ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы использования специальных упражнений как средство коррекции и поддержания правильной осанки у обучающихся в 3 классе на уроках физической культуры
1.1. Значение уроков физической культуры для укрепления здоровья в
младшем школьном возрасте. Анализ содержания рабочих программ в g начальной школе
1.2. Анатомо-физиологические особенности обучающихся 3 класса 21
1.3. Сущность понятия «правильная осанка» 27
Глава 2. Организация исследования
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 33
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Внедрение в образовательный процесс комплекса специальных
упражнений для коррекции и поддержания правильной осанки у обучающихся в 3 классе
3.2 Выявление результативности коррекции и поддержания правильной
осанки на уроках физической культуры в начальной школе 35
Заключение 41
Список использованных источников 42
Приложения 45
Совершенствование физического образования в начальной школе нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика нарушений осанки. [11, с. 29]
Правильная осанка - привычное положение тела человека, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Правильная осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей, и безобидные функциональные нарушения могут привести к стойким деформациям опорно-двигательного аппарата с тяжелыми последствиями.
Нарушение осанки не должно расцениваться как безобидная деформация. У детей с таким нарушением снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно¬кишечного тракта и других органов брюшной полости. [9, с. 98].
Существуют следующие деффекты осанки: лордоз, кифоз, сколиоз.
Причины нарушения осанки бывают внутренние и внешние, врожденные и приобретенные. Под внутренними причинами нарушения осанки имеется в виду:
• разная длина ног, из-за этого возникает перекос позвоночника
• различные заболевания: рахит, туберкулёз, радикулит
• дефекты зрения и слуха, чтобы лучше видеть и слышать человек принимает неправильное положение осанки
Под внешними причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни человека:
• режим дня, к примеру, если мало отводить времени на сон, то ухудшится не только осанка
• гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений. Мышцы не получают нагрузку и становятся дряблыми и слабыми[ 12, с. 30-34].
Под врожденными причинами нарушения осанки имеется в виду, например, нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков. Под приобретенными причинами нарушения осанки:
• различные заболевания: к примеру, рахит, туберкулёз, радикулит.
• полученная травма (это может быть перелом позвоночника)
• профессиональная деятельность человека, например, сидячая работа с постоянно наклоненной головой.
• плоскостопие также вызывает нарушение осанки
Предупредить возникновение неправильной осанки гораздо легче, чем исправить ее. По мере овладения навыками ровно держать спину у человека развивается потребность следить за своей осанкой. [ 1, с. 26-28].
Актуальность исследования связана не только с ростом данной патологии, но и с тем, что она является предрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний. Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу коррекции и поддержании правильной осанки у обучающихся 3 классов посвящены работы ряда исследователей. Вместе с тем есть все основания полагать, что данная проблема разработана недостаточно. Изучение специальной литературы свидетельствует о широком распространении функциональных нарушений осанки среди школьников. По различным данным они составляют от 60 до 80%. Особое значение профилактика нарушений осанки имеет в младшем школьном возрасте, так как дети в школе проводят много времени в положении «сидя», которое является стрессовым для позвоночника и мышц спины, так как статическая поза вызывает у детей быстрое утомление. Второй причиной является рюкзак который должен иметь вес не более 3, 5 кг , но вес рюкзака современного школьника достигает 7 кг. Третьей причиной является то ,что дети мало гуляют на свежем воздухе а большинство времени проводят за компьютером. Кроме того, среди специалистов отсутствует единство мнений, как по характеру, так и по динамики нарушений осанки в период всего обучения в школе. Вместе с тем отсутствуют программы профилактики нарушений осанки в процессе проведения уроков физической культуры, так как во всех разработанных в данном направлении методиках проблема решается в основном за счет использования различных дополнительных форм физического воспитания детей.
Правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, то есть является одним из показателей состояния здоровья людей[ 4, с. 210].
Основываясь именно на данный фактор целесообразно заключить, что формирование правильной осанки представляет собой одну из важнейших задач, которую решают в физическом воспитании детей. Наиболее актуальна данная проблема в младшем школьном возрасте, так как именно тогда осуществляется интенсивное морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночного столба и других структурных основ осанки.
Воспитание правильной осанки у обучающихся в основном проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи (М.В. Арсланов, Н.Т. Белякова, А.Н. Буровых, А.Д. Дубогай и др.) приходят к единому мнению, что именно школа может и должна быть местом коррекции и поддержания нарушений осанки [ 27, с. 37].
Практическая значимость исследования заключается в том, что программа коррекции и поддержания правильной осанки у обучающихся 3 класса, основанная на полученных результатах исследования динамики и характера данных нарушений, дает возможность адекватно воздействовать на опорно-двигательный аппарат детей и приводит к улучшению в состоянии осанки.
С помощью специальных упражнений можно развить практически все двигательные качества - ловкость, координацию и выносливость. Многие упражнения способствуют коррекции и поддержанию осанки у обучающихся 3 классов, а регулярные занятия способствуют предупреждению дефектов осанки. [ 9, с. 100].
Объект исследования: образовательный процесс на уроках физической культуры
Предмет исследования: комплекс специальных упражнений направленный на коррекцию и поддержание правильной осанки
Цель: изучить влияние комплекса специальных упражнений направленного на коррекцию и поддержание правильной осанки и внедрить его в урок по физической культуре обучающихся младших классов.
Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие
Задачи:
1 Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования
2 Разработать комплекс специальных упражнений для коррекции и поддержания правильной осанки и внедрить этот комплекс в урок по физической культуре
3 Выявить эффективность влияния комплекса специальных упражнений на коррекцию и поддержание правильной осанки на уроках физической культуры в начальной школе
Гипотеза исследования: процесс коррекции и поддержания правильной осанки у обучающихся начальной школы будет результативным, если разработанный комплекс специальных упражнений внедрен в урок по физической культуре для обучающихся 3 класса.
