Формирование представлений о национальных культурах на уроках предмета «Технология»
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Условия формирования у учащихся представлений о национальных
культурах 8
1.1 Анализ Федерального государственного стандарта основного общего
образования 8
1.2 Анализ примерной программы организации основного общего
образования 11
1.3 Анализ программы предмета «Технология» 14
1.4 Структура условий формирования у учащихся представлений о национальных культурах 16
1.5 Педагогический эксперимент на выявление уровня представлений о
национальных культурах 21
2 Методика обучения национальной немецкой вышивке на уроках предмета «Технология» 28
2.1 Методы и формы обучения на уроках технологии 28
2.2 Методические рекомендации по обучению учащихся немецкой
вышивке 35
2.3 Структура средств обучения немецкой вышивке 44
3 Проектирование средств обучения немецкой вышивке 47
3.1 Эскизное проектирование панно-шпрух 47
3.2 Разработка схемы и технология изготовления вышитого шпруха 48
3.3 Разработка конструкции рамы 50
3.4 Расчет себестоимости проекта 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 66
ПРИЛОЖЕНИЕ В 684
1 Условия формирования у учащихся представлений о национальных
культурах 8
1.1 Анализ Федерального государственного стандарта основного общего
образования 8
1.2 Анализ примерной программы организации основного общего
образования 11
1.3 Анализ программы предмета «Технология» 14
1.4 Структура условий формирования у учащихся представлений о национальных культурах 16
1.5 Педагогический эксперимент на выявление уровня представлений о
национальных культурах 21
2 Методика обучения национальной немецкой вышивке на уроках предмета «Технология» 28
2.1 Методы и формы обучения на уроках технологии 28
2.2 Методические рекомендации по обучению учащихся немецкой
вышивке 35
2.3 Структура средств обучения немецкой вышивке 44
3 Проектирование средств обучения немецкой вышивке 47
3.1 Эскизное проектирование панно-шпрух 47
3.2 Разработка схемы и технология изготовления вышитого шпруха 48
3.3 Разработка конструкции рамы 50
3.4 Расчет себестоимости проекта 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 66
ПРИЛОЖЕНИЕ В 684
Современное российское общество выдвигает совершенно определённый социальный заказ на подготовку выпускников школы. Этот заказ сформулирован ФГОС основного общего образования «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,
которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью,
готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за её социально-экономическое процветание».
Сегодня, как никогда, становятся важными такие понятия как «многообразие культур и народов», «духовно-нравственное развитие личности». Все
они рассматриваются в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Этот документ является методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования.
Реализация современных требований ФГОС в духовно-нравственном
развитии и воспитании личности молодого гражданина России, требует новых подходов к созданию в каждой школе, во всех кружках и объединениях
определенных условий, которые будут обеспечивать этнокультурную подготовку, познакомят с опытом предшествующих поколений, передадут духовную культуру народа.
Одним из важнейших предметов современного основного общего образования становится предмет «Технология». Роль учебного предмета «Технология» заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям. Этот предмет обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии,
экономики, организации и экологии современного производства, представлений о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности, содействует развитию у обучающихся творческого мышления.
Еще одним важнейшим фактором значимости предмета «Технология»,
является возможность внедрения в школьную программу тем связанных с регионально-культурной окраской, что, конечно же, делает предмет интересней
для учащихся и создает метапредметную связь с такими предметами как
МХК, искусство и история.
Образовательный стандарт разработан с учетом региональных, национальных, этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям
российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской индентичности.
Алтайский край – многонациональный регион, в нем проживает население, достаточно сложное по этническому составу. К наиболее многочисленным этносам относятся русские (92,0%), немцы (3,0%), украинцы (2,0%).
С появлением 1 июля 1991 года на территории Алтайского края Немецкого
национального района проводятся мероприятия по сохранению культурного
наследия российских немцев. Предмет «Технология», наряду с другими
предметами, способствует реализации современных требований ФГОС о духовно-нравственном развитии и воспитании личности молодого гражданина
России, а также возрождения немецкой культуры, например, обучая школьников традициям выполнения национальной немецкой вышивки.
