Социально-экономическое развитие Енисейской губернии в 1922-1928гг. в региональном компоненте школьного курса истории
|
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. Общая характеристика социально-экономического развития
Советской России с 1921 по 1928 гг 10
1.1. Основные тенденции реформирования социально-экономической сферы
России в годы НЭПа 10
1.2. Особенности экономического развития Енисейской губернии в период с 1922 по 1928 гг 27
1.3. Социальное развития Енисейской губернии в период с 1922 по 1928 гг 37
Глава 2. Изучение темы «Социально-экономическое развитие Енисейской губернии в 1922 - 1928 гг.» в рамках регионального компонента общего образования 44
2.1. Анализ содержания документов, регламентирующих изучение
национально-регионального компонента в курсе отечественной истории 44
2.2. Анализ учебников по отечественной истории (10 класс) 49
2.3. Приемы и методы изучения темы «Социально-экономическое развитие Енисейской губернии в 1922 - 1928 гг.» на уроках истории в школе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 1. Общая характеристика социально-экономического развития
Советской России с 1921 по 1928 гг 10
1.1. Основные тенденции реформирования социально-экономической сферы
России в годы НЭПа 10
1.2. Особенности экономического развития Енисейской губернии в период с 1922 по 1928 гг 27
1.3. Социальное развития Енисейской губернии в период с 1922 по 1928 гг 37
Глава 2. Изучение темы «Социально-экономическое развитие Енисейской губернии в 1922 - 1928 гг.» в рамках регионального компонента общего образования 44
2.1. Анализ содержания документов, регламентирующих изучение
национально-регионального компонента в курсе отечественной истории 44
2.2. Анализ учебников по отечественной истории (10 класс) 49
2.3. Приемы и методы изучения темы «Социально-экономическое развитие Енисейской губернии в 1922 - 1928 гг.» на уроках истории в школе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Развитие такого направления, как местная или локальная история важно, в первую очередь, для формирования мировоззрения молодого поколения изучать как общие закономерности развития отдельного государства или мира в целом, так и специфики развития отдельных регионов, городов или семей. Исследования в области локальной истории помогают разобраться не только в том, что происходит вокруг, но и способствуют формированию у молодежи гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России . Подобную задачу вставит перед учителями и Историко-культурный стандарт, принятый в 2015 году, в котором отмечается не только необходимость усиления патриотического воспитания молодого поколения, но прямая обязанность изучать национально-региональный компонент с целью формирования социальной идентичности россиян.
Такой подход становится особенно актуальным в условиях, прокатившихся по всему миру социальных забастовок и демонстраций, вызванных непопулярными антикризисными мерами, широко предпринимаемыми работодателями во всех странах (увольнения, снижение социальных гарантий, уменьшение заработной платы, отказ от бонусов и премий, введение режимов неполного рабочего времени и др.). Так, например, забастовки, прошедшие в марте-апреле 2010 г. в Бельгии, Греции, Великобритании, Франции, Финляндии, были направлены на сохранение рабочих мест и социальных гарантий, увеличение заработной платы, повышение размеров выходного пособия. Волна демонстраций и путчей, начавшихся в арабском мире в декабре 2010 года, получивших название «арабская весна», охватили практически весь Ближний Восток и Африку (Тунис, Египет, Сирия, Ирак, Иордания и т.д.). Волнения затронули и Азиатский регион. В апреле 2014 года рабочие на шести из десяти заводов в городе Дунгуань, принадлежащих тайваньской транснациональной компании «Yue Yuen» стали бастовать после обнаружения того, что работодатель не выполняет всех необходимых юридически требуемых уровней социального обеспечения и не платит взносы на жилье. Крупной стала забастовка во Франции в декабре 2019 года против пенсионной реформы. Она по подсчетам специалистов охватила около 615 тысяч человек.
Тяжелые социально-экономические последствия кризиса не обошли и Россию. По оценке ряда экспертов непростая ситуация в стране ведет к нарастанию недовольства среди населения и грозит значительным увеличением числа забастовок. По данным ВЦИОМ, все больше россиян (около 50% респондентов) одобряют забастовку как меру борьбы работников за свои права. По отношению к периоду 1990-х годов число респондентов, считающих забастовку единственным способом защиты, увеличилось почти в два раза (с 11 до 19%). Наиболее массовые протесты прошли в России в 2015 году, когда сначала объединились рабочие заводов «Форд» и «GM», выступая за сохранение рабочих мест и гарантии выплат в случае увольнения. Вслед за этим 20 регионов страны выступали против закрытия учебных учреждений. И наконец, забастовали водители-дальнобойщики из 45 регионов .
