Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-педагогическая профилактика склонностей к девиантному поведению у подростков 12-14 лет

Работа №154818

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы76
Год сдачи2021
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогической профилактики склонностей к девиантному поведению у подростков 12-14 лет 6
1.1 Девиантное поведение: понятие, виды, причины, теоретические подходы 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подростков 12-14 лет 10
1.3 Особенности организации социально-педагогической профилактики
склонностей к девиантному поведению у подростков 12-14 лет 14
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. Организация социально-педагогической профилактики с подростками 12-14 лет проявляющих склонности к девиантному поведению 20
2.1. Анализ исходной ситуации 20
2.2. Разработка и апробация программы профилактических мероприятий
склонностей к девиантному поведению у подростков 12-14 лет 21
2.3. Проведение повторной диагностики 30
Выводы по главе 2 36
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложения

В любом социальном обществе всегда существовали, и будут существовать социальные нормы, которые в нем приняты, то есть это правила, по которым оно живет. Социальная норма находит свое отражение в традициях и обычаях, в законах то есть в том, что прочно вошло в нашу жизнь и играет роль регулятора отношений.
Отклонение или несоблюдение социальных норм называется социальным отклонением или девиацией. В данное время, девиантное поведение можно назвать одной из главных проблем нашего общества. И как бы нам не хотелось избавиться от этих девиаций, они всегда будут, так как есть люди, которые не хотят, или не могут жить по правилам, по нормам.
Для того чтобы воспитание ребенка было успешным и не привело к нарушению социальных норм, нужно знать причины, порождающие эти отклонения. Наиболее распространенными причинами возникновения отклоняющегося поведения являются недостаток семейного воспитания или не правильное воспитание, педагогическая запущенность, противоречия в личностном развитии подростков. Также можно говорить и о влиянии личностных особенностей подростка на формирование девиантного поведения.
Изучением отклоняющегося поведения занимались такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Д.П. Блонский, Л.И. Божович, и др. и каждый из них внес большой вклад в изучение этой темы.
Как бы активно не занимались этой проблемой специалисты, она не теряет своей актуальности и с каждым годом набирает все большую популярность. Наркомания, токсикомания, алкоголизм, рост преступности среди несовершеннолетних, является большой проблемой для общества.
Новые знакомства, новые правила играют большую роль в формировании поведения ребенка. Как правило, склонности к отклонениям в поведении становятся заметными во время обучения в школе. Проведение различного рода диагностик, тренингов, наблюдений позволяют подтвердить или опровергнуть эти склонности.
Проведение профилактических мероприятий для детей склонных к девиантному поведению играет существенную роль в дальнейшем формировании поведения ребенка.
Объект - организация социально-педагогической профилактики среди подростков 12-14 лет.
Предмет - условия для организации социально-педагогической профилактики у подростков 12-14 лет со склонностями к девиантному поведению.
Цель - организация социально-педагогической профилактики с подростками, проявляющими склонности к девиантному поведению.
Задачи исследования:
• изучить литературу, посвященную вопросу организации профилактики склонностей к девиантному поведению школьников 12-14 лет;
• изучить психологические и педагогические особенности подростков 12-14 лет, склонных к девиантному поведению;
• провести диагностику склонностей к девиантному поведению у подростков 12-14 лет;
• разработать и апробировать программу социально-педагогической профилактики для подростков 12-14 лет, склонных к девиантному поведению;
• провести повторную диагностику.
Гипотеза социально-педагогическая профилактика склонностей к девиантному поведению у подростков 12-14 лет будет эффективной при соблюдении следующих условий: сформировать у подростков ориентацию на здоровый образ жизни; повысить у них значимость социально-одобряемого поведения; проводить просветительскую работу с родителями.
Методы исследования:
• Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению) Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск [21];
• беседа с социальным педагогом/педагогом-психологом;
• наблюдение за подростками, склонными к девиантному поведению.
Основные понятия:
1. Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. (В.Д. Менделевич) [19].
2. Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. (Л.С. Выготский) [5].
3. Социально-педагогическая профилактика-это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности. (Ю.В. Василькова) [3].
