Образовательный процесс на уроках физической культуры
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы использования специальных упражнений как средство коррекции и поддержания правильной осанки у обучающихся в 3 классе на уроках физической культуры
1.1. Значение уроков физической культуры для укрепления здоровья в
младшем школьном возрасте. Анализ содержания рабочих программ в g начальной школе
1.2. Анатомо-физиологические особенности обучающихся 3 класса 21
1.3. Сущность понятия «правильная осанка» 27
Глава 2. Организация исследования
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 33
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Внедрение в образовательный процесс комплекса специальных
упражнений для коррекции и поддержания правильной осанки у обучающихся в 3 классе
3.2 Выявление результативности коррекции и поддержания правильной
осанки на уроках физической культуры в начальной школе 35
Заключение 41
Список использованных источников 42
Приложения 45
Глава 1. Теоретические основы использования специальных упражнений как средство коррекции и поддержания правильной осанки у обучающихся в 3 классе на уроках физической культуры
1.1. Значение уроков физической культуры для укрепления здоровья в
младшем школьном возрасте. Анализ содержания рабочих программ в g начальной школе
1.2. Анатомо-физиологические особенности обучающихся 3 класса 21
1.3. Сущность понятия «правильная осанка» 27
Глава 2. Организация исследования
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 33
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Внедрение в образовательный процесс комплекса специальных
упражнений для коррекции и поддержания правильной осанки у обучающихся в 3 классе
3.2 Выявление результативности коррекции и поддержания правильной
осанки на уроках физической культуры в начальной школе 35
Заключение 41
Список использованных источников 42
Приложения 45
Совершенствование физического образования в начальной школе нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика нарушений осанки. [11, с. 29]
Правильная осанка - привычное положение тела человека, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Правильная осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей, и безобидные функциональные нарушения могут привести к стойким деформациям опорно-двигательного аппарата с тяжелыми последствиями.
Нарушение осанки не должно расцениваться как безобидная деформация. У детей с таким нарушением снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно¬кишечного тракта и других органов брюшной полости. [9, с. 98].
Существуют следующие деффекты осанки: лордоз, кифоз, сколиоз.
Причины нарушения осанки бывают внутренние и внешние, врожденные и приобретенные. Под внутренними причинами нарушения осанки имеется в виду:
• разная длина ног, из-за этого возникает перекос позвоночника
• различные заболевания: рахит, туберкулёз, радикулит
• дефекты зрения и слуха, чтобы лучше видеть и слышать человек принимает неправильное положение осанки
Под внешними причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни человека:
• режим дня, к примеру, если мало отводить времени на сон, то ухудшится не только осанка
• гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений. Мышцы не получают нагрузку и становятся дряблыми и слабыми[ 12, с. 30-34].
Под врожденными причинами нарушения осанки имеется в виду, например, нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков. Под приобретенными причинами нарушения осанки:
• различные заболевания: к примеру, рахит, туберкулёз, радикулит.
• полученная травма (это может быть перелом позвоночника)
• профессиональная деятельность человека, например, сидячая работа с постоянно наклоненной головой.
• плоскостопие также вызывает нарушение осанки
Предупредить возникновение неправильной осанки гораздо легче, чем исправить ее. По мере овладения навыками ровно держать спину у человека развивается потребность следить за своей осанкой. [ 1, с. 26-28].
Актуальность исследования связана не только с ростом данной патологии, но и с тем, что она является предрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний. Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу коррекции и поддержании правильной осанки у обучающихся 3 классов посвящены работы ряда исследователей. Вместе с тем есть все основания полагать, что данная проблема разработана недостаточно. Изучение специальной литературы свидетельствует о широком распространении функциональных нарушений осанки среди школьников. По различным данным они составляют от 60 до 80%. Особое значение профилактика нарушений осанки имеет в младшем школьном возрасте, так как дети в школе проводят много времени в положении «сидя», которое является стрессовым для позвоночника и мышц спины, так как статическая поза вызывает у детей быстрое утомление. Второй причиной является рюкзак который должен иметь вес не более 3, 5 кг , но вес рюкзака современного школьника достигает 7 кг. Третьей причиной является то ,что дети мало гуляют на свежем воздухе а большинство времени проводят за компьютером. Кроме того, среди специалистов отсутствует единство мнений, как по характеру, так и по динамики нарушений осанки в период всего обучения в школе. Вместе с тем отсутствуют программы профилактики нарушений осанки в процессе проведения уроков физической культуры, так как во всех разработанных в данном направлении методиках проблема решается в основном за счет использования различных дополнительных форм физического воспитания детей.
Правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, то есть является одним из показателей состояния здоровья людей[ 4, с. 210].
Основываясь именно на данный фактор целесообразно заключить, что формирование правильной осанки представляет собой одну из важнейших задач, которую решают в физическом воспитании детей. Наиболее актуальна данная проблема в младшем школьном возрасте, так как именно тогда осуществляется интенсивное морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночного столба и других структурных основ осанки.
Воспитание правильной осанки у обучающихся в основном проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи (М.В. Арсланов, Н.Т. Белякова, А.Н. Буровых, А.Д. Дубогай и др.) приходят к единому мнению, что именно школа может и должна быть местом коррекции и поддержания нарушений осанки [ 27, с. 37].
Практическая значимость исследования заключается в том, что программа коррекции и поддержания правильной осанки у обучающихся 3 класса, основанная на полученных результатах исследования динамики и характера данных нарушений, дает возможность адекватно воздействовать на опорно-двигательный аппарат детей и приводит к улучшению в состоянии осанки.
С помощью специальных упражнений можно развить практически все двигательные качества - ловкость, координацию и выносливость. Многие упражнения способствуют коррекции и поддержанию осанки у обучающихся 3 классов, а регулярные занятия способствуют предупреждению дефектов осанки. [ 9, с. 100].
Объект исследования: образовательный процесс на уроках физической культуры
Предмет исследования: комплекс специальных упражнений направленный на коррекцию и поддержание правильной осанки
Цель: изучить влияние комплекса специальных упражнений направленного на коррекцию и поддержание правильной осанки и внедрить его в урок по физической культуре обучающихся младших классов.
Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие
Задачи:
1 Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования
2 Разработать комплекс специальных упражнений для коррекции и поддержания правильной осанки и внедрить этот комплекс в урок по физической культуре
3 Выявить эффективность влияния комплекса специальных упражнений на коррекцию и поддержание правильной осанки на уроках физической культуры в начальной школе
Гипотеза исследования: процесс коррекции и поддержания правильной осанки у обучающихся начальной школы будет результативным, если разработанный комплекс специальных упражнений внедрен в урок по физической культуре для обучающихся 3 класса.
Практическая значимость исследования: данный комплекс может быть использован, как методическая рекомендация для коррекции и поддержания правильной осанки у обучающихся 3 класса, как преподавателем на уроках физической культуры, во время прохождения данных разделов, так и тренерами- преподавателями секции по спортивной акробатике, лёгкой атлетике, спорт играх под наблюдение медицинского работника.
Правильная осанка - привычное положение тела человека, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Правильная осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей, и безобидные функциональные нарушения могут привести к стойким деформациям опорно-двигательного аппарата с тяжелыми последствиями.
Нарушение осанки не должно расцениваться как безобидная деформация. У детей с таким нарушением снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно¬кишечного тракта и других органов брюшной полости. [9, с. 98].
Существуют следующие деффекты осанки: лордоз, кифоз, сколиоз.
Причины нарушения осанки бывают внутренние и внешние, врожденные и приобретенные. Под внутренними причинами нарушения осанки имеется в виду:
• разная длина ног, из-за этого возникает перекос позвоночника
• различные заболевания: рахит, туберкулёз, радикулит
• дефекты зрения и слуха, чтобы лучше видеть и слышать человек принимает неправильное положение осанки
Под внешними причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни человека:
• режим дня, к примеру, если мало отводить времени на сон, то ухудшится не только осанка
• гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений. Мышцы не получают нагрузку и становятся дряблыми и слабыми[ 12, с. 30-34].