Таким образом, исследования исторического опыта реализации социально-экономического развития в переходные, переломные этапы развития государства носят огромную общественно-практическую значимость, так как позволяют спрогнозировать и вовремя скорректировать планы развития данного направления как в стране в целом, так и в отдельном регионе в частности. В этой связи изучение такой темы, как «Социально¬экономическое развитие Енисейской губернии в 1922-1928гг. в региональном компоненте школьного курса истории.» представляется достаточно интересным, ведь в отечественной исторической науке период 1920 - 1930-х гг. оценивается именно как переломная эпоха, которой соответствовали «промежуточные фазы социально-трудовых отношений, когда субъекты только начинали осознавать себя по-новому, осваивать новые правовые нормы и правила поведения и взаимодействия, новые социальные роли и соответствующие им ролевые функции» . Именно такие эпохи, по мнению, О.В. Шестаковой, и представляют для исторического исследования особый интерес, поскольку для них характерна высокая социальная мобильность.
Следует отметить, что понятие «социальная политика», как совокупность конкретных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности социального сообщества, вошло в отечественную обществоведческую терминологию сравнительно недавно - в середине 1960¬х гг. В 20-е гг. XX века этого понятия не существовало. Тогда имело место осуществление отдельных мероприятий, направленных на обеспечение социального развития общества в области трудовых отношений, здравоохранения, образования, социального и пенсионного обеспечения, формирования социальной структуры и т.д., что впоследствии для модификации политического понятийного аппарата, и было определено как «социальная политика» .
Степень научной разработанности проблемы. Историографию указанной проблемы можно условно разделить на советскую и постсоветскую.
Советский период.
Литература 1920-х гг. строится в большинстве своем на анализе статистических данных того периода.
Постсоветский период.
В 2000 г. появляется работа М.П. Аракеловой и Н.П. Басистой, которая рассматривает социальный статус женщин в России, останавливаясь, в том числе, и на периоде новой экономической политики.
В 2003 году была защищена кандидатская диссертация О.В. Лихолет, в которой проводится анализ влияния социальной политики Советской власти в годы НЭПа на социальное положение городского и сельского населения Нижнего Поволжья, а также дается оценка деятельности власти по борьбе с беспризорностью и безработицей, рассматривается состояние народного образования и медицины в указанном регионе.
П.П. Епифанова в своей работе «Становление и развитие школьного гуманитарного образования в Советской России (1917 - 1939 гг.)» определяет приоритетные задачи советской власти в сфере школьного образования, а также анализирует процесс подготовки кадров педагогической и научной интеллигенции.
Е.Н. Афанасова анализирует истоки и причины детской беспризорности в Иркутской области и Красноярском крае, выявляет меры советского правительства, направленные на решения данной проблемы, рассматривает динамику беспризорных по годам .
В 2008 году в Казани была защищена кандидатская диссертация на тему «Служащие в структуре городского населения ТАССР в 1920-е годы (социально-демографический анализ)». В работе автор подробно останавливается на анализе статистических данных, полученных в ходе Всероссийской городской переписи 1923 г. и Всесоюзной переписи населения 1926 г., что для нас также является интересным, особенно останавливаясь на месте и роли служащих ТАССР в социальной структуре городского населения.
Таким образом, историографический обзор позволяет сделать вывод, что в перечисленных работах акцент делается, в первую очередь, на период 1930-х гг., а социально-экономическая политика в годы НЭПа приводится больше для сравнения, нежели, чем как самостоятельный самобытный период в истории развития Енисейской губернии.
В связи с этим целью данной дипломной работы является выявление основных направлений социально-экономического развития в Енисейской губернии в период с 1922 по 1928-е годы, а также рассмотрение данной темы в региональном компоненте школьного курса истории.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения ряда исследовательских задач:
- определить основные тенденции социально-экономического развития страны в указанный период;
- выявить особенности экономического развития Енисейской губернии в период с 1922 по 1928 гг.;
- изучить уровень жизни рабочих и крестьянства в губернии в годы НЭПа;
- провести анализ ключевых нормативно-правовых документов, определяющих изучение исследуемой темы в школе;
- оценить основные линии учебников по отечественной истории на предмет наличия в них национально-регионального компонента;
- разработать методические рекомендации по изучению исследуемой темы в школах г. Красноярска и Красноярского края.
