Введение 4
1 Теоретические основы развития индивидуального туризма 7
1.1 Понятие и сущность развития индивидуального туризма 7
1.2 Технология организации индивидуальных туров и обслуживания VIP- туристов 14
2 Ресурсный потенциал для развития индивидуального туризма в Красноярском крае и городе Красноярск 20
2.1 Характеристика туристско-рекреационного потенциала города Красноярск 20
2.2 Анализ рынка индивидуального туризма в Красноярском крае 26
3 Разработка программы индивидуального тура для VIP-туристов “Перекресток семи дорог” 32
3.1 Заинтересованность гостей города Красноярск в проведении индивидуального тура 32
3.2 Описание программы тура 42
3.3 Расчет стоимости тура 48
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложения А-Г 61
Актуальность исследования заключается в том, что интерес туристов к массовому отдыху постепенно снижается, с каждым годом все больше путешественников стараются выбрать туры, учитывающие их индивидуальные пожелания и запросы на определенный уровень комфорта. На смену массовому виду туризма, который предполагает однообразные стандартные программы, приходит спрос на интерактивные и уникальные путешествия, разработанные на основе индивидуальных запросов потребителей. Рост туристского интереса к индивидуальным услугам мотивирует туроператоров к сегментации турпродукта, в котором потребителю предоставляются эксклюзивные услуги.
Индивидуальный туризм занимает одно из основных мест среди многообразия видов туризма. Именно благодаря данному виду туризма возможна организация путешествия по четкому алгоритму, заданному туристом, включающее как изучение культурного наследия страны, так и самые необычные пожелания (полет на воздушном шаре, плавание с акулами и т.д.) Согласно данным статистики, в мире совершается около 35% туристских поездок по индивидуальным запросам. Следует отметить, что данный вид туризма включает посещение архитектурных объектов, интересных своей исторической ценностью, памятников природы, древних цивилизаций, народный фольклор, религиозные ритуалы, кухню и т.д. Таким образом, можно подчеркнуть, что индивидуальный туризм способен охватить всевозможные аспекты путешествия, благодаря которому турист получает знания о жизни, обычаях и культуре других народов, знакомится с тайнами древних цивилизаций, изучает природные явления, посещает спортивные и праздничные мероприятия.
Во многих регионах России развитие индивидуального туризма имеет непосредственную связь с экономикой и вносит определенный вклад в формирование внутреннего валового продукта, решая многие экономические и социальные проблемы, создавая новые рабочие места и являясь одним из источников валютных поступлений. Красноярский край не стал исключением. Обилие культурно-исторических и архитектурных памятников, музеев, театров и иных объектов культурно-исторического наследия, проведение различных культурных и спортивных мероприятий международного масштаба выступают уникальным ресурсным потенциалом и большими возможностями по разработке индивидуальных туров для любой категории туристов, в крае имеется необходимая туристская инфраструктура, гостиницы, предприятия общественного питания, развлекательные заведения. В связи с данным аспектом, вопросы развития индивидуального туризма и разработки туров в данном направлении в Красноярском крае приобретают особую актуальность и возникает необходимость проектирования новых программ с учетом основных предпочтений целевой аудитории.
Объект исследования - индивидуальный туризм.
Предмет исследования - индивидуальные туры в городе Красноярск для VIP-туристов.
Цель исследования - разработка программы тура, направленного на развитие индивидуального туризма в г. Красноярске.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие и сущность индивидуального туризма;
2. Изучить критерии и показатели индивидуального туризма;
3. Определить уровень развития индивидуального туризма в Красноярске;
4. Выявить критерии заинтересованности населения в индивидуальном туризме в Красноярском крае и мотивы их выбора в пользу данного турпродукта.
5. Разработать индивидуальный тур для VIP-туристов в г. Красноярске.
Методы исследования, применяемые в работе: анализ литературных, документальных и интернет-источников; проведение социологического опроса (анкетирование), экономический расчет, метод сравнительного анализа; сравнение, обработка и анализ статистических данных, сравнение, обобщение и интерпретация полученных результатов...
На основании проделанной работы мы можем сделать следующие выводы:
1. В ходе исследования было охарактеризовано понятие и сущность индивидуального туризма, рассмотрены критерии и показатели индивидуального туризма. На основании решения данных задач, были получены следующие результаты:
- под индивидуальным туризмом понимается путешествие, разработанное с учетом индивидуальных предпочтений клиентов. Данный вид туризма может быть, как самостоятельным, так и организованным, в рамках индивидуального тура маршруты классифицируются по различным критериям: продолжительности, уровню комфорта, особенностям организации, по виду и типу маршрута, по услугам, которые прослеживаются в запросах потребителей. Основной особенностью индивидуального туризма является его разнонаправленность, заключающаяся в возможности получения услуг в разных местах, приобретая индивидуальный тур, турист получает питание, проживание, проезд и экскурсионную программу в тех местах, которые ему интересны, в некоторых программах у туристов имеется возможность получения дополнительных услуг за дополнительную плату;
- выделили основные показатели развития индивидуального туризма: высокое качество обслуживания, разнообразие и уникальность предложений, уровень цен и индивидуальный поход. Также рассмотрели этапы разработки индивидуального турпродукта и выделили основные правила успешного взаимодействия с VIP-туристами. Таким образом, особенности разработки туристского продукта в направлении индивидуального туризма, а также обслуживания VIP-туристов, состоят в том, что они зависят от запросов конкретных клиентов, и исходя из этого, составляется программа. Как и любой продукт, он требует профессиональных знаний о разных территориях, умения с нуля договариваться с поставщиками услуг, творчески и креативно мыслить, а также уметь ориентироваться на клиента.
