Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние социальных медиа на психику молодежи России (Психология журналистики, Нижегородский государственный университет)

Работа №154803

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

журналистика

Объем работы46
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере Vkontakte.

Введение 3
Глава 1. Социальные медиа в жизни современной молодежи России 9
§1.1. Развитие социальных медиа: исторический контекст и основные этапы 9
§1.2. Платформа Vkontakte: особенности и место среди других социальных медиа 11
§1.3. Социальные медиа как фактор социализации молодежи 14
§1.4. Функциональные возможности Vkontakte и их влияние на повседневную жизнь молодежи 16
§1.5. Интерактивные практики в Vkontakte: от общения до совместного потребления контента 18
Выводы к главе 1 20
Глава 2. Влияние социальных медиа на психику молодежи на примере Vkontakte 23
§2.1. Теоретический анализ психологического воздействия социальных сетей 23
§2.2. Вклад социальных медиа в формирование идентичности молодежи 25
§2.3. Позитивные аспекты взаимодействия с социальными медиа: обучение, самовыражение, поддержка 28
§2.4. Негативные последствия использования социальных сетей: зависимость, депрессия, тревожность 30
§2.5. Анализ результатов опросов и исследований о влиянии Vkontakte на психику молодежи 32
§2.6. Сравнительный анализ влияния Vkontakte и других социальных медиа на психологическое состояние молодежи 35
Выводы к главе 2 38
Заключение 40
Библиографический список 42


Актуальность исследования. В цифровую эпоху влияние социальных медиаплатформ – в частности, «Vkontakte» в российском контексте – подчеркивает их значимость в повседневной жизни молодых людей, в результате многостороннее влияние цифровых систем на психику молодежи становится актуальной сферой научной деятельности. Распространение социальных сетей (в частности, эволюция и окультуривание «Vkontakte», платформы, имеющей огромное значение для российской молодежи) означает смену парадигмы в коммуникативных практиках; данный процесс заслуживает всестороннего изучения, учитывая его глубокие последствия для социализации, формирования идентичности и психического благополучия. В основе данного исследования находится изучение двух направлений: во-первых, историческая траектория и культурное укоренение социальных медиа в мире и в России, с акцентом на восхождение и отличительные особенности «Vkontakte»; во-вторых, психологические последствия – от конструктивных до деструктивных – длительной работы молодых пользователей с этими платформами.
Исследование посвящено анализу структуры и функциональных возможностей «Vkontakte», сопоставлению ее пользы и популярности с другими распространенными сетями, что позволяет выявить ее уникальное положение в цифровой социальной сфере. Далее следует критический анализ, в котором основное внимание уделяется роли платформы в формировании социальных сетей, стимулировании экспериментов с идентичностью и содействии интерактивным практикам среди молодежи – от обычного общения до совместной работы с контентом. В исследовании используется многомерный подход к изучению психологического портрета, формируемого социальными медиа: анализируются теоретические основы, проясняющие влияние на эмоциональное благополучие, самовосприятие и потенциальное возникновение психопатологических состояний (например, зависимости, депрессии, тревоги) в зависимости от моделей использования социальных медиа.
Хронология исследования предполагает многоэтапный подход, начинающийся с зарождения и культурной ассимиляции социальных медиа в мире и в России, в частности, с появления и закрепления "ВКонтакте" в цифровой среде российской молодежи. Временные рамки охватывают период с начала 2000-х годов, ознаменовавший генезис социальных медиа, до современной цифровой эпохи, подчеркивая эволюционную траекторию "ВКонтакте" и ее укорененность в социально-цифровом аспекте.
Объект исследования – цифровая сфера, в основном характеризуемая социальными сетями, с особым акцентом на «Vkontakte» как прототипе российской цифровой среды – служит источником изучения нюансов социальных онлайн-взаимодействий среди молодежи; предмет исследования – психологические конструкции и изменения, вызываемые постоянным участием в этих виртуальных социальных средах, прояснение когнитивных и аффективных превратностей, которые молодые люди переживают в системе цифровой экосистемы «Vkontakte».