Объектом исследования является социально-экономическое развитие на территории Енисейской губернии в период с 1922 по 1928гг.
Предметом данного исследования является отражение темы «социально-экономическое развитие Енисейской губернии в 1922-1928гг.» в региональном компоненте школьного курса истории. Приемы и методы работы на уроке.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1922 по 1928 гг. Нижняя временная граница обусловлена годом начала проведения новой экономической политики в Енисейской губернии. Верхняя граница исследования определяется тем, что в 1928 г. Государство определило новый вектор развития, направленный на индустриализацию и коллективизацию.
Территориальные рамки исследования — охватывают Енисейскую губернию РСФСР.
Методологической базой исследования являются принципы историзма и системности изложения материала, которые предусматривают выделение и описание максимально полного набора фактов, необходимых для решения конкретной исторической задачи. Данные принципы помогли нам показать, что реформы, проводящиеся большевиками в 1922 - 1928 гг. в области социально-экономической политики нашли свое отражение и на территории Енисейской губернии. Принцип объективности в исследовании получил своё выражение в том, что был использован широкий круг литературы (как советского, так и постсоветского периодов) и источников по данной проблематике. Использование историко-сравнительного метода позволило осуществить анализ специфики развития социально¬экономической сферы губернии в указанный период времени на основе сопоставления источников общероссийского и регионального характера.
Работа написана в русле локальной истории.
Источниковая база исследования представлена несколькими группами документов. Первая состоит из материалов переписей 1920-х гг. Вторая — из материалов текущей статистики. К третьей относятся партийные, государственные, ведомственные документы (постановления и резолюции съездов, пленумов, конференций, совещаний; инструкции, циркуляры, декреты, законы высших органов государственной власти, доклады и работы руководителей партии и государства). Четвертую группу источников составляют материалы официальной периодической печати.
В рамках третьей группы источников для нас представляет особый интерес декреты и постановления ВЦИК РСФСР, ЦИК СССР, СНК СССР, СТО СССР и кодексы законов о труде, а также всевозможные резолюции съездов и выступления руководителей страны . В них дается оценка деятельности советского правительства, определяются задачи по развитию государства, излагается понимание сущности новой экономической политики, выделяются главные направления изменений в социально¬экономической сфере.
Четвертая группа источников представлена периодическими изданиями того времени: газетами «Жизнь Сибири», «Известия» и «Рабочий путь» . Они позволили нам увидеть происходящие события глазами современников.
Таким образом, источниковая база исследования достаточно обширна.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе материалы, выводы и заключение могут быть использованы в научно-исследовательской и учебно-педагогической работе: при преподавании курсов по истории России, историческому краеведению, спецкурсов, связанных с социально-экономической политикой на территории Енисейской губернии, а также при подготовке учебно-методических пособий по данным дисциплинам.
Структура работы: Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Во введении аргументирована актуальность темы, дан обзор историографии, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, обоснованы его хронологические и территориальные рамки, методологические подходы, охарактеризована источниковая база, научная новизна и научно¬практическая значимость дипломной работы. В первой главе представлены основные направления социально-экономической политики большевиков в годы нэпа; проанализированы тенденции экономического развития Енисейской губернии; выявлен уровень жизни городского и сельского населения (трудности и успехи, перспективы развития); дана оценка предпринятых государством мер по улучшению ситуации в губернии. Во второй главе представлен анализ нормативно-правовой базы, задающей изучение исследуемой тематики в образовательных учреждениях; сделан подробный анализ учебников по отечественной истории; разработаны методические рекомендации по включению темы в образовательный процесс. В заключении сделаны общие выводы.
