Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концепт «лень» как проявление ментального и индивидуального в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири

Работа №154826

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Изучение ментальных представлений в языковом сознании
1.1. Основные положения когнитивной лингвистики
1.2. Место концепта в современной когнитивной лингвистике
1.3. Типология концептов в современной когнитивной лингвистике
1.4. Концепт и концептосфера национального языка
1.5. Методология описания концептов
Глава 2. Изучение индивидуальных представлений в языковом сознании
2.1. Основные положения психолингвистики
2.2. Ассоциативное поле и языковое сознание
2.3. Метод ассоциативного эксперимента
Глава 3. Ментальное и индивидуальное в языковом сознании носителей русского языка
3.1. Концепт «лень» в русском языковом сознании
3.2. Ассоциативное поле «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири
3.3. Сопоставление концепта «лень» и ассоциативного поля «лень»
Заключение
Список литературы
Приложение А. Словарные статьи
Приложение Б. Конспект урока элективного курса


Выпускная квалификационная работа посвящена изучению концепта «лень» и ассоциативного поля «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
Актуальность исследования определяется антропоцентрическим подходом к изучению языкового сознания, применением методологии когнитивной лингвистики и психолингвистики, выявлением ментального и индивидуального на примере дифференцированной характеристики лингвокультурного концепта «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
Выбор концепта «лень» определяется следующими причинами: 1) концепт «лень» является этноспецифичным для русской ментальности; 2) имеет неоднозначные толкования в современной лингвистике; 3) не изучен в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири. Этноспецифика концепта «лень» в русской ментальности усматривается в ... . Неоднозначность толкования концепта «лень» в русском ментальном сознании рассмотрена в работах ... . Поскольку в монографии А.Д.
Васильева, С.П. Васильевой и А.Г. Тимченко «Этнокультурное сознание и самосознание сибиряка, отражённое в языке» поле «лень» не представлено, видится необходимым провести описательный анализ концепта «лень» и тем самым закрыть эту лакуну.
Теоретической базой исследования послужили работы В.И. Карасика, Д.С. Лихачёва, В.А. Масловой, З.Д. Поповой, И.А. Стернина, А.Д. Васильева, С.П. Васильевой, М.В. Пименовой, О.Н. Кондратьевой и других когнитологов и психолингвистов.
Методологической основой исследования является работа «Социокультурные характеристики концепта «труд» в русском языковом сознании» В.И. Карасика и Т.В. Гонновой, в которой концепт рассматривается не только как когнитивная структура, но и как мыслительная единица, обогащённая ценностными признаками [Гоннова, 2003, с. 34]. В свете этого видится возможным изучение лингвокультурных концептов с применением методологии традиционной лингвистики, когнитивной лингвистики и психолингвистики. С помощью когнитивной лингвистики изучаются ментальные представления о концепте «лень» в русском языковом сознании, а средствами психолингвистики — индивидуальные представления об ассоциативном поле «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
Объект исследования - языковое сознание.
Предмет исследования - концепт «лень» как проявление ментального и индивидуального в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
Цель исследования - выявление ментального и индивидуального в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири на примере концепта «лень».
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить основные теоретические положения когнитивной лингвистики и психолингвистики, необходимые для выполнения данной работы;
2) определить акутуализацию концепта «лень» в русском языковом сознании по данным различных словарей русского языка;
3) рассмотреть ассоциативное поле «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири;
4) сопоставить результаты анализа концепта «лень» в русском языковом сознании и ассоциативного поля «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири;
5) разработать урок для элективного курса в школе по теме исследования.
