СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
|
Введение
Глава 1. Изучение конфликтного поведения подростков в психолого - педагогическом исследовании
1.1. Понятие конфликт, конфликтное поведение 6-12
1.2. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте 13-17
1.3. Стратегии, методы и приемы социально-педагогической
деятельности по коррекции конфликтного поведения у подростков 18-28
Вывод из первой главы 29
Глава 2. Социально - педагогическая работа с подростками, по коррекции конфликтного поведения
2.1. Методы диагностики выявления конфликтного поведения среди
подростков 30-32
2.2. Реализация программы по коррекции конфликтного поведения:
«Школа без конфликтов» 33-43
2.3. Анализ эффективности программы 44-46
Вывод из второй главы 47
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Глава 1. Изучение конфликтного поведения подростков в психолого - педагогическом исследовании
1.1. Понятие конфликт, конфликтное поведение 6-12
1.2. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте 13-17
1.3. Стратегии, методы и приемы социально-педагогической
деятельности по коррекции конфликтного поведения у подростков 18-28
Вывод из первой главы 29
Глава 2. Социально - педагогическая работа с подростками, по коррекции конфликтного поведения
2.1. Методы диагностики выявления конфликтного поведения среди
подростков 30-32
2.2. Реализация программы по коррекции конфликтного поведения:
«Школа без конфликтов» 33-43
2.3. Анализ эффективности программы 44-46
Вывод из второй главы 47
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
На сегодняшний день конфликт играет важную роль в жизни, как отдельного человека, семьи, организации, государства, общества, так и всего человечества в целом. Проблема конфликтов активно рассматривается и обсуждается представителями как отечественных: А.Я.Анцупова,
Н.В. Гришина, А.Л.Журавлев, М.М.Кашапов, Н.И.Леонов, Т.А.Полозова, М.М.Рыбаков, Л.Ю. Субботина, Б.И.Хасан, А.И.Шипилов, так и в зарубежной, психологической науке: М.Альберт, М.Дойч, Л.Коузер, С.Лазар, К.Томас, Р.Усано, К.Финк, Р.Фишер, К.Хорни.
Н.В. Гришина рассматривает конфликт как: «Осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей» [12, с. 55].
А.Я Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [6, с. 8].
Конфликт охватывает всю совокупность социальных отношений и социального взаимодействия людей, выступая при этом необходимым условием для всего общественного развития.
По мнению Н.В.Гришиной впервые человек сталкивается с этим явлением сразу же после рождения. Попытки ребёнка познать тот мир, который будет окружать его на протяжении всей жизни, часто пресекаются словами взрослых о том, что этого или того делать нельзя, а то, что делать разрешается, не всегда соответствует его познавательным потребностям. Возникает конфликт: дети нервничают, плачут, стремясь любыми путями добиться желаемого [34, с.54-55].
Своё продолжение это находит как в младшей, так и в старшей школе, где ученик вступает в конфликты не только с родителями, но и со сверстниками, и с учителями. Данная работа будет посвящена подростковому возрасту, поскольку именно в этот период наблюдается повышенный уровень конфликтного поведения.
Изучением подросткового возраста занимались такие психологи как: Л.И. Божович, С. Холл, А. Гезелл, Д.Б. Эльконин, К. Левин, А. Н Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, Я.Л. Коломенский, М. И Рожков, и многие другие.
Г.С.Абрамова трактует подростковый возраст - как возраст значительных перемен в психике ребёнка, перестройки всего его организма, смены ценностных ориентаций, потери авторитета одними людьми и приобретения его другими, изменение взаимоотношений в семье, которые являются факторами конфликтного поведения [1, с. 80].
Проблема конфликтного поведения подростков является хорошо изученной темой в психологической науке. Данному исследованию посвящены работы таких ученых, как: А.Я. Анцупова, А. А. Вахина, Н.В. Гришиной, А.И. Донцова, С.И. Ерина, А.Л. Журавлева, В.А. Хащенко, Б.И.Хасана, А.И. Шипилова и др. Так же ученые отмечают склонность к неконструктивному разрешению конфликтов среди подростков.
Решение возникшей проблемы будет заключаться в эффективной организации работы с конфликтными подростками, которая состоит в выявлении у подростков наличие конфликтного поведения, с помощью диагностических методик, а также в ослаблении конфликтов с помощью проведения коррекционных работ.
Цель исследования: Рассмотреть особенности и основные направления деятельности социального педагога по коррекции конфликтного поведения у подростков.
Объект исследования: Конфликтное поведение детей подросткового возраста.