Такой подход становится особенно актуальным в условиях, прокатившихся по всему миру социальных забастовок и демонстраций, вызванных непопулярными антикризисными мерами, широко предпринимаемыми работодателями во всех странах (увольнения, снижение социальных гарантий, уменьшение заработной платы, отказ от бонусов и премий, введение режимов неполного рабочего времени и др.). Так, например, забастовки, прошедшие в марте-апреле 2010 г. в Бельгии, Греции, Великобритании, Франции, Финляндии, были направлены на сохранение рабочих мест и социальных гарантий, увеличение заработной платы, повышение размеров выходного пособия. Волна демонстраций и путчей, начавшихся в арабском мире в декабре 2010 года, получивших название «арабская весна», охватили практически весь Ближний Восток и Африку (Тунис, Египет, Сирия, Ирак, Иордания и т.д.). Волнения затронули и Азиатский регион. В апреле 2014 года рабочие на шести из десяти заводов в городе Дунгуань, принадлежащих тайваньской транснациональной компании «Yue Yuen» стали бастовать после обнаружения того, что работодатель не выполняет всех необходимых юридически требуемых уровней социального обеспечения и не платит взносы на жилье. Крупной стала забастовка во Франции в декабре 2019 года против пенсионной реформы. Она по подсчетам специалистов охватила около 615 тысяч человек.
Тяжелые социально-экономические последствия кризиса не обошли и Россию. По оценке ряда экспертов непростая ситуация в стране ведет к нарастанию недовольства среди населения и грозит значительным увеличением числа забастовок. По данным ВЦИОМ, все больше россиян (около 50% респондентов) одобряют забастовку как меру борьбы работников за свои права. По отношению к периоду 1990-х годов число респондентов, считающих забастовку единственным способом защиты, увеличилось почти в два раза (с 11 до 19%). Наиболее массовые протесты прошли в России в 2015 году, когда сначала объединились рабочие заводов «Форд» и «GM», выступая за сохранение рабочих мест и гарантии выплат в случае увольнения. Вслед за этим 20 регионов страны выступали против закрытия учебных учреждений. И наконец, забастовали водители-дальнобойщики из 45 регионов .
Таким образом, исследования исторического опыта реализации социально-экономического развития в переходные, переломные этапы развития государства носят огромную общественно-практическую значимость, так как позволяют спрогнозировать и вовремя скорректировать планы развития данного направления как в стране в целом, так и в отдельном регионе в частности. В этой связи изучение такой темы, как «Социально¬экономическое развитие Енисейской губернии в 1922-1928гг. в региональном компоненте школьного курса истории.» представляется достаточно интересным, ведь в отечественной исторической науке период 1920 - 1930-х гг. оценивается именно как переломная эпоха, которой соответствовали «промежуточные фазы социально-трудовых отношений, когда субъекты только начинали осознавать себя по-новому, осваивать новые правовые нормы и правила поведения и взаимодействия, новые социальные роли и соответствующие им ролевые функции» . Именно такие эпохи, по мнению, О.В. Шестаковой, и представляют для исторического исследования особый интерес, поскольку для них характерна высокая социальная мобильность.
Следует отметить, что понятие «социальная политика», как совокупность конкретных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности социального сообщества, вошло в отечественную обществоведческую терминологию сравнительно недавно - в середине 1960¬х гг. В 20-е гг. XX века этого понятия не существовало. Тогда имело место осуществление отдельных мероприятий, направленных на обеспечение социального развития общества в области трудовых отношений, здравоохранения, образования, социального и пенсионного обеспечения, формирования социальной структуры и т.д., что впоследствии для модификации политического понятийного аппарата, и было определено как «социальная политика» .
Степень научной разработанности проблемы. Историографию указанной проблемы можно условно разделить на советскую и постсоветскую.
Советский период.
Литература 1920-х гг. строится в большинстве своем на анализе статистических данных того периода.
Постсоветский период.
В 2000 г. появляется работа М.П. Аракеловой и Н.П. Басистой, которая рассматривает социальный статус женщин в России, останавливаясь, в том числе, и на периоде новой экономической политики.
В 2003 году была защищена кандидатская диссертация О.В. Лихолет, в которой проводится анализ влияния социальной политики Советской власти в годы НЭПа на социальное положение городского и сельского населения Нижнего Поволжья, а также дается оценка деятельности власти по борьбе с беспризорностью и безработицей, рассматривается состояние народного образования и медицины в указанном регионе.
П.П. Епифанова в своей работе «Становление и развитие школьного гуманитарного образования в Советской России (1917 - 1939 гг.)» определяет приоритетные задачи советской власти в сфере школьного образования, а также анализирует процесс подготовки кадров педагогической и научной интеллигенции.
