Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ,НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 7
1.1 Подростки, находящиеся в социально-опасном положении как объект
социальной работы 7
1.2 Особенности подростков, находящихся в социально-опасном
положении 15
1.3 Основные направления работы с подростками находящихся в
социально-опасном положении 25
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. ПРАКТИКА ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО¬ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 34
2.1 Диагностика особенностей подростков, находящихся в социально-опасном положении 34
2.2 Организация социально-педагогической помощи подросткам,
находящихся в социально-опасном положении 45
2.3 Рекомендации социально-педагогической работы с подростками,
находящихся в социально-опасном положении 50
Выводы по 2 главе 60
Заключение 62
Список используемых источников и литературы 65
Приложения
Актуальность исследования. Признание приоритетности социальной политики в области защиты детства является одной из актуальных тенденций государственного управления в нашей стране. Дети как наиболее уязвимая группа социума требуют особого внимания со стороны государства и гражданского общества и должны стать объектом особой социальной заботы.
Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе, кризисное состояние экономики, культуры и образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей и молодежи, неизбежно приводят к возрастанию количества и разнообразия трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители в процессе жизни и развития. Как следствие, исследователи отмечают целый ряд негативных тенденций в детской и подростковой среде. Результаты этих негативных явлений наблюдаются в росте подростковой преступности, в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей, увеличение количества суицидов, в возрастании масштабов детского алкоголизма и наркомании.
В современной России проблема социального благополучия детей стоит особенно остро. Значительная часть семей не способна создавать условия для нормального развития, гармоничного воспитания ребенка, а также не выполняет функции социализации и первичного социального контроля. Это создает предпосылки для роста числа безнадзорных и беспризорных детей, несовершеннолетних правонарушителей, подростков, склонных к другим формам поведения, отклоняющегося от социальных норм.
По оценкам МВД, «в последнее время число беспризорников возрастает, и сейчас составляет 2,17% от общего числа детей, то есть более чем каждый 50-й ребёнок в России - беспризорник».
Сложная, неоднозначная ситуация складывается в области социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Традиционные проблемы, с которыми сталкиваются семьи, где воспитываются дети с ограниченными возможностями, также остаются актуальными. Все это происходит на фоне активной пропаганды ценностей традиционной семьи, многодетности, настойчивых призывов всем миром бороться с демографическим кризисом и обзаводиться как можно большим количеством детей. Однако объективная оценка социальной реальности показывает, что общество сегодня неспособно ответственно относиться к своему главному национальному богатству. В условиях системного кризиса института семьи и ослабления воспитательного потенциала школы возрастает роль субъектов социальной защиты разного уровня, призванных обеспечивать сохранение прав несовершеннолетних, всестороннюю поддержку их психологического и социального развития, оказывать помощь в кризисных ситуациях. Социально-педагогическая работа направлена на оказание помощи в семейном воспитании, способствует развитию внутрисемейных отношений, разрешению конфликтных ситуаций и т.д. Во взаимоотношениях семьи и государства важную роль играют различные социальные службы помощи семье, которые создаются для реализации государственной семейной политики и обеспечения семье гарантий, предусмотренных законодательством.
Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами - психологами, социальными педагогами, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью. Социальный педагог обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые надлежаще воспитывают своих детей; использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в особой помощи.
Степень научной разработанности. Различные аспекты работы с подростками находящихся в социально-опасном положении, рассматривали (Т.В. Лодкина, В.В. Мартынова, Е.А. Осипова, Н.А. Сакович, С.А. Сарычева, И.Г. Сухогузова и др.). А также отечественные психологи, занимающиеся изучением подростков, находящихся в социально-опасном положении (Н.Ф. Дивицина, А.В. Ковалевская, А.В. Лебедева, Ю.А. Мельникова, Н.А. Сакович и др.)
Целью выпускной квалификационной работы является теоретически обосновать и экспериментально проверить условия эффективности социально-педагогической работы с подростками, находящихся в социально¬опасном положении.
В соответствие с поставленной целью, задачи данной работы могут быть сформулированы следующим образом:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-педагогической помощи подросткам, находящихся в социально-опасном положении.
2. Изучить причины и признаки социально-опасного положения несовершеннолетнего.
3. Изучить и обобщить данные о социализации подростков, находящихся в социально-опасном положении.
4. Проанализировать практики оказания социально-педагогической помощи подросткам, находящихся в социально-опасном положении.
