ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Предреволюционная Франция 12
1.1. Социальное развитие Франции накануне революции 12
1.2. Влияние трудов французских просветителей на развитие социальной политики и первые
попытки реформ накануне ВФБР 24
Глава II. Первые шаги к созданию социальной политики 42
2.1. Социальные преобразования в период правления Конституционалистов-монархистов (июль
1789 - август 1792.) 42
2.2. Нерешительность социальных реформ жирондистов. (10 августа 1792 - 31 мая 1793) 55
Глава III. Социальные преобразования на третьем и четвертом этапе революции 62
3.1. Наивысший этап социальных преобразований. Якобинская диктатура.(2 июня 1793г. - 27 июля 1794 г.) 62
3.2. Умеренность социальной политики термидорианцев 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Объект нашего исследования - социальная политика - актуален во все времена, особенно в наше время, в том числе и в РФ, которая в данный момент также испытывает значительные трудности в области эффективности социальной защиты населения.
Великая Французская революция получила большую известность глубиной своих преобразований. Особенно решительные изменения затронули социальную сферу французского общества.
Социальная политика - одно из направлений государственной деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее целью является повышение благосостояния и уровня жизни населения. Изучая социальную политику, можно проследить множество сфер жизни общества.
До Великой Французской революции никакой социальной политики во Франции, как и в любом другом феодальном государстве не велось. Только после 1789 г. во Франции начинаются определенные мероприятия, связанные с социальной поддержкой малоимущих слоев населения. Эти мероприятия мы постараемся проанализировать в нашей работе.
Среди характеристик проводимой социальной политики, наиболее важное значение имеют: реализация социальной справедливости, учет интересов различных слоев населения.
Социальная политика должна обеспечивать стабильность, меры по недопущению обнищания, уделять внимание здравоохранению, образованию, пенсионному обеспечению и организации благотворительности. Такое понимание социальной политики сложилось не сразу, а постепенно, в течении XIX-XX вв. Но основы такого понимания социальной политики были заложены именно в ходе ВФБР, в чем ее величайшее и непреходящее значение для всей последующей истории развития человечества. Именно в ходе ВФБР были заложены основы современного демократического общества.
Французская Революция положила начало образованию гражданского общества и правового государства в Европе. Исследуя, истоки возникновения и развития социальной политики во Франции, можно проследить логику развития социальной политики в дальнейшем, вплоть до современности. Поскольку социальная и политическая сфера общественной жизни тесно взаимосвязаны между собой, следует на примере ВФБР проследить, как та или иная политическая группировка повлияла на изменение социально-политических отношений в обществе, насколько законодательная деятельность, соответствовала реализации политических преобразований. Именно изучение социальной политики позволяет увидеть, необходимость, а затем и результат проведенных реформ.
Объект исследования: законодательство и внутренняя политика Франции эпохи революции конца XVIII в.
Предмет исследования: социальная политика в период Французской революции.
Цель работы - Проанализировать направленность и эволюцию социальной политики в эпоху Французской революции к. XVIII в.
Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи:
1. Дать общую характеристику развития французского общества, накануне и в период ВФБР.
2. Проанализировать попытки реформ, накануне и в период ВФБР.
З. Проанализировать и сравнить реформы на различных этапах ВФБР, дать их общую характеристику.
^Проанализировать и сравнить эффективность социальной политики на различных этапах ВФБР.
Хронологические рамки: От начала ВФБР 14 июля 1789 года до переворота Наполеона Бонапарта, 18 брюмера (9 ноября 1799).
Практическая значимость. Материалы дипломной работы могут быть использованы для проведения уроков и факультативных занятий в средней школе.
Степень изученности.
Французская революция всегда вызывала особый интерес у историков, как отечественных, так и зарубежных.
Зарубежная литература. В начале XIX века темой французской буржуазной революции стали заниматься Франсуа Минье, Адольф Тьер, которые увидели в ней классовую борьбу между буржуазией и дворянством. Социальную политику они рассматривали под тем же углом зрения, в первую очередь отмечая борьбу против феодальных порядков и борьбу за передел имущества. Ими высоко оценивались акты о передаче имущества господствующих сословий третьему сословию.
