СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ К ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы социокультурной адаптации и интеграции обучающихся из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству российской школы 7
1.1. Социокультурная адаптация и интеграция мигрантов в
зарубежных и отечественных исследованиях 7
1.2. Образовательная среда как фактор социокультурной адаптации
и интеграции детей из семей мигрантов 15
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме социокультурной адаптации и интеграции обучающихся из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству российской школы (на примере МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска) 26
2.1 Исследование особенностей и проблем социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству МБОУ СОШ №47 г. Красноярска 26
2.2. Разработка программы социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству МБОУ СОШ №47 г. Красноярска 41
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложение А 66
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы социокультурной адаптации и интеграции обучающихся из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству российской школы 7
1.1. Социокультурная адаптация и интеграция мигрантов в
зарубежных и отечественных исследованиях 7
1.2. Образовательная среда как фактор социокультурной адаптации
и интеграции детей из семей мигрантов 15
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме социокультурной адаптации и интеграции обучающихся из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству российской школы (на примере МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска) 26
2.1 Исследование особенностей и проблем социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству МБОУ СОШ №47 г. Красноярска 26
2.2. Разработка программы социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству МБОУ СОШ №47 г. Красноярска 41
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложение А 66
В современной России все вопросы жизнедеятельности мигрантов регламентируются «Концепцией миграционной политики до 2025 года». Одним из ключевых положений данного нормативно-правового акта является принцип создания для мигрантов таких условий, в которых они могли бы успешно адаптироваться и интегрироваться в поликультурном российском обществе [Концепция... ].
Успешная адаптация предполагает наличие условий для реализации всех, без исключения, потребностей мигрантов, а интеграция - это такое включение в поликультурное пространство, при котором у мигрантов формируется уважительное отношение к традициям и ценностям представителей других этносов при одновременном сохранении собственной этнической идентичности, которая ценится и уважается окружающими.
В отличие от периода окончания 1990-х - начала 2000-х годов, когда мигранты приезжали в Россию, в основном, в одиночку в поисках заработка, а затем возвращались в родные страны и государства, в последнее десятилетие всё ярче проявляется тенденция к переселению мигрантов в нашу страну целыми семьями [Портал.]. В этой связи актуализируется проблема удовлетворения образовательных потребностей детей из семей мигрантов, которые попадают в двуязычную среду российской школы и нуждаются в повышенном внимании со стороны педагогического коллектива.
На сегодняшний день отечественными учёными накоплен весьма солидный опыт теоретических и прикладных исследований адаптации мигрантов к различным культурным средам.
Концептуальные положения данной проблемы отображены в трудах В.В. Амелина, Ю.В. Арутюняна, И.М. Бадыштовой, В.Н. Петрова и др.
Региональные и общерегиональные особенности адаптационных процессов мигрантов изучались Г.С.Денисовой, Т.Д. Ивановой, Е.А. Омельченко, Е.А. Назаровой и др.
Что касается социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов, то эти вопросы изучались в контексте анализа национального самосознания и межэтнической толерантности (А.Г. Асмолов, Д.В. Зиновьев, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко); взаимосвязи адаптационных возможностей детей мигрантов и средовых факторов (В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, М.Ю. Мартынова); социально-педагогического влияния образовательной (А.Н. Джуринский, В.А. Ясвин) и городской среды (И.М. Бадыштова, О.В. Ведина) среды на адаптацию и интеграцию детей из семей мигрантов.
Современный взгляд научно-педагогического сообщества на адаптацию и интеграцию детей в поликультурное пространство образовательного учреждения отображается в концепции воспитания культуры межнационального общения (З.Т. Гасанов), в области разработки теоретико-методологических основ поликультурного образования (Г.Д. Дмитриев, О.В. Гукаленко). Более того, появилось самостоятельное направление педагогической теории и практики - миграционная педагогика, которая развивается весьма динамично. Представителями этого направления являются Е.В. Бондаревская, А.Ю. Тимакова, О.Е. Хухлаева и другие исследователи.
Значительный опыт социально-психологических исследований, посвящённых адаптационно-интеграционным процессам, происходящим с детьми из семей мигрантов, отражён в исследованиях Л.А. Лукиной, Н.М. Лебедевой, Н.Н. Мельниковой, В.И. Петрищева.
Вместе с тем, несмотря на обилие разносторонних исследований, прикладные аспекты проблемы социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов ещё не разработаны в той мере, в которой они могли бы удовлетворять актуальные потребности социально-педагогической практики.