Е.Н. Афанасова анализирует истоки и причины детской беспризорности в Иркутской области и Красноярском крае, выявляет меры советского правительства, направленные на решения данной проблемы, рассматривает динамику беспризорных по годам .
В 2008 году в Казани была защищена кандидатская диссертация на тему «Служащие в структуре городского населения ТАССР в 1920-е годы (социально-демографический анализ)». В работе автор подробно останавливается на анализе статистических данных, полученных в ходе Всероссийской городской переписи 1923 г. и Всесоюзной переписи населения 1926 г., что для нас также является интересным, особенно останавливаясь на месте и роли служащих ТАССР в социальной структуре городского населения.
Таким образом, историографический обзор позволяет сделать вывод, что в перечисленных работах акцент делается, в первую очередь, на период 1930-х гг., а социально-экономическая политика в годы НЭПа приводится больше для сравнения, нежели, чем как самостоятельный самобытный период в истории развития Енисейской губернии.
В связи с этим целью данной дипломной работы является выявление основных направлений социально-экономического развития в Енисейской губернии в период с 1922 по 1928-е годы, а также рассмотрение данной темы в региональном компоненте школьного курса истории.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения ряда исследовательских задач:
- определить основные тенденции социально-экономического развития страны в указанный период;
- выявить особенности экономического развития Енисейской губернии в период с 1922 по 1928 гг.;
- изучить уровень жизни рабочих и крестьянства в губернии в годы НЭПа;
- провести анализ ключевых нормативно-правовых документов, определяющих изучение исследуемой темы в школе;
- оценить основные линии учебников по отечественной истории на предмет наличия в них национально-регионального компонента;
- разработать методические рекомендации по изучению исследуемой темы в школах г. Красноярска и Красноярского края.
Объектом исследования является социально-экономическое развитие на территории Енисейской губернии в период с 1922 по 1928гг.
Предметом данного исследования является отражение темы «социально-экономическое развитие Енисейской губернии в 1922-1928гг.» в региональном компоненте школьного курса истории. Приемы и методы работы на уроке.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1922 по 1928 гг. Нижняя временная граница обусловлена годом начала проведения новой экономической политики в Енисейской губернии. Верхняя граница исследования определяется тем, что в 1928 г. Государство определило новый вектор развития, направленный на индустриализацию и коллективизацию.
Территориальные рамки исследования — охватывают Енисейскую губернию РСФСР.
Методологической базой исследования являются принципы историзма и системности изложения материала, которые предусматривают выделение и описание максимально полного набора фактов, необходимых для решения конкретной исторической задачи. Данные принципы помогли нам показать, что реформы, проводящиеся большевиками в 1922 - 1928 гг. в области социально-экономической политики нашли свое отражение и на территории Енисейской губернии. Принцип объективности в исследовании получил своё выражение в том, что был использован широкий круг литературы (как советского, так и постсоветского периодов) и источников по данной проблематике. Использование историко-сравнительного метода позволило осуществить анализ специфики развития социально¬экономической сферы губернии в указанный период времени на основе сопоставления источников общероссийского и регионального характера.
Работа написана в русле локальной истории.
Источниковая база исследования представлена несколькими группами документов. Первая состоит из материалов переписей 1920-х гг. Вторая — из материалов текущей статистики. К третьей относятся партийные, государственные, ведомственные документы (постановления и резолюции съездов, пленумов, конференций, совещаний; инструкции, циркуляры, декреты, законы высших органов государственной власти, доклады и работы руководителей партии и государства). Четвертую группу источников составляют материалы официальной периодической печати.
В рамках третьей группы источников для нас представляет особый интерес декреты и постановления ВЦИК РСФСР, ЦИК СССР, СНК СССР, СТО СССР и кодексы законов о труде, а также всевозможные резолюции съездов и выступления руководителей страны . В них дается оценка деятельности советского правительства, определяются задачи по развитию государства, излагается понимание сущности новой экономической политики, выделяются главные направления изменений в социально¬экономической сфере.
Четвертая группа источников представлена периодическими изданиями того времени: газетами «Жизнь Сибири», «Известия» и «Рабочий путь» . Они позволили нам увидеть происходящие события глазами современников.
Таким образом, источниковая база исследования достаточно обширна.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе материалы, выводы и заключение могут быть использованы в научно-исследовательской и учебно-педагогической работе: при преподавании курсов по истории России, историческому краеведению, спецкурсов, связанных с социально-экономической политикой на территории Енисейской губернии, а также при подготовке учебно-методических пособий по данным дисциплинам.
