Введение
Глава 1. Изучение ментальных представлений в языковом сознании
1.1. Основные положения когнитивной лингвистики
1.2. Место концепта в современной когнитивной лингвистике
1.3. Типология концептов в современной когнитивной лингвистике
1.4. Концепт и концептосфера национального языка
1.5. Методология описания концептов
Глава 2. Изучение индивидуальных представлений в языковом сознании
2.1. Основные положения психолингвистики
2.2. Ассоциативное поле и языковое сознание
2.3. Метод ассоциативного эксперимента
Глава 3. Ментальное и индивидуальное в языковом сознании носителей русского языка
3.1. Концепт «лень» в русском языковом сознании
3.2. Ассоциативное поле «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири
3.3. Сопоставление концепта «лень» и ассоциативного поля «лень»
Заключение
Список литературы
Приложение А. Словарные статьи
Приложение Б. Конспект урока элективного курса
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению концепта «лень» и ассоциативного поля «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
Актуальность исследования определяется антропоцентрическим подходом к изучению языкового сознания, применением методологии когнитивной лингвистики и психолингвистики, выявлением ментального и индивидуального на примере дифференцированной характеристики лингвокультурного концепта «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
Выбор концепта «лень» определяется следующими причинами: 1) концепт «лень» является этноспецифичным для русской ментальности; 2) имеет неоднозначные толкования в современной лингвистике; 3) не изучен в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири. Этноспецифика концепта «лень» в русской ментальности усматривается в ... . Неоднозначность толкования концепта «лень» в русском ментальном сознании рассмотрена в работах ... . Поскольку в монографии А.Д.
Васильева, С.П. Васильевой и А.Г. Тимченко «Этнокультурное сознание и самосознание сибиряка, отражённое в языке» поле «лень» не представлено, видится необходимым провести описательный анализ концепта «лень» и тем самым закрыть эту лакуну.
Теоретической базой исследования послужили работы В.И. Карасика, Д.С. Лихачёва, В.А. Масловой, З.Д. Поповой, И.А. Стернина, А.Д. Васильева, С.П. Васильевой, М.В. Пименовой, О.Н. Кондратьевой и других когнитологов и психолингвистов.
Методологической основой исследования является работа «Социокультурные характеристики концепта «труд» в русском языковом сознании» В.И. Карасика и Т.В. Гонновой, в которой концепт рассматривается не только как когнитивная структура, но и как мыслительная единица, обогащённая ценностными признаками [Гоннова, 2003, с. 34]. В свете этого видится возможным изучение лингвокультурных концептов с применением методологии традиционной лингвистики, когнитивной лингвистики и психолингвистики. С помощью когнитивной лингвистики изучаются ментальные представления о концепте «лень» в русском языковом сознании, а средствами психолингвистики — индивидуальные представления об ассоциативном поле «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
Объект исследования - языковое сознание.
Предмет исследования - концепт «лень» как проявление ментального и индивидуального в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
Цель исследования - выявление ментального и индивидуального в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири на примере концепта «лень».
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить основные теоретические положения когнитивной лингвистики и психолингвистики, необходимые для выполнения данной работы;
2) определить акутуализацию концепта «лень» в русском языковом сознании по данным различных словарей русского языка;
3) рассмотреть ассоциативное поле «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири;
4) сопоставить результаты анализа концепта «лень» в русском языковом сознании и ассоциативного поля «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири;
5) разработать урок для элективного курса в школе по теме исследования.
Источники исследования:
1) толковые словари:
• Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. Том 6 (под ред. Э.И. Коротаевой). Ленинград, Издательство АН СССР 1957 г.;
• Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. Т 1. 1209 с.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989. 922 с.;
• Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «А ТЕПМ», 2006. - 944 стр.,
• Толковый словарь русского языка: Ок. 7000 словар. ст.: свыше
35 000 значений: Более 70 000 иллюстрат. примеров / Под ред. Д.В. Дмитриева. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 1582 с. - (Словари Академии Российской),
• Толковый словарь современного русского языка, Д.Н. Ушаков - М.: «Аделант», 2013. - 800 с,
• Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 2000. - 1536 с.;
2) историко-этимологические словари:
• Семёнов А.В. Этимологический словарь русского языка. Серия "Русский язык от А до Я". Издательство «ЮНВЕС». Москва, 2003 г. 704 с.
• Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Под ред. О.Н. Трубачева. Выпуск 14,
• Этимологический словарь русского языка: в 4 т., М.Фасмер, том 2. М.: Прогресс, 1986,
• Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка: более 5 000 слов. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Рад. шк., 1989. - 511 с.,
• Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А.К. Шапошников: в 2 т. Т. 1. - М.: Флинта : Наука, 2010. - 584 с.,
• Краткий этимологический словарь русского языка. Шанский Н.М. и др., 1971.;
3) фразеологические словари:
• Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. - М.: Советская энциклопедия. - 1968. - 544 с.,
• Фразеологический словарь современного русского литературного языка. под ред. Тихонова А.Н. М.: Флинта: Наука, 2004. - 832 с.;
4) диалектические:
• Словарь русских народных говоров. Выпуск 16-й. Под ред. Филина П.Ф. Ленинград: Наука, 1980;
5) церковно-славянского языка:
• Полный церковно-славянский словарь. Дьяченко Г. Издательский отдел Московского Патриархата, М.: 1993. - 1120 с.,
6) древне- и старо-русского языка:
• Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным
памятникам, труд И.И. Срезневскаго, в 3 Т., т. 2. - Санкт-
Петербург, Типография Императорской Академии Наук, Вас. Остр., 9 л., № 12. - 1902. - 1512 с.,
• Словарь русского языка XI-XVII вв.: в 28 т., под ред. Романовой Г.Я. Том 8. М.: Наука, 1981;
7) антонимов и синонимов:
• Словарь русского языка XI-XVII вв.: в 28 т., под ред. Романовой Г.Я. Том 11. М.: Наука, 1981,
• Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Ок. 11 000 синоним. рядов. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 2001. - 568 с. - (Библиотека словарей рус. яз.).,
• Словарь синонимов и антонимов современного русского языка.
50 000 слов. - (под ред. А.С. Гавриловой) М.: «Аделант», 2013. - 800 с.,
• Новый объяснительный словарь синонимов русского языка под общим руководством акад. Ю.Д. Апресяна. - М.: Школа «Языки славянской культуры», 2003. - 1488 с.,
• Словарь антонимов русского языка. Львов М.Р., изд.2-е, 1984 г.,
• Словарь синонимов русского языка: В 2 т. Т. 1: А - Н / ИЛИ РАН; Под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 680 с.;
8) эвфемизмов:
• Словарь эвфемизмов русского языка, Сеничкина Е.П.М. Флинта: Наука, 2008 - 464 с.;
9) ассоциативные словари русского языка:
• Электронный ассоциативный словарь Приенисейской Сибири (ЭАСПС) react.ftn24.ru(90 реакций на стимул лень и 46 стимулов к реакции лень).
• Словарь ассоциативных норм русского языка А.А. Леонтьева. http: //it-claim.ru/Proj ects/ASIS/Leont/Index.htm
Использование в настоящем исследовании данных сплошной выборки из толковых и ассоциативных словарей русского и старославянского языков, словарей синонимов, антонимов и эвфемизмов русского языка, историко-этимологических, этимологических и историко-бытовых словарей, словообразовательных словарей, словарей русских народных говоров, паремиологических справочников, словарей фразеологизмов, продиктовано тем, что, являясь древним, концепт «лень» архетипизировался в русском языковом сознании и является частью вербальной памяти носителей русского языкового сознания. В связи с этим при синхроническом анализе русского языкового сознания видится возможным использование данных в диахроническом аспекте.
В работе использовались следующие приемы и методы исследования:
• прием анализа научной литературы;
• сплошной выборки;
• сопоставительный;
• описательный.
Практическая значимость. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в процессе преподавания вузовских курсов теории языка, психолингвистики, стилистики русского языка, на элективных курсах русского языка в школе; а также при создании методических материалов по психологии и психолингвистике.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы (всего 68 источников) и двух приложений.
В рамках выпускной квалификационной работы были сопоставлены ментальное и индивидуальное в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири на примере описания концепта «лень».
Были достигнуты поставленные ранее задачи:
1) изучить основные теоретические положения когнитивной лингвистики и психолингвистики, необходимые для выполнения данной работы;
2) определить актуализацию концепта «лень» в русском языковом сознании по данным различных словарей русского языка;
3) рассмотреть ассоциативное поле «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири;
4) сопоставить результаты анализа концепта «лень» в русском языковом сознании и ассоциативного поля «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири;
5) разработать урок для элективного курса в школе по теме исследования.
В ходе исследования была достигнута цель выпускной квалификационной работы. Были определены границы лексической группы, выделенной на основе общего лексического значения «лень», и описаны системные отношения в указанной лексической группе. Также были определены ментальные и индивидуальные характеристики концепта «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
В первой главе выпускной квалификационной работы дано краткое описание истории вопроса и теоретическое обоснование необходимости изучения концепта «лень» с позиций когнитивной лингвистики.
