Логопедическая работа по обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)(Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью, Казанский Инновационный Университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 357 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани Республики Татарстан.
Выборка: 20 детей с диагнозом задержка психического развития (возраст детей 5-6 лет).
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………3
I. Теоретические основы обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…8
1.1. Проблема обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в научной литературе...8
1.2. Особенности психолого-педагогического развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………….13
1.3 Педагогические условия, методы и средства обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....18
II. Экспериментальное исследование обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……23
2.1. Организация экспериментального исследования, описание методик....23
2.2. Программа обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……….................29
2.3. Интерпретация результатов экспериментального исследования…34
Заключение …………43
Список использованной литературы ……45
Приложения ………………50
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 357 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани Республики Татарстан.
Выборка: 20 детей с диагнозом задержка психического развития (возраст детей 5-6 лет).
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………3
I. Теоретические основы обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…8
1.1. Проблема обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в научной литературе...8
1.2. Особенности психолого-педагогического развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………….13
1.3 Педагогические условия, методы и средства обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....18
II. Экспериментальное исследование обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……23
2.1. Организация экспериментального исследования, описание методик....23
2.2. Программа обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……….................29
2.3. Интерпретация результатов экспериментального исследования…34
Заключение …………43
Список использованной литературы ……45
Приложения ………………50
Актуальность исследования. В настоящее время увеличились требования значительно к речевому развитию детей дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определённого уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от преимущественно диалогической речи к связному высказыванию. В связи с этим одной из важных проблем является проблема нарушения речи и её коррекция у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространённых форм психических нарушений. ЗПР – это особый тип психического развития ребёнка, который характеризуется незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
Проблема формирования связной речи детей с задержкой психического развития актуальна, т.к. формирование речи влияет на развитие познавательной деятельности и на совершенствование устной речи детей.
Как известно, важнейшей предпосылкой развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определённый уровень развития познавательной деятельности. Обучение рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
Степень разработанности проблемы исследования. Известно множество работ, которые раскрывают особенности речевого развития детей с задержкой психического развития (И.Ю. Борякова, В.А. Ковшиков, Ю.Р. Демьянов, Р.И. Лалаева, И.А. Симинова). Исследователи отмечают отставание в овладении речью, позднее возникновение периода детского творчества, слабую речевую активность и бедность словаря.
Как показывают исследования Л.С. Выготского (1934), А.Р. Лурия (1956), А.К. Марковой (1973) и других авторов, возможности построения связного высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте.
Исследования Н.А. Поздняковой, С.Л. Рубинштейна, У.В. Ульенковой, Г.В. Фадиной и др. показали, что задержка психического развития часто диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего она проявляется на тестировании перед поступлением в школу и выражается в ограниченности представлений, недостаточности знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления.
О.В. Вольская, В.А. Киселева указывают на то, что на момент поступления в школу дети с ЗПР не достигают также необходимого уровня развития межличностных отношений: у них не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы, запаздывает, по сравнению с нормой, формирование социальных отношений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью организации процесса по развитию речи и начальному обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и недостаточным исследованием педагогических условий, методов и средств по организации данного процесса в дошкольном учреждении.
Вышесказанное обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия, методы и средства обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР?
Данная проблема определила тему курсовой работы: «Логопедическая работа по обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, методы и средства, способствующие обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования: процесс обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: педагогические условия, методы и средства обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой обучение рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет проходить более успешно, если:
- изучена и обобщена проблема обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в в научной литературе;
- выявлены особенности психолого-педагогического развития, педагогические условия, методы и средства, способствующие обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- разработана и апробирована программа обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Изучить и обобщить проблему обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в в научной литературе.
2. Выявить особенности психолого-педагогического развития, педагогические условия, методы и средства, способствующие обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Разработать и апробировать программу обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Методологическую основу исследования составили концепция развития и коррекции аномального ребёнка, сформированная Л.С. Выготским; теории единства биологических и социальных факторов в развитии ребёнка с нарушением в развитии, рассмотренные у Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна и др.
На роль развития монологической речи в процессе обучения детей с задержкой психического развития обращали внимание Ж. Демор, М. Монтессори, Ж. Эксироль; влияние речи на формирование познавательных компетенций ребёнка с задержкой психического развития изучали Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, Н.Ф. Кузьмина и др.
Методы исследования: теоретические методы: теоретическое изучение и анализ, синтез, обобщение изученной литературы; практические методы: наблюдение, беседа, описание, опрос, эксперимент; экспериментальные методы: количественная и качественная обработка результатов.
Методики исследования:
- Методика 1. «Что увидел?» В.П. Глухов
- Методика 2. «Расскажи по картинке» Р. С. Немов.