В частности, недостаточно изученными остаются особенности социокультурной адаптации и интеграции детей мигрантов в поликультурном пространстве современной российской школы, что и определило тему настоящего исследования, его цель и задачи, объект и предмет исследования.
Объектом настоящего исследования выступают дети из семей мигрантов 11-12-летнего возраста, обучающиеся в МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска.
Предмет исследования: социокультурная адаптация и интеграция обучающихся из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству российской школы.
Цель исследования: разработка рекомендаций по оптимизации процессов адаптации и интеграции детей из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска.
Достижение поставленной цели потребовало последовательного решения ряда задач:
1) Изучить состояние и особенности миграционной политики в Российской Федерации;
2) Определить основные подходы к изучению социокультурной адаптации и интеграции личности в иноэтнической среде;
3) Охарактеризовать образовательную среду МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска как фактора социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов;
4) Разработать программу адаптации и интеграции детей из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска.
В исследовании приняли участие 100 обучающихся МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска 11-12-летнего возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный проект социокультурной адаптации и интеграции детей мигрантов может внедряться в практику работы других школ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Успешная адаптация предполагает наличие условий для реализации всех, без исключения, потребностей мигрантов, а интеграция - это такое включение в поликультурное пространство, при котором у мигрантов формируется уважительное отношение к традициям и ценностям представителей других этносов при одновременном сохранении собственной этнической идентичности, которая ценится и уважается окружающими.
В отличие от периода окончания 1990-х - начала 2000-х годов, когда мигранты приезжали в Россию, в основном, в одиночку в поисках заработка, а затем возвращались в родные страны и государства, в последнее десятилетие всё ярче проявляется тенденция к переселению мигрантов в нашу страну целыми семьями [Портал.]. В этой связи актуализируется проблема удовлетворения образовательных потребностей детей из семей мигрантов, которые попадают в двуязычную среду российской школы и нуждаются в повышенном внимании со стороны педагогического коллектива.
На сегодняшний день отечественными учёными накоплен весьма солидный опыт теоретических и прикладных исследований адаптации мигрантов к различным культурным средам.
Концептуальные положения данной проблемы отображены в трудах В.В. Амелина, Ю.В. Арутюняна, И.М. Бадыштовой, В.Н. Петрова и др.
Региональные и общерегиональные особенности адаптационных процессов мигрантов изучались Г.С.Денисовой, Т.Д. Ивановой, Е.А. Омельченко, Е.А. Назаровой и др.
Что касается социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов, то эти вопросы изучались в контексте анализа национального самосознания и межэтнической толерантности (А.Г. Асмолов, Д.В. Зиновьев, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко); взаимосвязи адаптационных возможностей детей мигрантов и средовых факторов (В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, М.Ю. Мартынова); социально-педагогического влияния образовательной (А.Н. Джуринский, В.А. Ясвин) и городской среды (И.М. Бадыштова, О.В. Ведина) среды на адаптацию и интеграцию детей из семей мигрантов.
Современный взгляд научно-педагогического сообщества на адаптацию и интеграцию детей в поликультурное пространство образовательного учреждения отображается в концепции воспитания культуры межнационального общения (З.Т. Гасанов), в области разработки теоретико-методологических основ поликультурного образования (Г.Д. Дмитриев, О.В. Гукаленко). Более того, появилось самостоятельное направление педагогической теории и практики - миграционная педагогика, которая развивается весьма динамично. Представителями этого направления являются Е.В. Бондаревская, А.Ю. Тимакова, О.Е. Хухлаева и другие исследователи.
Значительный опыт социально-психологических исследований, посвящённых адаптационно-интеграционным процессам, происходящим с детьми из семей мигрантов, отражён в исследованиях Л.А. Лукиной, Н.М. Лебедевой, Н.Н. Мельниковой, В.И. Петрищева.
Вместе с тем, несмотря на обилие разносторонних исследований, прикладные аспекты проблемы социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов ещё не разработаны в той мере, в которой они могли бы удовлетворять актуальные потребности социально-педагогической практики.
В частности, недостаточно изученными остаются особенности социокультурной адаптации и интеграции детей мигрантов в поликультурном пространстве современной российской школы, что и определило тему настоящего исследования, его цель и задачи, объект и предмет исследования.
Объектом настоящего исследования выступают дети из семей мигрантов 11-12-летнего возраста, обучающиеся в МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска.
