Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика изучения темы Великой Отечественной Войны на уроках внеклассного чтения по литературе в 7-8 классах (на материале рассказов К.Г.Паустовского и С.М.Олефира)

Работа №154790

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2023
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Традиции изображения темы войны в литературе XIX-XX веков 7
1.2. Особенности темы войны в современной русской литературе (на
примере сборника рассказов «Когда я был маленьким, у нас была война» С. Олефира) 17
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В
ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 25
2.1. Подходы к изучению темы ВОВ на уроках литературы в программной и
учебно-методической литературе 25
2.2. Рекомендации по внеклассному чтению произведений на тему ВОВ в 7-8
классах 30
2.3. Методические разработки уроков внеклассного чтения в 5-8 классах .... 31
2.3.1 Урок внеклассного чтения в 8 классе «Рассказ К.Г. Паустовского
«Снег» как образец «малой прозы» 31
2.3.2. Урок внеклассного чтения в 7 классе по сборнику рассказов С.М.
Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50


Сегодня история о войне - это воспоминания ветеранов и семей, в которых кто-то из родственников воевал. Ветеранов с каждым годом становится все меньше, поэтому крайне важно сохранить и пронести через поколения память о событиях Великой Отечественной войны. Особенно важно сохранение памяти для школьников-подростков, т.к. необходимо формировать в детях качества, присущие развитой личности, и прививать интерес к чтению.
Проблема сохранения памяти о событиях Великой Отечественной войны является одной из ведущих проблем современной литературы. К теме Великой Отечественной войны обращались такие детские писатели, как К.Г. Паустовский, А.Г. Алексин, В.П. Катаев, Л.А. Кассиль и др. В современной литературе традиции темы войны продолжены в творчестве Э.Н. Веркина, С.М. Олефира и др.
В данной работе нами будет рассмотрена отечественная литература для учащихся на военную тематику, мы проследим, какое значение в формировании и развитии личности учащихся имеют произведения о войне. Снижение интереса к чтению детьми произведений о войне является актуальной проблемой современности.
В рамках изучения литературы в школе немного времени уделяется рассмотрению классических произведений на тему Великой Отечественной войны, а произведения современных авторов на эту тематику остаются без внимания. По нашему мнению, произведения К.Г. Паустовского, а также сборник рассказов современного автора С. М. Олефира открывают широкие образовательные и воспитательные возможности в освоении темы войны подростками. Это определяет актуальность дипломной работы.
Новизна работы заключается в том, что мы рассматриваем два различных видения событий Великой Отечественной войны (на примере рассказов К.Г.Паустовского и С.М.Олефира.
В чем эти видения разные: К. Г. Паустовский представляет события на фронте и в тылу, в свою очередь С.М.Олефир описывает военный быт в оккупированной немцами деревне.
Объект исследования - военная тема в отечественной литературе второй половины XX в. - начала XXI в.
Предмет исследования - процесс изучения произведений на военную тему в рамках уроков внеклассного чтения по литературе в 7-8 классах.
Материал исследования - рассказы К.Г. Паустовского («Остановка в пустыне» (1942), «Кружевница Настя» (1942), «Снег» (1944) и сборник рассказов С.М. Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война» (2015).
Цель работы - раскрыть специфику представления военной тематики в рассказах отечественных писателей и представить возможности обращения к произведениям на тему Великой Отечественной войны на уроках внеклассного чтения в 7-8 классах.
Задачи исследования:
1. обозначить традиции представления темы войны в отечественной литературе;
2. выявить специфику раскрытия темы войны в отечественной литературе XX-XXI вв;
3. определить подходы к изучению темы ВОВ в программной и учебно-методической литературе в 5-8 классах;
4. сформулировать методические рекомендации по изучению школьниками произведений на тему ВОВ на уроках внеклассного чтения и представить технологические карты таких уроков для 7-8 классов.
Методы исследования: структурный, сравнительно-сопоставительный, анализ методических и литературоведческих источников по проблеме.
Теоретическая значимость научной работы заключается в том, что результаты исследовательской части могут быть использованы в дальнейшем изучении произведений на военную тематику, а в частности, раскрытии темы Великой Отечественной войны в творчестве С.М. Олефира.
