ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогического сопровождения адаптации первокурсников к условиям обучения в учреждении среднего профессионального образования 6
1.1. Психологические особенности подростков 15-16 лет 6
1.2. Проблема адаптации обучающихся в СПО 8
1.3 Технологии социально-педагогического сопровождения обучающихся в условиях СПО 14
Выводы по Главе 1 19
Глава 2. Организация социально-педагогического сопровождения адаптации первокурсников Красноярского аграрного техникума к условиям обучения в учреждении СПО 21
2.1. Диагностика и разработка программы социально-педагогического
сопровождения адаптации обучающихся в условиях СПО 21
2.2. Формирующий эксперимент по социально-педагогическому
сопровождению адаптации обучающихся в СПО 29
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 43
Выводы по Главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Ступая на новый жизненный этап вчерашним школьникам необходимо освоить существенно отличающиеся от школы форму обучения, более сложный график учебных занятий. Перестроиться на аналитическую работу, «добывание» знаний, не сводимых к запоминанию набора сведений по изучаемым дисциплинам. Познакомиться с однокурсниками, наладить с ними деловые и личные отношения. Научиться вести научный диалог с преподавателями. Воспринять ценности своей alma mater. Учреждение среднего специального образования - весьма сложная система, таящая в себе большие возможности, однако для их выявления и использования студенту необходимо проявить инициативу и незаурядные исследовательские способности. От того, насколько быстро и эффективно первокурснику удастся освоиться в вузе, во многом будет зависеть успешность его обучения.
Ситуация, возникшая в системе российского образования, обусловлена рядом объективных факторов. Среди них: снижение рождаемости после кризиса 1998 г. (число выпускников 11-х классов в Российской Федерации за последние 6 лет уменьшилось почти на 20 %) и рост интереса выпускников 9-х классов к обучению в системе СПО. По оценке Министерства образования и науки РФ, за последние несколько лет число молодых людей, подающих документы в учреждения СПО, выросло с 20 % до 40 %. Таким образом, в будущем тенденция к увеличению числа первокурсников в техникумах, колледжах и профучилищах сохранится.
Степень социальной адаптации первокурсника в техникуме определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д. Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания техникума во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно - воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора.
Поэтому, актуальной проблемой студентов первого курса в средне-профессиональном учебном заведении является исследование особенностей социально-педагогической адаптации.
Социальные аспекты адаптации первокурсников в условиях СПО изучали Шинкарева Е.Ю., Малофеев Н.Н., Кантор В.З., Жаворонков Р., Романов П., Зайцев Д.В., Антипьева Н.В., Акатов Л.И. и др.
Цель исследования: изучить особенности и направления социально-педагогической адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в учреждении СПО.
Предмет исследования: социально-педагогическое сопровождение адаптации первокурсников в учреждении СПО
Объект исследования: социально-педагогическое сопровождение студентов в учреждении СПО
Гипотеза: адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в учреждении СПО будет успешной, если будут соблюдены два условия:
1) Работа со студентами будет проводиться с использованием технологии социально-педагогического сопровождения
2) Работа со студентами будет вестись по четырем направлениям:
• организация деятельности, направленной на сплочение студенческой группы,
• обучение элементам тайм-менеджмента для самоорганизации и включения в учебный процесс,
• проведение занятий, направленных на помощь в профессиональном и личностном самоопределении,
• стимулирование участия во внеучебной деятельности
Задачи:
1. Исследовать сущность понятий адаптация, социально-педагогическая адаптация, социально-педагогическое сопровождение их его критериев в социально-педагогической литературе.
2. Проанализировать особенности социально-педагогической адаптации первокурсников в Красноярском аграрном техникуме
3. Представить методы исследования социально-педагогической
адаптации первокурсников в Красноярском аграрном техникуме
В исследовании нами были использованы следующие методы:
1. Теоретические методы:
- анализ учебной, научной литературы (монографии, учебные пособия, научные публикации и пр.) и интернет-ресурсов по социально¬педагогической адаптации студентов первого курса в учреждении СПО
- понятийный, терминологический анализ, сравнительный анализ.
2. Эмпирические методы: опросник, метод экспертного опроса, методики: «Мой личный профессиональный план», «Моя профессиограмма», обучение основам тайм-менеджмента, «Что спрятано в имени?», «Ассоциации», «Интерьвью», коллективная работа со студентами
3. Методы количественного и качественного анализа данных экспериментальной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка используемых источников, включающего 36 наименований и 1 приложение. В выпускной квалификационной работе представлены 16 рисунков. Объем выпускной квалификационной работы - 52 страницы, без учета приложений.
В данной работе нами изучены особенности и направления социально- педагогической адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в СПО.
Проанализированы сущность понятий адаптация, социально-педагогическая адаптация, социально-педагогическое сопровождение и их критерии в научной литературе.