Под врожденными причинами нарушения осанки имеется в виду, например, нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков. Под приобретенными причинами нарушения осанки:
• различные заболевания: к примеру, рахит, туберкулёз, радикулит.
• полученная травма (это может быть перелом позвоночника)
• профессиональная деятельность человека, например, сидячая работа с постоянно наклоненной головой.
• плоскостопие также вызывает нарушение осанки
Предупредить возникновение неправильной осанки гораздо легче, чем исправить ее. По мере овладения навыками ровно держать спину у человека развивается потребность следить за своей осанкой. [ 1, с. 26-28].
Актуальность исследования связана не только с ростом данной патологии, но и с тем, что она является предрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний. Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу коррекции и поддержании правильной осанки у обучающихся 3 классов посвящены работы ряда исследователей. Вместе с тем есть все основания полагать, что данная проблема разработана недостаточно. Изучение специальной литературы свидетельствует о широком распространении функциональных нарушений осанки среди школьников. По различным данным они составляют от 60 до 80%. Особое значение профилактика нарушений осанки имеет в младшем школьном возрасте, так как дети в школе проводят много времени в положении «сидя», которое является стрессовым для позвоночника и мышц спины, так как статическая поза вызывает у детей быстрое утомление. Второй причиной является рюкзак который должен иметь вес не более 3, 5 кг , но вес рюкзака современного школьника достигает 7 кг. Третьей причиной является то ,что дети мало гуляют на свежем воздухе а большинство времени проводят за компьютером. Кроме того, среди специалистов отсутствует единство мнений, как по характеру, так и по динамики нарушений осанки в период всего обучения в школе. Вместе с тем отсутствуют программы профилактики нарушений осанки в процессе проведения уроков физической культуры, так как во всех разработанных в данном направлении методиках проблема решается в основном за счет использования различных дополнительных форм физического воспитания детей.
Правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, то есть является одним из показателей состояния здоровья людей[ 4, с. 210].
Основываясь именно на данный фактор целесообразно заключить, что формирование правильной осанки представляет собой одну из важнейших задач, которую решают в физическом воспитании детей. Наиболее актуальна данная проблема в младшем школьном возрасте, так как именно тогда осуществляется интенсивное морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночного столба и других структурных основ осанки.
Воспитание правильной осанки у обучающихся в основном проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи (М.В. Арсланов, Н.Т. Белякова, А.Н. Буровых, А.Д. Дубогай и др.) приходят к единому мнению, что именно школа может и должна быть местом коррекции и поддержания нарушений осанки [ 27, с. 37].
Практическая значимость исследования заключается в том, что программа коррекции и поддержания правильной осанки у обучающихся 3 класса, основанная на полученных результатах исследования динамики и характера данных нарушений, дает возможность адекватно воздействовать на опорно-двигательный аппарат детей и приводит к улучшению в состоянии осанки.
С помощью специальных упражнений можно развить практически все двигательные качества - ловкость, координацию и выносливость. Многие упражнения способствуют коррекции и поддержанию осанки у обучающихся 3 классов, а регулярные занятия способствуют предупреждению дефектов осанки. [ 9, с. 100].
Объект исследования: образовательный процесс на уроках физической культуры
Предмет исследования: комплекс специальных упражнений направленный на коррекцию и поддержание правильной осанки
Цель: изучить влияние комплекса специальных упражнений направленного на коррекцию и поддержание правильной осанки и внедрить его в урок по физической культуре обучающихся младших классов.
Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие
Задачи:
1 Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования
2 Разработать комплекс специальных упражнений для коррекции и поддержания правильной осанки и внедрить этот комплекс в урок по физической культуре
3 Выявить эффективность влияния комплекса специальных упражнений на коррекцию и поддержание правильной осанки на уроках физической культуры в начальной школе
Гипотеза исследования: процесс коррекции и поддержания правильной осанки у обучающихся начальной школы будет результативным, если разработанный комплекс специальных упражнений внедрен в урок по физической культуре для обучающихся 3 класса.