Во второй главе изложено теоретическое обоснование важности изучения ассоциативного поля «лень» методами психолингвистики.
В третьей главе проанализированы концепт «лень» в русском языковом сознании по данным различных словарей и ассоциативное поле «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири по материалам электронного ассоциативного словаря. Также в третьей главе представлены данные сопоставительного анализа концепта «лень» в русском языковом сознании и ассоциативного поля «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
Изучив концепт «лень» при помощи словарных статей, мы имеем ментальное представление о концепте «лень». Индивидуальное представление было получено при анализе данных электронного ассоциативного словаря жителей Приенисейской Сибири. Сопоставив результаты когнитивного исследования с данными психолингвистического эксперимента, мы можем сравнить ментальное и индивидуальное в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири на примере концепта «лень».
Пользуясь данными исследования словарных статей, мы можем заметить, что ядром концепта «лень» являются следующие значения:
• лень как явление (чувство) в отрицательной коннотации;
• лень как явление (чувство) в положительной коннотации.
Периферией же концепта «лень» мы можем указать значения следующие:
• предметы мебели и приспособления для лежания (лавка, подушка и др.);
• характер выполнения деятельности (темп, состояние и т.д.);
• лень как наречие (лень работать);
• лень-матушка.
Ядром ассоциативного поля «лень» являются следующие реакции: диван, спать, матушка. В околоядерную зону вошли реакции: порок, вставать, безделье, учиться, усталость, работать, сон, плохо, лодырь, кровать, зло. Периферию ассоциативного поля лень составили следующие реакции:
Мы видим, что ядро и околоядерная зоны концепта «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири частично совпадают с описанием концепта «лень», полученным при анализе словарных статей. Это позволяет говорить о ментальном в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
Индивидуальное в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири проявляется в следующем:
1) стойкая ассоциация лени с предметом для лежания, идущая с древних времён [Трубачёв, 1987, с. 205], причём предмет-ассоциат - из реалий современного мира, названный заимствованным иноязычным заимствованием диван (франц.) [Фасмер, 1986, т. 1, с. 512];
2) признак, находящийся в периферической зоне концепта «лень» в русском языковом сознании, в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири входит в состав ядра: матушка;
3) отдельные характеристики концепта «лень», не нашедшие отражения в русском языковом сознании, но вошедшие в ассоциативное поле «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири: утро, полумрак, несусветная, непросветная; хандра, грех, проблема; думать, объяснить, мечтать; Обломов, Ленин; труд, работа; прогресс, победа; фу, о да; пиво; тюлень; плесень; дебил; моя; враг; сон; печь; студент; нельзя, придумана; лежать; искоренить; ленивый; писать; борода, есть; у ребенка; праздник; урок; потом.
Характеристика концепта «лень» в русском языковом сознании и поля «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири действительно включает в себя ряд противоречащих друг другу характеристик - например, таких, как плохо, зло, плесень - и счастье, прогресс, победа, расслабление. Мы склонны полагать, что это связано с большой значимостью концепта «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
Во введении было указано, что чем шире и богаче культура народа, тем шире и богаче и концепты, составляющие концептосферу данного народа.
Пользуясь законом обратного следствия, можно сделать и обратный вывод: чем богаче культура народа, тем многозначнее концепты, входящие в состав концептосферы данного народа, а диапазон их значений шире. Основываясь на полученных и проанализированных нами данных, мы можем сказать, что концептосфера русского языка исключительно богата.
Тем самым подтверждается выдвинутое нами ранее предположение. Концепт «лень» в русском языковом сознании - сложный многозначный концепт с широким диапазоном значений; однозначного толкования значения концепта «лень» в русском языковом сознании не существует, что говорит о том, что отношение русского народа к лени было неоднозначным - от отрицательного до положительного, одобрительного.
В данной работе была дана попытка дать подробную характеристику концепта «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири. Однако, как пишут З.Д. Попова и И.А. Стернин, «необходимо помнить, что, даже рассмотрев всю доступную нам совокупность языковых средств выражения концепта, а также тексты, в которых раскрывается содержание концепта, проведя психолингвистические эксперименты и осуществив когнитивную интерпретацию их результатов, мы все равно не получаем исчерпывающего описания концепта, это всегда будет лишь описание части концепта» [Попова, Стернин, 2007, с. 164]. Как отмечает А.А. Залевская, «весьма наивной представляется вера некоторых исследователей в то, что якобы можно описать содержание некоторой языковой единицы в том виде, в каком она присутствует в сознании носителей языка... мы можем лишь строить определенные предположения, модели и подобное в отношении того, что не поддается прямому наблюдению» [Залевская, 1990, с. 32]. Как указывают З.Д. Попова и И.А. Стернин, любая модель концепта - это лишь исследовательская модель, некоторое приближение к концепту как ментальной единице [Попова, Стернин, 2007, с. 164].