В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между:
- требованиями нормативных документов о формировании у учащихся
представлений о национальных культурах и недостаточно созданными условиями их формирования;
- определенной ученными - практиками методикой обучения учащихся
народным ремеслам на уроках предмета «Технология» и недостаточно разработанными методическими рекомендациями обучения национальной немецкой вышивке.
Наличие противоречий позволило сформулировать проблему нашего
исследования. Какими должны быть методические рекомендации и средства обучения национальной немецкой вышивке, чтобы они способствовали формированию учащихся представлений о национальных культурах?
Цели исследования – определить условия формирования у учащихся
представлений о национальных культурах и разработать методику и средства обучения национальной немецкой вышивке на уроках предмета «Технология».
Объект исследования - условия формирования у учащихся представлений о национальных культурах
Предмет исследования - методика обучения национальной немецкой
вышивке на уроках предмета «Технология».
Гипотеза исследования - представления у учащихся о национальных
культурах будет сформировано на более высоком уровне, если:
- на уроках предмета «Технология» знакомить учащихся с материальной культурой народов, проживающих на территории региона;
- использовать специально разработанные средства и методику обучения .
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования
1) Проанализировать стандарты образования.
2) Разработать методику обучения немецкой вышивки.
3) Разработать проект средства обучения немецкой вышивки.
Методологической основой исследования явились: нормативные документы о внедрении и реализации ФГОС ООО, концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерная образовательная программа ООО, программа предмета «Технология», учебно-методический комплекс по предмету «Технология», Интернетресурсы.
Методы исследования: теоретический анализ нормативных документов и литературы по теме исследования, изучение современного состояния
проблемы, наблюдение, анкетирование.
Экспериментальная база исследования – «Шумановская СОШ», филиал МБОУ «Гальбштадтская СОШ» Немецкого Национального района.
Практическая значимость исследования - результаты исследования
могут быть внедрены в учебный процесс предмета «Технология», для реализации проектов обучающихся по теме «Немецкая вышивка» и формирования
их представлений о национальной культуре.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в
себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованной литературы.
которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью,
готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за её социально-экономическое процветание».
Сегодня, как никогда, становятся важными такие понятия как «многообразие культур и народов», «духовно-нравственное развитие личности». Все
они рассматриваются в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Этот документ является методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования.
Реализация современных требований ФГОС в духовно-нравственном
развитии и воспитании личности молодого гражданина России, требует новых подходов к созданию в каждой школе, во всех кружках и объединениях
определенных условий, которые будут обеспечивать этнокультурную подготовку, познакомят с опытом предшествующих поколений, передадут духовную культуру народа.
Одним из важнейших предметов современного основного общего образования становится предмет «Технология». Роль учебного предмета «Технология» заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям. Этот предмет обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии,
экономики, организации и экологии современного производства, представлений о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности, содействует развитию у обучающихся творческого мышления.
Еще одним важнейшим фактором значимости предмета «Технология»,
является возможность внедрения в школьную программу тем связанных с регионально-культурной окраской, что, конечно же, делает предмет интересней
для учащихся и создает метапредметную связь с такими предметами как
МХК, искусство и история.
Образовательный стандарт разработан с учетом региональных, национальных, этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям
российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской индентичности.
Алтайский край – многонациональный регион, в нем проживает население, достаточно сложное по этническому составу. К наиболее многочисленным этносам относятся русские (92,0%), немцы (3,0%), украинцы (2,0%).
С появлением 1 июля 1991 года на территории Алтайского края Немецкого
национального района проводятся мероприятия по сохранению культурного
наследия российских немцев. Предмет «Технология», наряду с другими
предметами, способствует реализации современных требований ФГОС о духовно-нравственном развитии и воспитании личности молодого гражданина
России, а также возрождения немецкой культуры, например, обучая школьников традициям выполнения национальной немецкой вышивки.
