ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ДРУГОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ В ПСИХОЛОГО¬ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 5
1.1 Социально-психологические особенности старших подростков 5
1.2 Сложности социально-психологической адаптации подростков при
вступлении в новый период жизни 11
1.3 Этнокультурные особенности поведения детей и подростков
тувинской национальности 20
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ ТУВИНСКОЙ
НАЦИОНАЛЬНОСТИ К УСЛОВИЯМ ТЕХНИКУМА 24
2.1 Изучение особенностей адаптированности студентов тувинской
национальности к условиям техникума 24
2.2 Разработка и частичная реализация программы социально¬
психологической адаптации студентов тувинской национальности к условиям техникума 37
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования связана с тем, что сегодня проблема социальной адаптации студентов тувинской национальности в технических школах является острой по следующим причинам: во-первых, абитуриент становится представителем особой социальной группы - учеников, после но не все учащиеся осознают значение этой социальной роли. Во-вторых, студент должен актуализировать готовность к реструктуризации своей образовательной деятельности по сравнению со школьным образованием, но в большинстве случаев студентам трудно попасть в 9 класс. В-третьих, очень сложно отследить всю сущность дисциплин с недостаточным знанием русского языка. Кроме того, процесс адаптации в техникуме осложняется тем, что помимо адаптации к новым условиям жизни нужно адаптироваться к коллективу другой национальности, испытать свою культуру и традиции.
Чем успешнее студент адаптируется к новым социальным условиям, новой команде, новым нормам и ценностям студентов как социальной группы, тем больше он накапливает личный опыт для дальнейшей профессиональной деятельности, неизбежно связанную со следующим этапом социально- психологическая адаптация.
Объектом исследования является процесс обучения и обучения в области среднего профессионального образования.
Предметом исследования являются особенности адаптации тувинских студентов к условиям Красноярского аграрного технического училища.
Целью исследования является изучение особенностей адаптации первокурсников тувинской национальности Красноярского аграрного технического училища, разработка и частичное тестирование программы организации социально-психологической адаптации.
Цели исследования:
1. Проанализировать результаты психолого-педагогических исследований по проблеме.
2. Организовать аналитическое и диагностическое исследование особенностей адаптации тувинских студентов.
3. Проанализировать и интерпретировать результаты полученных данных.
4. Разработать и частично протестировать программу организации социально-психологической адаптации тувинских студентов.
Методы исследования:
Теоретический: изучение специальной научной психолого - педагогической литературы, методов анализа.
Эмпирический: допрос, наблюдение, беседа.
Структура работы: окончательная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Изучив работы отечественных и зарубежных ученых, под социально-психологической адаптацией мы понимаем процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. Этот процесс позволяет человеку удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивает в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды.
Для того чтобы изучить характер адаптированности первокурсников к условиям техникума, нами был организован и проведен опрос у десяти студентов тувинской национальности первого курса.
Проанализировав и интерпретировав результаты полученных данных, нами были сделаны следующие выводы: спустя 2 месяца обучения в новом учреждении уровень адаптированности по поведенческому компоненту у студентов тувинской национальности высокий. Эмоциональное состояние у всех опрошенных в норме, они чувствуют себя комфортно в новых условиях проживания и обучения, спустя несколько месяцев интерес к учебной деятельности не пропал. Большинство из них знакомы с Уставом учреждения, все опрошенные знакомы с правилами проживания в общежитии, но, к сожалению, многие студенты не знают как себя вести в экстренных ситуациях, поэтому уровень адаптированности по когнитивному компоненту средний.
Для оптимизации социально-психологической адаптации нами была составлена программа организации социально-психологической адаптации. В связи с выявленными дефицитами знаний у студентов тувинской национальности в отношении поведения в чрезвычайных ситуациях, а также неполное представление о содержании Устава учреждения, своих правах и обязанностях нами была частично апробирована разработанная программа. А именно мы провели 2 занятия. Первое занятие было направлено на изучение Устава техникума, прав и обязанностей студентов, второе занятие представляло собой тренинг по формированию поведения в экстренных ситуациях, а также ознакомление с правилами безопасности в учреждении. После проведенных занятий мы повторно опросили студентов тувинской национальности по тем вопросам, где были обнаружены дефициты и выяснили, что теперь студенты имеют полное представление о содержании Устава учреждения, своих правах и обязанностях и знают как себя вести в экстренных ситуациях
Мы считаем, что профилактика успешной социально-психологической адаптации первокурсников тувинской национальности чрезвычайно необходима, так как от этого зависит будущее студентов. Социально-психологическая адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование .
1. Андреева Д.А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе / Д. А. Андреева. - А.: Человек и общество, 2014. - С. 79-81.
2. Анисимов Т. Особенности адаптации столичных и провинциальных студентов в вузовской среде / Т. Анисимов // Власть, 2013. - №1. - С. 95-98.
3. Безносиков В.Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии: Дис. канд. психол. наук. / В. Н. Безносиков. - М., 2002. - 189 с.
