ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ САМБО 6
1.1 Самбо как вид спорта 6
1.2. Применение единоборств на уроках физической культуры 10
1.3 Особенности развития двигательных способностей у обучающихся 6-7 классов 19
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1 Методы исследования 23
2.2 Организация исследования 31
3 РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСА
УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ САМБО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ И ПРОВЕРКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 33
3.1. Разработка комплекса упражнений с элементами самбо для развития
двигательных способностей у обучающихся 6-7 классов 33
3.2. Проверка эффективности разработанного комплекса упражнений с
элементами самбо для развития двигательных способностей у обучающихся 6-7 классов 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Актуальность темы. В последнее время занятия единоборствами набирают все большую популярность среди детей и молодежи. Активное развитие получает такой отечественный вид спорта, как самбо. Являясь сплавом различных практик национальных единоборств, данная спортивная дисциплина позволяет не только развивать основные физические, психические и морально-волевые качества детей и подростков, но и является отличным способом укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.
Самбо - не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств, патриотизма и гражданственности будущего поколения. Занятия самбо формируют твёрдый характер, стойкость и выносливость, способствуют выработке самодисциплины и развитию качеств, необходимых для достижения жизненных целей. Построение тренировочного процесса в спортивных единоборствах и его реализация всегда привлекали внимание специалистов, работающих в детско-юношеских спортивных школах и в спорте высших достижений. В настоящее время в спортивных единоборствах накоплен достаточно обширный экспериментальный материал и большой практический опыт, которые обусловливают возможность более основательной и детальной разработки этой проблемы.
Одним из путей повышения популярности самбо, как спортивного вида, является совершенствование учебно-тренировочного процесса за счет увеличения двигательной активности. Вся двигательная деятельность спортсмена связана с перемещениями тела в пространстве. Сигнализация о перемещении тела осуществляется посредством вестибулярного, зрительного анализаторов и мышечно-суставных проприорецепторов. Увеличение мышечной нагрузки вызывает повышенный тренировочный эффект, а чрезмерная нагрузка ведет к перегрузкам различных систем организма, включая зрительный анализатор, вестибулярный и опорно-двигательный аппараты. Формы проявления устойчивости борцов имеют широкий диапазон. Этот диапазон проявления устойчивости борцов охватывает как основные положения борьбы (стойка, партер, мост), так и тактикотехнические действия. Устойчивость, как способность, умение сохранять равновесие в сложных ситуациях борьбы, необходима для спортсменов любого класса.
Развитие и совершенствование двигательных качеств следует рассматривать как один из важных разделов подготовки спортсменов разного уровня мастерства, что обусловлено переменной деятельности единоборца, а сопротивление, оказываемое соперником, значительно затрудняет проведение технических действий.
Вопросам формирования двигательных качеств спортсменов посвящено немало исследований, в частности, А.Ю. Осипов изучал формирование двигательных действий начинающих самбистов на основе развития статокинетической устойчивости и выносливости, М.Я. Набатникова, Л.П. Матвеев, Н.А. Фомин, рассматривали систему подготовки юных спортсменов, как приоритетную основу теории и практики спорта, а отбор в спорте как первое основное условие спортивной деятельности.
В методических пособиях и специальных исследованиях по борьбе самбо обосновывается положение о ведущей роли двигательных качеств в становлении спортивного мастерства борцов. Но в то же время в научной литературе недостаточно исследований, посвященных формированию двигательных качеств в спортивной борьбе и особенно у самбистов младшего возраста, отсутствует обоснованная методика развития этих качеств.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс обучающихся 67 классов.
Предмет исследования: комплекс упражнений с элементами самбо для развития двигательных способностей у обучающихся 6-7 классов, применяемый во внеурочной деятельности.
Цель работы: обосновать применение на занятиях самбо разработанного комплекса упражнений с элементами самбо, направленного на развитие двигательных способностей у обучающихся 6-7 классов.
...
В результате проведенного исследования представляется возможным сделать ряд важных выводов.