Цель данного исследования – раскрыть многообразное – как полезное, так и пагубное – влияние «Vkontakte» на психосоциальное развитие и благополучие российской молодежи, тем самым пополнив копилку знаний на стыке изучения цифровых медиа и психологического здоровья.
Задачи включают в себя: изучение генезиса и восхождения социальных медиа в диахронии, создание сравнительного исторического и культурного контекста, который определяет специфику цифровой эволюции в России и ключевую роль «Vkontakte» в ней; тщательный анализ структурных и функциональных характеристик «Vkontakte» в сравнении с аналогами, направленный на расшифровку субстрата его преобладания и привлекательности для молодежной аудитории; углубленное изучение «Vkontakte» как канала социализации, экспериментов с идентичностью, укрепления или разрушения социальных сетей с акцентом на психосоциальный динамизм, которому он способствует; Исследование психологических отголосков – спектра от усиления социальной сплоченности и самореализации до возникновения психопатологий и аффективных расстройств – вызванных взаимодействием «Vkontakte»; и сравнительный анализ, призванный выявить нюансы влияния «Vkontakte» на психику по сравнению с другими социальными платформами, используя симбиоз эмпирических данных и нарративного анализа для формирования целостного понимания его психосоциального следа.
Методы исследования. Методологически исследование использует смешанный подход: количественный анализ позволит выявить закономерности использования социальных медиа и их психосоциальное воздействие, используя статистические инструменты и сетевой анализ; качественные аспекты будут изучены посредством тематического анализа пользовательского контента, дискурсов и нарративов в "Вконтакте", дополненного этнографическими методами (например, виртуальное наблюдение за участниками, глубинные интервью), чтобы зафиксировать нюансы психологической и социокультурной динамики в игре.
Методологическая основа исследования опирается на эклектичный набор научных источников, каждый из которых предлагает уникальные взгляды на связь между социальными медиа и психологией молодежи, особенно в российском контексте. Основополагающая работа Н. А. Селиверстова о технологиях самообразования среди российской молодежи закладывает основу; в сопоставлении с анализом Ю. Головченко о цензуре и пропаганде она дает макроскопический взгляд на социально-политические аспекты социальных медиа. Рассуждения Е. Ю. Шакирова о сознании и виртуальности, а также прозрения В. В. Золотова о трендах социальных сетей обогащают это исследование многомерным подходом к цифровым взаимодействиям. Сопоставление сравнительного анализа Ю. А. Мальцева о медиаобразовании в России и Германии с эмпирическими выводами Д. Ричардса, П. Колдуэлла и Х. Го о влиянии социальных сетей на здоровье еще больше подкрепляет теоретические основы исследования.
Исследование A. А. Морозовой о социальных сетях в медиаобразовании, дополненное лонгитюдным исследованием С. Койн и др. о социальных сетях и психическом здоровье, позволяет лучше понять педагогические и психологические последствия цифровых социальных пространств. Анализ глобального резонанса «Vkontakte», проведенный А. А. Пашкиной, в сопоставлении с А. В. Пустовалов и М. Ш. Ишматов о распространении новостей в социальных сетях, очерчивает контуры информационных потоков внутри этих платформ. Работа С. И. Симакова, посвященная анализу молодежных медиа как феномена медиасферы, диссертация Ф. А. Колбунова о ценностных ориентациях городской молодежи и исследование А. Урмана о моделях потребления новостей пользователями «Vkontakte» дают критическое представление о культурных и когнитивных ландшафтах, по которым перемещаются молодые люди в цифровую эпоху.
