Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ УПОРСТВА КАК ВОЛЕВОГО КАЧЕСТВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №154795

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Проблема воли в психолого-педагогической науке 7
1.1 Сущность понятия «воля», «волевые качества» и «упорство» 7
1.2 Особенности развития волевой сферы в среднем детстве 15
1.3 Обоснование эффективности спортивных занятий как средства развития
волевых качеств 20
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Программа развития упорства на спортивных занятиях 29
2.1 Методика организации исследования 29
2.2 Актуальный уровень упорства у младших школьников 33
2.3 Методические рекомендации по развитию волевых качеств в частности
упорства младших школьников 38
Выводы по главе 2 46
Заключение 48
Библиографический список
Приложение 51

Актуальность исследования. В современном обучении школьников важный акцент уделяется развитию навыков, умений, способности решать разные задачи. С помощью прохождения данных критериев учащиеся учатся мыслить как личности, принимать самостоятельные взвешенные решения и добиваться поставленных целей. Для этого им приходится сталкиваться со множеством задач, трудностей, вопросов и в этом нелегком периоде жизни важно влияние родителей, педагога и тренера на развитие детей.
Актуальность данной темы обоснована важностью изучения развития психики ребенка, в частности эмоционально-волевой сферы младшего школьника. В данной сфере формируется основа для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний и обеспечивается эффективность их применения. При наличии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются способными к саморегуляции учебной и спортивной деятельности, проявляют силу воли и развивают себя как личность. При правильной организации времени, выделяемой учебной программой на развитие волевых качеств, становится возможным привить учащимся уважение к спорту, дисциплинированность, решительность и настрой на успешную, хоть и сложную работу.
Помимо знаний, получаемых на уроках, школьникам нужно понять различные механизмы взаимодействия, принципы принятия решений, ответственности и укрепления силы воли. Это важно, так как в будущем им придется решать свои проблемы самостоятельно и уже в школьные годы наступает время зарождения этих умений. Огромное значение здесь занимают волевые качества, способные сформировать сильную активную личность и добиться успехов в учебе и разных сферах жизни. Их усвоение приходит год за годом, и младший школьный возраст является как раз той стартовой точкой, где не должны быть совершены ошибки, а знания и навыки должны закладываться постепенно, в зависимости от возраста и уровня развития младших школьников.
Вопросом изучения волевых качеств занимались такие авторы, как Л.М. Веккер, А.И. Высоцкий, М.С. Говоров, Е.П. Ильин, А.Ц. Пуни, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик, В.И. Селиванов, и другие.
Для создания эффективных условий развития волевых качеств важно изучить особенности психологии учащихся. Формирование базовых аспектов развития волевой личности наиболее результативно именно в младшем школьном возрасте и связано оно с представлениями детей о себе и своих возможностях. На протяжении периода обучения учащийся младших классов учится управлять своим поведением, показывать самообладание, выдержку, настойчивость и упорство, выносливость и ответственность. Значит, на этом этапе обучения в школе и в спортивной секции ученикам должны быть заложены правильные основы волевых качеств, в дальнейшем влияющие на развитие их личности и становление активных, смелых, целеустремленных, инициативных личностей.
Цель исследования - изучить особенности развития упорства у младших школьников.
Объект исследования - волевая сфера детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности развития упорства у младших школьников.
Гипотеза - в младшем школьном возрасте упорство проявляется на среднем уровне и характеризуется такими проявлениями как помехоустойчивость, преодоление трудностей, гибкий поиск выхода из ситуации (способность быстро получить желаемый результат в поставленной цели).
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития волевой сферы;
- обозначить особенности развития волевой сферы в младшем школьном возрасте;
- выделить критерии и подобрать диагностические методики для изучения упорства в младшем среднем возрасте;
- проанализировать полученные данные;
- разработать программу спортивных занятий, способствующих развитию волевых качеств младших школьников.
Методы исследования:
- анализ литературы психологической и педагогической научной литературы;
- наблюдение;
- эксперимент.
База исследования: в исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 8-9 лет, систематически посещающие спортивные занятия.
Исследование было проведено в семейном фитнес-центре DAVINCI
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития волевой сферы, мы пришли к следующим вывода.
1. Волевые качества присущи каждой личности в той или иной степени выраженности, и закладываются они, как правило, в раннем детстве. Волевые качества разнообразны и уникальны, и чем больше они выражены в личности, тем больше у нее есть положительных качеств и способностей к прохождению трудных испытаний, возникающих в разных видах деятельности.
О формировании волевых качеств в личности человека и взаимосвязи этого явления с делами и суждениями высказались В.А. Иванников и Е. В. Эйдмане: «...если у человека формируется устойчивое (пусть даже и ложное) представление о своей правоте во всех делах и суждениях, о своей способности разрешить любую ситуацию и справиться с любым делом, ..., то такой человек независимо от реального владения ситуацией будет часто проявлять в поведении упорство, настойчивость и другие волевые качества.