- Методика3. Методика диагностики связной монологической речи Н.Ю. Барикова.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ "Детский сад № 357 комбинированного вида" Приволжского района г. Казани Республики Татарстан. В исследовании приняли участие 20 детей с диагнозом задержка психического развития, 11 мальчиков и 9 девочек. Возраст детей 5-6 лет. Исследование проходило в двух группах испытуемых контрольная и экспериментальная по 10 детей в каждой. Продолжительность проведения эксперимента с июня 2024 года по август 2024 года.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы особенности психолого-педагогического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, выявлены психолого-педагогические условия, методы и средства обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Полученные результаты обследования могут применять в работе педагоги, воспитатели, психологи, дефектологи, работающие над рассмотрением проблемы формирования связной речи у детей с ЗПР.
Структура работы включает: введение, 2 главы, 6 параграфов, таблицы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 36 источников, приложения.
Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространённых форм психических нарушений. ЗПР – это особый тип психического развития ребёнка, который характеризуется незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
Проблема формирования связной речи детей с задержкой психического развития актуальна, т.к. формирование речи влияет на развитие познавательной деятельности и на совершенствование устной речи детей.
Как известно, важнейшей предпосылкой развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определённый уровень развития познавательной деятельности. Обучение рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
Степень разработанности проблемы исследования. Известно множество работ, которые раскрывают особенности речевого развития детей с задержкой психического развития (И.Ю. Борякова, В.А. Ковшиков, Ю.Р. Демьянов, Р.И. Лалаева, И.А. Симинова). Исследователи отмечают отставание в овладении речью, позднее возникновение периода детского творчества, слабую речевую активность и бедность словаря.
Как показывают исследования Л.С. Выготского (1934), А.Р. Лурия (1956), А.К. Марковой (1973) и других авторов, возможности построения связного высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте.
Исследования Н.А. Поздняковой, С.Л. Рубинштейна, У.В. Ульенковой, Г.В. Фадиной и др. показали, что задержка психического развития часто диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего она проявляется на тестировании перед поступлением в школу и выражается в ограниченности представлений, недостаточности знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления.
О.В. Вольская, В.А. Киселева указывают на то, что на момент поступления в школу дети с ЗПР не достигают также необходимого уровня развития межличностных отношений: у них не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы, запаздывает, по сравнению с нормой, формирование социальных отношений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью организации процесса по развитию речи и начальному обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и недостаточным исследованием педагогических условий, методов и средств по организации данного процесса в дошкольном учреждении.
Вышесказанное обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия, методы и средства обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР?
Данная проблема определила тему курсовой работы: «Логопедическая работа по обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, методы и средства, способствующие обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования: процесс обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: педагогические условия, методы и средства обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой обучение рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет проходить более успешно, если:
- изучена и обобщена проблема обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в в научной литературе;
- выявлены особенности психолого-педагогического развития, педагогические условия, методы и средства, способствующие обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- разработана и апробирована программа обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Изучить и обобщить проблему обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в в научной литературе.
2. Выявить особенности психолого-педагогического развития, педагогические условия, методы и средства, способствующие обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Разработать и апробировать программу обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Методологическую основу исследования составили концепция развития и коррекции аномального ребёнка, сформированная Л.С. Выготским; теории единства биологических и социальных факторов в развитии ребёнка с нарушением в развитии, рассмотренные у Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна и др.
На роль развития монологической речи в процессе обучения детей с задержкой психического развития обращали внимание Ж. Демор, М. Монтессори, Ж. Эксироль; влияние речи на формирование познавательных компетенций ребёнка с задержкой психического развития изучали Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, Н.Ф. Кузьмина и др.
Методы исследования: теоретические методы: теоретическое изучение и анализ, синтез, обобщение изученной литературы; практические методы: наблюдение, беседа, описание, опрос, эксперимент; экспериментальные методы: количественная и качественная обработка результатов.
Методики исследования:
- Методика 1. «Что увидел?» В.П. Глухов
- Методика 2. «Расскажи по картинке» Р. С. Немов.
- Методика3. Методика диагностики связной монологической речи Н.Ю. Барикова.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ "Детский сад № 357 комбинированного вида" Приволжского района г. Казани Республики Татарстан. В исследовании приняли участие 20 детей с диагнозом задержка психического развития, 11 мальчиков и 9 девочек. Возраст детей 5-6 лет. Исследование проходило в двух группах испытуемых контрольная и экспериментальная по 10 детей в каждой. Продолжительность проведения эксперимента с июня 2024 года по август 2024 года.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы особенности психолого-педагогического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, выявлены психолого-педагогические условия, методы и средства обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Полученные результаты обследования могут применять в работе педагоги, воспитатели, психологи, дефектологи, работающие над рассмотрением проблемы формирования связной речи у детей с ЗПР.
Структура работы включает: введение, 2 главы, 6 параграфов, таблицы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 36 источников, приложения.