Интеграция выводов С. Ватса, М. Шармы и Л. Коптонашвили о влиянии социальных медиа на психическое здоровье с экспериментальной проверкой А. Шмакова о влиянии социальных сетей на качество жизни молодежи отражает эмпирическую ось исследования. Исследование В. Тонга, С. Боно и В. Лоу, посвященное психологическим эффектам социальных сетей на молодежь, дополнительно триангулирует доказательную базу, обеспечивая всесторонний, междисциплинарный методологический фундамент для данного исследования. Эклектическая методологическая база, включающая в себя как качественные, так и количественные аспекты, способна раскрыть сложные взаимосвязи между «Vkontakte» и психосоциальной динамикой российской молодежи.

Новизна исследования заключается в комплексном анализе влияния "ВКонтакте" на психологические конструкты российской молодежи, сопоставлении уникальных культурных и структурных элементов на фоне глобальных тенденций развития социальных медиа. Исследование выходит за рамки статистических корреляций, углубляясь в качественные текстуры цифрового взаимодействия и психологические ландшафты, которые оно порождает, внося тем самым вклад в зарождающийся дискурс о психосоциальных измерениях цифровых медиа.
Исследование имеет теоретическое и практическое значение, устраняя пробелы и открывая неизведанные территории в слиянии цифровых медиаисследований и психологических наук. С теоретической точки зрения оно расширяет корпус знаний, объединяя понятия из социологии, психологии и коммуникативистики, чтобы прояснить нюансы влияния «Vkontakte» на психику российской молодежи. Анализируя уникальные социотехнические конфигурации цифровой платформы и их психологические последствия, это исследование вносит вклад в более глубокое понимание процессов виртуальной социализации, формирования идентичности и динамики психического здоровья в цифровую эпоху. В данном ключе исследование проясняет многогранную роль социальных медиа в современном обществе, способствуя развитию критического дискурса о симбиозе технологий и человеческого познания, тем самым укрепляя свой научный авторитет благодаря созданию надежной теоретической базы.
С практической точки зрения, полученные результаты имеют последствия, выходящие за рамки академических границ, и служат основой для разработки политики, образовательных стратегий и мероприятий по охране психического здоровья. Определяя психосоциальные эффекты участия в «Vkontakte», исследование дает заинтересованным сторонам – педагогам, психологам, политикам – эмпирические данные для разработки мероприятий, направленных на смягчение потенциальных негативных последствий и усиление положительных аспектов использования социальных сетей. Нюансы понимания моделей цифрового взаимодействия открывают путь к разработке более эффективных программ медиаграмотности, воспитывая поколение людей, разбирающихся в цифровых технологиях и способных ориентироваться в сложностях онлайн-среды, проявляя проницательность и стойкость. В синтезе исследование имеет двойное значение – оно способно информировать как теорию, так и практику, служа основным элементом в продолжающемся диалоге о взаимодействии между цифровыми технологиями и психологическим благополучием.
Данная работа состоит из следующей структуры: введения, двух глав, выводов к главам, включения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе тщательного исследования влияния социальных сетей на психику молодых людей в России, где «Vkontakte» выступает в качестве ключевого примера, сделанные выводы освещают нюансы современного пространства, где цифровая сфера оказывает глубокое влияние на формирование идентичности, социальную интеграцию и психическое благополучие. Анализ показывает, что, хотя социальные сети, в частности «Vkontakte», способствуют созданию богатого спектра социальных связей, образовательных возможностей и путей для самовыражения, они одновременно создают проблемы для психологического здоровья, проявляющиеся в зависимости, чувстве неадекватности и измененном самовосприятии из-за повсеместного социального сравнения. Двусторонняя структура влияния социальных сетей – как способствующая позитивному росту, так и потенциально способствующая психологическому дистрессу – подчеркивает сложность их роли в жизни современной молодежи.