Источники исследования:
1) толковые словари:
• Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. Том 6 (под ред. Э.И. Коротаевой). Ленинград, Издательство АН СССР 1957 г.;
• Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. Т 1. 1209 с.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989. 922 с.;
• Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «А ТЕПМ», 2006. - 944 стр.,
• Толковый словарь русского языка: Ок. 7000 словар. ст.: свыше
35 000 значений: Более 70 000 иллюстрат. примеров / Под ред. Д.В. Дмитриева. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 1582 с. - (Словари Академии Российской),
• Толковый словарь современного русского языка, Д.Н. Ушаков - М.: «Аделант», 2013. - 800 с,
• Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 2000. - 1536 с.;
2) историко-этимологические словари:
• Семёнов А.В. Этимологический словарь русского языка. Серия "Русский язык от А до Я". Издательство «ЮНВЕС». Москва, 2003 г. 704 с.
• Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Под ред. О.Н. Трубачева. Выпуск 14,
• Этимологический словарь русского языка: в 4 т., М.Фасмер, том 2. М.: Прогресс, 1986,
• Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка: более 5 000 слов. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Рад. шк., 1989. - 511 с.,
• Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А.К. Шапошников: в 2 т. Т. 1. - М.: Флинта : Наука, 2010. - 584 с.,
• Краткий этимологический словарь русского языка. Шанский Н.М. и др., 1971.;
3) фразеологические словари:
• Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. - М.: Советская энциклопедия. - 1968. - 544 с.,
• Фразеологический словарь современного русского литературного языка. под ред. Тихонова А.Н. М.: Флинта: Наука, 2004. - 832 с.;
4) диалектические:
• Словарь русских народных говоров. Выпуск 16-й. Под ред. Филина П.Ф. Ленинград: Наука, 1980;
5) церковно-славянского языка:
• Полный церковно-славянский словарь. Дьяченко Г. Издательский отдел Московского Патриархата, М.: 1993. - 1120 с.,
6) древне- и старо-русского языка:
• Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным
памятникам, труд И.И. Срезневскаго, в 3 Т., т. 2. - Санкт-
Петербург, Типография Императорской Академии Наук, Вас. Остр., 9 л., № 12. - 1902. - 1512 с.,
• Словарь русского языка XI-XVII вв.: в 28 т., под ред. Романовой Г.Я. Том 8. М.: Наука, 1981;
7) антонимов и синонимов:
• Словарь русского языка XI-XVII вв.: в 28 т., под ред. Романовой Г.Я. Том 11. М.: Наука, 1981,
• Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Ок. 11 000 синоним. рядов. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 2001. - 568 с. - (Библиотека словарей рус. яз.).,
• Словарь синонимов и антонимов современного русского языка.
50 000 слов. - (под ред. А.С. Гавриловой) М.: «Аделант», 2013. - 800 с.,
• Новый объяснительный словарь синонимов русского языка под общим руководством акад. Ю.Д. Апресяна. - М.: Школа «Языки славянской культуры», 2003. - 1488 с.,
• Словарь антонимов русского языка. Львов М.Р., изд.2-е, 1984 г.,
• Словарь синонимов русского языка: В 2 т. Т. 1: А - Н / ИЛИ РАН; Под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 680 с.;
8) эвфемизмов:
• Словарь эвфемизмов русского языка, Сеничкина Е.П.М. Флинта: Наука, 2008 - 464 с.;
9) ассоциативные словари русского языка:
• Электронный ассоциативный словарь Приенисейской Сибири (ЭАСПС) react.ftn24.ru(90 реакций на стимул лень и 46 стимулов к реакции лень).
• Словарь ассоциативных норм русского языка А.А. Леонтьева. http: //it-claim.ru/Proj ects/ASIS/Leont/Index.htm
Использование в настоящем исследовании данных сплошной выборки из толковых и ассоциативных словарей русского и старославянского языков, словарей синонимов, антонимов и эвфемизмов русского языка, историко-этимологических, этимологических и историко-бытовых словарей, словообразовательных словарей, словарей русских народных говоров, паремиологических справочников, словарей фразеологизмов, продиктовано тем, что, являясь древним, концепт «лень» архетипизировался в русском языковом сознании и является частью вербальной памяти носителей русского языкового сознания. В связи с этим при синхроническом анализе русского языкового сознания видится возможным использование данных в диахроническом аспекте.
