Логопедическая работа по обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)(Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью, Казанский Инновационный Университет)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 357 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани Республики Татарстан.
Выборка: 20 детей с диагнозом задержка психического развития (возраст детей 5-6 лет).
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………3
I. Теоретические основы обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…8
1.1. Проблема обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в научной литературе...8
1.2. Особенности психолого-педагогического развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………….13
1.3 Педагогические условия, методы и средства обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....18
II. Экспериментальное исследование обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……23
2.1. Организация экспериментального исследования, описание методик....23
2.2. Программа обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……….................29
2.3. Интерпретация результатов экспериментального исследования…34
Заключение …………43
Список использованной литературы ……45
Приложения ………………50
Актуальность исследования. В настоящее время увеличились требования значительно к речевому развитию детей дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определённого уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от преимущественно диалогической речи к связному высказыванию. В связи с этим одной из важных проблем является проблема нарушения речи и её коррекция у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространённых форм психических нарушений. ЗПР – это особый тип психического развития ребёнка, который характеризуется незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
Проблема формирования связной речи детей с задержкой психического развития актуальна, т.к. формирование речи влияет на развитие познавательной деятельности и на совершенствование устной речи детей.
Как известно, важнейшей предпосылкой развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определённый уровень развития познавательной деятельности. Обучение рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
Степень разработанности проблемы исследования. Известно множество работ, которые раскрывают особенности речевого развития детей с задержкой психического развития (И.Ю. Борякова, В.А. Ковшиков, Ю.Р. Демьянов, Р.И. Лалаева, И.А. Симинова). Исследователи отмечают отставание в овладении речью, позднее возникновение периода детского творчества, слабую речевую активность и бедность словаря.
Как показывают исследования Л.С. Выготского (1934), А.Р. Лурия (1956), А.К. Марковой (1973) и других авторов, возможности построения связного высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте.
Исследования Н.А. Поздняковой, С.Л. Рубинштейна, У.В. Ульенковой, Г.В. Фадиной и др. показали, что задержка психического развития часто диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего она проявляется на тестировании перед поступлением в школу и выражается в ограниченности представлений, недостаточности знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления.
О.В. Вольская, В.А. Киселева указывают на то, что на момент поступления в школу дети с ЗПР не достигают также необходимого уровня развития межличностных отношений: у них не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы, запаздывает, по сравнению с нормой, формирование социальных отношений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью организации процесса по развитию речи и начальному обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и недостаточным исследованием педагогических условий, методов и средств по организации данного процесса в дошкольном учреждении.
Вышесказанное обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия, методы и средства обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР?
Данная проблема определила тему курсовой работы: «Логопедическая работа по обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, методы и средства, способствующие обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования: процесс обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: педагогические условия, методы и средства обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой обучение рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет проходить более успешно, если:
- изучена и обобщена проблема обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в в научной литературе;
- выявлены особенности психолого-педагогического развития, педагогические условия, методы и средства, способствующие обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- разработана и апробирована программа обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Изучить и обобщить проблему обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в в научной литературе.
2. Выявить особенности психолого-педагогического развития, педагогические условия, методы и средства, способствующие обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Разработать и апробировать программу обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Методологическую основу исследования составили концепция развития и коррекции аномального ребёнка, сформированная Л.С. Выготским; теории единства биологических и социальных факторов в развитии ребёнка с нарушением в развитии, рассмотренные у Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна и др.
На роль развития монологической речи в процессе обучения детей с задержкой психического развития обращали внимание Ж. Демор, М. Монтессори, Ж. Эксироль; влияние речи на формирование познавательных компетенций ребёнка с задержкой психического развития изучали Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, Н.Ф. Кузьмина и др.
Методы исследования: теоретические методы: теоретическое изучение и анализ, синтез, обобщение изученной литературы; практические методы: наблюдение, беседа, описание, опрос, эксперимент; экспериментальные методы: количественная и качественная обработка результатов.
Методики исследования:
- Методика 1. «Что увидел?» В.П. Глухов
- Методика 2. «Расскажи по картинке» Р. С. Немов.