В свете вышеизложенного данную нами в рамках выпускной квалификационной работы характеристику концепта «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири исчерпывающей считать нельзя. Мы можем лишь полагать данную нами характеристику концепта «лень» максимально приближенной к действительности.
Опираясь на материалы нашего исследования, мы можем обозначить следующие перспективы в изучении языкового сознания жителей Приенисейской Сибири:
• изучение концептов, являющихся эквивалентными концепту «лень»: безделье, тунеядство, праздность, беспечность и т.д.;
• изучение концептов, являющихся антонимичными концепту «лень»: труд, работа и т.д.
• более углубленное изучение языкового сознания жителей Приенисейской Сибири;
• более углубленное изучение русского языкового сознания и русской национальной культуры в целом.
Полагаем также, что для всеобщего и полного анализа реализации концепта «лень» в русском языковом сознании необходимо изучить и историю вопроса, поскольку концепты нельзя изучать в отрыве от действительности, истории, быта народа, а также ряда смежных наук. Так, В.И. Карасик указывает, что изучение национального характера через языковое сознание народа будет неполным, если не принимать во внимание данные, полученные в смежных науках - этнопсихологии и этносоциологии [Карасик, 2002, с. 77]. В свете этого мы видим необходимым дальнейшее изучение концепта «лень» в русском языковом сознании и ассоциативного поля «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
Также мы полагаем, что необходимо дальнейшее изучение ментального и индивидуального в русском языковом сознании на примере других концептов, важных и значимых для русской национальной культуры.
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: ок. 11 000 синоним. рядов. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 2001. 568 с.
2. Алефиренко Н.Ф., Корина Н.Б. Проблемы когнитивной лингвистики. Научная монография. Нитра (Словакия), 2011. 215 с.
3. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2000. 1536 с.
4. Васильев А.Д., Васильева С.П., Тимченко А.Г. Этнокультурное сознание и самосознание сибиряка, отраженное в языке: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 204 с.
5. Васильева С.П. Ассоциативное поле «Дом» в русском языковом сознании жителей Приенисейской Сибири // Вестник КГПУ. №2. 2014. С. 107-111.
6. Воробьёва В.В., Якиманская И.С. Психология лени: постановка проблемы. Оренбург, 2003.
7. Гаврилова А.С. Словарь синонимов и антонимов современного русского языка. 50 000 слов / под ред. А.С. Гавриловой. М.: «Аделант», 2013. 800 с.
8. Гоннова Т.В. Социокультурные характеристики концепта «труд» в русском языковом сознании / диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук / под рук. проф. В.И. Карасика. Волгоград, 2003. 210 с.
9. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие. М.: Лабиринт, 2010. 320 с.
10. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. 1120 с.
11. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково¬
словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. Т 1. 1209 с.
12. Жолковский А.К., Мельчук И.А. О семантическом синтезе кибернетики. Выпуск 19. М., 1967. С. 117-238.
13.Залевская А.А. Слово в лексиконе человека. Психолингвистическое исследование. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990. 205 с.
14.Залевская А.А. Языковое сознание: вопросы теории // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1. С. 30-34.
15.Зеленин А.В. Русская лень (начало). Лень в языке // Русский язык за рубежом. 2004. № 1. С. 24-32.
16.Зеленин А.В. Русская лень (окончание). Лень в языке // Русский язык за рубежом. 2004. № 2. С. 18-25.
17. Каптерев П.Ф. О лени // Русская школа. 1903, № 3. С. 107-120.
18. Каптерев П.Ф. О лени // Русская школа. 1903, № 4. С. 92-114.
19. Карасик В.И., Прохвачева О.Г., Зубкова Я.В., Грабарова Э.В. Иная ментальность. М.: Гнозис, 2005. 352 с.
20. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
21. Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. 495 с.
22. Красных В.В. Роль и функции языка как объекта современных
интегративных исследований (психолингвистический,
лингвокультурологический, психолингвокультурологический и
комплексный общегуманитарный подходы) // Вопросы психолингвистики. 2015. № 2 (24). С. 90-97.
23. Кубрякова Е.С. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный». Вестник ВГУ, серия Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2001. В.1. С. 4-10.
24. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
25. Лексика старославянского языка. Опыт анализа мотивированных слов по данным древнеболгарских рукописей X-XI вв. Р.М. Цейтлин. М.: Наука, 1977. 336 с.
26. Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание. Парадоксальная рациональность / под ред. Тарасова Е.Ф. М.: Российская Академия Наук, 1993. С. 16-21.
27. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. 3-е изд. М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. 287 с.
28. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Серия литературы и языка. Том 52. №1. 1993.
29. Лукьянова А.И. Лень как средство достижения удобства и покоя // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 171-173.
30. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М.: Русский язык, 1984. Изд. 2-е. 384 с.
31. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Минск : ТетраСистемс, 2008. 272 с.
32. Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным
памятникам, труд И.И. Срезневскаго, в 3 т. Т. 2. Санкт-Петербург, Типография Императорской Академии Наук, Вас. Остр., 9 л., № 12. 1902. 1512 с.
33. Мединский В.Р. О русском пьянстве, лени и жестокости. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. 560 с.
34. Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / под редакцией И.А. Стернина. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. 182 с.
35. Миронова Т. Мифы о русском национальном характере // Наш современник. 2012. № 3. С. 119-136.
36. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / под общим руководством акад. Ю.Д. Апресяна. М.: Школа «Языки славянской культуры», 2003. 1488 с.
37. Огнева Е.А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста. 2-е изд. дополн. М.: Эдитус, 2013. 282 с.
38. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989. 922 с.
39. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / 4-е изд., дополненное. М.: ООО «А ТЕПМ», 2006. 944 с.
40. Палкин, А.Д. О русском национальном характере // Свободная мысль. 2011. № 11 (1629). С. 151-160.
41. Пименова М.В. Кондратьева О.Н. Концептуальные исследования. Введение: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2011. 176 с.
42. Попова Е.А. Лень в жизни и в русской речи // Русская речь. 2007. № 4. С. 41-45.
43. Попова З.Д., И.А. Стернин. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток- Запад, 2007. 314 с.
44. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: «Истоки», 2001. 191 с.
45. Семёнов А.В. Этимологический словарь русского языка. Серия "Русский язык от А до Я". М.: «ЮНВЕС», 2003 г. 704 с. (http://www.slovorod.ru)
46. Сеничкина Е.П. Словарь эвфемизмов русского языка. М. Флинта: Наука, 2008. 464 с.
47. Серебренников Б.А., Кубрякова Е.С., Постовалова В.И. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. 216 с.
48. Словарь ассоциативных норм русского языка А.А. Леонтьева. http://it- claim.ru/Proj ects/ASIS/Leont/Index.htm
49. Словарь русских народных говоров. Выпуск 16-й / под ред. Филина П.Ф. Ленинград: Наука, 1980. 376 с.
50. Словарь русского языка XI-XVII вв.: в 28 т. / под ред. Романовой Г.Я. Том 8. М.: Наука, 1981. 351 с.
51. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. Т. 1 / под ред. Евгеньевой А.П. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ». 2003. 680 с.
52. Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. Том 6 / под ред. Коротаевой Э.И. Ленинград, издательство АН СССР. 1957 г. 736 с.
53. Сорокина А.В. Концепт в системе культуры: философский,
культурологическй, лингвокогнитивный подходы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 1 (21). С. 142-146.
54. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт
исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.
55. Тарасов Е.Ф. Языковое сознание // Вопросы психолингвистики. 2004. № 2. С. 34-47.
56. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.В. Дмитриева. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. 1582 с.
57. Уфимцева Н.В. Языковое сознание как отображение этносоциокультурной реальности // Вопросы психолингвистики. 2003. №1. С. 102-110.
58. Уфимцева Н.В. Языковое сознание - образ мира - языковая картина мира // Вопросы психолингвистики. 2015. №2 (24). С. 115-119.
59. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: «Аделант», 2013. 800 с.
60. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Том 1.: Прогресс, 1986. 576 с.
61. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Том 2. М.: Прогресс, 1986. 672 с.
62. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. М.: Советская энциклопедия, 1968. 544 с.
63. Фразеологический словарь современного русского литературного языка / под ред. Тихонова А.Н. М.: Флинта: Наука, 2004. 832 с.
64. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. 2-е изд., перераб. и доп. Киев: Рад. шк. 1989. 511 с.
65. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка / под ред. чл.-кор. АН СССР Бархударова С.Г. М.: «Просвещение», 1971. 542 с.
66. Электронный ассоциативный словарь Приенисейской Сибири (ЭАСПС). react.ftn24.ru.
67. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд / под ред. О.Н. Трубачева. Выпуск 14. М.: Наука, 1987. 268 с.
68. Этимологический словарь современного русского языка / сост. Шапошников А.К. В 2 т. Т. 1. М.: Флинта : Наука, 2010. 584 с.