Мы раскрыли особенности социально-педагогической адаптации первокурсников Красноярского аграрного техникума, используя при этом несколько важнейших факторов удачной адаптации (хорошая успеваемость, доброжелательные отношения с одногруппниками, участие во внеучебной деятельности), определив уровень адаптации каждого респондента.
На этапе формирующего эксперимента нам удалось при помощи нескольких методик провести продуктивную работу по адаптации каждого респондента, используя технику социально-педагогического сопровождения по четырем направлениям работы: организация деятельности, направленной на сплочение студенческой группы, обучение элементам тайм-менеджмента для самоорганизации и включения в учебный процесс, проведение занятий, направленных на помощь в профессиональном и личностном самоопределении, стимулирование участия во внеучебной деятельности.
При организации деятельности, направленной на сплочение студенческой группы нам далось добиться исключительно положительного, «теплого» климата среди респондентов, многие ребята начали общаться между собой на дружеском уровне, помогать друг другу в учебной деятельности.
Благодаря обучению элементам тайм-менеджмента респонденты стали более собранными и организованными, освоили навык планирования своей деятельности, повысив при этом успеваемость.
При проведении занятий, направленных на помощь в профессиональном и личностном самоопределении нам удалось помочь студентам понять многие тонкости осваиваемой ими профессии, донести до них ту информацию, которая поможет им грамотно выстроить их профессиональный путь.
Мероприятие, стимулирующее участие ребят во внеучебной деятельности, не только помогло им поучаствовать в жизни техникума, но и еще больше сплотиться друг с другом, а также еще больше разобраться в своей профессии и донести эту информацию до других, что также способствует более осознанному подходу в ее освоении.
Анализ этапа первичной диагностики и этапа формирующего эксперимента подтвердил нашу гипотезу, показав положительные результаты. Использовав технику социально-педагогического сопровождения, а также вышеперечисленных направлений работы нам удалось повысить уровень адаптации каждого исследуемого респондента.
На основе проведенной работы нами разработана программа социально-педагогического сопровождения студентов первого курса к условиям обучения в СПО.
1. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева . - М.: Дашков и К, 2013. - 424 с
2. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 250 с.
3. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
4. Беличева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. - М., Редакционно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России". 2004 с.129
5. Бирюкова М.В. Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения [Текст] / М.В. Бирюкова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. №12 (88): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. - 2008. - №12 (88). - С. 158 - 162
6. Большая Советская энциклопедия 3 изд. т.1 М.624с.
7. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 с.
8. Василькова Ю.В., Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2008
9. Волков Е.С. Ценностные ориентации студентов. - Майкоп, 2007.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 533 с.
11. Галагузов А.Н. Социально-педагогические задачи: Учеб. пос. для вузов - М.: Владос, 2008
12. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для
академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 с.
13. Демидова, Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях : учебное пособие / Т.П. Демидова. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2006. - 112 с.
14. Еремин, В.А. Отчаянная педагогика: организация работы с
подростками / В.А. Еремин. - М.: Владос, 2014. - 176 с
15. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической
адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения. Л., 1989
16. Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли. Таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М. Коджаспирова. - М.: Владос-Пресс, 2017. - 224 с.
17. Кон И.С. Социология личности М.1967
18. Кузнецов П.С. «Адаптация как функция развития личности» /П.С. Кузнецов- Саратов Изд-во Сарат. университета 1991г., с. 22-25
19. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 с.
20. Леонтьев А.Н. «Деятельность, сознание, личность»/ А.Н. Леонтьев М.Политиздат 1975г с. 92
21. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Мардахаев. - М.: РГСУ, Омега-Л, 2013. - 416 с.
22. Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебник для академического бакалавриата / С.В. Молчанов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 с.
23. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 240 с.
24. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. -- М., 2004
25. Пономарев А.В. Осипчукова Е.В. Адаптация студентов первого курса к системе среднего профессионального образования: от теории к практике / Образование и наука. 2014. № 1 (43) 45.
26. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин; Пер. с англ. В. Квиткевич, Ю. Мирончик.. - СПб.: Питер, 2012. - 816 с.
27. Самойлов, В.Д. Педагогическая антропология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям " Педагогика и психология девиантного поведения", "Социальная педагогика", "Психология служебной деятельности" / В.Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 271 с.
28. Сидорова Н. А., Анисинкова Е. Б. Тайм-менеджмент; Дашков и Ко, 2012. - 220 с.
29. Синявский В.В. «Психолого-педагогические основы
профессиональной адаптации учащихся ПТУ» Киев Вища школа 1985
30. Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, И.В. Самыгин. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 с
31. Современные педагогические технологии как элемент формирования инновационной системы колледжа. Сибирский профессионально-педагогический колледж. - Омск, 2004.
32. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
33. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 с.
34. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В.Шакурова. - М., 2002.
35. Шипицина Л.М., Казакова Е.И., Жданова М.А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога. М.: Владос, 2003. -528с.
36. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Изд. Второе. М., 2005.