Объектом исследования является подростки, находящиеся в ситуации социально-опасного положения.
Предмет исследования является социально-педагогическая работа с подростками, находящихся в социально-опасном положении.
Гипотеза: Социально-педагогическая помощь подросткам, находящихся в социально-опасном положении будет эффективной при создании условий, учитывающих их особенности и интересы.
Методологическая основа и методы исследования:
Теоретический анализ;
анализ документов;
беседа;
анализ результатов;
анкетирование.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность проблемы; формулируется цель, задачи, объект и предмет работы; описывается структура работы.
Первая глава посвящается проблеме подростков, находящихся в социально-опасном положении. Рассматривается характеристики особенностей подростков, находящихся в социально-опасном положении. Также в данной главе рассматриваются основные направления работы.
Вторая глава посвящена выявлению особенностей подростков СОП в рамках МБУ социально-реабилитационного центра «Росток». В данной главе проводится исследование и организация социально-педагогической помощи.
В заключении подводятся итоги дипломной работы.
В приложениях находятся: опросные листы, план мероприятий.
Своевременное выявление подростков, оказавшихся в социально опасном положении, и оказание им квалифицированной помощи и поддержки, является главной задачей социально-педагогической деятельности. Чем раньше будет начата реабилитационная работа с ребенком, тем незначительнее будет отпечаток семейного неблагополучия на его личностном становлении.
Содержание социально-педагогической помощи подростку, признанному находящимся в социально опасном положении, в каждом отдельном случае обусловлено индивидуальными особенностями проблемы семейного неблагополучия: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия.
Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
- раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
- определение причин неблагополучия семьи;
- осуществление информационной помощи семье;
- организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».
В неблагополучной семье ребёнок испытывает лишения или ограничения возможностей своего развития, переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод, т.е. все то, что отражает социальное неблагополучие и оставляет свой отпечаток в его развитии на всю жизнь. В неблагополучных семьях полностью или частично не удовлетворяются потребности членов семьи в эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.
Неблагоприятное социальное влияние неблагополучной семьи на развитие детей связано с нарушениями детско-родительских взаимоотношений. Дети из таких семей, как правило, замкнутые, не любят говорить о своих проблемах. Они скрытны, не склонны к эмоционально теплым взаимоотношениям. Для них характерна подозрительность и злобность. Такие дети не доверяют себе, тревожны, неуверенны, нерешительны. Как правило, ссоры и на вербальном, и на физическом уровне они воспринимают как обычные отношения между людьми (в силу отсутствия альтернативного образца таких отношений), следствием чего являются трудности установления адекватных отношений с окружающими в дальнейшей жизни. Став взрослыми, такие дети не умеют наслаждаться жизнью, так как привыкли нести ответственность и за младших братьев и сестер, и за родителей.
Объектом воздействия социального педагога могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и сама семья, в целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.). Специалисты в области социальной педагогики считают, что деятельность социального педагога с семьей протекает по трем направлениям: образовательное, психологическое, посредническое.
Работа с подростками, признанными находящимися в социально- опасном положении, включает следующие формы работы:
- групповые формы работы, которые:
а) открывают возможность формирования в актуальных для всех и каждого жизненных ситуациях получения нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, стимулируют вновь возникающие концепции «Я», новые модели идентификации;
б) обеспечивают формирование чувства принадлежности к ближним, исключающего изоляцию в окружающей среде; защищенность от хронического стресса; расширение временных перспектив. Упражнения - ролевые игры, тренинги и т.п., направленные на получение нового опыта при взаимодействии с окружающими путем включения разнообразных ощущений чувств;
- индивидуальные формы работы, включающие коррекцию поведения и широкий диапазон воздействий, - от групповых тренингов до интересной, предметной (в том числе трудовой) деятельности, профессионально ориентирующей его, способствующей построению позитивного взаимодействия с окружающими.
1. Федеральный закон от 24 июня 1999 года. № 120-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ".
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001
3. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова.- М.:КНОРУС, 2010.- 240 с.
4. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова.- 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.¬440с.
5. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.- 416 с.
6. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьёй.- М.: Педагогическое общество России, 2006.- 320 с.
7. Гуслякова, Л.Г. Основы теории социальной работы/ Л.Г. Гусялкова, Е.И. Холостова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2001. --432с.
8. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита: учебное пособие / Н.Ф. Дивицына. - М.: МГУ, 2006. - 127 с.
9. Думитрашку, Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности / Т.А. Думирашку // Вопр. психол.1991.№ 1. С. 135 -- 142.