Практическая значимость исследования: данный комплекс может быть использован, как методическая рекомендация для коррекции и поддержания правильной осанки у обучающихся 3 класса, как преподавателем на уроках физической культуры, во время прохождения данных разделов, так и тренерами- преподавателями секции по спортивной акробатике, лёгкой атлетике, спорт играх под наблюдение медицинского работника.
Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Изучив научно- методическую литературу, мы сделали вывод о том, что с одной стороны эта проблема достаточно исследована, с другой - есть пространство для конструирования новых способов и подходов. Занятия по физической культуре направлены на освоение каких либо физических качеств, а так же коррекции и поддержанию осанки. Учебная работа по физической культуре рассчитана на два часа в неделю в каждом классе, поэтому формировать и следить за осанкой только на уроках физической культуры невозможно, для этого нужны дополнительные часы - часы здоровья, которые зачастую не проводятся. На основании научно¬методической литературы мы отталкивались и проводили эксперимент.
2. На основании изученной научно- методической литературы для проведения эксперимента был разработан комплекс специальных упражнений для коррекции и поддержания правильной осанки и внедрен в учебный процесс по физической культуре обучающихся 3 класса.
3. Разработанный комплекс был предложен экспериментальной группе обучающихся 3 класса, где было выявлено, что показатели по завершению эксперимента стали значительно выше. Перед началом эксперимента в экспериментальной группе нарушение осанки имели 46% обучающихся, не восприятие речевой инструкции 31% обучающихся, не имели нарушения 23% обучающихся, если же посмотреть данные после эксперимента, то мы увидим, что произошли улучшения осанки у большинства обучающихся, которые имели нарушение, показатели стали такими: нарушение осанки 30% обучающихся, не восприятие речевой инструкции 0% обучающихся, нет нарушений осанки 69% обучающихся. В контрольной же группе до начала эксперимента нарушения имели 9 человек, данные после эксперимента говорят о том, что изменений не произошло ни в сторону ухудшения, ни в сторону улучшения осанки, но отметим, что показатели восприятия речевой инструкции возросли.
1. Изучив научно- методическую литературу, мы сделали вывод о том, что с одной стороны эта проблема достаточно исследована, с другой - есть пространство для конструирования новых способов и подходов. Занятия по физической культуре направлены на освоение каких либо физических качеств, а так же коррекции и поддержанию осанки. Учебная работа по физической культуре рассчитана на два часа в неделю в каждом классе, поэтому формировать и следить за осанкой только на уроках физической культуры невозможно, для этого нужны дополнительные часы - часы здоровья, которые зачастую не проводятся. На основании научно¬методической литературы мы отталкивались и проводили эксперимент.
2. На основании изученной научно- методической литературы для проведения эксперимента был разработан комплекс специальных упражнений для коррекции и поддержания правильной осанки и внедрен в учебный процесс по физической культуре обучающихся 3 класса.
3. Разработанный комплекс был предложен экспериментальной группе обучающихся 3 класса, где было выявлено, что показатели по завершению эксперимента стали значительно выше. Перед началом эксперимента в экспериментальной группе нарушение осанки имели 46% обучающихся, не восприятие речевой инструкции 31% обучающихся, не имели нарушения 23% обучающихся, если же посмотреть данные после эксперимента, то мы увидим, что произошли улучшения осанки у большинства обучающихся, которые имели нарушение, показатели стали такими: нарушение осанки 30% обучающихся, не восприятие речевой инструкции 0% обучающихся, нет нарушений осанки 69% обучающихся. В контрольной же группе до начала эксперимента нарушения имели 9 человек, данные после эксперимента говорят о том, что изменений не произошло ни в сторону ухудшения, ни в сторону улучшения осанки, но отметим, что показатели восприятия речевой инструкции возросли.
Подобные работы
- Контроль и оценка выполнения двигательных действий обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2024 - ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА В ВОЛЕЙБОЛЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 9-Х КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Развитие координационных способностей обучающихся 9-10 лет
гимнастическими упражнениями на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Мотивация и стимулирование школьников к активному участию на уроке физической культуры в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К
АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



