«Развитие двигательных качеств у обучающихся старшего школьного
возраста с помощью метода круговой тренировки с гимнастической
направленностью на уроках физической культуры»
Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 7
1.1. Двигательная активность и её роль для физического развития
обучающихся старшего школьного возраста 7
1.2. Особенности физического развития у обучающихся старшего
школьного возраста 11
1.3. Особенности развития двигательных качеств у обучающихся старшего
школьного возраста 14
1.4. Сущность метода круговой тренировки 22
1.5. Методы, используемые в работе по системе круговой тренировке 28
1.6. Средства, используемые на круговой тренировке 30
1.7. Организация занятий по методу круговой тренировки на уроках
физической культуры 30
1.8. Использование метода круговой тренировки для развития
двигательных качеств на уроках физической культуры 35
1.9. Домашнее задание с использованием метода круговой тренировки 38
Глава 2. Методы и организация исследования 44
2.1. Методы исследования 44
2.2. Организация исследования 47
Глава 3. Обсуждение результатов исследования 49
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение 63
Актуальность. Жизнь требует улучшения физической
подготовленности обучающихся общеобразовательных школ. За последние годы уровень здоровья подрастающего поколения нашей страны резко снизился, проявились как факторы ухудшения экологической обстановки, так и факторы экономические. Достаточно посмотреть на количество учеников, которые имеют различные ограничения к занятиям физической культуры или полностью освобождены от уроков. Заболевания самые разные - от ограничений по зрению до астмы. На фоне таких удручающих факторов как никогда остро встает вопрос о правильном планировании, проведении и дополнительных нагрузках на уроках.
В отдельных общеобразовательных школах уроки физической культуры проходят не совсем эффективно, в ряде школ присутствует острая нехватка спортивного оборудования, в большей степени на уроках гимнастики, низка плотность занятий, в связи с чем, обучающиеся лишаются двигательной активности, и, что самое главное, теряют интерес к урокам и занятиям физической культурой.
Главной причиной падения удовлетворённости уроками у обучающихся - является отсутствие эмоциональности урока, интереса к выполняемым упражнениям (Е.П. Ильин, 2000. 2001). Однообразная
физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний - монотонии и психического пресыщения (Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов, 2000; Е.П. Ильин, 2001). Учитель должен разнообразить средства и методы проведения урока, используя для развития двигательных качеств разнообразные и меняющиеся частично от урока к уроку упражнения, проводить занятия на свежем воздухе. Обоснованная организация учебной деятельности обучающихся составляет основу управления их мотивацией (А.К. Маркова и др.. 1983).
«Отход от школы», «мотивационный вакуум» наблюдается чаще всего на рубеже X-XI классов - это явление широко описано в литературе по психологии (А.К. Маркова и др., 1983; Е.П. Ильин, 2000, 2001).
Однако в специальной литературе приводятся данные об эффективности различных вариантов построения учебных занятий.
В этих целях учителя физической культуры могут успешно использовать метод круговой тренировки, которая с каждым годом приобретает все большую популярность, особенно у обучающихся.
Круговая тренировка (М. Шолих, 1966: В.А. Романенко, В.А. Максимович. 1986: О.В. Худолеева, 1983; В.И. Семеренский, 1992 и др.) в отличие от других методов, наиболее полно позволяет выполнять одно из главных требований к уроку - образовательной направленности в сочетании с высокой моторной плотностью. Это одна из форм проведения групповых и самостоятельных занятий обучающихся, направленных на воспитание выносливости, но параллельно решающая такие важные задачи, как развитие силы, гибкости, ловкости, а также формирование отдельных умений и навыков (С.Ф. Бурухин, 2002).
Актуальность исследования подчеркивается и тем, что в современной научной литературе не достаточно исследований уровня развития двигательных качеств обучающихся в возрасте 15-16 лет на уроках физической культуры, на которых применяются комплексы специальных гимнастических упражнений с элементами круговой тренировки. Отсутствует сравнительный анализ развития функциональных качеств у обучающихся 15-16 лет на уроках физической культуры в школе и обучающихся, специализирующихся в разных видах спорта.
Нам представляется целесообразным использование с целью повышения уровня физического и функционального развития, двигательных качеств, а также интереса обучающихся к занятиям физической культурой, комплексов специальных гимнастических упражнений с элементами круговой тренировки.
...