В начале XX века выходят работы Альбера Матьеза - французского историка марксистского толка. Он, изучал революцию с позиций классовой борьбы. Именно Матьез впервые заложил основы социальной истории Франции периода революции, вскрыл социальные корни борьбы между жирондистами и якобинцами.
В последнее время вышли работы профессора Варшавского университета Бронислава Бачко, который написал подробный труд, посвященный термидорианскому периоду «Как выйти из террора? Термидор и революция». Автор преподносит приход к власти термидорианцев, как переворот освободивший общество от жестокого террора якобинцев.
Отечественная литература.
Весьма значителен вклад, внесенный в историографию ВФБР русскими историками. Изучение ВФБР в отечественной историографии началось еще в конце XIX в. Историки "русской школы": Н.И. Кареев, И.В. Лучицкий, М.М. Ковалевский и др., положили начало изучению крестьянского вопроса во Франции накануне и в период революции. Социальная политика рассматривалась ими в том же ключе, в первую очередь применительно к освобождению крестьян от феодальных повинностей. Е.В. Тарле занимался исследованиями по истории формирования пролетариата, следовательно, социальная политика трактовалась им, как политика, в первую очередь в интересах рабочих, а не крестьян. Книгу о Великой Французской Революции опубликовал (в 1909 г.) и главный идеолог анархизма в России князь П.А. Кропоткин. В этой книге он делает попытку показать определяющую роль народного движения. Исходя из интересов народа все попытки социальных преобразований, предпринятые в ходе ВФБР, он расценивает, как неудачные.
В советской историографии определяющим было влияние В.И. Ленина, который вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом, рассматривал ВФБР, как борьбу классов, причем не только буржуазии против дворянства, но и даже в большей степени, как борьбу крестьянства и плебса против дворян и буржуазии. Из проводимых в то время социальных преобразований В.И. Ленин (и вслед за ним вся остальная советская историческая наука), высоко оценивали только мероприятия проводимые якобинцами. Якобинскую диктатуру В.И. Ленин считал высшим этапом ВФБР. В исследованиях 20 - 30 гг. XX века большое внимание уделялось экономическому, аграрному вопросу и изучению классовой борьбы. 40-е-50-е годы выходит книга А.З. Манфреда «Великая французская буржуазная революция XVIII в.». В ней последовательно излагаются события революции. Основной упор делается на освещении экономических и политических событий, но и социальной политике уделяется некоторое внимание. Она трактуется, как отражение классовой борьбы, все попытки социальных реформ трактуются, как уступки вызванные борьбой народных масс, а их "сворачивание", как результат ослабления этой борьбы.
60-е - 70-е годы. Период «оттепели» открыл для ученых возможность изучать документы во Франции. Вследствие чего, появляются работы имеющие широкую источниковедческую базу. Один из примеров «Очерки по истории Франции» В.Г. Ревуненкова, где приводится богатый документальный материал и подробное описание событий. В этой работе описано тяжелое положение крестьян и рабочих накануне революции, много уделяется внимания классовой структуре общества. Автор раскрывает причины неудавшихся социальных реформ первого и второго этапа. И в конце делает утверждение, что революция так и не решила социальных проблем тех слоев населения, которые поистине в них нуждались.
В 80-е годы в нашей стране наметились изменения. Появляется ряд интересных работ, посвященных какой-либо конкретной проблематике или этапу революции. Посвященные отдельно дворянству, буржуазии, рабочим. Например, работа А.В. Гордона «Падение жирондистов», в которой подробно рассказывается о борьбе между группировками. Одной из причин падения жирондистов автор называет нерешительность проводимой ими социальной политики. В этой нерешительности современники увидели "потакание" интересам спекулянтов, или выражаясь более научным языком, интересам торговых элементов средней и мелкой буржуазии.
1990 - 2000-е годы. Появляется большое количество статей, монографий, посвященных современникам революционных событий, в которых даются глубокие психологические портреты, описания личной жизни, характера. Вместе с тем отход большинства историков от марксистской методологии был серьезным шагом назад, в том числе в деле понимания социальных особенностей и социальных мотивов действий различных социальных группировок.