- Методика3. Методика диагностики связной монологической речи Н.Ю. Барикова.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ "Детский сад № 357 комбинированного вида" Приволжского района г. Казани Республики Татарстан. В исследовании приняли участие 20 детей с диагнозом задержка психического развития, 11 мальчиков и 9 девочек. Возраст детей 5-6 лет. Исследование проходило в двух группах испытуемых контрольная и экспериментальная по 10 детей в каждой. Продолжительность проведения эксперимента с июня 2024 года по август 2024 года.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы особенности психолого-педагогического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, выявлены психолого-педагогические условия, методы и средства обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Полученные результаты обследования могут применять в работе педагоги, воспитатели, психологи, дефектологи, работающие над рассмотрением проблемы формирования связной речи у детей с ЗПР.
Структура работы включает: введение, 2 главы, 6 параграфов, таблицы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 36 источников, приложения.
Можно сделать следующие выводы о том, что проведенное исследование успешно соответствует поставленным задачам и целям, а также подтверждает гипотезу о высокой эффективности разработанной нами программы обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Рассказывание по картинкам является одним из средств развития связной речи. Именно картинки служат отличным материалом для этого. В основе рассказа по картинке лежит восприятие окружающей жизни. Картинка не только расширяет представления детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах.
Первая задача исследования, заключавшаяся в анализе теоретических основ и обобщении проблемы обучения рассказыванию по картинкам детей данной категории, была успешно выполнена. Были рассмотрены и проанализированы различные современные исследования по теме влияния картины на психическое и речевое развитие старшего дошкольника с ЗПР, следует сделать вывод о том, что роль картины в развитии связной речи - большая.
Вторая задача исследования, заключавшаяся в выявлении особенностей психолого-педагогического развития, и связанная с исследованием педагогических условий и адаптацией методов и средств, способствующие обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольно возраста с ЗПР, также была успешно реализована.
Так, делая выводы по третьей задаче исследования, которая заключалась в разработке и апробации программы обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, была выполнена с успешными показателями. Можно сказать, что в зависимости от состояния речи детей их рассказы могут быть простыми и сложными. Сложность рассказа определяется самостоятельностью ребенка в построении ответов на вопросы взрослого, вариативностью построения ответов, развернутостью рассказа.
Во время работы над картинами большое внимание уделяется развитию у детей с ЗПР навыков планирования рассказа. На начальном этапе проводится коллективное, совместное с логопедом, составление плана предстоящего рассказа. В дальнейшем составлении плана дети участвуют поочередно под руководством логопеда. Для облегчения запоминания словесного плана можно использовать символические или предметно - картинные обозначения для каждого пункта плана.
Были рассмотрены методики и поставлены цели и задачи экспериментальной работы. Также рассмотрена экспериментальная база.
Нами была предложена программа, разработанная с учетом психолого-педагогических особенностей дошкольников с ЗПР и нацеленная на развитие у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ЗПР связной монологической речи посредством обучения рассказу по картинкам.
Проведенное нами исследование позволило определить состояние функций речи у детей с задержкой психического развития. Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития речи у детей с задержкой психического развития, в большинстве случаев, низкий.
Динамика обучения показала, что разработанная нами система коррекции связной речи у детей с диагнозом ЗПР является эффективной.
Таким образом, подтверждение гипотезы исследования не только демонстрирует успех конкретной программы, но и подчеркивает важность продолжения разработки и внедрения комплексных образовательных подходов для детей с ЗПР.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.А. Бизикова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
3. Баблумова М. Е. К вопросу формирования коммуникативных умений у детей с умеренной умственной отсталостью / М. Е. Баблумова // Практический психолог и логопед .— 2014 .— № 3 .— С. 44-46
4. Башмаков А. И., Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - Москва : Информ.-изд. дом "Филинъ", 2003. - 613 с.
5. Баряева, Л. Б. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков; под ред. Бгажноковой И. М. – М.: Владос, 2013. – 181с
6. Баряева, Л. Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина — СПб.: Издательство «Союз», 2004. — 44 с
7. Басилова, Т. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей / Т. А. Басилова, Н. А. Александрова. — М.: Просвещение, 2008. — 111 с.
8. Виноградов, В.В. Словообразование в его отношении к грамматике или лексикологии / В.В. Виноградов. – М. : 2001. – 207 с.
9. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня / О.М. Вершинина // Логопед. – 2006. – № 1. – С. 34–40.
