Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Работа №154798

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2015
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
КОНФЛИКТОВ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 9
1.1 Понятие конфликта и конфликтного поведения в психологии 9
1.2. Психологические особенности учащихся подросткового возраста 14
1.3. Особенности конфликтности и конфликтного поведения учащихся
подросткового возраста 20
1.4. Сущность профилактики конфликтов в подростковой среде 27
1.5. Социально-психологический тренинг как средство профилактики
конфликтного поведения подростков 30
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРЕНИНГА В ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 33
2.1. Организация исследования 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3. Тренинг как средство профилактики конфликтного поведения подростков 40
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Конфликт - это психологическая категория, сложный феномен, который проявляется на разных уровнях взаимодействия и состоит из целого ряда компонентов. Преобладание одного из них определяет вариативность проявления данного феномена. Принципиальный с точки зрения рассмотрения конфликтности личности момент - выявление сформированности конфликтного поведения. Мы полагаем, что воспитание доброжелательного отношения к окружающему через профилактику конфликтного поведения является одним из главных факторов становления всесторонне развитой личности в XXI в.
В современных условиях обостряющегося противостояния в общественных отношениях вести осмысленную жизнедеятельность, разрешая внутренние и социальные конфликты, является важнейшим фактором социализации. Среди проблем, стоящих перед общеобразовательной школой в период ее модернизации, к особо значимым можно отнести проблему профилактики конфликтного поведения подростков.
Современная российская школа не всегда способна реализовать процесс профилактики конфликтного поведения учащихся подросткового возраста, так как в практике организации воспитательного процесса эти вопросы не входят в число приоритетных целей учителя-воспитателя.
Согласно ФГОС второго поколения выпускник общеобразовательного учреждения - это уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. Поэтому важным аспектом является профилактика конфликтов. Тем самым актуализирует поиск психологических средств профилактики конфликтного поведения подростков
Особенно важным можно считать подростковый возраст. В отечественной психологии данный период определяется как критический период. Он является одним из важнейших в жизни человека и во многом определяет его дальнейшую судьбу. Мы основываемся на предпосылке, что источником конфликтного поведения подростков часто является различение ими реальной и идеальной форм (Поливанова К.Н.). В этом возрасте человек стремится к независимости большей, чем у него есть, и что более важно, чем он может "выдержать".
Таким образом, причины неспособности подростков к конструктивному общению и взаимодействию с окружающими мы видим, отчасти, в их стремлении быть независимыми от близких и переживании этой зависимости. Часто это проявляется в желании доминировать над окружающими и в то же время требовать от них поддержки, быть от них зависимыми. В данном возрасте происходит открытие внутреннего мира, развивается рефлексия, формируется Я-концепция.
Изучением непосредственно подростковых конфликтов занимались И.С.Кон, Б.И. Хасан, Д.И.Фельдштейн, А.Бандура, Р. Уолтерс,и др. Ряд ученых, таких как П.П.Бельский, И.А.Невский, С.А.Беличева, Хевитт, Дженкинс предложили в своих работах типологию агрессивного поведения подростков, принимая за основу классификации различные факторы.
Таким образом, цель исследования - проведение анализа социально-психологического тренинга как средства профилактики конфликтного поведения подростков.
Объект исследования: конфликтное поведение подростков
Предмет исследования: социально-психологический тренинг как средство профилактики конфликтного поведения учащихся подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликта и его профилактики, конфликтности и конфликтного поведения учащихся подросткового возраста.
2. Проанализировать возможности социально-психологического тренинга в профилактике конфликтного поведения подростков.
3. Провести экспериментальное исследование особенностей конфликтного поведения учащихся подросткового возраста.
