Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ К ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ

Работа №154813

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы социокультурной адаптации и интеграции обучающихся из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству российской школы 7
1.1. Социокультурная адаптация и интеграция мигрантов в
зарубежных и отечественных исследованиях 7
1.2. Образовательная среда как фактор социокультурной адаптации
и интеграции детей из семей мигрантов 15
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме социокультурной адаптации и интеграции обучающихся из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству российской школы (на примере МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска) 26
2.1 Исследование особенностей и проблем социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству МБОУ СОШ №47 г. Красноярска 26
2.2. Разработка программы социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству МБОУ СОШ №47 г. Красноярска 41
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложение А 66


В современной России все вопросы жизнедеятельности мигрантов регламентируются «Концепцией миграционной политики до 2025 года». Одним из ключевых положений данного нормативно-правового акта является принцип создания для мигрантов таких условий, в которых они могли бы успешно адаптироваться и интегрироваться в поликультурном российском обществе [Концепция... ].
Успешная адаптация предполагает наличие условий для реализации всех, без исключения, потребностей мигрантов, а интеграция - это такое включение в поликультурное пространство, при котором у мигрантов формируется уважительное отношение к традициям и ценностям представителей других этносов при одновременном сохранении собственной этнической идентичности, которая ценится и уважается окружающими.
В отличие от периода окончания 1990-х - начала 2000-х годов, когда мигранты приезжали в Россию, в основном, в одиночку в поисках заработка, а затем возвращались в родные страны и государства, в последнее десятилетие всё ярче проявляется тенденция к переселению мигрантов в нашу страну целыми семьями [Портал.]. В этой связи актуализируется проблема удовлетворения образовательных потребностей детей из семей мигрантов, которые попадают в двуязычную среду российской школы и нуждаются в повышенном внимании со стороны педагогического коллектива.
На сегодняшний день отечественными учёными накоплен весьма солидный опыт теоретических и прикладных исследований адаптации мигрантов к различным культурным средам.
Концептуальные положения данной проблемы отображены в трудах В.В. Амелина, Ю.В. Арутюняна, И.М. Бадыштовой, В.Н. Петрова и др.
Региональные и общерегиональные особенности адаптационных процессов мигрантов изучались Г.С.Денисовой, Т.Д. Ивановой, Е.А. Омельченко, Е.А. Назаровой и др.
Что касается социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов, то эти вопросы изучались в контексте анализа национального самосознания и межэтнической толерантности (А.Г. Асмолов, Д.В. Зиновьев, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко); взаимосвязи адаптационных возможностей детей мигрантов и средовых факторов (В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, М.Ю. Мартынова); социально-педагогического влияния образовательной (А.Н. Джуринский, В.А. Ясвин) и городской среды (И.М. Бадыштова, О.В. Ведина) среды на адаптацию и интеграцию детей из семей мигрантов.
Современный взгляд научно-педагогического сообщества на адаптацию и интеграцию детей в поликультурное пространство образовательного учреждения отображается в концепции воспитания культуры межнационального общения (З.Т. Гасанов), в области разработки теоретико-методологических основ поликультурного образования (Г.Д. Дмитриев, О.В. Гукаленко). Более того, появилось самостоятельное направление педагогической теории и практики - миграционная педагогика, которая развивается весьма динамично. Представителями этого направления являются Е.В. Бондаревская, А.Ю. Тимакова, О.Е. Хухлаева и другие исследователи.
Значительный опыт социально-психологических исследований, посвящённых адаптационно-интеграционным процессам, происходящим с детьми из семей мигрантов, отражён в исследованиях Л.А. Лукиной, Н.М. Лебедевой, Н.Н. Мельниковой, В.И. Петрищева.
Вместе с тем, несмотря на обилие разносторонних исследований, прикладные аспекты проблемы социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов ещё не разработаны в той мере, в которой они могли бы удовлетворять актуальные потребности социально-педагогической практики.
В частности, недостаточно изученными остаются особенности социокультурной адаптации и интеграции детей мигрантов в поликультурном пространстве современной российской школы, что и определило тему настоящего исследования, его цель и задачи, объект и предмет исследования.
Объектом настоящего исследования выступают дети из семей мигрантов 11-12-летнего возраста, обучающиеся в МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска.
Предмет исследования: социокультурная адаптация и интеграция обучающихся из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству российской школы.
Цель исследования: разработка рекомендаций по оптимизации процессов адаптации и интеграции детей из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска.
Достижение поставленной цели потребовало последовательного решения ряда задач:
1) Изучить состояние и особенности миграционной политики в Российской Федерации;
2) Определить основные подходы к изучению социокультурной адаптации и интеграции личности в иноэтнической среде;
3) Охарактеризовать образовательную среду МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска как фактора социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов;
4) Разработать программу адаптации и интеграции детей из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска.