4. Бирюкова М.В. Трудности первичной адаптации первокурсников в среднем профессиональном учебном заведении // Роль профессионального педагогического образования в модернизации системы образования Кузбасса: Материалы региональной научно-практической конференции / Под. ред. С.А. Власовой, С.В. Моцарь, О.Г. Геровкиной. - Ленинск- Кузнецкий, 2006. - С. 21-24.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И.
Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://studbooks.net/1713959/psihologiya/teoreticheskie podhody izucheniyu otnosheniya podrostka sebe- (Дата обращения: 12.11.2017).
6. Будук-оол Л.К. Адаптация студентов Республики Тыва к обучению в
вузе. - Кызыл, 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-adaptatsii-k-obucheniyu-studentov-respubliki-tuva- (Дата обращения: 12.11.2017).
7. Введение в психологию. Под ред. Петровского А.В. М.: Академия, 2004. - 496 с.
8. Волков Б. С. Психология подростка: учебное пособие / Б. С. Волков. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. - 208 с.
9. Кенин-Лопсан, М.Б. Традиционная культура тувинцев / М. Б. Кенин- Лопсан. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/85675.htm- (Дата
обращения: 09.10.2017).
10. Кирилова Л.Г. Адаптация студентов первокурсников в организациях среднего профессионального образования / Л.Г. Кирилова // Проблемы педагогики. - 2015. - №3 (4).
11. Личность как объект психологического и педагогического воздействия / Сборник статей Международной научно - практической конференции. Пермь, 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aeterna-ufa.ru/sbornik/PP-56-1 .pdf- (Дата обращения: 10.10.2017).
12. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2003.
13. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - С. 437-454.
14. Методика экспресс-диагностики личностной склонности к сниженному настроению (дистимии) В. В. Бойко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://vsetesti.ru/184/- (Дата обращения: 09.10.2017).
15. Методика диагностики психической активации, интереса,
эмоционального тонуса, напряжения и комфортности Н. А. Курганского и Т. А. Немчина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://psmetodiki.ru/index.php/vzroslye/lichnost/142-metodika-diagnostiki-psikhicheskoj-aktivatsii-interesa-emotsionalnogo-tonusa-napryazheniya-i-komfortnosti-kurganskij-nemchin.- (Дата обращения: 09.10.2017).
16. Мельник С.Н. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу / С. Н. Мельник. - Студенческий научный журнал Т.1. - 2010. - №
6. - С.83- 89.
17. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. - 12-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 640 с.
18. Мудрик A.B. Социализация человека. Учебник для вузов / А. В. Мудрик. - М.: Academia, 2005. - 267 с.
19. Мышлявцев Б. А. Русские и тувинцы: образ «другого». Проблема взаимодействия культур / Б. А. Мышлявцев // Сибирский этнографический вестник. - № 14 (15). - Новосибирск, 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sa-ti.archaeology.nsc.ru/sibirica/index.html?mi=25&id=1472- (Дата обращения: 05.11.2017).
20. Орлова ВВ. Социализация молодежи в условиях трансформации современного российского общества: региональный аспект (на материалах Томской и Кемеровской областей): [монография] / В.В. Орлова. - М-во образования и науки Российской Федерации, Томский гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, Бурятский гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2010.
21. Орлова В.В., Шестакова Д.К. Влияние социальной адаптации на чувство локального патриотизма у приезжих студентов / В. В. Орлова, Д. К. Шестакова // Социология города. - 2013. - № 3. - С. 18-26.
22. Орлова В.В. Образовательные учебные заведения и их роль в социализации сибирской молодежи / В. В. Орлова // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2010. - № 8. - С. 31-35.
23. Петровский В. А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. - С. 26-38
24. Резников E.H., Товуу Н.О. Этнопсихологические характеристики народа тыва: теория и практика / E.H. Резников, Н.О. Товуу. - М., 2002. - 223 с.
25. Социальная адаптация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vseopsycho.ru/sotsialnaya-adaptatsiya/- (Дата обращения: 14.10.2017).
26. Социальная адаптация личности: понятие и сущность
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://superinf.ru/view helpstud.php?id=976- (Дата обращения: 12.10.2017).
27. Таранов Е.В. Социально-психологические проблемы адаптации молодого рабочего: Дис. канд.психол наук / Е. В. Таранов. - М., 2004. - 200 с.
28. Хаснулин В.И. Эндокринные и психофизиологические характеристики формирования дизадаптации у студентов республики Тыва и Ханты-Мансийского округа / В.И. Хаснулин, В.А. Красильникова, А.О. Дороганов, Л.К. Будук-оол // Экология человека. - 2009. - № 7. - С. 3-6.
29. Цилюгина И.Б. Трудности процесса адаптации студентов- первокурсников учреждений среднего профессионального образования и способы их разрешения / И.Б. Цилюгина // Среднее профессиональное образование. - 2015. - №1. - С. 42-45.
30. Шпак Л. Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизм реализации: автореф. дисс. докт. социол. н. / Л. Л. Шпак. - М., 1999.