Введение 3
Глава I. Характеристика двигательной активности и её влияние на физическое развитие, и здоровье учащихся в средней школе 8
1.1 Понятие и сущность двигательной активности 8
1.2 Способы и нормы оценки двигательной активности 15
1.3 Роль спортивных игр в развитии двигательной активности
обучающихся 9 класса 25
Выводы по первой главе 31
Глава II. Организация и методы исследования 33
2.1 Организация исследования 33
2.2 Методы исследования 34
Выводы по второй главе 36
Глава III. Возможности спортивной игры (баскетбол) в развитии двигательной активности 37
3.1 Диагностика уровня развития двигательной активности обучающихся 9
класса МКОУ «Ястребовская СШ» 37
3.2 Апробация конспектов занятий по физической культуре с проведением
спортивной игры «баскетбол» 41
3.3 Диагностика уровня развития двигательной активности обучающихся 9
класса МКОУ «Ястребовская СШ» после экспериментального воздействия 49
Выводы по третьей главе 52
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложения 60
Современное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был действительно образованным в физической культуре, обладал средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных возможностей основных систем организма. Сегодня школьная физическая культура все больше становиться ответственной за формирование у школьников ориентации на здоровый образ жизни. Для нынешнего поколения России эта ориентация жизненно необходима против растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости. Занятия физической культурой в школе учат детей самоконтролю, самокритике, организовывать распорядок дня, без чего невозможна нормальная жизнь любого человека.
Современные дети ведут недостаточно подвижный образ жизни, проводя много времени за компьютером, телевизором. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития. Как показывает практика, современные дети в большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. Поэтому перед взрослыми стоит важная задача вернуть детей к активному образу жизни, привить любовь к спорту. Двигательная активность несет в себе огромный оздоровительный потенциал.
Выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт придавал двигательной активности человека величайшее значение и рассматривал ее как деятельность, обеспечивающую целостность развития личности: «Умственное и физическое образование так тесно связаны между собой, что должны составлять единую, неразделенную задачу школы: всякое одностороннее развитие непременно разрушает гармонию в образовании и не создаст условия для развития цельного человека».
В современной российской школе учащиеся испытывают дефицит двигательной активности. По данным Минздравсоцразвития России, школьники реализуют свой двигательный потенциал только на 18-20%; 65% детей, подростков и молодежи не занимаются систематически физической культурой и спортом. В итоге свыше 40% допризывной молодежи не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе, в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Двигательная активность современных школьников существенно отстаёт от должных норм, и в динамике продолжает снижаться.
Социальная обстановка в обществе такова, что родители стремятся развивать своего ребёнка, однако, в большей мере интеллектуально, поскольку именно большой запас знаний, по мнению многих родителей, обуславливает гарантированно достойное существование ребёнка. Уже начиная со второго класса, дети вынуждены по 3-4 часа делать домашние задания, посещать дополнительные консультации, искать материал для урока в энциклопедиях. Для большинства детей школьная учебная нагрузка является непомерной ношей, подрывающей здоровье.
Установлено, что двигательная активность в 9 классе меньше, чем в 67 классе. Двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.
...
В ходе работы мы пришли к следующим выводам:
1. Исходя, из анализа научно-методической литературы нами была дана характеристика двигательной активности и её влияние на физическое развитие, и здоровье обучающихся в средней школе. Двигательная активность - это естественная и специально - организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие. Под двигательной активностью так же понимается сумма движений, выполняемых человеком в процессе повседневной жизнедеятельности. Также способы и нормы оценки двигательной активности, роль спортивных игр, в развитии двигательной активности обучающихся 9 класса.
2. Выявлено, что с помощью спортивной игры «баскетбол» можно эффективно развивать двигательную активность, так как она является одним из основных качеств физического развития учащихся. С помощью специально разработанных планов - конспектов урока с применением комплекса упражнений для развития двигательной активности, повышая каждый раз, объём и интенсивность, моторную плотность, мы можем совершенствовать уровень двигательной активности учащихся, который очень важен для их развития и пропаганды здорового образа жизни.
3. В процессе работы был подобран комплекс упражнений, а также контрольные тесты, по которым оценивали достоверность показателей двигательной активности диагностик на начало и конец эксперимента. Таким образом, в экспериментальной группе произошло улучшение результатов по всем трем показателям. Оценка уровня обучающихся показала, что прирост двигательной активности значительно повысился в отношении начала и конца эксперимента. Это свидетельствует о том, что разработанный нами комплекс упражнений с использованием баскетбола, направленный на развитие двигательной активности является эффективным на занятиях с обучающимися 9 класса.
4. В процессе исследования для получения необходимой нам информации использовались методы исследования: анализ научнометодической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
5. Доказано, что, используя применяемый комплекс тестов по оценке степени развития двигательной активности учащихся, занимающихся по предложенному плану конспектов уроков, выше. Значит, данную работу можно применять при обучении детей на уроке, а также при подготовке юных баскетболистов.
1. Адольф В.А. Методология и методы научного исследования. стр. 1524 г. Красноярск 2015 г.
2. Адольф В.А., Саволайнен Г.С. Педагогическое образование в контексте развития физической культуры, спорта и здоровья // Педагогика. 2020. No 3. С. 83-90.
3. Адольф В. А., Фоминых А. В., Адольф К. В. Социализация обучающихся через вовлечение в спортивную деятельность // Воспитание школьников. 2020. No2. С. 20-24.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. /Б.А Ашмарин// - М.: Физкультура и спорт, 1979. 367 с.
5. Бар-Ор О. Здоровье детей и двигательная активность: от физиологических основ до практического применения / О. Бар-Ор, Т. Роуланд; пер. с англ. И Андреев. -К.: Олимп. л-ра, 2009. -528 с.
6. Гигиеническая норма двигательной активности детей и подростков
5-18 лет (Методические рекомендации) - [электронный ресурс] - Режим доступа. - http://www.zakon-i-
normativ.info/index.php/component/lica/?view=text&base=1 &id=516520 &menu=644333
7. Гигиеническое нормирование двигательной активности - [электронный ресурс] - Режим доступа. - http: //studall. org/all3 - 146654.html
8. Гончарук С.В. Активный образ жизни и здоровье школьника: учебное пособие для студентов, изучающих учебную дисциплину «Физическая культура и спорт» 2011. 109с.
9. Горелов А.А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье учащихся. - Белгород: 2011. 186 с.
10. Громова О.Е. Спортивные и подвижные игры для детей. / О.Е. Горомова. - М.: Сфера, 2002. 121с.
11. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн: Нар. Асвета, 2016. - 257с.
12. Гуревич И.А. 300 соревновательно - игровых заданий по физическому воспитанию: Практ. Пособие. - 2-е изд., стереотип. - Мн.: Выш.шк., 1994. -319 с.: ил.
13. Двигательная активность детей и подростков - [электронный ресурс] Режим доступа. http://elhoz.ucoz.com/index/dvigatelnaja aktivnostdetej
i podrostkov/0-51
14. Денисова Л.В. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте: Учебное пособие для вузов / Л.В. Денисова. -К.: Олимп. л-ра, 2008. -127 с.
15. Еркомайшвили, И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников: курс лекций / И.В. Еркомайшвили // Екатеринбург: ГОУ BIIO УГТУ-УПИ, 2004. - 117 с
... всего 48 источников