Предмет исследования: Особенности коррекция конфликтного поведения среди подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «конфликт», «конфликтное поведение»;
2. Изучить особенности конфликтного поведения у подростков;
3.Обобщить основные направления и стратегии, а также методы и приёмы по коррекции конфликтного поведения у подростков;
4. Провести методы диагностики конфликтного поведения у подростков;
5. Реализация программы по коррекции конфликтного поведения подростков.
Гипотеза исследования: Предполагается, что способы коррекции конфликтного поведения помогают подросткам в дальнейшем овладеть способами регуляции и умением находить оптимальные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, а так же способствует уровню развития коммуникативных умений.
Методы исследования: эмпирические (методика К.Томаса, методика С.В.Шик), теоретические (теоретический анализ, изучение литературы), математические и статистические (для обработки полученных данных).
Исследование проводилось в муниципальном бюджетном образовательном учреждений «Средняя общеобразовательная школа №150», с учениками 8 класса в возрасте 14-15 лет; в количестве 26 человек.
Н.В. Гришина, А.Л.Журавлев, М.М.Кашапов, Н.И.Леонов, Т.А.Полозова, М.М.Рыбаков, Л.Ю. Субботина, Б.И.Хасан, А.И.Шипилов, так и в зарубежной, психологической науке: М.Альберт, М.Дойч, Л.Коузер, С.Лазар, К.Томас, Р.Усано, К.Финк, Р.Фишер, К.Хорни.
Н.В. Гришина рассматривает конфликт как: «Осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей» [12, с. 55].
А.Я Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [6, с. 8].
Конфликт охватывает всю совокупность социальных отношений и социального взаимодействия людей, выступая при этом необходимым условием для всего общественного развития.
По мнению Н.В.Гришиной впервые человек сталкивается с этим явлением сразу же после рождения. Попытки ребёнка познать тот мир, который будет окружать его на протяжении всей жизни, часто пресекаются словами взрослых о том, что этого или того делать нельзя, а то, что делать разрешается, не всегда соответствует его познавательным потребностям. Возникает конфликт: дети нервничают, плачут, стремясь любыми путями добиться желаемого [34, с.54-55].
Своё продолжение это находит как в младшей, так и в старшей школе, где ученик вступает в конфликты не только с родителями, но и со сверстниками, и с учителями. Данная работа будет посвящена подростковому возрасту, поскольку именно в этот период наблюдается повышенный уровень конфликтного поведения.
Изучением подросткового возраста занимались такие психологи как: Л.И. Божович, С. Холл, А. Гезелл, Д.Б. Эльконин, К. Левин, А. Н Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, Я.Л. Коломенский, М. И Рожков, и многие другие.
Г.С.Абрамова трактует подростковый возраст - как возраст значительных перемен в психике ребёнка, перестройки всего его организма, смены ценностных ориентаций, потери авторитета одними людьми и приобретения его другими, изменение взаимоотношений в семье, которые являются факторами конфликтного поведения [1, с. 80].
Проблема конфликтного поведения подростков является хорошо изученной темой в психологической науке. Данному исследованию посвящены работы таких ученых, как: А.Я. Анцупова, А. А. Вахина, Н.В. Гришиной, А.И. Донцова, С.И. Ерина, А.Л. Журавлева, В.А. Хащенко, Б.И.Хасана, А.И. Шипилова и др. Так же ученые отмечают склонность к неконструктивному разрешению конфликтов среди подростков.
Решение возникшей проблемы будет заключаться в эффективной организации работы с конфликтными подростками, которая состоит в выявлении у подростков наличие конфликтного поведения, с помощью диагностических методик, а также в ослаблении конфликтов с помощью проведения коррекционных работ.
Цель исследования: Рассмотреть особенности и основные направления деятельности социального педагога по коррекции конфликтного поведения у подростков.
Объект исследования: Конфликтное поведение детей подросткового возраста.
Предмет исследования: Особенности коррекция конфликтного поведения среди подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «конфликт», «конфликтное поведение»;
2. Изучить особенности конфликтного поведения у подростков;
3.Обобщить основные направления и стратегии, а также методы и приёмы по коррекции конфликтного поведения у подростков;
4. Провести методы диагностики конфликтного поведения у подростков;
5. Реализация программы по коррекции конфликтного поведения подростков.
Гипотеза исследования: Предполагается, что способы коррекции конфликтного поведения помогают подросткам в дальнейшем овладеть способами регуляции и умением находить оптимальные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, а так же способствует уровню развития коммуникативных умений.