Из работ последнего времени хотелось бы отметить таких авторов как А.В.Чудинова, Д.Ю.Бовыкина, Л.А. Пименову, которые написали множество работ посвященных не только различным темам революции, но и историографии по ее изучению. В своей монографии "Старый порядок во Франции и его крушение", - одной из причин этого крушения А.В. Чудинов называет отсутствие эффективной социальной политики в правление Людовика XVI.
Также для изучении реформ конца Старого порядка будут очень полезны статьи М.В. Эберхардт «Попытки реформирования политической и экономической систем Франции конца Старого порядка», «Реформа corvee генерального контролера финансов Тюрго как попытка введения “справедливого налога”». В этих статьях анализируется неудача реформ задуманных министрами правительства Людовика XVI. Причины неудач автор видит в нерешительности самого Людовика XVI и сопротивлении господствующих сословий. Этим сословиям никакие социальные преобразования не были нужны, что и привело в конечном итоге к их краху.
Таким образом, обзор отечественной и зарубежной историографии позволяет сделать вывод, что литературы по изучаемой проблеме довольно много. Но специальной комплексной монографии посвященной конкретно социальной политике, мы не обнаружили.
Источники: все источники, используемые в нашей работе, разделены на нарративные и документальные. Документальные - это конкретные документы той эпохи (юридические акты и т.п.). Нарративные - это описательные источники (мемуары современников и т.п).
1. Нарративные:
Для описания Старого порядка большое значение имеют выдержки из дневника д' Аржонсона это один из самых влиятельных чиновников королевства при дворе Людовика XV. Извлечения из его дневника дают представление о недовольстве населения, вызываемом налоговой политикой правительства.
Также интересным источником является Памфлет «Вздохи порабощенной Франции от 15 сентября 1689 г. написанный неизвестным автором, он рассказывает о тяжелом экономическом положении народа и о злоупотреблениях в структурах власти.
Важное место в исследовании принадлежит философским произведениям просветителей Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, отражающим зарождение идей, сопровождающих впоследствии социальную политику.
2. Документальные:
Огромное значение в изучении данной темы, имеют декреты. Только при знакомстве с этими документами, можно подробно проанализировать политику в области социальной сферы.
Так же одна из главенствующих ролей принадлежит рассмотрению проектов Конституций, у каждой из группировок была либо действующая Конституция, либо Конституционный проект. Этот документ в полной мере отражал направленность политики правящей верхушки.
Таким образом, количества документов, вполне достаточно, что бы достичь цели и решить поставленные задачи.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, дается краткий обзор историографии, обозначаются хронологические рамки исследования, формулируются объект и предмет, цель и задачи исследования.
В первой главе "Предреволюционная Франция", анализируется социальное развитие Франции (а вернее его практически полное отсутствие) накануне революции, показывается связь революционных событий с идеями французских философов-просветителей. Взгляды самих просветителей анализируются достаточно подробно, поскольку именно эти взгляды, легли в основу революционных идей, в том числе и в области социальной политики.
Во второй главе " Первые шаги к созданию социальной политики " анализируется социальная политика первых двух этапов: деятельность конституционалистов-монархистов и жирондистов. На первом этапе попытки социальных преобразований в основном сводились к борьбе с привилегиями первых двух сословий, и в этом смысле были довольно удачными. А вот на втором этапе, когда от правительства потребовалось углубление и расширение начатых преобразований, более решительные действия по защите интересов и прав трудящихся, социальная политика отличалась нерешительностью и непоследовательностью, что и привело к краху правительства жирондистов. Нерешенные в их правление задачи, были частично решены уже на третьем этапе в правление якобинцев.
В третьей главе " Социальные преобразования на третьем и четвертом этапе революции." показывается, что наивысшим подъемом революции, в том числе и в области социальной политике, было правление якобинцев. Проводимые ими социальные преобразования в наибольшей степени по сравнению с деятельностью предшествующих и последующих правительств отвечали интересам широких слоев населения. В тоже время якобинцы так и не решились выступить в защиту самых беднейших слоев населения и оказались зажаты "между двух огней". С одной стороны от них отшатнулись беднейшие слои населения, т.к. в их интересах практически ничего не было сделано, а с другой стороны против них выступила крупная буржуазия, недовольная именно решительностью и радикальностью проводимых социальных преобразований.