Практическая значимость исследования: данный комплекс может быть использован, как методическая рекомендация для коррекции и поддержания правильной осанки у обучающихся 3 класса, как преподавателем на уроках физической культуры, во время прохождения данных разделов, так и тренерами- преподавателями секции по спортивной акробатике, лёгкой атлетике, спорт играх под наблюдение медицинского работника.
Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Изучив научно- методическую литературу, мы сделали вывод о том, что с одной стороны эта проблема достаточно исследована, с другой - есть пространство для конструирования новых способов и подходов. Занятия по физической культуре направлены на освоение каких либо физических качеств, а так же коррекции и поддержанию осанки. Учебная работа по физической культуре рассчитана на два часа в неделю в каждом классе, поэтому формировать и следить за осанкой только на уроках физической культуры невозможно, для этого нужны дополнительные часы - часы здоровья, которые зачастую не проводятся. На основании научно¬методической литературы мы отталкивались и проводили эксперимент.
2. На основании изученной научно- методической литературы для проведения эксперимента был разработан комплекс специальных упражнений для коррекции и поддержания правильной осанки и внедрен в учебный процесс по физической культуре обучающихся 3 класса.
3. Разработанный комплекс был предложен экспериментальной группе обучающихся 3 класса, где было выявлено, что показатели по завершению эксперимента стали значительно выше. Перед началом эксперимента в экспериментальной группе нарушение осанки имели 46% обучающихся, не восприятие речевой инструкции 31% обучающихся, не имели нарушения 23% обучающихся, если же посмотреть данные после эксперимента, то мы увидим, что произошли улучшения осанки у большинства обучающихся, которые имели нарушение, показатели стали такими: нарушение осанки 30% обучающихся, не восприятие речевой инструкции 0% обучающихся, нет нарушений осанки 69% обучающихся. В контрольной же группе до начала эксперимента нарушения имели 9 человек, данные после эксперимента говорят о том, что изменений не произошло ни в сторону ухудшения, ни в сторону улучшения осанки, но отметим, что показатели восприятия речевой инструкции возросли.
1. Горбачев М.С. Осанка младших школьников Физическая культура в школе, 2005. -28 с.
2. Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей младшего школьного возраста возраста. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста . - Новокузнецк. 1998 г.-259 с. (дата обращения: 16.01.2023).
3. Краковяк Г.М. «Воспитание осанки», Л., 1959 г.-160 с. (дата
обращения: 05.02.2023).
4. Копылов Ю.А. Беречь осанку смолоду //Физическая культура в школе. 2019, № 2.-230 с.
5. Холодов Ж.К, Кузнецов В.С.. Теория и методика физической культуры и спорта. - 12-е изд., испр. - М.: Академия, 2014. - 480 с.
6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М, 2001. - 295 с.
7. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Матвеев, Л.П //: Учебн. для ин - тов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 543 с.
8. Ашмарин Б.А., Виленский М.Я., Грантынь К.Х. и др.; Под ред. Ашмарина Б.А.. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов . - М.: Просвещение, 2019, - 360 с.
9. Бальсевич В.К., Болышенков В.Т., Рябинуев Ф.П. Концепция, физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.20, № 2019. - 104 с.
10. Кроковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. - Л.: Феникс, 2021. - 64 с.
11. Шмелин А.М. Воспитание правильной осанки - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 70 с. (дата обращения 13.12.2022).
12. Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников / Икова Валентина Викторовна. - Л.: Медгиз. Ленингр. отд-ние, 2019. - 64 с.
13. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М., 2018. -70 с.
14. Степкина М.А., Жуков С.Ю., Сарнадский В.Н. Распространенность нарушений осанки и деформации позвоночника школьников // Человек и его здоровье. - Санкт-Петербург, 2020. -180 с.
15. Грачев В.И. Физическая культура. - М.: ИКЦ Март, 2005. - 464
16. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя ФК-М.: Физкультура и спорт, 1998.-298 с.
17. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушение осанки в ОУ. - Воронеж: ТЦ Учитель, 2005. - 109 с.
18. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я Виленского, В.И. Ляха 1-4 классы:пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В. И. Лях.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2012-102 с.
19. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2018. - 210 с.
20. Белозерова Л.И., Клестов В.В. Нарушения осанки у детей, коррекция и оценка эффективности //Тез. докл. IV съезда специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины, 19-20 октября 2002, - Ростов-на-Дону, 2002. - С.129.
21. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Психология и педагогика, 2013. - 290 с.
22. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., 2019. - 300 с.
23. Васильева Т.Д. Лечебная физическая культура при сколиозах: Метод. разраб. для студентов ин-тов физ. культуры и методистов / Васильева Т.Д.; ГЦОЛИФК. - М., 2015. - 21 с.
24. Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и
сколиозах у школьников / Икова Валентина Викторовна. - Л.: Медгиз.
Ленингр. отд-ние, 2021. - 64 с.
25. Холодов Ж. Кузнецов В. Теория и методика физического воспитания и спорта/Ж. Холодов, В. Кузнецов-М., 2000.-336 с.
26. Мирская Н. Нарушение осанки. Типичные ситуации.- М.: Чистые пруды, 2005.- 32 с.
27. Никитин, С. Е. Взаимосвязь показателей физических качеств и физического развития у школьников, занимающихся волейболом / С. Е. Никитин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 4. - С. 37.
28. Никитин, С. Е. Влияние занятий атлетической гимнастикой на функциональное состояние юношей 15-17 лет / С. Е. Никитин, Д. Н. Черногоров // Культура физическая и здоровье. - 2013. - № 1(43). - С. 54-58.