10. Грибцова Ю. А. Особенности коммуникативных умений дошкольников с задержкой психического развития / Ю. А. Грибцова // Логопед в детском саду .— Б.м. — 2011 .— N 4 .— С. 64-66
11. Гербова В.В., Учусь говорить : пособие для детей ст. дошк. возраста / В. В. Гербова ; редкол.: Р. Б. Стеркина [и др.]. - 4-е изд. ; Гриф МО. - Москва : Просвещение, 2002. - 39 с. : ил. - Комплексная программа воспитания "Радуга".
12. Добреньков, В.И. Методология и методы научной работы / В.И. Добреньков, Н.Г. Осипова. – М. : КДУ, 2009. – 276 с.
13. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы III междунар. науч.-практ.конф. (Чебоксары, 11 дек. 2014 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 266 с.
14. Желтышева И. Е. Комплексный подход к формированию коммуникативных умений у детей, не посещающих ДОУ / И. Е. Желтышева // Дошкольная педагогика. — 2012 .— № 9 .— С. 23-24
15. Зак Г. Г. Генезис социально-педагогической помощи детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в России (с X в. по настоящее время) / Г. Г. Зак. – Екатеринбург, История образования. – 2008. – С. 23–27.
16. Закрепина, А. В. Пути социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Закрепина Алла Васильевна. – Москва, 2003. – 150 с.
17. Инновации - в логопедическую практику: сб. статей : метод. пособие для дошк. учреждений / сост. О. Е. Громова. - Москва : Линка-Пресс, 2008. - 229 с.
18. Исаева, Т. Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тамара Николаевна Исаева. – М., 2001. –147 с
19. Колупаева А.А. Дети с особенными образовательными потребностями и организация их учебы. Издание дополнено и переделано: науч. - метод. пособ. / А.А. Колупаева, Л.О. Савчук., К.: Издательская группа " АТОПОЛ", 2011. - 273 с.
20. Колупаева А.А. Деть с особенными потребностями в общеобразовательном пространстве: начальное звено. Путеводитель для педагогов. / А.А. Колупаева, О.М. Таранченко. - Учебно-методическое пособие. - К.: "АТОПОЛ". -2010. - 96с.
21. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – М. : Академия, 2003г. – 230 с
22. Овчинникова, Т. С. Концепция обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, приближенных к норме психического и речевого развития в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида / Т. С. Овчинникова // Вестник череповецкого государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 111-115.
23. Овчинникова, Т. С. Модель организационно-методического обеспечения системы интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в доу комбинированного вида / Т. С. Овчинникова // Вестник государственного ленинградского университета им. А. С. Пушкина. – 2010. – Том 2. – № 3. – С.45-54
24. Пометун О.И. Применение интерактивных технологий в учебе младших школьников. Методическое пособие для учителей начальной школы / О.И. Пометун, Л.В. Пироженко, О.А. Беда и ост.. - Тернополь: Учебная книга - Богдан, 2011.-304 с.
25. Попова Д. А., Лучшие игры для развития ребенка и подготовки к школе : от 3 до 6 лет / Д. А. Попова. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 239, [1] с. : ил. + CD. - (Школа молодых родителей). - Прил.: с. 221-240.
26. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебнометодическое пособие / Т. Б. Полянская. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009. – 64 с.
27. Рыбкина О.С. Компьютерные технологии обучения русскому языку в начальной школе: документ-камера // Образование детей и молодежи в 108 изменяющемся мире: технологический аспект: сборник статей (г. Тольятти, 2015 г.). — Тольятти, НОЦ «Международный исследовательский центр современных проблем воспитания» ТГУ : Издательство ТГУ, 2015. – 228 с. — С. 88-93.
28. Стребелева, Е. А. Дети с нарушением интеллекта: реабилитация средствами образования / Е. А. Стребелева, С. Б. Лазуренко, Л. М. Кузенкова // Педиатрическая фармакология. – 2012. – том 9. – № 6. – С. 80-84.
29. Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии) : учеб. пособие / Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 260 с.
30. Теория и практика непрерывного образования дошкольников и младших школьников в современных условиях / под ред. М. В. Корепановой. – Волгоград : Перемена, 2001. – 272 с.
31. Ушакова О. С. Методика обследования речи и коммуникативных умений старших дошкольников / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, В. И. Яшина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2013 .— № 12 .— С. 83-95
32. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Перспектива, 2013. – 32 с.
33. Яковлева, Г. В. Технология проектирования адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г. В. Яковлева // Специальное образование. – 2015. – Том 1. – № 11. – С. 285-296.