Термидорианская власть пыталась проводить более взвешенную социальную политику, в интересах в первую очередь, наиболее политически зрелой части французского общества - крупной и средней буржуазии. Это обеспечило им поддержку данных социальных групп общества, но узкая социальная база их режима и экономические неудачи не позволили им удержаться у власти.
В заключении подводятся итоги работы, делаются общие выводы, дается сравнительный анализ социальной политики всех четырех этапов ВФБР.
Еще со времени зарождения во Франции просветительских идей, становится ясно, что обществу пора изменить политическое устройство, провести экономические преобразования, и наконец, обрести гражданские права.
Для феодальной Франции характерно полное отсутствие социальной политики, все попытки ее проведения встретили серьезную оппозицию в лице привилегированных сословий: дворянства и духовенства.
Накануне ВФБР французское общество находилось в глубоком системном кризисе, главной причиной которого была неэффективная внутренняя политика просвещенного абсолютизма. Королевский двор пытался удержать свою власть путем лавирования между первыми двумя и третьим сословием, но в итоге большинство мероприятий проводились в интересах господствующих сословий и не отвечали интересам широких народных масс. Голод - стал привычным явлением в жизни Франции. Обнищание народа достигло критической отметки. Все это явилось причинами начавшейся революции.
В ходе начавшейся революции сразу обнаружились противоречивые интересы ее участников. Единое прежде третье сословие начало стремительно разлагаться на различные социальные группировки, в первую очередь на буржуазию, крестьянство и формирующийся пролетариат. Хотя этим не исчерпывалось социальное расслоение французского общества конца XVIII в. Буржуазия стремительно разделялась на крупную, среднюю и мелкую. Интересы первой в самой большой степени были представлены конституционалистами-монархистами, интересы третьей - якобинцами, а интересы второй термидорианцами. Жирондисты пытались выражать интересы всех трех группировок буржуазии, но именно это и привело к их краху.
Попытки реформ накануне ВФБР не увенчались успехом. Все предпринятые Людовиком XVI попытки социальных преобразований провалились из-за неготовности к ним первых двух сословий и самого королевского двора. В ходе начавшейся революции неоднократно предпринимались попытки социальных реформ, но большинство из них были внутренне противоречивы, а кроме того, диктовались конкретными обстоятельствами, в первую очередь внешнеполитическими.
На первом этапе ВФБР правительство конституционалистов- монархистов пыталось привлечь на свою сторону в том числе и широкие народные массы. Это выразилось в частности в упразднении некоторых феодальных повинностей, упорядочении налоговых сборов, попытках решить аграрный вопрос. Данные направления внутренней социальной политики были характерны для всех последующих этапов развития революции, но на каждом конкретном этапе, они решались по своему, с учетом особенностей каждого конкретного этапа.
На втором этапе основным вопросом социальной политики стал вопрос о разделе имущества врагов революции. Большинство принятых декретов содержат указание на то что, имущество врагов революции подлежит конфискации и разделу между малоимущими слоями населения. Таким способом жирондисты пытались решить две взаимосвязанные задачи: лишить социальной опоры контрреволюционеров и одновременно привлечь на свою сторону плебс. Эти задачи были решены ими только частично. Широкой поддержки народных масс они так и не получили. Их правление не отличалось яркими социальными реформами, хотя они и пытались проводить политику способствующую защите населения и сохранения порядка в государстве.
Наиболее эффективным в области социальной политики был третий этап революции якобинская диктатура. Социальные преобразования якобинского правительства были продиктованы внешнеполитической обстановкой и угрозой контрреволюционного переворота. Именно поэтому их мероприятия отличались радикальностью, что в последствие сослужило им двоякую службу: с одной стороны, обеспечила им большую поддержку населения, но с другой стороны оттолкнуло от них значительную часть общества возмущенную жестокостью якобинской диктатуры. Конституция 24 июня 1793 г. установила широкие права граждан: свобода мысли, печати и т.д., равенство всех перед законом, всеобщий доступ к общественным должностям. Обществу вменялась обязанность давать пропитание неимущим, подыскивать работу безработным, обеспечивать средства существования нетрудоспособных граждан. Главным достижением якобинского этапа революции было полное освобождение крестьян от феодальной зависимости.