Следовательно, справочные издания утверждают наличие контроля над поведением в проявлении волевых качеств, а также активность личности и ее конструктивные качества в отражении волевых качеств. В определении понятия «упорство» можно подчеркнуть, что толковые словари определяют это волевое качество через призму целеустремленности и приверженности осуществлению чего-либо».
2. Ведущий вид деятельности - учебная деятельность. Она определяет, формирует и влияет на важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей. Также формируется новый тип отношений с окружающими людьми. Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми.
Воспитание соответствующих, потребностей, интересов, мотивов, т. е. формирование личности школьника, и соответственно его волевых качеств - главная задача учителя с первых, шагов обучения ребенка в школе. Учителю в работе с детьми необходимо учитывать возрастные особенности проявления воли и опираться на них в своей педагогической деятельности.
Младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности младших школьников можно закладывать умения самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения цели со своими возможностями.
3. В начале данной работы нами была определена следующая цель исследования: изучить особенности развития упорства у младших школьников.
В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 8-9 лет, систематически посещающие спортивные занятия.
Исследование было проведено в семейного фитнес-центре DAVINCI.
Также были определены критерии: преодоление трудностей, помехоустойчивость, гибкий поиск выхода из ситуации, упорство.
Исходя из этого, были выбраны следующие методики по определению уровня упорства младших школьников:
1. Методика «Неразрешимая задача» (Александрова Н.И., Шульга Т.И.).
2. Методика «Выявление упорства школьников в умственной деятельности» (А.И. Высоцкий).
3. Тест «Упорство» (Методика Е.П.Ильина, Е.К.Фещенко
4. Был проведен анализ результатов исследования, который показал следующие результаты: 4 человека с высоким уровнем упорства (20%), 7 человек с низким уровнем упорства (35%), 9 человек со средним уровнем упорства (45%).
Здесь вывод довольно очевиден - на этом этапе развития личности младшего школьника у них еще нет большого опыта постановки целей и условий ее грамотного достижения. Необходима кропотливая работа педагога, совместно с помощью в некоторых случаях родителей, чтобы волевые качества были заложены правильно и в дальнейшем младшие школьники умели применять их в нужных ситуациях.
5. В работе была разработана программа спортивных занятий, способствующих развитию волевых качеств младших школьников.
С помощью программ дополнительного образования возможно создать учебный блок, направленный полностью на освоение и развитие волевых качеств младших школьников.
Программа предусматривает последовательность и непрерывность, тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). Благодаря ей возможно не только укрепить здоровье юных спортсменов, но и привить стойкий интерес к занятиям спортом, создать предпосылки для достижения высоких спортивных результатов.
Во втором классе у школьников закладываются основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, которое понимается в стремлении достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам; решительность, выдержка, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.
Для развития целеустремленности необходимо также владеть другими не менее важными видами волевых качеств. Речь идет о старании, упорстве, самостоятельности, инициативности и ряда других. Развить их комплексно можно только в конце периода младшего школьного возраста, когда пройдено множество игр, занятий, проведены соревнования. Одно волевое качество не может правильно функционировать без участия других подобных видов волевой деятельности. Самое важное, чтобы дети научились волевому воспитанию себя как личности, умели оценивать свои силы, возможности, стремились к развитию, и смогли поставить цели в учебной деятельности и в жизни таким образом, чтобы знали и применяли условия для ее достижения.
Таким образом поставленные нами цели достигнуты, задачи решены, и гипотеза подтверждена.



1. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция / Долгова А.Г. - М.: Генезис, 2009. - 216 с.
2. Александрова Н.И., Шульга Т.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «нерешаемая задача» / Вопросы психологии. - 1987. - № 6. - С. 130-132.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т./ Под ред. А.В. Бодалева. - М.: Педагогика, 1980. Т. 1. - 230с; Т.2. - 287с/ Под ред. А.В. Бодалева.
4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя./ - М.:
Просвещение, 1987. - 144с
5. Афанасьев Д.А. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности // Инновации в образовании. - 2008. - № 10. - С.94-97.
6. Бабушкин Г.Д. Когнитивно-психологический ресурс спортсмена и его диагностика / Спортивный психолог. - 2010. - № 2 (20). - С. 66-70.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование) / - М.: Просвещение, 1988. - 322 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: под ред. Д.И, Фельдштейна. / - М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -352с
9. Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений / С.С. Степанов. - М.: Дрофа-плюс, 2006. - 224 с., ил.
10. Большой психологический словарь / ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: АСТ, 2009. - 816 с.
11. Брихцин М.В. Воля и волевые качества / Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989. - С.81-88.
12. Валлон А. Психическое развитие ребенка./ - М.: Просвещение, 1967. - 195с
13. Веккер Л.М. К постановке проблемы воли / Вопросы психологии. 1957, №2. С.24-38.
14. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе/ Начальная школа. - 2001. - № 9 - С.10-13.
15. Возрастная психология: учебное пособие под ред. Обухова Л.Ф. / - М.: Педагогическое общество России. - 1999. - 442 с.
16. Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива: Межвузовский сборник науч. трудов/ Отв. Ред. В.Г. Хроменик. - Рязань: Рязанский государственный педагогический институт,2002. -122с
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина.— М.: Педагогика, 1984.—432 с.
18. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: Учебное пособие. - Челябинск: Челяб. ГПИ, 1979. - 69 с.
19. Гайдук С.А. Значение волевых качеств для успешности соревновательной деятельности спортсменов. - СПб.: Нева-пресс. - 2008. - 230 с.
20. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию./ - М.: Педагогика, 1971. - 104с
21. Говоров М.С. Психологическая характеристика инициативы школьников-подростков: автореф. дис. канд.наук. - М.: Арфа, 1962. - 183 с.
22. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
23. Диких К.В. Когнитивно-психологический ресурс юного спортсмена / Сибирский государственный ун-т физ.культуры и спорта. Научные труды: ежегодник. - Омск, 2010. - С. 14-20.
24. Дружинин Н.Е. Словарь по профориентации и психологической поддержке. — Кемерово: ЛОГОС. - 2003
25. Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов / - М.: «Академия», 2000. -160 с.
26. Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Психологически журнал, 1985. - №3. - С.48-53.
27. Иванников В.А., Эйдман Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал, 1990. - №3. - С. 38-43.
28. Ильин Е.П. Психология воли: 2-е изд.,- СПб: Питер, 2009. - 58 с.
29. Ильин Е.П. Психология воли: 2-е изд.,- СПб: Питер, 2009. - 368 с. 16.
30. Калин В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал, 1989а. №2. С.54-60.
31. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы - Ростов н/Д.: Изд. Центр «МарТ», 2000. - 320 с.
32. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность - М.,1975.- 238 с.
33. Мир детства: младший школьник / А.Г. Хрипкова. - М.: Педагогика, 1991. - 400 с.
34. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 книгах. Книга 2. / - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496с.
35. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 с.
36. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер. - М.: Педагогика, 1998. - 214 с.
37. Панкеев И.А. Русские народные игры / - М.: Яуза, 1998. - 240 с.
38. Пичугин С.С. Народные игры в организации динамической паузы / Начальная школа. - 2005. - № 8. - С.71-75.
39. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения./ - М.: В лад ос, 1999. - 576 с.
40. Пономарева В.В., Дворецкий Э.Н. Физическая культура. Курс лекций. - М.: Изд. дом. «Русский врач», 2009 - 94 с.
41. Попова, А.И., Литвинская И.Г. Развитие самостоятельности младших школьников в условиях коллективных занятий./ Начальная школа. - 1990. - № 11. - С.24-26.
42. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Владос , 2001. — 160 с: ил.
43. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование. - М.: Педагогика , 1990.—160 с.: ил. / Под ред. В. В. Давыдова; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.
44. Пуни А.Ц. О самовоспитании роли спортсмена // Проблемы психологии спорта. М., 1962. - 264с.
45. Работа с детьми: школа доверия Сальникова Н.Е. - СПб.: Питер, издание 1-е, 2003. - 288 с.
46. Развитие личности ребенка./Под ред. А. М. Фонарева. - М.:
Прогресс, 1987. - 272с.
47. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта / А.В. Родионов. - М., 2010.
48. Рудик П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена / Проблемы психологии спорта. М., 1962. - С.8-16.
49. Селевко Г.К. Серия «Самосовершенствование личности» - М.:
Народное образование, 2001. - 188 с.
50. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности / Психологический журнал, 1982. №4. С.14-21.
51. Серова Л.К. Психология личности спортсмена / Л.К. Серова. - М.: Советский спорт, 2007. - 116 с.
52. Сивакова, Л.В. От игры к спорту - один шаг / Начальная школа. - 2007. - №2. - С. 61-63.
53. Словарь по профориентации и психологической поддержке/ Издатель ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Н.Э. Баумана". Эл № ФС 77.
54. Смирнов Б.Н. Психология: учебник для техникумов физической культуры. М.: Просвещение, 1984. - 316 с.
55. Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно./ - М.: Педагогика, 1981. - 144с.
56. Стрекозин, В. П. Актуальные проблемы начального обучения. Пособие для учителя./ - М.: Просвещение, 1976. -207с.
57. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.
58. Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника./ - М.: Политиздат, 1946. - 590с.
59. Тихвинская Е.О. Психология переживания в спорте. СПб.: Нева, 2007. - 308 с.
60. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов / - М.: Аделант, 2013. - 800 с.
61. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности./ - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996. - 512с.
62. Эльконин Д. Б. Психология игры. / - М.: Педагогика, 1978. - 304с.
63. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах./ - М: НПО «Модек», 1995. - 416с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