Введение
Глава 1
Особенности развития гибкости у обучающихся
1.1.
начальных классов
Анатомо-физиологические и психолого-педагогические
1.2.
особенности обучающихся начальных классов Гибкость как физическое качество
1.3.
Средства и методы развития гибкости
Глава 2
Методы и организация исследования
2.1.
Методы исследований
2.2.
Организация исследований
Глава 3
Обоснование и проверка комплекса
3.1.
специализированных физических упражнений, направленных на развитие гибкости
Обоснование комплекса специализированных
3.2.
физических упражнений, направленных на развитие
гибкости
Проверка эффективности комплекса
специализированных физических упражнений, направленных на развитие гибкости
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Практические рекомендации
Актуальность. Одним из важнейших направлений социальной политики является обеспечение здоровья нации. В последние десятилетия наблюдается неуклонная тенденция к ухудшению показателей физического развития, физической подготовленности, состояния здоровья подрастающего поколения, наиболее выраженная в школьный период жизни. Существенное негативное влияние на эту ситуацию оказывает образовательный процесс, который, по сути, становится фактором риска - самым значимым по продолжительности и силе воздействия. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число хронически больных - увеличивается в 2 раза, в итоге школу оканчивают около 90% школьников, имеющих различные нарушения в состоянии физического и психического здоровья, причём наиболее значимый прирост этих нарушений отмечается в начальной школе. Во многом это связывают с резким снижением двигательной активности в режиме дня детей 7-10 лет и сидячим образом жизни. Уровень развития основных двигательных способностей у 20-40% учащихся 1-4 классов характеризуется как низкий, что также непосредственно сказывается на состоянии их здоровья и физическом развитии .
Исследования Зайцевой , С.П. Левушкина С.Н. Блинкова , В.В. доказывают, что у младших школьников существуют предпосылки для успешного развития всех двигательных способностей, однако возраст 7-8 лет является наиболее благоприятным для развития гибкости.
Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой, обуславливающее степень подвижности его звеньев относительно друг друга, под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата . Гибкость дает легкость, непринужденность движений, свободу действий, а также придает выразительность движениям, пластичность, изящность и грациозность. За последние годы проведено огромное количество исследований, посвященных изучению закономерностей развития гибкости и её проявления в разных условиях подвижных деятельности. Были рассмотрены различные аспекты данной проблемы: 1) определялось влияние функционального состояния отдельных структурных элементов (мышц, связок, формы суставов и др.) на степень подвижности в суставах; 2) возрастные изменения свойств рабочих структур и их влияние на амплитуду движения в суставах; 3) сравнение эффективности различных методов «растягивания» занимающихся разного возраста и подготовленности; 4) возможности использования различного рода технических средств в системе акцентированного или комплексного воздействия на степень подвижности в суставах и другие . При этом в научных исследованиях, посвященных проблеме развития гибкости, большое внимание уделяется этапу начальной подготовки и спортивного совершенствования тренировочного процесса, и практически отсутствуют сведения о развитии гибкости у обучающихся начальных классов.
В связи с этим к уроку физической культуры предъявляются определенные требования. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» в объем недельной учебной нагрузки образовательных организаций всех видов и типов добавился третий час физической культуры.
...
1. На первом этапе нашей работы мы осуществили подбор и анализ литературы. Были выявлены основные методы развития гибкости: метод совмещенного развития силы и гибкости; метод многократного растягивания; статический метод.
Основными средствами развития гибкости являются: активные упражнения (махи руками и ногами, рывки, наклоны и круговые движения туловищем), при этом наибольший эффект достигается с помощью выполнения этих упражнений с отягощениями; пассивные упражнения, выполняемые в большинстве случаев с помощью партнера и статические упражнения, которые требуют обязательного сохранения неподвижного положения с максимальной амплитудой в течение определенного времени.
Мы разработали комплекс упражнений для развития гибкости у обучающихся начальных классов и внедрили его в уроки по физической культуре. Мы предположили, что данный комплекс упражнений, будет способствовать полноценному развитию гибкости. Изменения были направлены на увеличение упражнений на гибкость во время уроков, а также в домашнюю работу.
2. Проведенное исследование доказало, что наша методика эффективна. По итогам тестирования у обучающихся в экспериментальной группе показали значительно увеличились, у контрольной группы также наблюдаются улучшения, но не значительные. Наибольший прирост отмечен у экспериментальной группы в контрольном тесте «наклон вперед из положения сидя на полу» - 53%.
3. В экспериментальной группе выявлены достоверные различия (р < 0,05) по всем полученным результатам после педагогического эксперимента.
Пассивная гибкость:
1. Выкрут рук с гимнастической палкой (см) t-2,65.
2. Продольный шпагат на правую ногу (°) t-3,53.
3. Продольный шпагат на левую ногу (°) t-3,55
Активная гибкость:
1. Поперечный шпагат (°) t-3,08
2. Наклон вперед из положения сидя на полу (см) t-2,65
3. Удержание ноги в сторону (°) t-2,15
Таким образом, разработанный комплекс упражнений позволяет значительно повысить эффективность развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста, что и подтверждает гипотезу нашего исследования.
1. Андреева, В.Е. Сопряженное развитие гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике: дис. ... канд. пед. наук / В.Е. Андреева. - СПб., 2010. - 170 с.
2. Анцыперов, В.В. Система начального обучения юных гимнастов технике двигательных действий: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Анцыперов. - Волгоград, 2008. - 53 с.
3. Аршавский, И.А. Очерки по возрастной физиологии / И.А. Аршавский. - М.: Медицина, 2017. - С. 440-446.
4. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 223 с.
5. Байбородова, Л.В. Методика обучения физической культуре / Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2014. - 248 с.
6. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2019. - 368 с.
7. Барчуков, И.С. Физическая культура: методики практического обучения / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2014. - 304 с.
8. Безматерных Н.Г. Начальная техническая подготовка девочек 7-9 лет с применением специальных упражнений и тренажерных устройств в спортивной аэробике: дис. ... канд. пед. наук / Н. Г. Безматерных. - Омск, 2006.
135 с.
9. Блинков, С.Н. Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе / С.Н. Блинков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2010. - № 10 (68). - С. 13-17.
10. Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я.С. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 2001. - 65 с.
11. Виленская, Т.Е. Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста: дис. ... доктора пед. наук / Т. Е. Виленская. - Краснодар, 2007. - 515 с.
12. Власова, О.П. Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: дис. ... канд. пед. наук / О.П. Власова. - Омск, 2011. - 161 с.
13. Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика: монография / Ю.К. Гавердовский. - М.: Физкультура и Спорт, 2007. - 912 с.
14. Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека / И.В. Гайворонский. - М.: Академия, 2008. - 494 с.
15. Гращенко А.Ю. Методика развития физического качества гибкости у школьниц 10-11 лет: на примере занятий цирковым искусством: дис. ... канд. пед. наук / А.Ю. Гращенко. - Тюмень, 2003. - 160 с.
16. Зайцева, В.В. Оптимизация двигательных режимов на основе типологических особенностей индивида / В.В. Зайцева, В.Д. Сонькин // Физическая культура индивида. - М., 1994. - С. 21.
... всего 45 источников