Методы исследования: эмпирические (методика К.Томаса, методика С.В.Шик), теоретические (теоретический анализ, изучение литературы), математические и статистические (для обработки полученных данных).
Исследование проводилось в муниципальном бюджетном образовательном учреждений «Средняя общеобразовательная школа №150», с учениками 8 класса в возрасте 14-15 лет; в количестве 26 человек.
В настоящее время проблема конфликта стала одной из важнейших проблем современного общества. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. В этот период у подростка происходит формирование мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы одиночных убеждений, формирование самосознания, потребности осознать себя как личность. Важной особенностью самосознания подростка является противоречие между потребностью познать себя и недостаточным умением правильно анализировать личностные проявления, недостаточным уровнем объективных знаний о себе. На этой основе порой возникают конфликты, рождаемые противоречием между уровнем притязания подростка и его реальным положением в коллективе, противоречием между отношением его к самому себе, качествам своей личности и отношением к нему и качествам его личности со стороны взрослых и сверстников.
Социально-педагогическая работа по коррекции конфликтного поведения среди подростков является одной из основных видов деятельности социального педагога.
Работа с подростками должна носить комплексный, системный характер; сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы, а также не должна быть эпизодической.
Существуют основные направления, методы и приёмы по коррекции конфликтного поведения, а также основные стратегии поведения в конфликте.
Для подтверждения гипотезы исследования о том, что способы коррекции конфликтного поведения помогают подросткам в дальнейшем овладеть: способами регуляции поведения; умением находить оптимальные стратегии поведения в конфликтной ситуации; уровнем развития коммуникативных умений; мы провели исследование, которое состояло из трёх этапов, в МБОУ СОШ № 150 , с учащимися 8 класса, в возрасте от 14 до 15 в количестве 26 человек. Так же был использованы диагностические методики.
С помощью исследования нам удалось выявить, что в данной экспериментальной группе необходима работа социального педагога, который с помощью основных методов и приёмов, сформирует у подростков навыками умения правильно управлять как конфликтной ситуацией, так и свои конфликтным поведение в целом.
Также мы предложили и провели на втором формирующем этапе программу, направленную коррекцию конфликтного поведения у подростков. По окончанию проведение программы, мы так же повторно провели анализ, с использованием методик, которые в результате показали, что уровень конфликтного поведения в данной экспериментальной группе значительно снизился, поэтому следует отметить, что данная программа смогла эффективно повлиять на подростков.
Таким образом, по предоставленным результатам можно сказать, что мы подтвердили гипотезу нашего исследования, которая была оговорена в начале, и доказали, что тема нашего исследования является актуальной в нашем современном сообществе.
Социально-педагогическая работа по коррекции конфликтного поведения среди подростков является одной из основных видов деятельности социального педагога.
Работа с подростками должна носить комплексный, системный характер; сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы, а также не должна быть эпизодической.
Существуют основные направления, методы и приёмы по коррекции конфликтного поведения, а также основные стратегии поведения в конфликте.
Для подтверждения гипотезы исследования о том, что способы коррекции конфликтного поведения помогают подросткам в дальнейшем овладеть: способами регуляции поведения; умением находить оптимальные стратегии поведения в конфликтной ситуации; уровнем развития коммуникативных умений; мы провели исследование, которое состояло из трёх этапов, в МБОУ СОШ № 150 , с учащимися 8 класса, в возрасте от 14 до 15 в количестве 26 человек. Так же был использованы диагностические методики.
С помощью исследования нам удалось выявить, что в данной экспериментальной группе необходима работа социального педагога, который с помощью основных методов и приёмов, сформирует у подростков навыками умения правильно управлять как конфликтной ситуацией, так и свои конфликтным поведение в целом.
Также мы предложили и провели на втором формирующем этапе программу, направленную коррекцию конфликтного поведения у подростков. По окончанию проведение программы, мы так же повторно провели анализ, с использованием методик, которые в результате показали, что уровень конфликтного поведения в данной экспериментальной группе значительно снизился, поэтому следует отметить, что данная программа смогла эффективно повлиять на подростков.
Таким образом, по предоставленным результатам можно сказать, что мы подтвердили гипотезу нашего исследования, которая была оговорена в начале, и доказали, что тема нашего исследования является актуальной в нашем современном сообществе.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2024 - Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЁЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Методическое обеспечение социально-педагогической профилактики конфликтности среди подростков 14-15 лет в сельской школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Социально педагогическое сопровождение детей группы риска в условиях школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2019



