Введение 3
Теоретические аспекты развития жизнестойкости у подростков из семей,
находящихся в социально опасном положении 6
Содержание и сущность понятия жизнестойкости 6
Характеристика подростков из семей, находящихся в социально опасном
положении 16
Выводы по 1 главе 21
Экспериментальная работа по развитию жизнестойкости у подростков
находящихся в социально опасном положении 24
Характеристика уровня развития жизнестойкости у подростков, находящихся
в социально опасном положении 24
Разработка и реализация программы, направленной на развитие
жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении 32
Выводы по 2 главе 44
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложения 53
Социальная ситуация развития общества, характеризуются ростом стрессогенных факторов и профессиональной и личной жизни, расширением спектра социальных, экономических, политических кризисов, ухудшением экологической обстановки, что порождает глубокие кризисные изменения в жизни отдельной личности, предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости по отношению как к внешним, так и к внутренним противоречиям. В этих условиях все большую популярность приобретает проблема изучения факторов формирования совладающего поведения, а также личностных качеств (оптимизм, личностное достоинство, жизнерадостность, жизнестойкость, толерантность к неопределенности), обеспечивающих успешное преодоление стресса.
Решение проблемы детерминации жизнестойкости как личностного ресурса необходимо на всех уровнях психической активности человека. Существует острая потребность в определении тех личностных проявлений, которые обеспечивают возможность противодействовать нежелательному влиянию среды. Исследование этого вопроса также определяется необходимостью создания психолого-педагогических условий для полноценной реализации личностного потенциала учащихся и студентов, что отражено в «Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года».
Феномен жизнестойкости личности исследованы в рамках проблем, связанных с преодолением стресса, адаптацией в обществе, физическим и психическим здоровьем (Л.А. Александрова), а также в соотношении со смысложизненными ориентациями, индивидуально-типологическими
особенностями личности, самоотношением, стилевыми характеристиками саморегуляции поведения (Т.В. Наливайко), в связи с комплексом переживаний в психотравмирующей ситуации и успешностью процесса реабилитации (А.И. Рассказова). Акцентирование внимания решающей роли личностных качеств человека в преодолении негативных воздействий среды или их
4 противостоянии привело обращение к исследованию личностного потенциала. Д.А. Леонтьев рассматривает его как системную характеристику индивидуально - психологических особенностей личности, которые обеспечивают способность сохранять стабильность смысловых ориентаций, эффективность деятельности на фоне давления и изменения условий деятельности.
Актуальность данной темы определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути.
Вопрос построения собственной жизни, ее управляемость или зависимость от обстоятельств будет всегда волновать человека. Жизненный путь личности имеет единые для всех «измерения», но способ разрешения жизненных проблем, построения жизни, удовлетворенность ею глубоко индивидуальны. Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности.
Дезинтеграцию личности понимают, как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Противостоять этому процессу может пересмотр педагогических технологий и методик в работе с детьми в части воспитания личности, способной противостоять трудным жизненным обстоятельствам, разработка соответствующего комплекса воспитательных и образовательных мер в образовательных учреждениях.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать условия развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении
...
Целью нашей работы является выявление и теоретическое обоснование условий развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении.
Анализ психолога педагогической литературы по проблеме исследования дал возможность (мы рассмотрели различные подходы ученых (С. А. Богомаз, С. Мадди, С.Л. Рубинштейна, Р.М. Рахимова, Р.И. Стецишина) остановится на понятии и содержании сущности жизнестойкости данном С. Мадди. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений человека о себе, о мире и об отношениях с ним, которая состоит из 3 компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска) и способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом. Важна выраженность всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.
Другими словами, жизнестойкость подростков можно определить: как способность успешно преодолевать особенности психологического и физиологического развития, присущие данному возрасту; как способность противостоять стрессовым ситуациям и успешно адаптироваться к предстоящей взрослой жизни в обществе; как удовлетворенность настоящим и уверенность в будущем.