Современный урок, как основная форма физического воспитания обучающихся, должен характеризоваться высоким уровнем развивающего обучения, глубокой отработкой знаний, умений и навыков. Важным требованием к уроку является оптимальный отбор методов, средств и форм организации обучения. Каждый метод эффективен, если он применяется для решения той задачи, которую он решает успешнее, чем другие методы, если учитываются особенности содержания урока, возможности обучающегося и учителя.
Развитие двигательных качеств - одна из важнейших задач физического воспитания обучающихся. Особое значение должно уделяться развитию двигательных качеств в старших классах, в которых повышение физической подготовленности обучающихся приобретает конкретный социальный смысл: подготовка к труду и службе в армии.
Добиться высокой эффективности освоения учебного материала, увеличения плотности уроков, развития и совершенствования двигательных качеств обучающихся позволяет применение на уроках метода круговой тренировки. Метод круговой тренировки обладает многими достоинствами, одним из которых является дифференциация нагрузки с учетом подготовленности каждого обучающегося. Использование метода круговой тренировки является удобной формой организации большего количества обучающихся .
Анализируя научно-методическую литературу и практический опыт учителей физической культуры, мы сделали вывод, что вопросам изучения влияния занятий физической культуры с использованием комплексов специальных гимнастических упражнений с элементами круговой тренировки на развитие двигательных качеств обучающихся старшего школьного возраста в настоящее время уделяется недостаточное внимание.
На основе анализа литературы был сделан вывод о необходимости педагогического исследования влияния занятий по физическому воспитанию с использованием комплексов специальных гимнастических упражнений с элементами круговой тренировки для развития двигательных качеств обучающихся старшего школьного возраста.
Эффективность экспериментальных занятий по физическому воспитанию для развития двигательных качеств подтверждена сравнительным анализом экспериментальных данных, полученных нами в начале и в конце эксперимента. По абсолютному большинству позиций обучающихся экспериментальной группы на конец эксперимента показали результаты, превосходящие аналогичные данные в контрольной группе. Так, показатели физической подготовленности у большинства обучающихся контрольной группы на начало и конец исследования остались на среднем уровне, что составляло 34,9% на начало исследования и 31,8% на конец исследования. Прирост показателей составляет 1,6%.
В экспериментальной группе большинство обучающихся (36,4%), имеющих низкий уровень физической подготовленности, смогли улучшить свои оценочные показатели, достигнув высокого уровня развития (31,8%). Занятия по физическому воспитанию с использованием комплексов специальных гимнастических упражнений с элементами круговой тренировки положительно влияют на рост показателей двигательных качеств обучающихся .
Результаты исследования позволяют нам практически убедиться в правильности сформулированной гипотезы. Действительно, введение в урок физической культуры специальных гимнастических упражнений, проводимых с использованием элементов круговой тренировки, позволит повысить уровень развития двигательных качеств обучающихся в возрасте 15-16 лет в общеобразовательной школе.
В целом следует отметить, что уроки по круговой тренировке являются очень эффективными: обеспечивают оптимальный уровень нагрузки адекватный физическому состоянию обучающегося, что способствует положительной динамике роста показателей двигательных качеств, воспитывают устойчивый интерес обучающихся к уроку физической культуры.
1. Абралов Р.А., Павлова О.Н. и др. Оценка уровня физической подготовленности школьников 6-11-х классов // физическая культура: Воспитание, образование, тренировка, -2008, - № 3-4.
2. Барчуков И.С.: Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: КноРус, 2011
3. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013.
4. Васильков А.А Теория и методика физического воспитания, 2008г.
5. Вильчковский Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке. Физическая культура в школе, 2001г. № 7.
6. Гимнастика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по
специальности 050720: рек. УМО по специальностям пед. образования / под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - 6-е изд., стер. - М.: Academia, 2009.
7. Гуревич И.А. 150 упражнений для круговой тренировки. - Минск: Высшая школа, 1976.
8. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: Учебник для студентов ВУЗов, 2008г.
9. Ильин Е.П.: Психология спорта. - СПб.: Питер, 2010
10. Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2015.
11. Крутиков, В. Н. Комплекс общеразвивающих упражнений: метод. рекомендации/ В. Н. Крутиков, А. Я. Коротков. - Сыктывкар: Коми Республиканский институт развития образования и переподготовки кадров, 2007.
12. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьников.-М.: Просвящение, 2011.
13. Лях В.И. Гибкость и методика её развития // Физкультура в школе.№1, 2011,
14. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Мн.: Полымя, 2010.
15. Лях В.И., Зданевич. А.А. Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1-11 классов. - М., «Просвещение», 2004 г.
... всего 30 источников