Структура работы: Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Во введении аргументирована актуальность темы, дан обзор историографии, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, обоснованы его хронологические и территориальные рамки, методологические подходы, охарактеризована источниковая база, научная новизна и научно¬практическая значимость дипломной работы. В первой главе представлены основные направления социально-экономической политики большевиков в годы нэпа; проанализированы тенденции экономического развития Енисейской губернии; выявлен уровень жизни городского и сельского населения (трудности и успехи, перспективы развития); дана оценка предпринятых государством мер по улучшению ситуации в губернии. Во второй главе представлен анализ нормативно-правовой базы, задающей изучение исследуемой тематики в образовательных учреждениях; сделан подробный анализ учебников по отечественной истории; разработаны методические рекомендации по включению темы в образовательный процесс. В заключении сделаны общие выводы.
В выпускной квалификационной работе мы выявили особенности социально-экономического развития Енисейской губернии в период с 1922 по 1928гг., а также рассмотрели данную тему в региональном компоненте школьного курса истории, поэтому основная цель была достигнута.
Раскрывая особенности социально экономического развития Енисейской губернии, мы выявили что, вся социально-экономическая политика в годы НЭПа фокусировалась вокруг обозначенных категорий населения. Необходимо заметить, что центральной властью допускалась некоторая вариация социальных и экономических мероприятий с учетом региональных особенностей и потребностей, как это было в Сибири в целом и в Енисейской губернии, в частности (например, борьба с тифом, передача части среднего и мелкого производства в руки частника, уменьшенная ставка продовольственного налога и т.д.). При этом власть не забывала реализовывать классовый подход путем вычленения привилегированных групп населения. Интересы рабочих были поставлены над интересами крестьян, всячески подчеркивалось и внутригрупповое различие через политику заработной платы, налогообложение, систему социального обеспечения, систему льгот и привилегий. В среднем к 1925 году основные довоенные показатели были достигнуты во всех отраслях. Экономическая политика помогла восстановить инфраструктуру, наладить выпуск продукции на производстве и воссоздать практически с нуля сельское хозяйство после тяжелых последствий Гражданской войны. Таким образом, большевики сделали значительный вклад в восстановление экономических показателей и становление социального государства в России, однако реформы, во многом, носили половинчатый характер, в том числе, в силу идеологических представлений и отсутствия должного финансирования.
Проведя анализ Историко-культурного стандарта, мы выявили, что изучение отечественной истории должно быть взаимосвязано с региональной историей. Поэтому, мы рассмотрели, как материал темы «социально-экономического развития Енисейской губернии в период с 1922 по 1928гг.,» включить в урок Отечественной истории в рамках темы, касающейся новой экономической политики.
Мы проанализировали три линейки учебников по Отечественной истории для 10 классов: издательство «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово», пришли к выводу, что каждый учебник имеет свои достоинства и недостатки, а также, что региональный компонент содержательно не рассматривается ни в одном из учебников. Только в издательстве «Дрофа» предусмотрены задания, связанные с локальной историей. Согласно ИКС, в учебнике отечественной истории должно предусматриваться посредством выполнения заданий изучение локальной истории и истории семьи, а также тема НЭПа рассматривается, как одна из наиболее проблемных в изучении.
Для того чтобы реализовать задачу, которую ставит перед учителями историко-культурный стандарт (об обязанности изучать национально-региональный компонент с целью формирования социальной идентичности россиян) мы разработали урок по теме «социально-экономическое развитие Енисейской губернии с 1922 по 1928гг.».
В ходе данного урока, учащиеся должны сформировать представление о влиянии изменений, происходящих стране на развитие Енисейской губернии, а также, проанализировать основные тенденции социально¬экономического развития губернии в годы нэпа; выявить особенности данного развития в сравнении с Сибирью и РСФСР. Особенностью этого урока является то, что он может быть представлен в рамках модульного обучения.
Второй вариант преподавание темы «социально-экономическое развитие Енисейской губернии с 1922 по 1928гг.», возможен при изучении отечественной истории в 10 классе в рамках темы новой экономической политике. В этом случаем учащимся предлагается задания, которые, непосредственно, относятся к изучению локальной истории. Мы разработали следующие задания: кейс, интеллект карта, дискуссия. Каждый учить сам выбирает приемлемый для него прием и метод для реализации национально¬регионального компонента на уроке истории.
