчатого уровня получения профессиональных навыков на рабочем месте. Разработка политики в этой области является динамичной и инновационной. Особым преимуществом является гибкость системы, которая позволяет работодателю сделать заказ на индивидуальные учебные программы. Работодатели как лица заинтересованные в качественных навыках и умениях будущих работников, которые так необходимы на рабочем месте, могут принимать активное участие в разработке учебных программ и тематических планов.
К сожалению, политика развития профессиональной подготовки школьников Великобритании имеет ряд некоторых недостатков, таких как: нестабильность участия работодателя, это исходит из того, что не все работодатели заинтересованы предлагаемыми профессиональными программами; несмотря на то, что спрос системы может быть больше рынка поставщиков, попытки открыть рынки остановлены. Сложность и нестабильность политических структур является тормозом привлечения работодателей. Многие профессиональные программы, которые созданы для повышения экономической конкурентоспособности, не всегда готовы к потребностям рынка труда, в связи с этим, не всегда удается подготовить молодых людей к предстоящей работе.
Хочется обратить внимание на то, что политике образования Великобритании необходимо более эффективно использовать квалификационную подготовку, для того чтобы различные академические курсы реализовывались особым способом, при котором ученики-стажеры могли бы обучаться без отрыва от рабочих мест. Таким образом, в учебном
процессе следует чаще использовать непрерывное обучение. Требуется усовершенствовать теоретико-методологическую базу исследования для получения высокого квалификационного уровня. Учебным заведениям необходимо в полной мере использовать обучения на рабочем месте. Ведь предполагаемой целью стратегии образовательной политики Великобритании является повышение национальной экономики, которая должна способствовать эффективной работе мировой торговли и обмена знаниями.
В США профессиональное образование и программы профессиональной подготовки школьников всегда были неотъемлемой частью стратегии национального развития США. В первую очередь это связано с тем, что рациональное развитие рабочих ресурсов способствует высокой производительности и высокому экономическому росту государства Наряду с предпринимательским образованием, профессиональная подготовка школьников США включает достаточно широкий спектр профессиональных квалификаций.
Одна из них программа «YouthBuild». Ее основное внимание сфокусировано на том, чтобы школьная молодежь получила сертификат об окончания школы и приобрела элементарные профессиональные навыки для работы в строительном секторе. Программа построена таким образом, что большое внимание школьники уделяют приобретению практических профессиональных навыков штукатура, строительного рабочего непосредственно на рабочем месте, работая полный рабочий день.
Другая наиболее популярная программа «Machine Technology», большинство учащихся, закончившие названную программу, имеют значительные возможности для своего карьерного роста, т.к почти каждый продукт, созданный сегодня, от недвижимости до транспортировки товаров, требует опыта и мастерства технологии машиниста. За годы обучения на данной программе школьники овладевают серьезным академическим образованием в узкой профессиональной сфере, что открывает много возможностей для трудоустройства и карьеры.
Образование, профессиональные умения и навыки — это путь к профессиональному успеху и повышению личного статуса. Особую значимость этим составляющим конкурентоспособности, а значит и экономической независимости и стабильности придают жители США. Это обусловлено тем, что профессиональное образование является возможностью успешного ведения бизнеса и личного благополучия. Жесткая конкуренция на рынке труда требует от людей новых, качественных теоретических знаний и практических навыков. На сегодняшний день образовательной политикой США разработано несколько специальных образовательных программ для школьников, например, таких как «Академия Х» и «От школы к работе», целью которых является улучшение подготовки американской молодежи к самостоятельной трудовой жизни.
Так, например, образовательно-профессиональная программа «Академия Х» является залогом успешного функционирования системы профессиональной подготовки в США. Особенностью данной программы является то, что она объединяет школьные занятия с занятиями в высшем учебном заведении. Старшие школьники получают не только теоретические знания, но и обширную базу практических умений и навыков. По окончании обучения школьники получают умения и навыки необходимые для их профессиональной деятельности. В первую очередь, это профессиональные умения, которые выражаются в проявлении профессиональной компетентности при выполнении рабочих заданий, владении соответствующими практическими навыками; также это умения работать в коллективе, включающие чувство ответственности за общую работу и проявление самостоятельности. Таким образом, обучение на многих профессиональных программах это своеобразная подготовка к трудовой деятельности, которая помогает школьникам приобрести новые академические и профессиональные знания, умения и навыки.
К сожалению, проблема профессиональной подготовки школьников сейчас актуальна для многих стран. На наш взгляд, политике образования США необходимо поддерживать развитие программ профессиональной подготовки на всех уровнях. Учебным заведениям следует как можно чаще использовать обучения на рабочем месте. Ведь профессиональная подготовка является неотъемлемой частью стратегии национального развития.