Нами было выявлено что главными особенностями подростков из семей, находящихся в социально опасном положении, является то, что они проживают в условиях или в обстоятельствах жизни, несущих угрозу жизни, здоровью и благополучию ребенка, влекущих его безнадзорность, беспризорность, антиобщественное поведение и правонарушения. Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Ребенок, оказавшийся в тяжелой
ситуации, не может благополучно функционировать в среде, соответственно отсюда и появляются проблемы, приходится изменять привычные нормы поведения. В таких ситуациях нужно с помощью профессионалов решить возникшую на данном этапе проблему.
В целях выявления уровня развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении был использовался тест-опросник «Тест жизнестойкости С. Мадди».
Констатирующий этап эксперимента позволил выявить, что показатели жизнестойкости у подростков, находящихся в социально опасном положении , находятся в диапазоне 57 - 74 баллов, что соответствует низкому и среднему уровню жизнестойкости.
В целях развития уровня жизнестойкости нами разработана и реализована программа. В ходе контрольного эксперимента выявлены позитивные динамические изменения по всем трём составляющим жизнестойкости.
Таким образом выполненное исследование, направленное на выявление и теоритическое обоснования условий развития жизнестойкости потвердела гипотезу. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Авдеева В.П. Ресурсы жизнестойкости у семей и детей, получающих государственную социальную помощь / В.П. Авдеева, А.Ф. Руппель// ЖССА. - 2019. - №3. - с.80-112
Акутина С.П. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации / С.П. Акутина, А.А. Семавина // Молодой ученый - 2016. - № 8. - С. 869-872.
Басалаева Н.В. Психолого -педагогическое сопровождение
подростков, находящихся в социально опасном положении / Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова, Т.В. Захарова// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view7idM7142
Богомаз С.А. Жизнестойкость как компонент инновационного
потенциала человека/ С.А. Богомаз, Д.Ю. Баланев // СПЖ. - 2009 - № 5 -
https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-kak-komponent-innovatsionnogo- potentsiala-cheloveka
Борисов Г.И. Жизнеспособность как условие профессионального развития личности / Г.И. Борисов, А.А. Печеркина // Педагогическое образование в России. 2015. - № 11. - С. 72-75.
Брюзгина Т.В. Проблема формирования жизнестойкости в подростковом возрасте / Т.В. Брюзгина// Наука, образование и культура. - 2020. - №2 (46). - с. 73-74
Вакуленко О.В., Ган Н.Ю. Роль социального педагога в оказании помощи семьям "группы риска" // Проблемы современного педагогического образования. 2019. - №63-4. - с. 44-47
Васильева Н.А. Практикум для педагогов по работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации / Н.А. Васильева, Л.В. Стельмаченко, О.В. Столярова // Новое слово в науке: стратегии развития: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28 авг. 2020 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. - С. 29-31.
Вдовина М.В. Социальная работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении: развитие индивидуально-профилактического подхода / М.В. Вдовина// Теория и практика общественного развития. - 2016. - №11. - С. 9-12.
Водяха С. А. Соотношение жизнестойкости и личностных достоинств студентов / С.А. Водяха // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 11. - С. 24-29.
Галиева С.Ю. Социально-педагогическая работа с семьей,
находящейся в социально опасном положении: теория и практика опытноэкспериментального исследования // Вестник ПГГПУ. Серия № 1.
Психологические и педагогические науки. 2017. - №2-1. - с. 36-146
Гордеева М.В. Социальное сопровождение семей с детьми/ М.В. Гордеева // Информационно-методический сборник. - М.: ИДПО ДТСЗН, 2015. - 242 с.
Горьковая И.А. Жизнестойкость и копинг-стратегии подростков с сенсорными и двигательными нарушениями/ И.А. Горьковая, А.В. Микляева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. - №187. - с. 85-95
Гуцунаева С.В. Копинг-стратегии подростков с различным уровнем жизнестойкости / С.В. Гуцунаева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. - № 3-1. - С. 92-95.
Евтушенко Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен / Е.А. Евтушенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 60. - С. 72-78.
... всего 40 источников