Развитие двигательных способностей посредством элементов самбо у обучающихся 6-7 классов во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ САМБО 6
1.1 Самбо как вид спорта 6
1.2. Применение единоборств на уроках физической культуры 10
1.3 Особенности развития двигательных способностей у обучающихся 6-7 классов 19
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1 Методы исследования 23
2.2 Организация исследования 31
3 РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСА
УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ САМБО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ И ПРОВЕРКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 33
3.1. Разработка комплекса упражнений с элементами самбо для развития
двигательных способностей у обучающихся 6-7 классов 33
3.2. Проверка эффективности разработанного комплекса упражнений с
элементами самбо для развития двигательных способностей у обучающихся 6-7 классов 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ САМБО 6
1.1 Самбо как вид спорта 6
1.2. Применение единоборств на уроках физической культуры 10
1.3 Особенности развития двигательных способностей у обучающихся 6-7 классов 19
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1 Методы исследования 23
2.2 Организация исследования 31
3 РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСА
УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ САМБО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ И ПРОВЕРКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 33
3.1. Разработка комплекса упражнений с элементами самбо для развития
двигательных способностей у обучающихся 6-7 классов 33
3.2. Проверка эффективности разработанного комплекса упражнений с
элементами самбо для развития двигательных способностей у обучающихся 6-7 классов 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Актуальность темы. В последнее время занятия единоборствами набирают все большую популярность среди детей и молодежи. Активное развитие получает такой отечественный вид спорта, как самбо. Являясь сплавом различных практик национальных единоборств, данная спортивная дисциплина позволяет не только развивать основные физические, психические и морально-волевые качества детей и подростков, но и является отличным способом укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.
Самбо - не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств, патриотизма и гражданственности будущего поколения. Занятия самбо формируют твёрдый характер, стойкость и выносливость, способствуют выработке самодисциплины и развитию качеств, необходимых для достижения жизненных целей. Построение тренировочного процесса в спортивных единоборствах и его реализация всегда привлекали внимание специалистов, работающих в детско-юношеских спортивных школах и в спорте высших достижений. В настоящее время в спортивных единоборствах накоплен достаточно обширный экспериментальный материал и большой практический опыт, которые обусловливают возможность более основательной и детальной разработки этой проблемы.
Одним из путей повышения популярности самбо, как спортивного вида, является совершенствование учебно-тренировочного процесса за счет увеличения двигательной активности. Вся двигательная деятельность спортсмена связана с перемещениями тела в пространстве. Сигнализация о перемещении тела осуществляется посредством вестибулярного, зрительного анализаторов и мышечно-суставных проприорецепторов. Увеличение мышечной нагрузки вызывает повышенный тренировочный эффект, а чрезмерная нагрузка ведет к перегрузкам различных систем организма, включая зрительный анализатор, вестибулярный и опорно-двигательный аппараты. Формы проявления устойчивости борцов имеют широкий диапазон. Этот диапазон проявления устойчивости борцов охватывает как основные положения борьбы (стойка, партер, мост), так и тактикотехнические действия. Устойчивость, как способность, умение сохранять равновесие в сложных ситуациях борьбы, необходима для спортсменов любого класса.
Развитие и совершенствование двигательных качеств следует рассматривать как один из важных разделов подготовки спортсменов разного уровня мастерства, что обусловлено переменной деятельности единоборца, а сопротивление, оказываемое соперником, значительно затрудняет проведение технических действий.
Вопросам формирования двигательных качеств спортсменов посвящено немало исследований, в частности, А.Ю. Осипов изучал формирование двигательных действий начинающих самбистов на основе развития статокинетической устойчивости и выносливости, М.Я. Набатникова, Л.П. Матвеев, Н.А. Фомин, рассматривали систему подготовки юных спортсменов, как приоритетную основу теории и практики спорта, а отбор в спорте как первое основное условие спортивной деятельности.
В методических пособиях и специальных исследованиях по борьбе самбо обосновывается положение о ведущей роли двигательных качеств в становлении спортивного мастерства борцов. Но в то же время в научной литературе недостаточно исследований, посвященных формированию двигательных качеств в спортивной борьбе и особенно у самбистов младшего возраста, отсутствует обоснованная методика развития этих качеств.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс обучающихся 67 классов.
Предмет исследования: комплекс упражнений с элементами самбо для развития двигательных способностей у обучающихся 6-7 классов, применяемый во внеурочной деятельности.
Цель работы: обосновать применение на занятиях самбо разработанного комплекса упражнений с элементами самбо, направленного на развитие двигательных способностей у обучающихся 6-7 классов.
...
Самбо - не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств, патриотизма и гражданственности будущего поколения. Занятия самбо формируют твёрдый характер, стойкость и выносливость, способствуют выработке самодисциплины и развитию качеств, необходимых для достижения жизненных целей. Построение тренировочного процесса в спортивных единоборствах и его реализация всегда привлекали внимание специалистов, работающих в детско-юношеских спортивных школах и в спорте высших достижений. В настоящее время в спортивных единоборствах накоплен достаточно обширный экспериментальный материал и большой практический опыт, которые обусловливают возможность более основательной и детальной разработки этой проблемы.