2. На основании проработки теоретического материала была дана характеристика современного состояния индивидуального туризма в городе Красноярск, которая позволила определить ресурсный потенциал и современное состояние данного вида туризма в крае. В рамках исследования в данной главе было установлено, что Красноярск обладает всеми необходимыми ресурсами для развития индивидуального туризма. На территории имеется развитая инфраструктура, включающая транспортную доступность, сеть общественного питания, представленная различными заведениями, разнообразные гостиничные предприятия, имеется возможность проведения досуга в рамках посещения культурных и развлекательных мероприятий, чему способствует разнообразие учреждений данной сферы. Туроператорами разрабатываются различные туры по продолжительности, также следует отметить, что развитие индивидуального туризма в Красноярске способствует привлечению потенциальной аудитории и увеличению показателей внутреннего туризма.
3. С целью определения критериев развития индивидуального туризма Красноярска было проведено анкетирование целевой аудитории.
В рамках данной задачи установлено, что целевая аудитория заинтересована в развитии индивидуального туризма и участия в данных турах, при этом в качестве перспектив развития индивидуального туризма на территории Красноярского края было выделена необходимость привлечения инвестиций и разработки новых бизнес-проектов территории, развития уровня сервиса, туристской и транспортной инфраструктуры.
4. На основе ответов респондентов и анализа туристского рынка индивидуальных туров, был разработан проект индивидуального тура для VIP - туристов на территории г. Красноярска и его окрестностей. Тур рассчитан на 5 дней и 4 ночи, предполагаемый состав группы - деловые туристы 35-55 лет с высоким уровнем дохода, которые многое повидали, устали от рутины и готовы потратить большую сумму на яркие впечатления. Программа тура наполнена не только необычными развлекательными мероприятиями, но и также активными и культурно-познавательными, что делает данный тур разнообразным и интересным. Туристы поймут, что хорошо отдохнуть можно не только за границей, но и в Сибири, которая располагает не меньшим количеством развлечений. В работе представлен расчет производственных и коммерческих затрат для организации тура и его предполагаемая цена. А также был разработан “конструктор тура” - адаптированный вариант для более занятых туристов.
1. Агамирова, Е. В. Особенности и перспективы развития программ индивидуальных туров / Е.В. Агамирова, Е.В. Агамирова // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2015. - №2. - С. 57-64
2. Александрова А.Ю. Статистика туризма/ А.Ю. Александрова. - Москва : Федеральное агентство по туризму, 2018. - 414 с.
3. Архипова О.В. VIP-туризм / О.В. Архипова - Москва : Федеральное агентство по туризму, 2018. - 114 с.
4. Афанасьев О.Е. Индивидуальный туризм как фактор развития региона / О.Е. Афанасьев // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 2. - С. 87-93.
5. Бабкин А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. - Москва : Атриум, 2018. - 220 с.
6. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2008. - 252 с.
7. Бай, Т.В. Особенности проектирования индивидуальных туров / Т.В. Бай, М.А. Будышкина // Современные проблемы науки туриндустрии: сборник научных статей: в 2 т. / под ред. Т.Н. Третьяковой, Ю.А. Сыромятниковой. - Челябинск: Издательский центр ЮурГУ. - 2015. - Т. 2. - С. 218 - 220.
8. Борисова О.В. Перспективы развития инсентив-туризма / О.В. Борисова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2019. - № 2. - С. 7-15.
9. Бутова Т.Г. Индивидуальный туризм Красноярска / Т.Г. Бутова // Социальная и экономическая география. -2018. - № 4. - С. 23-34 с.
10. Васько А. Перспективы развития VIP-туризма в Красноярском крае / А. Васько // Молодой ученый. - 2022. - № 2. - С. 1021-1024.
11. Велединский, В. А. Туристический рынок сегодня: тенденции и перспективы. Туризм, практика, проблемы / В. А. Велединский. - М.: Академия, 2010. - 123 с. Гасиев Н. Основы VIP-туризма: сравнение и тенденции / И. Гасиев // Перспектива. - 2021. - № 7. - С. 22-26.
13. ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения [Электронный ресурс]: Консорциум Кодекс - электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - Режим доступа: http: //docs. cntd.ru/document/1200077638
14. Гостиницы Красноярска [Электронный ресурс]: 101Hotels.com. - Режим доступа: https://101hotels.com/main/cities/krasnoyarsk
15. Гунаре, М. Индивидуальный туризм в ожидании перемен / М. Гунаре, О.В. Афанасьев // Сервис в России и за рубежом. - 2020. - № 2. - С. 197- 204...(50)