Предмет исследования: социокультурная адаптация и интеграция обучающихся из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству российской школы.
Цель исследования: разработка рекомендаций по оптимизации процессов адаптации и интеграции детей из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска.
Достижение поставленной цели потребовало последовательного решения ряда задач:
1) Изучить состояние и особенности миграционной политики в Российской Федерации;
2) Определить основные подходы к изучению социокультурной адаптации и интеграции личности в иноэтнической среде;
3) Охарактеризовать образовательную среду МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска как фактора социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов;
4) Разработать программу адаптации и интеграции детей из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска.
В исследовании приняли участие 100 обучающихся МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска 11-12-летнего возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный проект социокультурной адаптации и интеграции детей мигрантов может внедряться в практику работы других школ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определяет приоритетные задачи содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. В контексте социального заказа государства именно школа должна стать основным агентом адаптации и интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство нашей страны [Концепция... ].
Образовательное учреждение и семья - важнейшие институты первичной социализации. В общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно - ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения. Всё это позволяет предположить, что эмоциональное благополучие коллектива при интеграции в него ребенка из семьи мигрантов возможно, прежде всего, при условии взаимодействия взрослых участников образовательного процесса - педагогов и родителей воспитанников.
Дети из семей мигрантов испытывают проблемы разнообразного характера: бытовые, материальные, психолого-педагогические, что приводит к различным формам психосоциальной и педагогической дезадаптации. Многие дети из семей мигрантов демонстрируют удовлетворительное отношение к учебе, слабую инициативность, отклонения личностного развития (заниженная самооценка, повышенная тревожность, сниженное самочувствие, активность, настроение; имеют место проявления агрессивности, нарушения поведения, изменения мотивационно- потребностной сферы, негативное отношение к социокультурным нормам других народов).
Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют разработки комплекса мер педагогической, психологической и социальной поддержки, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде; создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания и успешную социализацию.
Проведённое нами исследование показало, что целенаправленная системная работа в школе по сопровождению детей - мигрантов способствует преодолению языковых и социокультурных барьеров, которые мешают успешному вовлечению детей мигрантов в различные виды образовательной, культурно-досуговой и социальной деятельности.
Нами было предложено внедрить в практику работы школы программу комплексного сопровождения детей из семей мигрантов, реализация, которой позволяет снизить риск дезадаптации и обеспечить успешную интеграцию детей из семей мигрантов в поликультурную образовательную среду.
Образовательное учреждение и семья - важнейшие институты первичной социализации. В общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно - ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения. Всё это позволяет предположить, что эмоциональное благополучие коллектива при интеграции в него ребенка из семьи мигрантов возможно, прежде всего, при условии взаимодействия взрослых участников образовательного процесса - педагогов и родителей воспитанников.
Дети из семей мигрантов испытывают проблемы разнообразного характера: бытовые, материальные, психолого-педагогические, что приводит к различным формам психосоциальной и педагогической дезадаптации. Многие дети из семей мигрантов демонстрируют удовлетворительное отношение к учебе, слабую инициативность, отклонения личностного развития (заниженная самооценка, повышенная тревожность, сниженное самочувствие, активность, настроение; имеют место проявления агрессивности, нарушения поведения, изменения мотивационно- потребностной сферы, негативное отношение к социокультурным нормам других народов).
Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют разработки комплекса мер педагогической, психологической и социальной поддержки, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде; создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания и успешную социализацию.
Проведённое нами исследование показало, что целенаправленная системная работа в школе по сопровождению детей - мигрантов способствует преодолению языковых и социокультурных барьеров, которые мешают успешному вовлечению детей мигрантов в различные виды образовательной, культурно-досуговой и социальной деятельности.
Нами было предложено внедрить в практику работы школы программу комплексного сопровождения детей из семей мигрантов, реализация, которой позволяет снизить риск дезадаптации и обеспечить успешную интеграцию детей из семей мигрантов в поликультурную образовательную среду.
Подобные работы
- Социокультурная адаптация и интеграция обучающихся из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству российской школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Влияние школы на социокультурную адаптацию и интеграцию
обучающихся инофонов в России
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДЕТСКОЙ СТУДИИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - АДАПТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА МИГРАНТОВ
В УСЛОВИЯХ ВУЗА
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ-МИГРАНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы кросс-культурной адаптации детей из семей мигрантов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017