Одним из путей повышения популярности самбо, как спортивного вида, является совершенствование учебно-тренировочного процесса за счет увеличения двигательной активности. Вся двигательная деятельность спортсмена связана с перемещениями тела в пространстве. Сигнализация о перемещении тела осуществляется посредством вестибулярного, зрительного анализаторов и мышечно-суставных проприорецепторов. Увеличение мышечной нагрузки вызывает повышенный тренировочный эффект, а чрезмерная нагрузка ведет к перегрузкам различных систем организма, включая зрительный анализатор, вестибулярный и опорно-двигательный аппараты. Формы проявления устойчивости борцов имеют широкий диапазон. Этот диапазон проявления устойчивости борцов охватывает как основные положения борьбы (стойка, партер, мост), так и тактикотехнические действия. Устойчивость, как способность, умение сохранять равновесие в сложных ситуациях борьбы, необходима для спортсменов любого класса.
Развитие и совершенствование двигательных качеств следует рассматривать как один из важных разделов подготовки спортсменов разного уровня мастерства, что обусловлено переменной деятельности единоборца, а сопротивление, оказываемое соперником, значительно затрудняет проведение технических действий.
Вопросам формирования двигательных качеств спортсменов посвящено немало исследований, в частности, А.Ю. Осипов изучал формирование двигательных действий начинающих самбистов на основе развития статокинетической устойчивости и выносливости, М.Я. Набатникова, Л.П. Матвеев, Н.А. Фомин, рассматривали систему подготовки юных спортсменов, как приоритетную основу теории и практики спорта, а отбор в спорте как первое основное условие спортивной деятельности.
В методических пособиях и специальных исследованиях по борьбе самбо обосновывается положение о ведущей роли двигательных качеств в становлении спортивного мастерства борцов. Но в то же время в научной литературе недостаточно исследований, посвященных формированию двигательных качеств в спортивной борьбе и особенно у самбистов младшего возраста, отсутствует обоснованная методика развития этих качеств.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс обучающихся 67 классов.
Предмет исследования: комплекс упражнений с элементами самбо для развития двигательных способностей у обучающихся 6-7 классов, применяемый во внеурочной деятельности.
Цель работы: обосновать применение на занятиях самбо разработанного комплекса упражнений с элементами самбо, направленного на развитие двигательных способностей у обучающихся 6-7 классов.
...
В результате проведенного исследования представляется возможным сделать ряд важных выводов.
1. Изучив теоретико-методические особенности по теме развития двигательных способностей, было выявлено, что в 6 - 7 классах целесообразно развивать такие двигательные способности как: быстроту, силу, выносливость, ловкость и гибкость.
2. На основании изученных научно - методических источников был разработан комплекс упражнений с элементами самбо для обучающихся 6 - 7 классов.
3. Анализ результатов тестов отражает высокую эффективность разработанного комплекса упражнений с элементами. Это отразилось на темпах повышения уровня двигательных способностей обучающихся экспериментальной группы, которые оказались значительно выше, чем у обучающихся контрольной группы, основным средством которых были обычные физические упражнения.
Определенные сдвиги отмечены в скоростно-силовой подготовленности: результаты в прыжке в длину с места у экспериментальной группы возросли с 134,2 до 135,7 см, в контрольной - с 131,6 до 131,9 см. Значительный прирост у учащихся экспериментальной группы отмечается в показателях, характеризующих быстроту: время пробегания 30 м -с 6,2 до 5,8 с, в контрольной группе - с 6,2 до 6,1 с . В развитии координационных способностей (тест челночный бег 3х10 м) определенные сдвиги наблюдаются только в экспериментальной группе: она улучшила свой средний показатель с 9,1 до 9,0 с, контрольная сохранила также свои показатели.
Все это позволяет утверждать целесообразность применения разработанного комплекса упражнений с элементами самбо как эффективного средства развития двигательных способностей.
1. Изучив теоретико-методические особенности по теме развития двигательных способностей, было выявлено, что в 6 - 7 классах целесообразно развивать такие двигательные способности как: быстроту, силу, выносливость, ловкость и гибкость.
2. На основании изученных научно - методических источников был разработан комплекс упражнений с элементами самбо для обучающихся 6 - 7 классов.
3. Анализ результатов тестов отражает высокую эффективность разработанного комплекса упражнений с элементами. Это отразилось на темпах повышения уровня двигательных способностей обучающихся экспериментальной группы, которые оказались значительно выше, чем у обучающихся контрольной группы, основным средством которых были обычные физические упражнения.
Определенные сдвиги отмечены в скоростно-силовой подготовленности: результаты в прыжке в длину с места у экспериментальной группы возросли с 134,2 до 135,7 см, в контрольной - с 131,6 до 131,9 см. Значительный прирост у учащихся экспериментальной группы отмечается в показателях, характеризующих быстроту: время пробегания 30 м -с 6,2 до 5,8 с, в контрольной группе - с 6,2 до 6,1 с . В развитии координационных способностей (тест челночный бег 3х10 м) определенные сдвиги наблюдаются только в экспериментальной группе: она улучшила свой средний показатель с 9,1 до 9,0 с, контрольная сохранила также свои показатели.
Все это позволяет утверждать целесообразность применения разработанного комплекса упражнений с элементами самбо как эффективного средства развития двигательных способностей.