4. Разработать программу тренинга по профилактике конфликтного поведения подростков и проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что профилактика конфликтного поведения подростков будет более успешной, если использовать тренинг, содержанием которого является:
- актуализация знаний знания подростков о конфликте;
- развитие социально-психологических навыков взаимодействия;
- развитие навыков управления конфликтом за счет выбора эффективной стратегии поведения в конфликте;
- знакомство с альтернативным способом разрешения конфликтов - медиацией.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, эмпирические: тестирование, метод опроса, методы математической обработки данных.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ литературы по проблеме исследования свидетельствует, что понятие конфликта возникло и получило свое развитие в школе культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, в работах Т.В. Ковшечниковой, А. - Н. Клермона, Ж. Пиаже, Б.И. Хасана и др.
Под конфликтом в работе понимается ситуация столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения, вызываемую противоречивыми взглядами, способами поведения, установками людей в условиях стремления их к достижению какой-либо цели.
Подростковый возраст определяет специфические особенности ситуаций конфликта и формирование стратегий и способов преодоления противоречий. Особенности подросткового периода проявляются в том, что реальные жизненные ситуации приобретают субъективно конфликтное содержание и специфические для подросткового возраста стратегии их преодоления.
В подростковом возрасте возникают конфликты, рождаемые противоречием между уровнем притязания подростка и его реальным положением в коллективе, противоречием между отношением его к самому себе, качествам своей личности и отношением к нему и качествам его личности со стороны взрослых и сверстников. Все эти противоречия находят свое место во внутриличностных и межличностных конфликтах. Поэтому важно проводить профилактику конфликтного поведения в подростковой среде.
Выбор средств профилактики конфликтного поведения достаточно обширен: различные игры, музыкотерапия, дискуссии и др. Основным средством, который может включать комплексно все средства профилактики конфликтного поведения является социально-психологический тренинг.
Выбор методов и техник тренинга должен оказать влияние на проявление и снижение конфликтности подростков. Это техники на развитие
творческого мышления, интерактивные имитационные игры, ролевые игры, активные лекции, дискуссии, моделирование.
Эмпирическое исследование профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте позволяет сделать следующие выводы:
На констатирующем этапе исследования у подростков преобладает высокая и выраженная конфликтность, в конфликте применяют стиль конкуренции (соперничества), имеют средний уровень коммуникативного контроля.
После проведения тренинга, направленного на профилактику конфликтного поведения у подростков снизилась конфликтность, преобладающим стилем в конфликте является сотрудничество, снизился применение в конфликте стиля соперничества, коммуникативный контроль на высоком уровне. Подростки могут управлять выражением своих эмоций, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.
Таким образом, использование социально-психологического тренинга, с использованием техник и методов: интерактивные имитационные игры, ролевые игры, дискуссии, беседы, рефлексия способствуют профилактике возникновения конфликтного поведения среди подростков.



1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006. - 95 с.
2. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. - М.: Гуманитар, Изд-во Центр ВЛАДОС, 2004. - 208 с.
3. Аршинская Е.Л. Профилактика конфликтов среди подростков через развитие коммуникативной компетентности.// Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 3-3 (63). - С. 77-82.
4. Безуглова Н.П., Слизкова Е.В. К вопросу о профилактике конфликтов у подростков средствами деловой игры.// Вопросы науки. - 2014. - № 5 (12). - С. 36-41.
5. Бекмаганбетова Г.Г. К вопросу о формировании конфликтной компетентности.// Вопросы психологии. - . 2009. - № 4. - С. 83-85.
6. Бичулова Н.В. Психологическая помощь подросткам в
разрешении межличностных конфликтов и формировании
стрессоустойчивости.// Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. - 2009. - № 1. - С. 167-174.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 2008. - 352 с.
8. Борисова И.В., Новикова Ю.П. Способы поведения в конфликте учащихся-подростков.// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 41. - С. 178-184.
9. Буртовая Е.В. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 504 с.
10. Воспитанник И.В. Психологические основы коррекционной работы по конструктивному разрешению межличностного конфликта в подростковом возрасте.//Материалы первых аспирантских чтений 1 -2 ноября 2005г. -20 «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук». - Чита: ЧИПКРО,2006. - С.36-46
11. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Эксмо,
2003. - 417 с.
12. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2006. - 198 с.
13. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2012 - 464 с.
14. Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками./О.А. Вершинина. - Волгоград: Учитель, 2008.
15. Девятова И.Е. Поведение старших подростков в межличностном
конфликте.// Актуальные вопросы современной науки. - 2008.- № 4-1. - С.
146-152.
16. Драгунова Т.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения / Т.В. Драгунова.— М.: Педагогика, 1999. - 216 с.
17. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. — СПб: Речь, 2004. - 256 с.
18. Емельянов, Ю. H. Активное социально-психологическое обучение. - СПб., Речь, 2014. - 167 с
19. Ильин. Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001.
20. Кашапов, М.М. Основы конфликтологии: учебное пособие / М.М. Кашапов; Яросл.гос.ун-т. - Ярославль: ЯрГУ, 2006. - 217 с.
21. Колмогорцева Н.Н., Рахмангулова Л.М. Соотношение коммуникативной компетентности и моделей поведения подростков в конфликтной ситуации // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 5-1. С. 87-92.
22. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - М.: Академия. 2010. - 288 с.
23. Конфликты и методы их преодоления (социально¬психологический тренинг): учебн.-метод. пособие / Авт.-сост. Е.А. Осипова, - Мн., 2004. - 54с.
24. Котова Е.В. Основы тренинговой работы: учебное пособие
/ Е.В. Котова. - Красноярск, 2009. - 204 с.
25. Козер Л. Функции социального конфликта - М.: АСТ, 2010. - 354 с.
26. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Макартычева Г.И. - СПб.: Речь, 2007. - 43 с.
27. Макшанов С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика: монография. СПб.: Образование, 2007. - 319 с.
28. Мета Герда, Похмелкина Г. Медиация — искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методами и профессиональными технологиями. — М.: Изд-во «Verte», 2004. — 215 с.
29. Метелкина Е. Р. Профилактика межличностных конфликтов в подростково-юношеской среде в условиях средне-специального образовательного учреждения [Текст] / Е. Р. Метелкина // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 813-815.
30. Наконечная О.В. Психологические детерминанты конфликтности подростков. - М.: Просвет, 2010. - 217 с.
31. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М.: Академия, 2012. - 325 с.
32. От конфликта к личностному росту. Восстановительные технологии в практике разрешения конфликтных ситуаций и профилактике правонарушений несовершеннолетних. / под ред. Л.И. Рябовой. - Пермь, 2004. - 299 с.
33. Парыгин В.Д. Социальная психология.- СПб.: Санкт-
Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2003. - 289 с.
34. Пашкова, О.В. Конфликтологическая компетентность // Ярославский психологический вестник. Выпуск 9. Москва; Ярославль, 2002.
- С..25-50.
35. Петровская, Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М. : МГУ, 2002. - 168 с.
36. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. С.20-33.
37. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование.- 1997. - № 1. - С. 82-87.
38. Психология современного подростка. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. — М.: Педагогика, 2006. - 375 с.
39. Ракитина Г.Д. Применение социально-психологического
тренинга в образовании. // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 715-721.
40. Севостьянов О.В. Развитие компетентности конструктивного разрешения конфликтов у подростков.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 3. - С. 26-29.
41. Хасан, Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б.И. Хасан. - Красноярск : ФМЗ. 1996. - 382 с.
42. Цветкова Л.А. Особенности стратегии поведения подростков с установкой на конфликт//Психология личности и профессиональное развитие: проблемы, перспективы, технологии. Материалы международной научно-практической конференции 4 Левитовские чтения в МГОУ 1 апреля 2009 года. М.: Издательство МГОУ, 2009. - С. 303-307
43. Черкасова Т.В. Конфликты подростков. - М.: Просвещение, 2010. - 208 с.
44. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Смысл, 2009. - 429 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