В исследовании приняли участие 100 обучающихся МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска 11-12-летнего возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный проект социокультурной адаптации и интеграции детей мигрантов может внедряться в практику работы других школ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определяет приоритетные задачи содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. В контексте социального заказа государства именно школа должна стать основным агентом адаптации и интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство нашей страны [Концепция... ].
Образовательное учреждение и семья - важнейшие институты первичной социализации. В общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно - ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения. Всё это позволяет предположить, что эмоциональное благополучие коллектива при интеграции в него ребенка из семьи мигрантов возможно, прежде всего, при условии взаимодействия взрослых участников образовательного процесса - педагогов и родителей воспитанников.
Дети из семей мигрантов испытывают проблемы разнообразного характера: бытовые, материальные, психолого-педагогические, что приводит к различным формам психосоциальной и педагогической дезадаптации. Многие дети из семей мигрантов демонстрируют удовлетворительное отношение к учебе, слабую инициативность, отклонения личностного развития (заниженная самооценка, повышенная тревожность, сниженное самочувствие, активность, настроение; имеют место проявления агрессивности, нарушения поведения, изменения мотивационно- потребностной сферы, негативное отношение к социокультурным нормам других народов).
Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют разработки комплекса мер педагогической, психологической и социальной поддержки, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде; создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания и успешную социализацию.
Проведённое нами исследование показало, что целенаправленная системная работа в школе по сопровождению детей - мигрантов способствует преодолению языковых и социокультурных барьеров, которые мешают успешному вовлечению детей мигрантов в различные виды образовательной, культурно-досуговой и социальной деятельности.
Нами было предложено внедрить в практику работы школы программу комплексного сопровождения детей из семей мигрантов, реализация, которой позволяет снизить риск дезадаптации и обеспечить успешную интеграцию детей из семей мигрантов в поликультурную образовательную среду.



1. Адаптация детей и подростков из семей мигрантов в системе образования
// Информагентство «Этноинфо». URL:http: //www. ethnoinfo. ru/adaptacij a-detej-i-podrostkov-izsemej -migrantov-v-sisteme-obrazovanij а/ (дата обращения 21.03.2017).
2. Александров Д. А. Дети и родители-мигранты во взаимодействии с российской школой // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 176199.
3. Алиева Т. И., Бучилова И. А. Проблемы социокультурной адаптации детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях двуязычия в семьях мигрантов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 6. С. 154.
4. Амелин В. В. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Авт. проекта и отв. ред. Л. M. Дробижева. М.: Academia, 2002.
5. Андреева А. Д. Влияние раннего этнокультурного опыта на адаптационные возможности дошкольников // Психолог в детском саду. 2012. № 2. С. 53-63.
6. Артемьева (Посадова) Н. В. К проблеме адаптации детей современных мигрантов к образовательной среде (на примере Удмуртской Республики) // Вестник ЧелГУ. 2014. № 22 (351). С. 127-131.
7. Арутюнян Л. А. Дети беженцев: проблема социальной адаптации. Миграция и информация. М: 2010. С. 104-121.
8. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М., 1999. 271 с.
9. Архипова Е. В., Фетисова Е. Я. О проблемах преподавания русского языка в школах с полиэтническим составом учащихся: региональный аспект // Психолого-педагогический поиск. 2013. №4. С. 91-97.
10. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. A. О смыслах понятия «толерантность» // Научно-публ. сборник «Век толерантности». 2003. Вып. 1-2. С. 8-19.
11. Ахи С. Кто такие мигранты // FB.ru. 2014 г. URL:
http://fb.ru/article/143918/migrant—eto-litso-menyayuschee-mestoproj ivaniya-novyie-pravila-dlya-migrantov(дата обращения 25.03.2017).
12. Бадыштова И. М. Толерантность местного населения к мигрантам. //Социологические исследования. 2003. №6. С. 38-46.
13. Бакланова Т. И. Концепция социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в московских школах // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-10. С. 2212-2215.
14. Боли В. И., Исаакян В. Э. Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды // Молодой ученый. 2016. №3. С. 984-988.
15. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: монография. Ростов-на-Дону, 2000. 254 с.
16. Ведина О. В. Могут ли в Москве возникнуть этнические кварталы // Вестник общественного мнения. 2004. № 3(71). С. 5264.
17. Волох В. А. Миграционная политика: изменения в законодательстве // Власть. 2012. № 11. С. 206-207.
18. Выготский Л. С. Психология развития человека / Сост. Леонтьев А. А. М.: Смысл, Эксмо, 2005. 1136 с.
19. Гасанов З. Т. Педагогика межнационального общения. М.: Педагогика, 1999. 390 с.
20. Гукаленко О. В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: автореф. дис. д-ра пед.наук. Ростов н/Д: РГПУ, 2000. 47 с.