Строгий контроль качества образования, часто отсутствующий в профессиональной подготовке многих государств, является отличительной особенностью политики профессиональной подготовки и образования Великобритании. Это связано с тем, что профессиональное образование стало одной из наиболее эффективных стратегий человеческих ресурсов. Жесткая конкуренция на рынке труда все чаще требует высоких профессионально-технических навыков. Принятые Великобританией квалификационные стандарты профессиональной подготовки показывают, что учащиеся, продемонстрировавшие соответствующий уровень знаний и наличие высокой профессиональной квалификации, по окончании обучения получают квалификационные свидетельства, которые дают право работать в различных компаниях мира. Это прекрасный стимул для профессиональной подготовки в течение всей жизни.
Профессиональное обучение Великобритании предлагает широкий выбор профессиональных квалификаций, в связи с этим существует несколько типов свидетельств о профессиональной квалификации. Одним из таких типов является национальное свидетельство о профессиональной квалификации (National Vocational Qualification, NVQ), которое, как и все другие, исходит из национальных квалификационных нормативов, и имеет пять уровней. Свидетельство первого уровня подразумевает подконтрольное освоение простейших рабочих операций, в то время как свидетельство второго уровня предполагает, что компетенции, которые освоил учащийся, могут применяться для работ, выполняемых в самых разных контекстах, а также сотрудничество с другими учреждениями, возможно, через членство в рабочей группе или команде, что часто является обязательным требованием. Компетенции, которые учащийся приобретает на третьем уровне - это применение знаний в широком диапазоне разнообразных работ, большинство из которых являются сложными и нестандартными. Существующая ответственность и самостоятельность, часто требует контроль или руководство над другими рабочими. Свидетельство четвертого уровня предполагает применение знаний в технических или профессиональных работах, выполненных в различных условиях со значительной степенью личной ответственности и автономии. И только свидетельство пятого уровня дает право на занимание должностей, подразумевающих сложнейшие управленческие функции. NVQ/SVQ. Наряду с этими существуют и другие квалификационные свидетельства, например, квалификационные свидетельства Совета по деловому и техническому образованию (Business and Technology Education Council, BTEC).
Образовательная политика Великобритании направлена на модернизацию национального развития, в том числе при помощи профессиональной технической силы. В первую очередь, это создание соответствующих органов для привлечения работодателей в программы профессиональной подготовки школьников; планирование процесса обучения, который должен проходит на национальном или региональном уровне, важно заметить, что не исключен и процесс обучения на уровне отдельного учреждения. Великобритания старается привлечь к участию большее количество работодателей, профсоюзов и других заинтересованных сторон для укрепления связей между профессионально-техническими программами и потребностями рынка труда. Одной из основных миссий образовательной политики является оценка соответствия содержания учебных планов и полученных квалификаций, которая служит для удовлетворения текущих потребностей рынка труда.
Сильными сторонами профессиональной подготовки школьной молодежи Великобритании выступает стремление и мотивация к улучшению ступенчатого уровня получения профессиональных навыков на рабочем месте. Разработка политики в этой области является динамичной и инновационной. Особым преимуществом является гибкость системы, которая позволяет работодателю сделать заказ на индивидуальные учебные программы. Работодатели как лица заинтересованные в качественных навыках и умениях будущих работников, которые так необходимы на рабочем месте, могут принимать активное участие в разработке учебных программ и тематических планов.
К сожалению, политика развития профессиональной подготовки школьников Великобритании имеет ряд некоторых недостатков, таких как: нестабильность участия работодателя, это исходит из того, что не все работодатели заинтересованы предлагаемыми профессиональными программами; несмотря на то, что спрос системы может быть больше рынка поставщиков, попытки открыть рынки остановлены. Сложность и нестабильность политических структур является тормозом привлечения работодателей. Многие профессиональные программы, которые созданы для повышения экономической конкурентоспособности, не всегда готовы к потребностям рынка труда, в связи с этим, не всегда удается подготовить молодых людей к предстоящей работе.
Хочется обратить внимание на то, что политике образования Великобритании необходимо более эффективно использовать квалификационную подготовку, для того чтобы различные академические курсы реализовывались особым способом, при котором ученики-стажеры могли бы обучаться без отрыва от рабочих мест. Таким образом, в учебном
процессе следует чаще использовать непрерывное обучение. Требуется усовершенствовать теоретико-методологическую базу исследования для получения высокого квалификационного уровня. Учебным заведениям необходимо в полной мере использовать обучения на рабочем месте. Ведь предполагаемой целью стратегии образовательной политики Великобритании является повышение национальной экономики, которая должна способствовать эффективной работе мировой торговли и обмена знаниями.
Подобные работы
- Определение педагогических основ подготовки младшего специалиста ВДВ в системе среднего педагогического образования и разработке концептуальных теоретических и прикладных основ совершенствования военно-профессионального образования младшего командного состава ВДВ на основе сопряжения с направлениями и целями подготовки гражданских специалистов среднего звена
Диссертация , прочее. Язык работы: Русский. Цена: 1990 р. Год сдачи: 2012 - ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА УЧЕБУ И СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ АСПЕКТОВ В ШКОЛЬНЫХ КУРСАХ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Формирование предприимчивости у школьников на основе опыта ведущих зарубежных стран
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Региональные театральные практики на материале Красноярского театра юного зрителя в 2014-2016 гг.
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