С практической точки зрения рекомендации по сбалансированному воздействию социальных медиа на молодых людей подчеркивают важность воспитания цифровой грамотности, поощрения критического отношения к контенту и осознания потенциального влияния социальных медиа на психическое здоровье. Родителям, педагогам и политикам рекомендуется поддерживать молодых пользователей в разработке стратегий разумного использования социальных сетей, включая установление здоровых границ времени использования, культивирование разнообразных интересов вне сети и критическую оценку онлайн-взаимодействия и контента. Содействие развитию цифровой среды, в которой приоритет отдается сопереживанию, уважению и конструктивному взаимодействию, очень важно для смягчения негативных аспектов использования социальных сетей.
Перспективы дальнейших исследований в данной области весьма обширны и предполагают междисциплинарный подход, охватывающий психологические, социологические и технологические перспективы. В будущих исследованиях можно изучить долгосрочные эффекты использования социальных сетей на психологическое развитие, эффективность вмешательств в цифровое благополучие, а также влияние новых технологий на модели социального взаимодействия. Сравнительный анализ различных социальных медиаплатформ и их отличительного влияния на различные демографические группы может дать представление об индивидуальных стратегиях, необходимых для оптимизации преимуществ цифрового взаимодействия при минимизации его рисков.
Исследование влияния «Vkontakte» на психику молодых россиян служит примером более широкого воздействия социальных медиа на молодежь во всем мире. Благодаря данному подходу потенциал социальных медиа для обогащения жизни молодых людей очевиден, но также очевидна и необходимость взвешенного, осознанного подхода к их использованию. По мере того как развивается цифровая среда, должны меняться и наши стратегии, позволяющие ориентироваться в ее сложностях, чтобы социальные медиа оставались инструментом для позитивного развития, а не источником психологического дистресса.



1. Жилавская, И. В., Широбокова, А. А. Журналистика для глухих детей как форма социализации и медиаобразования. «Медиа. Информация. Коммуникация», № 5, 2013, С. 26-28.
2. Золотова, В. В. Социальные сети: тенденции развития и перспективы для продвижения продуктов. «Маркетинг услуг», № 3(31), 2012, С. 224-231.
3. Ирышкова, Т. А., Казеева, Ю., Семунина, О. Е. Социальные сети Internet как инструмент в Public Relations. В: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией Э. В. Алёхина, С. А. Живодровой. М.: Издательство: Автономная некоммерческая научно-методическая организация «Приволжский Дом знаний», 2014. С. 64-68.
4. Колбунов Ф. А. Ценностные ориентации молодежи российского мегаполиса: автореф. дис. ... канд. культурологии. СПб., 2011. 20 с.
5. Мальцева, Ю. А. Анализ медиаобразовательной деятельности Средств массовой информации России и Германии. В: Материалы Междунар. научно-практич. конф. «Россия и Германия: стратегии делового и социокультурного партнерства». Саратов, 2013. С. 53-58.
6. Морозова, А. А. Социальные сети в медиаобразовательной практике: мнение экспертов. Материалы VI Всероссийской научно-методической конференции. Челябинск, 2015. С. 24-31.
7. Пашкина, А. А. В контакте во всем миром. «Медиаобразование», № 2, Таганрогский государственный педагогический университет, 2014. С. 103-107.
8. Пустовалов, А. В., Ишматов, М. Ш. Новости СМИ в социальных сетях: перспективы успешного распространения. «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология», №4 (24), 2013. С. 227-239.
9. Селиверстова, Н. А. Информальное образование: результаты качественного исследования. «Знание. Понимание. Умение», № 3, 2018, С. 112-122. DOI: 10.17805/zpu.2018.3.10.
10. Селиверстова, Н. А. Технологии самообразования российской молодежи. В: Высшее образование для XXI века: XII Международная научная конференция. Москва, 3-5 декабря 2015 г.: Доклады и материалы. Секция 2. Социология образования. Отв. ред. Н. А. Селиверстова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015. С. 61-65.
11. Симакова, С. И. Молодежные СМИ как феномен медиасферы. «Известия высших учебных заведений. Уральский регион: науч. журн.», №1, Челябинск, 2014. С. 93-99.