В работе использовались следующие приемы и методы исследования:
• прием анализа научной литературы;
• сплошной выборки;
• сопоставительный;
• описательный.
Практическая значимость. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в процессе преподавания вузовских курсов теории языка, психолингвистики, стилистики русского языка, на элективных курсах русского языка в школе; а также при создании методических материалов по психологии и психолингвистике.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы (всего 68 источников) и двух приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках выпускной квалификационной работы были сопоставлены ментальное и индивидуальное в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири на примере описания концепта «лень».
Были достигнуты поставленные ранее задачи:
1) изучить основные теоретические положения когнитивной лингвистики и психолингвистики, необходимые для выполнения данной работы;
2) определить актуализацию концепта «лень» в русском языковом сознании по данным различных словарей русского языка;
3) рассмотреть ассоциативное поле «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири;
4) сопоставить результаты анализа концепта «лень» в русском языковом сознании и ассоциативного поля «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири;
5) разработать урок для элективного курса в школе по теме исследования.
В ходе исследования была достигнута цель выпускной квалификационной работы. Были определены границы лексической группы, выделенной на основе общего лексического значения «лень», и описаны системные отношения в указанной лексической группе. Также были определены ментальные и индивидуальные характеристики концепта «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
В первой главе выпускной квалификационной работы дано краткое описание истории вопроса и теоретическое обоснование необходимости изучения концепта «лень» с позиций когнитивной лингвистики.
Во второй главе изложено теоретическое обоснование важности изучения ассоциативного поля «лень» методами психолингвистики.
В третьей главе проанализированы концепт «лень» в русском языковом сознании по данным различных словарей и ассоциативное поле «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири по материалам электронного ассоциативного словаря. Также в третьей главе представлены данные сопоставительного анализа концепта «лень» в русском языковом сознании и ассоциативного поля «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
Изучив концепт «лень» при помощи словарных статей, мы имеем ментальное представление о концепте «лень». Индивидуальное представление было получено при анализе данных электронного ассоциативного словаря жителей Приенисейской Сибири. Сопоставив результаты когнитивного исследования с данными психолингвистического эксперимента, мы можем сравнить ментальное и индивидуальное в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири на примере концепта «лень».
Пользуясь данными исследования словарных статей, мы можем заметить, что ядром концепта «лень» являются следующие значения:
• лень как явление (чувство) в отрицательной коннотации;
• лень как явление (чувство) в положительной коннотации.
Периферией же концепта «лень» мы можем указать значения следующие:
• предметы мебели и приспособления для лежания (лавка, подушка и др.);
• характер выполнения деятельности (темп, состояние и т.д.);
• лень как наречие (лень работать);
• лень-матушка.
Ядром ассоциативного поля «лень» являются следующие реакции: диван, спать, матушка. В околоядерную зону вошли реакции: порок, вставать, безделье, учиться, усталость, работать, сон, плохо, лодырь, кровать, зло. Периферию ассоциативного поля лень составили следующие реакции:
Мы видим, что ядро и околоядерная зоны концепта «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири частично совпадают с описанием концепта «лень», полученным при анализе словарных статей. Это позволяет говорить о ментальном в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
Индивидуальное в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири проявляется в следующем:
1) стойкая ассоциация лени с предметом для лежания, идущая с древних времён [Трубачёв, 1987, с. 205], причём предмет-ассоциат - из реалий современного мира, названный заимствованным иноязычным заимствованием диван (франц.) [Фасмер, 1986, т. 1, с. 512];
2) признак, находящийся в периферической зоне концепта «лень» в русском языковом сознании, в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири входит в состав ядра: матушка;
3) отдельные характеристики концепта «лень», не нашедшие отражения в русском языковом сознании, но вошедшие в ассоциативное поле «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири: утро, полумрак, несусветная, непросветная; хандра, грех, проблема; думать, объяснить, мечтать; Обломов, Ленин; труд, работа; прогресс, победа; фу, о да; пиво; тюлень; плесень; дебил; моя; враг; сон; печь; студент; нельзя, придумана; лежать; искоренить; ленивый; писать; борода, есть; у ребенка; праздник; урок; потом.