Склонность - это постоянное влечение, расположение к чему-нибудь. (С.И. Ожегов) [27].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема девиантного поведения детей и подростков изучается многими исследователями и педагогами, но в любом случае она остается сложной и требующей дальнейшего изучения.
В современных реалиях меняются детско-родительские отношения, отношения с социумом, ребенок торопится быстрее стать взрослым и требует к себе соответствующего отношения. Зачастую недопонимания возникающие в это время становятся причиной возникновения девиаций. Изучив и проанализировав соответствующую литературу, можно говорить о следующих причинах возникновения девиантного поведения: психобиологические причины, социальные причины и личностные. Основные причины закладываются еще в детстве и уже в это время нужно начинать проводить профилактическую работу.
В ходе написания работы проводилось исследование по методике диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению), направленное на выявление степени отклонений в поведении у подростков. Данное исследование проводилось и на первом этапе работы с подростками, в октябре 2020 года. В то время были получены следующие результаты:
Подростков с выраженными показателями в социально-обусловленном, делинквентном, зависимом, агрессивном, самоповреждающем поведении не обнаружено;
Подростков с самоповреждающимся поведением не обнаружено;
У одного подростка почти все показатели находились в диапазоне от 21 до 30 (выраженная дезадаптация). Подросток воспитывается в опекаемой семье, и только недавно покинул стены детского дома. Было выдвинуто предложение о том, что находясь в хорошей семье и ориентируясь на пример родителей, уровень отклонений в дальнейшем снизится.
У двоих подростков показатели находятся в диапазоне от 0 до 10 (отсутствуют признаки дезадаптации).
У остальных подростков показатели средние от 11 до 20 (легкая степень дезадаптации), с ними планируется начать профилактическую работу.
На основании результатов диагностики была разработана программа социально - педагогических профилактических мероприятий. Данная программа включает в себя 9 мероприятий: тренинговые занятия «Сказка», «Что я выиграю - что я потеряю», «Учимся противостоять влиянию», « Ответ за поступки», «Рояль», мероприятия «Правонарушение и ответственность», «Мы за здоровый образ жизни», «Поведение в конфликтной ситуации», «Права и обязанности подростка».
По итогам проведения мероприятий можно сделать следующие выводы: мероприятия были проведены в том виде, в котором и планировались, расхождений с программой не было; у мероприятий была различная форма проведения, ребятам очень понравилось выполнять творческие задания (написать сказку, сделать клавиши, инсценировать конфликт); подростки активно включались в работу, много дискутировали и в некоторых моментах спорили друг с другом, это говорит о том, что они были заинтересованы данной работой.
Помимо мероприятий с подростками проводилась просветительская работа с родителями в ходе, которой давалось много интересной и нужной информации о девиантном поведении. Родителям раздавались буклеты, листовки.
После проведения мероприятий была проведена повторная диагностика и были получены следующие результаты: подростков с самоповреждающимся поведением не обнаружено; подростков с результатами в диапазоне от 21 до 30 не обнаружено; показатели всех подростков значительно уменьшились, большинство находятся в диапазоне от 0 до 10.
Нами были сделаны выводы о том, что данная программа была разработана, верно, с учетом ранее полученных результатов диагностики и наблюдения за подростками. Изменения поведения подростков отмечают учителя.
Для устранения всех девиаций нужна систематическая работа с подростками различных специалистов, работа с родителями подростков. Нужно ориентировать детей на то, что их жизнь должна быть активной, здоровой и не выходить за рамки дозволенного.



1. Бегизардова, А.Н. Программа психолого-педагогического
сопровождения учащихся, склонных к девиантному поведению «ПУТЬ К СЕБЕ» на 2015-2016 учебный год [Электронный ресурс] режим доступа: https://infourok.ru/programma-psihologopedagogicheskogo-soprovozhdeniya-uchaschihsya-sklonnih-k-deviantnomu-povedeniyu-put-k-sebe-v-ramkah-kluba-zab-2328973.html
2. Буртонова, И.Б. Социально-педагогические стратегии профилактики девиатного поведения подростков в условия общеобразовательной школы / И.Б. Буртонова// Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - №3.
3. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова - 5¬е изд., стер.- М.: Издате. центр «Академия», 2006.
4. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: педагогический опыт и методы работы/ Ю.В. Василькова - М.: Издат. центр «Академия», 2010.
5. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М. : ЭКСМОПресс, 2000.
6. Галагузова, М.А. Социальная педагогика/ М.А. Галагузова - М., 2000.
7. Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков/ Г. О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л.Н. Корчагина, Н.Л. Морозова,
Н.В. Тупарева// Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2010. - №16 (20)
8. Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе. - СПб.: Питер. 2008.
9. Егорова, Т. О. Место творческой деятельности в развитии подростков
с девиантным поведением / Т. О. Егорова, Т. С. Моторина // Психолого-педагогические аспекты самоорганизации личности в процессе образования: Сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 28-29 ноября 2019 года / Под редакцией В.В. Сохранова-Преображенского. - Пенза: Автономная некоммерческая научно-образовательная организация
«Приволжский Дом знаний», 2019
10. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. 3-е изд., доп. и испр. — (Серия «Учебное пособие») / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб.: Питер, 2019. - 352 с.
11. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения):учеб.пособие/ Е.В.Змановская.- М.: Юрайт. 2018. 290с.
12. Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология/ Л.Ц. Кагермазова [Электронный ресурс] режим доступа:http://biznes-kniga.com/kagermazova-l-c-vozrastnaya-psixologiya/
13. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов / Ю. А. Клейберг. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
14. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
15. Костюнина, Н.Ю. Основы превентивной педагогики: учеб. пособие / Н.Ю. Костюнина.- Казань, Издат. «Игма-пресс», 2014.
16. Корчагина, А.Р. Социально-педагогическая профилактика
девиантного поведения подростков в условиях образовательной школы/
А.Р. Корчагина// ЭБС КГПУ им. В.П. Астафьева.- 2015.
17. Манохина, О. А. Психологические особенности понятия и причины девиантного поведения подростков / О. А. Манохина // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2011. - № 1(89).
18. Матюхина, Р. Стихотворение про права ребенка [Электронный ресурс] режим доступа:https://ped-kopilka.ru
19. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие/ В.Д. Менделевич. — СПб.: Речь, 2005
20. Миннегалиев, М. М. Формы профилактики девиантного поведения подростков / М. М. Миннегалиев // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 5(36).
21. Мицкевич, В.А. Обследование детей с девиантным поведением: методические рекомендации для специалистов служб сопровождения образовательных организаций/ В.А. Мицкевич. - Иркутск. - 2020.
22. Панферов, Д. В. Девиантное поведение подростков с умстенной
отсталостью / Д. В. Панферов, Ю. М. Васина // Психологические и педагогические основы интеллектуального развития : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Волгоград, 08 мая 2019 года. - Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство
международных исследований», 2019.
23. Паньшина, Л. В. Признаки склонности к девиантному поведению подростков и ранняя профилактика в условиях образовательного пространства / Л. В. Паньшина // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 32-40.
24. Рослякова, С.В. Современные формы девиантного поведения подростков и их социальная профилактика/ С.В. Рослякова, Е.Г. Черникова// Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - №1(34)
25. Тарутина, Д.А. Девиантное поведение: причины, виды и формы
проявления/ Д.А. Тарутина, Р.Г. Хабибулин// Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] режим доступа:
https://scienceforum.ru/2020/article/2018021894">
26. Титова, С.В. Дети группы риска в общеобразовательной школе / С.В. Титова - Москва.:Питер, 2008.
27. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова [Электронный ресурс] режим доступа:http://slovar-ozhegova.biz/
28. Усова, Е.Б. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс / Е.Б. Усова. - Минск: Изд-во МИУ, 2010.
29. Усмонова, Р. Н. Типология девиантного поведения / Р. Н. Усмонова // Категория "социального" в современной педагогике и психологии : материалы 4 -й всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием, Тольятти, 24-25 апреля 2016 года / Министерство образования и науки Российской Федерации; Тольяттинский государственный университет; Научно- образовательный центр «Перспектива». - Тольятти: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2016.
30. Фролова, О. В. Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста / О. В. Фролова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2009. - № 1(1).
31. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021.
32. Шепелева, С. В. Детские типологии девиантного поведения / С. В. Шепелева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2006. - Т. 12. - № 12.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