21. Гуров В. Н., Вульфов Б. З. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. М., 2004. 240 с.
22. Денисова Г. С. Армянская миграция на Юге России в зеркале общественного мнения// Миграция в России: социальные и правовые аспекты проблем: сб. научных статей. Ростов н/Д, 2004.
23. Джуринский А. Н. Воспитание в многонациональной школе. М.: Просвещение, 2007. 96 с.
24. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное
образование, 1999. 208 с.
25. Дюжакова М. В., Мязина О. Ю. Некоторые социально-педагогические аспекты работы с детьми-мигрантами // Известия Воронежского Госпедуниверситета. Психология и педагогика: сб. науч. тр. / отв. ред. Ю.
В. Юров. Воронеж, 2012. С. 258.
26. Дюжакова М. В. Педагогическая поддержка детей-мигрантов в поликультурной школе // Методическая работа в школе. 2013. № 2. С. 55¬
59.
27. Железнякова Е. А. Дети мигрантов в современной Российской школе: пути языковой адаптации // Известия Пензинского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 774 - 778.
28.Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 80-91.
29. Зиновьев Д. В. Социокультурная толерантность ее сущностные
характеристики // Парадигма. 1998. №1. 50-61.
30. Иванова Т. Д. Трудовая миграция россиян: экономические и социальные эффекты (по результатам социологического исследования) // Проблемы прогнозирования. 2008, №4. С. 82-97.
31. Кобылинская С. В., Усенко А. С. Современная миграционная политика России // Политематический сетевой научный журнал Кубанского ГАУ. 2014. № 103. С. 1-16.
32. Концепция миграционной политики до 2025 года. URL:
http://kremlin.ru/events/president/news/15635(дата обращения 21.03.2017).
33. Куликова О. П. Обучение русскому языку детей мигрантов в рамках центра культурно-языковой адаптации (из опыта работы) // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 19. С. 119-123.
34. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М.: РАН, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1993. 195 с.
35. Леденева В. Ю. Социальные аспекты адаптации трудовых мигрантов. URL:http: //www.dozor.kadozor.ru(дата обращения 21.04.2017).
36. Лобас М. А. Особенности психологической адаптации детей мигрантов в
русскоязычной школе. URL: http://www.dissercat.ru(дата обращения
19.03.2017).
37. Лукина Л. А., Пегина Т. П. К проблеме культурной адаптации детей
мигрантов URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/027/78027/
58952?p page=8(дата обращения 21.05.2017).
38. Мартынова М. Ю. Поликультурное пространство России и проблемы образования. // Альманах «Этнодиалоги». 2004. № 1(21). С. 81.
39. Мельникова Н. Н. Проблема социально-психологической адаптации. Некоторые подходы к изучению // Социальная психология: Теория. Эксперимент. Практика. Ярославль, 2000. Т.2. С. 266-270.
40. Микиденко Н. Л., Монастырская Т. И., Сторожева С. П.
Информационные ресурсы сопровождения трудовой этнической миграции // В мире научных открытий. Красноярск, Научно¬Инновационный Центр. 2015. № 11.6 (71). С. 2309-2333.
41. Микиденко Н. Л., Монастырская Т. И., Сторожева С. П. Социокультурные аспекты адаптации и интеграции детей трудовых мигрантов в принимающем сообществе // Общество, политика, финансы. Материалы российской научно-технической конференции, г. Новосибирск. Новосибирск: СибГУТИ, 2016. С. 112-116.
42. Миронова Т. А. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе // Молодой ученый. 2015. №4. С. 659-662.
43. Молодцова Т. Д. Дети из семей мигрантов и их адаптация в школьном социуме // Международный журнал экспериментального образования.
2013. № 7. С. 92-94.
44. Монастырская Т. И. Доступность информации как условие развития интернационального диалога // Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании. Материалы VI Международной научно-практической конференции (Кемер, Турция, 26 апреля - 7 мая 2015 г.) / Под науч. ред. В. И. Хаснулина, М. Г. Чухровой, О. А. Белобрыкиной. Новосибирск: Издательство OOO «Немо Пресс», 2015. C. 242-246.
45. Мохова Л. А., Сагоякова Н. Ф., Спирина Т. А. Социально-педагогические условия адаптации детей мигрантов в общеобразовательной школе // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. 2014. № 9. С. 96-99.
46. Назарова Е. А. Особенности миграционных процессов в южных регионах России // Социологические исследования. 2006. №6. С. 73-78.
47. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. Ереван, Издательство АН АрмССР, 1988. 69 с.
48.Омельченко Е. А. Адаптация детей мигрантов в образовательном учреждении: социокультурный и психологический аспекты // Научно-информационный альманах «Этнодиалоги». 2014. № 1. C. 118-130.