Характеристика концепта «лень» в русском языковом сознании и поля «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири действительно включает в себя ряд противоречащих друг другу характеристик - например, таких, как плохо, зло, плесень - и счастье, прогресс, победа, расслабление. Мы склонны полагать, что это связано с большой значимостью концепта «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
Во введении было указано, что чем шире и богаче культура народа, тем шире и богаче и концепты, составляющие концептосферу данного народа.
Пользуясь законом обратного следствия, можно сделать и обратный вывод: чем богаче культура народа, тем многозначнее концепты, входящие в состав концептосферы данного народа, а диапазон их значений шире. Основываясь на полученных и проанализированных нами данных, мы можем сказать, что концептосфера русского языка исключительно богата.
Тем самым подтверждается выдвинутое нами ранее предположение. Концепт «лень» в русском языковом сознании - сложный многозначный концепт с широким диапазоном значений; однозначного толкования значения концепта «лень» в русском языковом сознании не существует, что говорит о том, что отношение русского народа к лени было неоднозначным - от отрицательного до положительного, одобрительного.
В данной работе была дана попытка дать подробную характеристику концепта «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири. Однако, как пишут З.Д. Попова и И.А. Стернин, «необходимо помнить, что, даже рассмотрев всю доступную нам совокупность языковых средств выражения концепта, а также тексты, в которых раскрывается содержание концепта, проведя психолингвистические эксперименты и осуществив когнитивную интерпретацию их результатов, мы все равно не получаем исчерпывающего описания концепта, это всегда будет лишь описание части концепта» [Попова, Стернин, 2007, с. 164]. Как отмечает А.А. Залевская, «весьма наивной представляется вера некоторых исследователей в то, что якобы можно описать содержание некоторой языковой единицы в том виде, в каком она присутствует в сознании носителей языка... мы можем лишь строить определенные предположения, модели и подобное в отношении того, что не поддается прямому наблюдению» [Залевская, 1990, с. 32]. Как указывают З.Д. Попова и И.А. Стернин, любая модель концепта - это лишь исследовательская модель, некоторое приближение к концепту как ментальной единице [Попова, Стернин, 2007, с. 164].
В свете вышеизложенного данную нами в рамках выпускной квалификационной работы характеристику концепта «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири исчерпывающей считать нельзя. Мы можем лишь полагать данную нами характеристику концепта «лень» максимально приближенной к действительности.
Опираясь на материалы нашего исследования, мы можем обозначить следующие перспективы в изучении языкового сознания жителей Приенисейской Сибири:
• изучение концептов, являющихся эквивалентными концепту «лень»: безделье, тунеядство, праздность, беспечность и т.д.;
• изучение концептов, являющихся антонимичными концепту «лень»: труд, работа и т.д.
• более углубленное изучение языкового сознания жителей Приенисейской Сибири;
• более углубленное изучение русского языкового сознания и русской национальной культуры в целом.
Полагаем также, что для всеобщего и полного анализа реализации концепта «лень» в русском языковом сознании необходимо изучить и историю вопроса, поскольку концепты нельзя изучать в отрыве от действительности, истории, быта народа, а также ряда смежных наук. Так, В.И. Карасик указывает, что изучение национального характера через языковое сознание народа будет неполным, если не принимать во внимание данные, полученные в смежных науках - этнопсихологии и этносоциологии [Карасик, 2002, с. 77]. В свете этого мы видим необходимым дальнейшее изучение концепта «лень» в русском языковом сознании и ассоциативного поля «лень» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.