В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между:
- требованиями нормативных документов о формировании у учащихся
представлений о национальных культурах и недостаточно созданными условиями их формирования;
- определенной ученными - практиками методикой обучения учащихся
народным ремеслам на уроках предмета «Технология» и недостаточно разработанными методическими рекомендациями обучения национальной немецкой вышивке.
Наличие противоречий позволило сформулировать проблему нашего
исследования. Какими должны быть методические рекомендации и средства обучения национальной немецкой вышивке, чтобы они способствовали формированию учащихся представлений о национальных культурах?
Цели исследования – определить условия формирования у учащихся
представлений о национальных культурах и разработать методику и средства обучения национальной немецкой вышивке на уроках предмета «Технология».
Объект исследования - условия формирования у учащихся представлений о национальных культурах
Предмет исследования - методика обучения национальной немецкой
вышивке на уроках предмета «Технология».
Гипотеза исследования - представления у учащихся о национальных
культурах будет сформировано на более высоком уровне, если:
- на уроках предмета «Технология» знакомить учащихся с материальной культурой народов, проживающих на территории региона;
- использовать специально разработанные средства и методику обучения .
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования
1) Проанализировать стандарты образования.
2) Разработать методику обучения немецкой вышивки.
3) Разработать проект средства обучения немецкой вышивки.
Методологической основой исследования явились: нормативные документы о внедрении и реализации ФГОС ООО, концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерная образовательная программа ООО, программа предмета «Технология», учебно-методический комплекс по предмету «Технология», Интернетресурсы.
Методы исследования: теоретический анализ нормативных документов и литературы по теме исследования, изучение современного состояния
проблемы, наблюдение, анкетирование.
Экспериментальная база исследования – «Шумановская СОШ», филиал МБОУ «Гальбштадтская СОШ» Немецкого Национального района.
Практическая значимость исследования - результаты исследования
могут быть внедрены в учебный процесс предмета «Технология», для реализации проектов обучающихся по теме «Немецкая вышивка» и формирования
их представлений о национальной культуре.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в
себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованной литературы.
В ходе исследования были решены поставленные задачи, теоретически
подтверждена выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают
актуальность и практическую значимость работы. Данные полученные в результате теоретического исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы.
Выполнен анализ ФГОС ООО, который выявил следующие требования
стандарта к духовно-нравственному воспитанию учащихся 5-9 классов: формирование знаний об этнокультурном богатстве России; развитие внутреннего понимания национальной идентичности; уважительное отношение к культурам народов России и мира.
Выполнен анализ Примерной основной образовательной программы
основного общего образования, которая ставит такие приоритеты в современном российском образовании, как вариативность учебной программы,
свобода выбора для обучающегося в рамках учебной программы, свобода
выбора для обучающегося в рамках учебной программы, выявление, развитие и реализация его трудовых и творческих способностей.
В результате анализа рабочей программы по предмету «Технология»
авторов А. Т. Тищенко и Н. В. Синицой выявлены основные требования к
программе обучения и самому учащемуся, вытекающие из его эстетического
отношения к своему и чужому труду.
Определена структура условий формирования у учащихся представлений о национальных культурах, в которую вошли следующие компоненты:
языковой, историко-культурологический, художественно-эстетический, природоведческий, здоровьесберегающий.
Определены критерии сформированности представлений о национальных культурах: когнитивный, эмоционально-ценностный, практическидеятельностный. Использованы диагностические методики Е.А. Гриневой, Л.Н. Белоноговой, М.Г. Заббаровой, к которым относятся анкетирование, тестирование,
экспресс-опросники.
Результаты экспериментального исследования подтвердили предположение о том, что разработка и реализация методики обучения немецкой вышивки является фактором повышения уровня сформированности представлений о национальных культурах.