Можно сделать следующие выводы о том, что проведенное исследование успешно соответствует поставленным задачам и целям, а также подтверждает гипотезу о высокой эффективности разработанной нами программы обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Рассказывание по картинкам является одним из средств развития связной речи. Именно картинки служат отличным материалом для этого. В основе рассказа по картинке лежит восприятие окружающей жизни. Картинка не только расширяет представления детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах.
Первая задача исследования, заключавшаяся в анализе теоретических основ и обобщении проблемы обучения рассказыванию по картинкам детей данной категории, была успешно выполнена. Были рассмотрены и проанализированы различные современные исследования по теме влияния картины на психическое и речевое развитие старшего дошкольника с ЗПР, следует сделать вывод о том, что роль картины в развитии связной речи - большая.
Вторая задача исследования, заключавшаяся в выявлении особенностей психолого-педагогического развития, и связанная с исследованием педагогических условий и адаптацией методов и средств, способствующие обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольно возраста с ЗПР, также была успешно реализована.
Так, делая выводы по третьей задаче исследования, которая заключалась в разработке и апробации программы обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, была выполнена с успешными показателями. Можно сказать, что в зависимости от состояния речи детей их рассказы могут быть простыми и сложными. Сложность рассказа определяется самостоятельностью ребенка в построении ответов на вопросы взрослого, вариативностью построения ответов, развернутостью рассказа.
Во время работы над картинами большое внимание уделяется развитию у детей с ЗПР навыков планирования рассказа. На начальном этапе проводится коллективное, совместное с логопедом, составление плана предстоящего рассказа. В дальнейшем составлении плана дети участвуют поочередно под руководством логопеда. Для облегчения запоминания словесного плана можно использовать символические или предметно - картинные обозначения для каждого пункта плана.
Были рассмотрены методики и поставлены цели и задачи экспериментальной работы. Также рассмотрена экспериментальная база.
Нами была предложена программа, разработанная с учетом психолого-педагогических особенностей дошкольников с ЗПР и нацеленная на развитие у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ЗПР связной монологической речи посредством обучения рассказу по картинкам.
Проведенное нами исследование позволило определить состояние функций речи у детей с задержкой психического развития. Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития речи у детей с задержкой психического развития, в большинстве случаев, низкий.
Динамика обучения показала, что разработанная нами система коррекции связной речи у детей с диагнозом ЗПР является эффективной.
Таким образом, подтверждение гипотезы исследования не только демонстрирует успех конкретной программы, но и подчеркивает важность продолжения разработки и внедрения комплексных образовательных подходов для детей с ЗПР.
Рассказывание по картинкам является одним из средств развития связной речи. Именно картинки служат отличным материалом для этого. В основе рассказа по картинке лежит восприятие окружающей жизни. Картинка не только расширяет представления детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах.
Первая задача исследования, заключавшаяся в анализе теоретических основ и обобщении проблемы обучения рассказыванию по картинкам детей данной категории, была успешно выполнена. Были рассмотрены и проанализированы различные современные исследования по теме влияния картины на психическое и речевое развитие старшего дошкольника с ЗПР, следует сделать вывод о том, что роль картины в развитии связной речи - большая.
Вторая задача исследования, заключавшаяся в выявлении особенностей психолого-педагогического развития, и связанная с исследованием педагогических условий и адаптацией методов и средств, способствующие обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольно возраста с ЗПР, также была успешно реализована.
Так, делая выводы по третьей задаче исследования, которая заключалась в разработке и апробации программы обучения рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, была выполнена с успешными показателями. Можно сказать, что в зависимости от состояния речи детей их рассказы могут быть простыми и сложными. Сложность рассказа определяется самостоятельностью ребенка в построении ответов на вопросы взрослого, вариативностью построения ответов, развернутостью рассказа.
Во время работы над картинами большое внимание уделяется развитию у детей с ЗПР навыков планирования рассказа. На начальном этапе проводится коллективное, совместное с логопедом, составление плана предстоящего рассказа. В дальнейшем составлении плана дети участвуют поочередно под руководством логопеда. Для облегчения запоминания словесного плана можно использовать символические или предметно - картинные обозначения для каждого пункта плана.
Были рассмотрены методики и поставлены цели и задачи экспериментальной работы. Также рассмотрена экспериментальная база.
Нами была предложена программа, разработанная с учетом психолого-педагогических особенностей дошкольников с ЗПР и нацеленная на развитие у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ЗПР связной монологической речи посредством обучения рассказу по картинкам.
Проведенное нами исследование позволило определить состояние функций речи у детей с задержкой психического развития. Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития речи у детей с задержкой психического развития, в большинстве случаев, низкий.
Динамика обучения показала, что разработанная нами система коррекции связной речи у детей с диагнозом ЗПР является эффективной.
Таким образом, подтверждение гипотезы исследования не только демонстрирует успех конкретной программы, но и подчеркивает важность продолжения разработки и внедрения комплексных образовательных подходов для детей с ЗПР.



