РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ УМЕНИЮ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ)
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях семейного воспитания 7
1.1. Предпосылки развития двигательных способностей 7
1.2. Возрастные особенности физического развития детей
5 - 7 лет 14
1.3. Средства и методы развития двигательных способностей детей
старшего дошкольного возраста 23
1.4. Развитие двигательных способностей в условиях семьи 34
Глава 2. Программно-методическое обеспечение развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в
условиях семейного воспитания 40
2.1. Организация исследования 40
2.2. Методы исследования 40
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 42
2.4. Экспериментальная программа развития двигательной
активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях семейного воспитания 48
2.5. Исследование эффективности экспериментальной программы развития двигательной активности у детей старшего дошкольного
возраста в условиях семейного воспитания 63
Выводы 76
Заключение 78
Библиографический список 80
Приложения 87
Актуальность исследования проблемы развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях семейного воспитания продиктована ухудшением состояния здоровья детей и снижением уровня их физического развития. Современные дошкольники в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т.е. страдают гиподинамией. Это связано с тем, что в последние десятилетия изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. На практике мы убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок. Нарушение баланса между физической и другими видами деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников и его личностного развития. Однако, вопросы развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях семейного воспитания в научной и методической литературе освещены недостаточно.
Старший дошкольный возраст - это период интенсивного личностного развития ребенка, возраст формирования тех особенностей психики, которые определяют и двигательное поведение детей, их отношение к окружающему миру и представляют собой фундамент личности. Одной из главных задач физического воспитания детей старшего дошкольного возраста является оптимальное развитие двигательных способностей. Решение этой задачи предполагает формирование разнообразных двигательных умений и навыков, развитие физических качеств.
Современная система дошкольного образования претерпевает коренные изменения, обусловленные принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [3]. Прогрессивная идея реализации интегрированного подхода в организации образовательного процесса дошкольников, декларированная в ФГОС дошкольного образования, приняла в настоящее время крайнюю форму:
• преобладание сюжетно-ролевых и тематических видов организации деятельности детей, не позволяющих качественно, в соответствии с возрастом осваивать жизненно важные двигательные умения и навыки, развивать основные физические качества;
• отказ от использования в процессе физического воспитания здоровьеформирующих технологий, позволяющих в условиях ДОО достигать и повышать уровень двигательной и физической подготовленности.
В ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Физическое развитие» минимизировано до крайней степени. Таким образом, возникает ряд противоречий между:
• необходимостью своевременного формирования жизненно важных двигательных навыков детей и сохранением в стране негативной ситуации по ухудшению состояния здоровья детей;
• необходимостью гармоничного развития детей и отсутствием научно обоснованных программ физического воспитания для детей дошкольного возраста, направленных на формирование жизненно важных двигательных навыков, развитие комплекса основных физических качеств с учетом интеграции с другими видами деятельности детей.
....
Результаты анализа литературы, по вопросам развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи, свидетельствуют об отсутствии научно обоснованных рекомендаций по содержанию, организации и, главное, методическому обеспечению образовательной деятельности семьи, в том числе физическому воспитанию дошкольников. Назрела проблема, государство требует повысить уровень физического развития детей, вводятся нормы ГТО, а с другой стороны: родители не могут и не знают, как это правильно это сделать, так как имеют низкий уровень знаний по этим вопросам
В основе исследования проблема между требованиями государства к населению и невозможностью объективно оценить с помощью норматива: каковы формы, методы и средства развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях семейного воспитания и каковы педагогические условия, сопровождающие этот процесс. Все это послужило основанием для определения цели работы, разработать и экспериментально обосновать программу развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях семейного воспитания, способствующую повышению уровня двигательной активности дошкольников. Для решения цели были определены задачи исследования.
Для реализации этой цели и задач был организован и проведен констатирующий эксперимент, результаты которого показали исходную физическую подготовленность детей, разработана экспериментальная программа развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях семейного воспитания, проведен формирующий эксперимент (реализация программы «Родители и дети не стоят на месте»), и контрольный эксперимент, в ходе которого было выявлено повышение уровня физической подготовленности детей, рассчитан процент прироста показателей физических качеств по формуле и соотнесен по шкале оценок темпов прироста физических качеств. Проведенный эксперимент показал, что предложенная программа позволила увеличить все показатели физической подготовленности детей, при этом темпы прироста в экспериментальной группе значительно выше чем в контрольной. Это позволяет утверждать, что цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.