На четвертом этапе социальная политика носила более умеренный характер. Наученная горьким опытом предыдущего правительства, новое правительство воздерживалось от широких социальных преобразований, пытаясь сохранить "статус кво". Была объявлена широкая политическая амнистия, на свободу вышли многие заключенные в тюрьмы якобинским правительством. Декрет 24 декабря 1794 г. об отмене максимума цен способствовал развитию свободной торговли и частного предпринимательства. Другие мероприятия термидорианского правительства также были направлены на поощрение частнопредпринимательской деятельности. Все это свидетельствует в пользу того что проводимая ими политика выражала интересы крупной и средней буржуазии. А поскольку именно эти слои населения постепенно становились решающей политической силой в обществе, постольку именно их интересы и соответствовали проводимой политике: экономической, социальной и прочей.
Хотя удержаться у власти термидорианцы так и не смогли, переворот 18 брюмера привел к власти нового монарха - Наполеона Бонапарта. Выращенный самой французской революцией, без которой он бы никогда не поднялся на вершину власти, Наполеон стал ее могильщиком. Переворот 18 брюмера положил конец не только власти термидорианцев, но и всей ВФБР в целом. В тоже время новая монархия ни коем образом не походила на старую. Новый монарх так же выражал интересы крупной и средней буржуазии, что и послужило его укреплению во власти. С феодальными пережитками во Франции было покончено навсегда. В этом основное значение ВФБР. И даже попытки восстановить часть феодальных порядков, после свержения Наполеона, в период Реставрации, в конечном итоге не увенчались успехом и были окончательно похоронены в 1870 году (четвертая и последняя в истории Франции буржуазная революция).
Сравнивая эффективность социальной политики на различных этапах ВФБР можно сделать вывод, что наиболее эффективной она была на третьем этапе, а наименее эффективной на втором. Очевидно, это объясняется тем что жирондисты пытались совместить несовместимое - противоречивые интересы различных социальных групп общества, что в конечном итоге им не удалось. Якобинцы наоборот наиболее последовательно выражали интересы мелкой буржуазии, что обеспечило им первоначальный успех. Но борьба против них с одной стороны крупной и средней буржуазии (наиболее сплоченной, политически зрелой и политически активной части французского общества), а с другой стороны беднейших слоев населения, не позволила и им удержаться у власти.
На четвертом этапе проводилась более умеренная социальная политика, которая вполне могла завершиться и более успешно, если бы не притязания Наполеона Бонапарта, который взял курс на достижение единоличной власти. Для всех четырех этапов характерна противоречивость социальной политики, интересы беднейших слоев населения (а именно их интересы и должна защищать социальная политика, в первую очередь) на самом деле защищались слабо, в большей степени социальная политика всех четырех революционных правительств выражала интересы различных частей одного и того же общественного класса - формирующейся буржуазии.
На первом этапе - правление конституционалистов монархистов, устанавливает власть богатой буржуазии. Конституция закрепила равенство перед законом свободу слова, отменяла сеньориальные повинности, ликвидировала сословные привилегии, закрепила суверенитет нации. Делались попытки социальной политики по отношению к неимущим, старикам, детям и политики в области образования. Огромным минусом социальной политики было отсутствие равенства в правах, особенно политических. Их получали только собственники от 25 лет.
Второй этап революции - правление жирондистов, не отличался успехами в области социального законодательства и социальных преобразований. Проект не принятой Конституции закреплял практически те же права и свободы, что и на первом этапе. Но значительное отличие это отсутствие избирательного ценза, все что требовалось, достижения 21 года и оседлости в течение одного года.
На протяжении обоих этапов требования крестьян и рабочих не были удовлетворены. Аграрный вопрос не решен, освобождение от феодальных повинностей требовало большого выкупа.
Третий этап революции - якобинский, в области осуществления социальной политики, был очень противоречив. Буржуазная верхушка, опиравшаяся на «низы» общества, создает глубоко демократичную Конституцию, при этом, вся власть в стране осуществляется с помощью жестокого террора. Тем не менее, муниципальный орган - Коммуна, имеет большое влияние на управление страной. Власть боялась Конституционного утверждения прав и свобод «низов», но при этом декретами осуществляла политику в их интересах, дабы иметь в их лице поддержку.