Также мы полагаем, что необходимо дальнейшее изучение ментального и индивидуального в русском языковом сознании на примере других концептов, важных и значимых для русской национальной культуры.



1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: ок. 11 000 синоним. рядов. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 2001. 568 с.
2. Алефиренко Н.Ф., Корина Н.Б. Проблемы когнитивной лингвистики. Научная монография. Нитра (Словакия), 2011. 215 с.
3. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2000. 1536 с.
4. Васильев А.Д., Васильева С.П., Тимченко А.Г. Этнокультурное сознание и самосознание сибиряка, отраженное в языке: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 204 с.
5. Васильева С.П. Ассоциативное поле «Дом» в русском языковом сознании жителей Приенисейской Сибири // Вестник КГПУ. №2. 2014. С. 107-111.
6. Воробьёва В.В., Якиманская И.С. Психология лени: постановка проблемы. Оренбург, 2003.
7. Гаврилова А.С. Словарь синонимов и антонимов современного русского языка. 50 000 слов / под ред. А.С. Гавриловой. М.: «Аделант», 2013. 800 с.
8. Гоннова Т.В. Социокультурные характеристики концепта «труд» в русском языковом сознании / диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук / под рук. проф. В.И. Карасика. Волгоград, 2003. 210 с.
9. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие. М.: Лабиринт, 2010. 320 с.
10. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. 1120 с.
11. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково¬
словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. Т 1. 1209 с.
12. Жолковский А.К., Мельчук И.А. О семантическом синтезе кибернетики. Выпуск 19. М., 1967. С. 117-238.
13.Залевская А.А. Слово в лексиконе человека. Психолингвистическое исследование. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990. 205 с.
14.Залевская А.А. Языковое сознание: вопросы теории // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1. С. 30-34.
15.Зеленин А.В. Русская лень (начало). Лень в языке // Русский язык за рубежом. 2004. № 1. С. 24-32.
16.Зеленин А.В. Русская лень (окончание). Лень в языке // Русский язык за рубежом. 2004. № 2. С. 18-25.
17. Каптерев П.Ф. О лени // Русская школа. 1903, № 3. С. 107-120.
18. Каптерев П.Ф. О лени // Русская школа. 1903, № 4. С. 92-114.
19. Карасик В.И., Прохвачева О.Г., Зубкова Я.В., Грабарова Э.В. Иная ментальность. М.: Гнозис, 2005. 352 с.
20. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
21. Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. 495 с.
22. Красных В.В. Роль и функции языка как объекта современных
интегративных исследований (психолингвистический,
лингвокультурологический, психолингвокультурологический и
комплексный общегуманитарный подходы) // Вопросы психолингвистики. 2015. № 2 (24). С. 90-97.
23. Кубрякова Е.С. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный». Вестник ВГУ, серия Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2001. В.1. С. 4-10.
24. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
25. Лексика старославянского языка. Опыт анализа мотивированных слов по данным древнеболгарских рукописей X-XI вв. Р.М. Цейтлин. М.: Наука, 1977. 336 с.
26. Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание. Парадоксальная рациональность / под ред. Тарасова Е.Ф. М.: Российская Академия Наук, 1993. С. 16-21.
27. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. 3-е изд. М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. 287 с.
28. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Серия литературы и языка. Том 52. №1. 1993.
29. Лукьянова А.И. Лень как средство достижения удобства и покоя // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 171-173.
30. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М.: Русский язык, 1984. Изд. 2-е. 384 с.
31. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Минск : ТетраСистемс, 2008. 272 с.
32. Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным
памятникам, труд И.И. Срезневскаго, в 3 т. Т. 2. Санкт-Петербург, Типография Императорской Академии Наук, Вас. Остр., 9 л., № 12. 1902. 1512 с.
33. Мединский В.Р. О русском пьянстве, лени и жестокости. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. 560 с.
34. Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / под редакцией И.А. Стернина. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. 182 с.
35. Миронова Т. Мифы о русском национальном характере // Наш современник. 2012. № 3. С. 119-136.
36. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / под общим руководством акад. Ю.Д. Апресяна. М.: Школа «Языки славянской культуры», 2003. 1488 с.
37. Огнева Е.А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста. 2-е изд. дополн. М.: Эдитус, 2013. 282 с.
38. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989. 922 с.
39. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / 4-е изд., дополненное. М.: ООО «А ТЕПМ», 2006. 944 с.
40. Палкин, А.Д. О русском национальном характере // Свободная мысль. 2011. № 11 (1629). С. 151-160.
41. Пименова М.В. Кондратьева О.Н. Концептуальные исследования. Введение: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2011. 176 с.
42. Попова Е.А. Лень в жизни и в русской речи // Русская речь. 2007. № 4. С. 41-45.
43. Попова З.Д., И.А. Стернин. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток- Запад, 2007. 314 с.
44. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: «Истоки», 2001. 191 с.
45. Семёнов А.В. Этимологический словарь русского языка. Серия "Русский язык от А до Я". М.: «ЮНВЕС», 2003 г. 704 с. (http://www.slovorod.ru)
46. Сеничкина Е.П. Словарь эвфемизмов русского языка. М. Флинта: Наука, 2008. 464 с.
47. Серебренников Б.А., Кубрякова Е.С., Постовалова В.И. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. 216 с.
48. Словарь ассоциативных норм русского языка А.А. Леонтьева. http://it- claim.ru/Proj ects/ASIS/Leont/Index.htm
49. Словарь русских народных говоров. Выпуск 16-й / под ред. Филина П.Ф. Ленинград: Наука, 1980. 376 с.
50. Словарь русского языка XI-XVII вв.: в 28 т. / под ред. Романовой Г.Я. Том 8. М.: Наука, 1981. 351 с.
51. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. Т. 1 / под ред. Евгеньевой А.П. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ». 2003. 680 с.
52. Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. Том 6 / под ред. Коротаевой Э.И. Ленинград, издательство АН СССР. 1957 г. 736 с.
53. Сорокина А.В. Концепт в системе культуры: философский,
культурологическй, лингвокогнитивный подходы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 1 (21). С. 142-146.
54. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт
исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.
55. Тарасов Е.Ф. Языковое сознание // Вопросы психолингвистики. 2004. № 2. С. 34-47.
56. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.В. Дмитриева. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. 1582 с.
57. Уфимцева Н.В. Языковое сознание как отображение этносоциокультурной реальности // Вопросы психолингвистики. 2003. №1. С. 102-110.
58. Уфимцева Н.В. Языковое сознание - образ мира - языковая картина мира // Вопросы психолингвистики. 2015. №2 (24). С. 115-119.
59. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: «Аделант», 2013. 800 с.
60. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Том 1.: Прогресс, 1986. 576 с.
61. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Том 2. М.: Прогресс, 1986. 672 с.
62. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. М.: Советская энциклопедия, 1968. 544 с.
63. Фразеологический словарь современного русского литературного языка / под ред. Тихонова А.Н. М.: Флинта: Наука, 2004. 832 с.
64. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. 2-е изд., перераб. и доп. Киев: Рад. шк. 1989. 511 с.
65. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка / под ред. чл.-кор. АН СССР Бархударова С.Г. М.: «Просвещение», 1971. 542 с.
66. Электронный ассоциативный словарь Приенисейской Сибири (ЭАСПС). react.ftn24.ru.
67. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд / под ред. О.Н. Трубачева. Выпуск 14. М.: Наука, 1987. 268 с.
68. Этимологический словарь современного русского языка / сост. Шапошников А.К. В 2 т. Т. 1. М.: Флинта : Наука, 2010. 584 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