10. Жуков, В.И. Теория социальной работы: Учебник./ В.И. Жуков. - М.: Издательство РГСУ, 2011. - 440 с.
11. Защита детей от жестокого обращения/под ред. Е.Н. Волковой. - СПб.: Питер, 2007. - 256с.
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя. - М.: МСПИ, МОДЭК, 2010. - 448с.
13. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.- 224 с.
14. Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении: пособие для педагогов- психологов общеобразовательных и социально-педагогических учреждений/А.В. Ковалевская, З.Н. Ганчарик. - Мн.: ЗорныВерасок, 2010. - 271с.
15. Коваленок, А.И. Содержательные аспекты социально¬педагогической работы: Метод.рек./ А.И. Коваленок, Т.С. Капелевич, С.Н. Островский. - Мн.: РИПО, 2000. - 62с.
16. Козлов, А.А. Практикум социального работника /А.А. Козлов, Т.Б.Иванова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320 с.
17. Куликова, Г.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник / Г.А.Куликова. - М.: Академия, 2003. - 232 с.
18. Курбатова О.В. Социальное проектирование: учебное пособие/ О.В. Курбатова, В.И. курбатов. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2001. - 416с.
19. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник для вузов / Л.В. Мардахаев. - 5-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт,
2011. - 797 с.
20. Мархадаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.- сост. Л.В. Мархадаев.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 368 с.
21. Миньковский Г.М. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростков / Г.М Миньковский //Социологические исследования. - 1982. - №2. - С.105-113.
22. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для вузов / А. В. Мудрик.-- 7-е изд., испр. и доп. -- М.: Академия, 2009.-- 224 с. -- (Высшее профессиональное образование, Педагогические специальности)
23. Никончук, А.С. Неблагополучная семья как социально¬педагогическая проблема /А.С.Никончук //Социально-педагогическая работа. - 2004. - №4.
24. Организация работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении: Практическое пособие/Составитель Е.А.Басова. - Гомель: ГУО «ГОИРО», 2009. - 49 с.
25. Павлёнок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учеб.пособие / П.Д. Павлёнок, М.Я. Руднева; под ред. проф. П.Д. Павлёнка.- М.: ИНФРА - М,2009.- 272 с. (Высшее образование)
26. Панкратьева, Н.В. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы Н.В. Панкратьева и др.. - М.: Мысль. 1989. - 236с.
27. Прохорова, О.Г. Семьеведение: учебник для бакалавров / О.Г. Прохорова, Е.И. Холостова, Е.М. Черняк. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 403 с. - (Бакалавр : базовый курс)
28. Психология и педагогика: учебное пособие / В.М.Николаенко, Г.М.Залесов, Т.В.Андрюшина и др. - М.: ИНФРА-М; 2000. - 175 с.
29. Рожков, М. И. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие / под ред. М. И. Рожков.-- Москва: Владос, 2006.-- 239 c.: табл.-- (Коррекционная педагогика)
30. Студенова, Е.Г. Технология социальной работы: учебник для бакалавров Е.Г. Студенова, М.В. Фирсов. - 3-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 557 с.
31. Сущность и содержание социальной профилактики [Электронный ресурс] : база данных. — Режим доступа: http://soc-work.ru.
32. Технология социальной работы: Учебник / А.А. Чернецкая и др. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
33. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учебник для бакалавров / М.В. Фирсов. - 4-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт,
2012. - 455 с.
34. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учеб.пособие для вузов / М.В. Фирсов.- М.: Академический Проект, 2007.- 432 с.- (Gaudeamus).
35. Холостова, Е.И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 905 с.
36. Холостова, Е.И. Практикум по социальной работе / Е.И. Холостова . - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2008. - 296с.
37. Целуйко, В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко.-- Москва: Владос, 2006.-- 287 c.: ил. - - (Психология для всех).-- Библиогр.: с. 282-285.
38. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Шакурова.- 4¬е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 272 с.
39. Шеляг, Т.В. Цели и ценности государственной семейной политики / Т.В. Шеляг // Государственная семейная политика. - М.: Изд-во МГСУ, 2004. - С. 88.
40. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций/ Л.Б.Шнейдер. -- М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 305с.
41. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Социальная работа»: [пособие по курсу «Семьеведение»] / Т. И. Шульга.-- Москва: Дрофа, 2005.-- 254 c.: ил.,табл. -- (Высшее образование)