49. Омельченко Е. А. Адаптация детей мигрантов в образовательном учреждении: как помочь директорам и педагогам в решении проблемы? // Научно-информационный альманах «Этнодиалоги». 2015. № 1 (48). C. 108-120.
50. Омельченко Е. А. Адаптация иноэтничных учащихся в образовательном учреждении: подходы к оценке и мониторингу // Миграция и мигранты в России и мире: опыт социально-антропологических и этнографических наблюдений. М.: ИЭА РАН, 2015. С. 272.
51. Омельченко Е. А. Социально-культурная адаптация детей из семей международных мигрантов в школе: методика исследования и пути решения проблемы // Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности: методология, методика и практики исследования (Томск, 14-15 октября 2014 г.): Программа и тезисы. Томск: Изд-во Томского Университета,
2014. С. 264-265.
52.Омельченко Е. Л. Адаптация детей мигрантов в школе. Методическое пособие. Ульяновск: изд. УлГУ, 2010. С. 51-104.
53. Парсонс Т. Структура социального действия. О структуре социального действия. М., 2000. С. 74.
54. Петрищев В. И., Грасс Т. П. О проблемах культурной адаптации мигрантской школьной молодежи в Красноярском крае // В Мире научных открытий. 2012. № 5.4 (29). С.135-142.
55. Петрищев В. И., Барканова О. В. Особенности социально¬психологической адаптации подростков из семей мигрантов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4. С. 151-159.
56. Петрищев В. И., Грасс Т. П., Петрищева Г. П. Что же влияет на процесс ресоциализации детей-мигрантов в Красноярском крае? // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6. С.19-24.
57. Петров В. Н. Некоторые методические аспекты исследования процессов
адаптации студентов-мигрантов в иноэтнической среде // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы иперспективы развития //
Сборник тезисов научно-практической конференции «Практическая
этнопсихология» / Ред. О. Е. Хухлаев, Т. Э. Руссита. М.: МГ1П1У, 2007.
С. 52.
58. Плисецкий Е. Л. Современные миграционные процессы в России:
трактовка понятии «миграция» URL: http://geo.1september.ru/
article.php?id=200303705(дата обращения 21.03.2017).
59. Погребицкая Е. М. Адаптация детей-мигрантов в условиях
образовательной организации // Пермский педагогический журнал. 2015. № 7. С. 106-112.
60. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. 176 с.
61. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской
Федерации. URL: http://crimestat.ru/regions chart total(дата обращения
22.04.2017).
62. Солдатова Г. У. Психологическая помощь мигрантам. М.: Смысл, 2002. 480 с.
63. Статистические сведения по миграционной ситуации в Российской
Федерации за 12 месяцев 2016 года с распределением по странам и регионам // Министерство внутренних дел Российской Федерации. Официальный сайт. URL: ЬИрз://мвд.рф/ие1) atelnost/statistics/
migracionnaya/item/9359228/(дата обращения 15.03.2017).
64. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН, Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 320 с.
65. Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С. 55¬78.
66. Тимакова А. Ю., Кокорина Л. В. Актуальные проблемы социокультурной адаптации детей-мигрантов к условиям общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 1571-1575.
67. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. URL:www.gks.ru(дата обращения 21.03.2017).
68. Хухлаев О. Е., Кузнецов И. М., Чибисова М. Ю. Интеграция мигрантов в
образовательной среде: социально-психологические аспекты //
Психологическая наука и образование. 2013. № 3. С. 5-17.
69. Шматова С. А. Диагностика адаптации обучающихся из семей мигрантов в условиях поликультурной общеобразовательной среды // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 77-79.
70. Щеклачева Т. В. Перспективы целенаправленной адаптации и интеграции детей этнических мигрантов // Вестник НГУ. 2013. Т. 11. № 4. С. 68-73.
71. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М, 2001. 365 с.
72. Berry J. W. Fundamental psychological processes in intercultural relations. In
D. Landis, J. Bennett, & M. Bennett (Eds.), Handbook of intercultural training, 3rd ed. Thousand Oaks: Sage. 2004. Pp. 166-184.
73. Berry J. W., & Kalin R. Multicultural policy and social psychology. In S.
Renshon, & J. Duckitt (Eds.), Political psychology in cross-cultural perspective. NewYork: Macmillan. 1999.
74. Castles S. International Migration / International Social Science Journal. Vol. 165. 2000.
75. Freeman G. Immigrant incorporation in Western democracies // International Migration Review. 2004. Vol. 34, N3. Pp. 945-969.
76. Laurence Lessard-Phillips Exploring the Dimensionality of Ethnic Minority Adaptation in Britain: An Analysis across Ethnic and Generational Lines // Sociology, 2017, Vol. 51(3). Pp. 626-645.
77.Oberg K. Practical Anthropology. Cultural Shock: Adjustment to New Cultural Environments, 2004. Pp. 177-182.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