И все же следует отдать должное якобинцам. Они покончили со всеми феодальными повинностями, более того, провели аграрную политику в интересах крестьянства, теперь приобретение земли для них стало посильным.
Четвертый и заключительный этап революции, изначально подававшей инициаторов переворота, как освободителей населения от жестокого террора, сильно разочаровал народ. Они установили Конституцию с высоким цензом, ограничили доступ в управлении муниципальным органам, объявили полную свободу предпринимательства и торговли, последнее мероприятие нашло поддержку только у самих торговцев, но не у беднейших слоев населения. Преобразования в социальной сфере вовсе не упоминались в Конституции. Экономическое положение населения стало крайне тяжелым. Проводимая политика «качелей» говорила о полном отсутствии стабильности в стране, что является одной из важных составляющих социальной политики. В такой ситуации можно смело говорить о нисходящем этапе революции. Как бы там не было, отсутствие социальной базы и неопределенная политика, привели к свержению данной группировки, с этого момента революция считалась оконченной.
Подводя итог, можно сказать, что социальная политика в период ВФБР находилась еще в зачаточном состоянии. Население едва только свыклось с отменой феодальных порядков, существующих на протяжении веков, как вдруг возникла необходимость не просто равенства, а оказания реальной поддержки, тем, кто раньше был обязан отдавать государству долг, а не ждать от него помощи.
Но все же, революция показала, каким образом может осуществляться на практике социальная политика, и что в первую очередь она зависит от того, кто управляет страной. В этом великое и непреходящее значение Французской революции для всей последующей истории развития человечества. Вся последующая социальная политика XIX - XX вв. во всех без исключения странах испытала на себе влияние ВФБР. Если бы не ее достижения, социальная политика не только во Франции, но и в других странах до сих пор находилась бы в зачаточном состоянии. ВФБР дала мощнейший толчок развития социальной политики, социальной защиты и социального обеспечения населения во всем мире.
На примере Французской революции, нами были изучены разные формы осуществления государственной социальной политики. Впоследствии эти формы получили свое конкретное воплощение в различных вариантах социальной политики, как в самой Франции, так и за ее пределами, в том числе и в России.
1. Документы истории Великой Французской революции в двух томах. Адо А.В. М.,1990.
2. Практикум по новой истории стран Европы и Америки. Кангун С.И., Эберхардт М.В. Красноярск.,2009.
Литература:
1. Бачко Б. Как выйти из Террора? Термидор и революция. М., 2006.
2. Бовыкин Д.Ю. Революция окончена? итоги термидора. М., 2005.
3. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. М., 1977.
4. Гордон А.В. Падение жирондистов: Народное восстание в Париже 31 мая. 2 июня 1793 года. М., 1988.
5. Гусева Ю.В Террор в интерпретации Герена. М.,2006.
6. Захер Я.М. Французская революция в документах. 1789-1794 - Л: 1926
7. Манфред А.З. Великая французская буржуазная революция XVIII в. М., 1983.
8. Пунский В.О., Юдовская. Н.И. Новая История 1640-1870. М., 2000.
9. Ревуненков В.Г. Очерки из истории Великой французской революции. Падение монархии 1789-1792. Л., 1982.
10. Тырсенко А.В. Фельяны у истоков Французского либерализма. М., 1999.
11.Чудинов А.В. Старый порядок во Франции и его крушение. М., 2013.
12.Эберхардт М.В. Реформа corvee генерального контролера финансов
Тюрго как попытка введения «справедливого налога».
13. Эберхардт М.В. Попытки реформирования политической и экономической систем Франции конца Старого порядка.
14.Эберхардт М.В. Трансформация представлений о власти во Франции конца Старого порядка.
Интернет ресурсы
1. Богораз Л.И. Свобода. Равенство. Права человека. М., 1997. URL:
http://www.memo.ru/about/biblio/swoboda/chapt2.htm
2. Всемирная история. Том 6. М., 1959. URL:
http://www.krotov.info/library/03_v/se/vsem_ 091.htm
3. Наказы. [АГИТМУЗЕЙ] URL:
http: //www.agitclub .ru/museum/revolution1/1789/nakaz.htm
4. Французское Просвещение. [Национальная энциклопедическая служба]
URL:http: //interpretive.ru/dictionary/450/word/francuzskoe-prosveschenie