Региональная история - это особая дисциплина, которая охватывает все, что относится к региону, это и история, и современность. Поэтому курс Отечественной истории должен включать в себя и историю развитие Российского государства, и региональную историю. Такой подход будет способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности в широком спектре - как граждан РФ, жителей своего родного края, родного города, и самое главное как хранителей и правопреемников традиций рода и семьи.
Раскрывая особенности социально экономического развития Енисейской губернии, мы выявили что, вся социально-экономическая политика в годы НЭПа фокусировалась вокруг обозначенных категорий населения. Необходимо заметить, что центральной властью допускалась некоторая вариация социальных и экономических мероприятий с учетом региональных особенностей и потребностей, как это было в Сибири в целом и в Енисейской губернии, в частности (например, борьба с тифом, передача части среднего и мелкого производства в руки частника, уменьшенная ставка продовольственного налога и т.д.). При этом власть не забывала реализовывать классовый подход путем вычленения привилегированных групп населения. Интересы рабочих были поставлены над интересами крестьян, всячески подчеркивалось и внутригрупповое различие через политику заработной платы, налогообложение, систему социального обеспечения, систему льгот и привилегий. В среднем к 1925 году основные довоенные показатели были достигнуты во всех отраслях. Экономическая политика помогла восстановить инфраструктуру, наладить выпуск продукции на производстве и воссоздать практически с нуля сельское хозяйство после тяжелых последствий Гражданской войны. Таким образом, большевики сделали значительный вклад в восстановление экономических показателей и становление социального государства в России, однако реформы, во многом, носили половинчатый характер, в том числе, в силу идеологических представлений и отсутствия должного финансирования.
Проведя анализ Историко-культурного стандарта, мы выявили, что изучение отечественной истории должно быть взаимосвязано с региональной историей. Поэтому, мы рассмотрели, как материал темы «социально-экономического развития Енисейской губернии в период с 1922 по 1928гг.,» включить в урок Отечественной истории в рамках темы, касающейся новой экономической политики.
Мы проанализировали три линейки учебников по Отечественной истории для 10 классов: издательство «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово», пришли к выводу, что каждый учебник имеет свои достоинства и недостатки, а также, что региональный компонент содержательно не рассматривается ни в одном из учебников. Только в издательстве «Дрофа» предусмотрены задания, связанные с локальной историей. Согласно ИКС, в учебнике отечественной истории должно предусматриваться посредством выполнения заданий изучение локальной истории и истории семьи, а также тема НЭПа рассматривается, как одна из наиболее проблемных в изучении.
Для того чтобы реализовать задачу, которую ставит перед учителями историко-культурный стандарт (об обязанности изучать национально-региональный компонент с целью формирования социальной идентичности россиян) мы разработали урок по теме «социально-экономическое развитие Енисейской губернии с 1922 по 1928гг.».
В ходе данного урока, учащиеся должны сформировать представление о влиянии изменений, происходящих стране на развитие Енисейской губернии, а также, проанализировать основные тенденции социально¬экономического развития губернии в годы нэпа; выявить особенности данного развития в сравнении с Сибирью и РСФСР. Особенностью этого урока является то, что он может быть представлен в рамках модульного обучения.
Второй вариант преподавание темы «социально-экономическое развитие Енисейской губернии с 1922 по 1928гг.», возможен при изучении отечественной истории в 10 классе в рамках темы новой экономической политике. В этом случаем учащимся предлагается задания, которые, непосредственно, относятся к изучению локальной истории. Мы разработали следующие задания: кейс, интеллект карта, дискуссия. Каждый учить сам выбирает приемлемый для него прием и метод для реализации национально¬регионального компонента на уроке истории.
Региональная история - это особая дисциплина, которая охватывает все, что относится к региону, это и история, и современность. Поэтому курс Отечественной истории должен включать в себя и историю развитие Российского государства, и региональную историю. Такой подход будет способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности в широком спектре - как граждан РФ, жителей своего родного края, родного города, и самое главное как хранителей и правопреемников традиций рода и семьи.
Подобные работы
- Социально-экономическое развитие Енисейской губернии в 1922-1928гг в региональном компоненте школьного курса истории.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020