Практической значимостью данного исследования является разработка комплекса методических и практических рекомендаций, которые необходимо использовать в качестве материала для уроков внеклассного чтения в 7-8 классах.
Теоретико-методологической литературоведческой основой работы явились труды литературоведов, занимающихся исследованием творчества К.Г. Паустовского (А.А. Припадчев, И.П. Никулина, Е.Н. Петросян, А.Е. Макарова, Н.Н. Кружков, Т.А. Васенина и др.) и С.М. Олефира (Е.Г. Стрижова, И.А. Васютина и др.), методистов (В.Я. Коровиной, И.Н. Арзамасцевой, М.А. Рыбниковой, Н.Е. Кутейниковой, Л.А. Банцеровой, Т.Н. Карпуниной и др.).
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 50 источников.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяются цели и задачи исследования, а также практическая значимость.
В первой главе рассматриваются литературные традиции в изображении темы Великой Отечественной войны (на примере рассказов К.Г. Паустовского), а также раскрываются художественные особенности современной военной прозы (на примере сборника рассказов С.М. Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война»).
Во второй главе производится анализ учебно-методической и программной литературы на предмет представленности в них произведений военной тематики, методов и форм подачи материала. Также представлены рекомендации по чтению произведений о Великой Отечественной войне с учетом возрастных и психологических особенностей школьников. Далее нами будет представлены примеры уроков внеклассного чтения по произведениям К.Г. Паустовского и С. Олефира на военную тематику.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по заявленной теме, вносятся предложения по дополнению школьной программы произведениями на тему Великой Отечественной войны.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Определяя традиции раскрытия темы Великой Отечественной войны, необходимо отметить, что существует несколько периодов развития темы войны в отечественной литературе XIX-XX веков. Главные мотивы, которые объединяют произведения о Великой Отечественной войне разных периодов, - это сохранение памяти о героическом подвиге народа и передача его из поколения в поколение.
Произведения Л.Н. Толстого пронизаны мыслью о том, что детям на войне не место. Это является особенностью в раскрытии темы войны, т.к. в произведениях писателей поздних периодов дети принимают активное участие в военных действиях и трудятся в тылу.
Произведения классики о войне помогут формированию у ребенка качеств образованной, интеллигентной и развитой личности, такие как мужество, смелость, ответственность дисциплинированность, умение принимать решения и др.
Внимание писателей классической литературы о войне сосредоточено на взрослении и становлении личности юного героя в условиях суровой и жестокой действительности - это является традиционным аспектом для классической литературы о войне. Контраст между миром и войной показан посредством образов-символов, различного рода деталей.
Герои произведений о Великой Отечественной войне ради Победы готовы пожертвовать собственной жизнью. Самоотверженность и жертвенность - вот качества, присущие юным героям. Произведения пронизаны идеей сплоченности народа против захватчиков, невозможно достичь цели в одиночку, только объединившись вместе, люди способны победить врага.
В детской литературе 40-х - 50-х гг. XX в. главная задача - показать героический подвиг, пример мужества и жертвенности. Герои произведений этого периода характерны для классической литературы о войне: герой-воин за справедливую и мирную жизнь. Объективно осмыслить военный опыт - художественная особенность литературы о войне 1950-70-х гг. (В. Быков). Появление лейтенантской прозы, для которой главное показать нравственные проблемы, связанные с войной. Литература 1970-80-х гг. характеризуется тем, что на первый план выходит идея сохранения памяти о Великой Отечественной войне и передача этого опыта из поколения в поколение. Герой этих произведений наделен всеми качествами, которыми обладает развитая личность: мужество, чувство долга перед Отечеством, любовь к родине и др.
В рассказах К.Г. Паустовского главные герои готовы пожертвовать собой ради победы. Они самоотверженно исполняют свой долг перед Отечеством (медсестра Настя, Балашов).
Немаловажную роль в развитии темы войны в рассказах К.Г. Паустовского играет природа, она помогает раскрытию внутреннего мира героя и показывает изменчивость окружающей обстановки. Также, раскрытию военной тематики в рассказах помогают образы-символы, используемые автором (птица, как символ мира в рассказе «Остановка в пустыне»).