1. Изучив теоретико-методические особенности по теме развития двигательных способностей, было выявлено, что в 6 - 7 классах целесообразно развивать такие двигательные способности как: быстроту, силу, выносливость, ловкость и гибкость.
2. На основании изученных научно - методических источников был разработан комплекс упражнений с элементами самбо для обучающихся 6 - 7 классов.
3. Анализ результатов тестов отражает высокую эффективность разработанного комплекса упражнений с элементами. Это отразилось на темпах повышения уровня двигательных способностей обучающихся экспериментальной группы, которые оказались значительно выше, чем у обучающихся контрольной группы, основным средством которых были обычные физические упражнения.
Определенные сдвиги отмечены в скоростно-силовой подготовленности: результаты в прыжке в длину с места у экспериментальной группы возросли с 134,2 до 135,7 см, в контрольной - с 131,6 до 131,9 см. Значительный прирост у учащихся экспериментальной группы отмечается в показателях, характеризующих быстроту: время пробегания 30 м -с 6,2 до 5,8 с, в контрольной группе - с 6,2 до 6,1 с . В развитии координационных способностей (тест челночный бег 3х10 м) определенные сдвиги наблюдаются только в экспериментальной группе: она улучшила свой средний показатель с 9,1 до 9,0 с, контрольная сохранила также свои показатели.
Все это позволяет утверждать целесообразность применения разработанного комплекса упражнений с элементами самбо как эффективного средства развития двигательных способностей.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06 октября 2009 г. № 373 (в ред. Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1576) [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/197127/. - Дата обращения 01.10.2017.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577) [Электронный ресурс] // URL : http ://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/prikaz- ot-17-
dekabrya-2010-g-1897.html. - Дата обращения 01.10.2017.
3. Абзалов Р.А. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебное пособие/ Р.А. Абзалов, Н.И. Абзалов. - Казань, изд-во «Вестфалика», 2013. - 202 с.
4. Бавыкин Е. А. Скоростно-силовая тренировка как фундамент специальной физической подготовки в комплексных единоборствах // Теория и практика физической культуры. 2014. №2 С. 20-22.
5. Бальсевич В. К. Концепция информационно-образовательной кампании по развертыванию национальной системы спортивноориентированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных школах Российской Федерации/В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003. № 1. C. 11-17.
6. Волков В. Г. Методические особенности обучения школьников специально-подготовительным упражнениям по разделу «элементы единоборств»//Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 7279.
7. Волков В. Г. Основы дзюдо на уроках физической культуры в общеобразовательной школе: учебно-методическое пособие. Пенза, издательский центр ПГУ, 2015. 52с.
8. Гожин В. В. Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы/ В.В. Гожин и О.Б. Малков. М.: Физкультура и спорт, 2005. 168 с.
9. Губа В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие / Губа В.П., Пресняков В.В. М.: Человек, 2015. 288 с.
10. Гуралев В. М. К вопросу об обучении юных дзюдоистов. Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции/В.М. Гуралев. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. С. 150-154.
11. Дворкин В. М. Обоснование интегративной методики отбора детей в группы начальной подготовки по дзюдо/ В. М. Дворкин. Красноярск, 2008. 154с.
12. Дворкин Л.С. Инновационная методика интенсивной силовой подготовки в молодом возрасте: Лекция для студентов вузов физической культуры. /Л.С. Дворкин, С.В. Новаковский, С.В. Степанов//: - Краснодар: КГАФК, 2012. - 72с.
13. Дергач А. А. Педагогическое мастерство тренера / А. А. Дергач, А. А. Исаев. -М.: ФиС, 2015. - 298 с.
14. Ерофицкий, А.В. Особенности планирования учебнотренировочного процесса квалифицированных дзюдоистов. / А.В. Ерофицкий, Д.Л. Новиков. - Электрон. дан. // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2014. - № 3. - С. 15-19.
15. Железняк, Ю.Д., Минбулатов, В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособие / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. М.: Академия, 2014. - 272 с.
... всего 43 источников