12. Симакова, С. И. Современная журналистика и социальные сети. «Знак: проблемное поле медиаобразования: науч. журн.», № 1 (9), Челябинск, 2012. С. 16-18.
13. Симакова, С. И. Формирование медиакомпетентности в системе вузовского образования. «Вестник Челябинского государственного университета», №22 (213), Челябинск, 2013. С. 160-165.
14. Тульчинский Г. Л., Лисенкова А. А. Постинформационное общество, недоверие и новые идентичности. «Вопросы культурологии», №10, 2015. С. 30-35.
15. Шакирова, Е. Ю. Сознание vs виртуальность [Электронный ресурс]. «Научные труды Московского гуманитарного университета», № 3, 2018. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/745 (дата обращения: 28.03.2019). DOI: 10.17805/trudy.2018.3.8.
16. Ядов В. А. Политическая институционализация российского общества. «Мировая экономика и международные отношения», №3, 1998. С. 35.
17. Brailovskaia, J., Krasavtseva, Y., Kochetkov, Y., Tour, P., & Margraf, J. Social media use, mental health, and suicide-related outcomes in Russian women: A cross-sectional comparison between two age groups. «Women's Health», vol. 18, 2022. https://doi.org/10.1177/17455057221141292.
18. Coyne, S., Rogers, A., Zurcher, J., Stockdale, L., & Booth, M. Does time spent using social media impact mental health?: An eight year longitudinal study. «Comput. Hum. Behav.», vol. 104, 2020, pp. 106160. https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.106160.
19. Enikolopov, R., Makarin, A., & Petrova, M. Social Media and Protest Participation: Evidence from Russia. «Information Systems: Behavioral & Social Methods eJournal». https://doi.org/10.2139/ssrn.2696236.
20. Golovchenko, Y. Fighting Propaganda with Censorship: A Study of the Ukrainian Ban on Russian Social Media. «The Journal of Politics», vol. 84, 2021, pp. 639-654. https://doi.org/10.1086/716949.
21. Keles, B., McCrae, N., & Grealish, A. A systematic review: the influence of social media on depression, anxiety and psychological distress in adolescents. «International Journal of Adolescence and Youth», vol. 25, 2019, pp. 79-93. https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1590851.
22. Miettinen, E. Marketing of Tourism Products through the Russian Social Media Channel VKontakte. https://doi.org/10.1108/S1871-317320160000012006.
23. Poupin, P. Social media and state repression: The case of VKontakte and the anti-garbage protest in Shies, in Far Northern Russia. «First Monday», vol. 26, 2021. https://doi.org/10.5210/fm.v26i5.11711.
24. Richards, D., Caldwell, P., & Go, H. Impact of social media on the health of children and young people. «Journal of Paediatrics and Child Health», vol. 51, 2015. https://doi.org/10.1111/jpc.13023.
25. Shmakov, A. The impact of social networks on the quality of life for youth. Experimental verification. «Terra Economicus». https://doi.org/10.18522/2073-6606-2020-18-4-126-148.
26. Tong, W., Bono, S., & Low, W. The impact of social media on mental health among young people. «Asia Pacific Journal of Public Health», vol. 35, 2023, pp. 449-450. https://doi.org/10.1177/10105395231198919.
27. Urman, A. News Consumption of Russian Vkontakte Users: Polarization and News Avoidance. «International Journal of Communication», vol. 13, 2019, pp. 25. https://doi.org/10.7892/BORIS.142408.
28. Valkenburg, P., Meier, A., & Beyens, I. Social media use and its impact on adolescent mental health: An umbrella review of the evidence. «Current opinion in psychology», vol. 44, 2021, pp. 58-68. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2021.08.017.
29. Vatsa, S., Sharma, M., & Koptonashvili, L. Social Media and its Effects on Mental Health. «European Scientific Journal ESJ». https://doi.org/10.19044/esj.2020.v16n8p1.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