Разработанная методика обучения национальной немецкой вышивке
позволила сделать выводы. Установлено, что при обучении немецкой вышивке целесообразно использовать словесные, наглядные, проектные методы. Основной формой организации учебных занятий является урок. В процессе обучения школьников немецкой вышивке применяются следующие
формы обучения: индивидуальная и фронтальная.
Выявлены методические рекомендации по обучению учащихся немецкой вышивке. Они включают в себя методику обучения вышивки и проектную деятельность. Их критерии оценивания. Определена структура средств
обучения по теме «Немецкая вышивка», в которую вошли следующие компоненты: «Организационно-методическое обеспечение», «Учебное оборудование», «Печатные средства обучения», «Экранно-звуковые средства».
Определен аналог шпруха и разработан эскиз, который будет использован для разработки схемы вышивки крестом. Разработана схема вышивки
панно в программе «Stitch Art Easy! 5.0». Определена палитра цветов ниток
для вышивки панно. Установлена технологическая последовательность на
изготовление панно-шпрух. Определены размеры рамы. Выполнен расчет себестоимости проекта, который показал, что общая себестоимость проекта составляет 24337.60руб.
подтверждена выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают
актуальность и практическую значимость работы. Данные полученные в результате теоретического исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы.
Выполнен анализ ФГОС ООО, который выявил следующие требования
стандарта к духовно-нравственному воспитанию учащихся 5-9 классов: формирование знаний об этнокультурном богатстве России; развитие внутреннего понимания национальной идентичности; уважительное отношение к культурам народов России и мира.
Выполнен анализ Примерной основной образовательной программы
основного общего образования, которая ставит такие приоритеты в современном российском образовании, как вариативность учебной программы,
свобода выбора для обучающегося в рамках учебной программы, свобода
выбора для обучающегося в рамках учебной программы, выявление, развитие и реализация его трудовых и творческих способностей.
В результате анализа рабочей программы по предмету «Технология»
авторов А. Т. Тищенко и Н. В. Синицой выявлены основные требования к
программе обучения и самому учащемуся, вытекающие из его эстетического
отношения к своему и чужому труду.
Определена структура условий формирования у учащихся представлений о национальных культурах, в которую вошли следующие компоненты:
языковой, историко-культурологический, художественно-эстетический, природоведческий, здоровьесберегающий.
Определены критерии сформированности представлений о национальных культурах: когнитивный, эмоционально-ценностный, практическидеятельностный. Использованы диагностические методики Е.А. Гриневой, Л.Н. Белоноговой, М.Г. Заббаровой, к которым относятся анкетирование, тестирование,
экспресс-опросники.
Результаты экспериментального исследования подтвердили предположение о том, что разработка и реализация методики обучения немецкой вышивки является фактором повышения уровня сформированности представлений о национальных культурах.
Разработанная методика обучения национальной немецкой вышивке
позволила сделать выводы. Установлено, что при обучении немецкой вышивке целесообразно использовать словесные, наглядные, проектные методы. Основной формой организации учебных занятий является урок. В процессе обучения школьников немецкой вышивке применяются следующие
формы обучения: индивидуальная и фронтальная.
Выявлены методические рекомендации по обучению учащихся немецкой вышивке. Они включают в себя методику обучения вышивки и проектную деятельность. Их критерии оценивания. Определена структура средств
обучения по теме «Немецкая вышивка», в которую вошли следующие компоненты: «Организационно-методическое обеспечение», «Учебное оборудование», «Печатные средства обучения», «Экранно-звуковые средства».
Определен аналог шпруха и разработан эскиз, который будет использован для разработки схемы вышивки крестом. Разработана схема вышивки
панно в программе «Stitch Art Easy! 5.0». Определена палитра цветов ниток
для вышивки панно. Установлена технологическая последовательность на
изготовление панно-шпрух. Определены размеры рамы. Выполнен расчет себестоимости проекта, который показал, что общая себестоимость проекта составляет 24337.60руб.