В сборнике рассказов С.М. Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война» показана жизнь простой деревни, во время фашистской оккупации. Примечательно, что жизнь показана глазами маленького ребенка, из его уст мы узнаем о голоде, смертях, нехватке необходимых для жизни вещей и многом другом.
Отличительной особенностью сборника является то, что он оформлен нелинейно, непоследовательно, что показывает нам, что воспоминания приходят фрагментарно. И мы вместе с автором участвуем в этих воспоминаниях и проживаем их.
Движущей силой повествования является память, воспоминание. Отсюда в сборнике определяется главный мотив - мотив сохранения памяти о событиях Великой Отечественной войны и передача их из поколения в поколение.
Язык, которым написан сборник простой и понятный. Это продиктовано тем, что рассказы предназначены для детей, а так как тема непростая, необходимо упростить восприятие ее детьми.
В методической части нашей работы проведен анализ учебно- методической литературы с целью выявления представленности в ней произведений на военную тему и форм подачи материала.
Нами сделаны выводы о том, что в учебно-методических разработках данная тема представлена фрагментарно, что не дает ученикам полноценного освещения произведений на военную тему. В учебной программе В.Я. Коровиной изучение произведений о войне ограничивается стихотворными текстами. При изучении прозы внимание сосредоточено на образах героев произведения, что, по нашему мнению, не позволяет учащимся составить полную картину представленности военной темы в детской литературе. Тем не менее, творческие задания и приемы изучения произведений, показанные в данных разработках, способствуют формированию у учащихся интереса к самостоятельному ознакомлению с произведениями на тему Великой Отечественной войны.
Нами предложены разработки уроков внеклассного чтения по произведению К.Г. Паустовского «Снег» и по сборнику рассказов С.М. Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война». Уроки даны с использованием метода проблемного урока, по нашему мнению, эта форма урока мотивирует учащихся на размышления и поиск ответов на вопросы. Предложенные нами уроки заинтересуют учащихся в изучении произведений на тему Великой Отечественной войны на уроках в школе и самостоятельно.



1. Олефир С.М. Когда я был маленьким, у нас была война. М.: КомпасГид, 2022. 152с.
2. Паустовский К.Г. Ильинский омут. М.: Сов. Россия, 1984. 368 с.
3. Паустовский К.Г. Остановка в пустыне. URL: http://paustovskiy-
lit.ru/paustovskiy/text/rasskaz/ostanovka-v-pustyne.htm(дата обращения: 09.06.2023).
4. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 576 с.
5. Банцерова Л.А. Толстовские традиции в литературе XX века о войне.
URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/06/14/tolstovskie-
traditsii-v-literature-xx-veka-o-voyne,(дата обращения: 11.04.2023).
6. Брандесов Р.Ф., Звере Т.В., М. Качурин М.Г. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.». М.: Просвещение, 1985. 368 с.
7. Вакурова О.А. Источниковедение литературной деятельности писателей в годы Великой Отечественной войны // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. СПб., 2009. №1. С. 7-18.
8. Васенина Т.А. Тема Великой Отечественной войны в рассказах К.Г.
Паустовского «Робкое сердце» и «Подпасок». URL: https: //www.infobraz .ru/library/literature/id05051 (дата обращения:
17.06.2023).
9. Васютина И.А. Проблема жизни на оккупированной территории (на
примере повестей В. Быкова «Обелиск» и С. Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война»). URL: https://school-
science.ru/9/10/43808(дата обращения: 14.06.2023).
10. Вороничева О.В. Русские писатели о Великой Отечественной войне // Вестник Московского университета МВД России. М., 2011. №4. С. 235-38.
11. Граблина Н.В. «Любовь, что движет солнце и светила...». Урок по
рассказу К. Паустовского «Снег». URL: https: //www.den-za-
dnem.ru/page.php?article=2170(дата обращения: 10.06.2023).
12. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. - 3-е изд. -М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с
13. Зырянова О.Н. Методика обучения литературе: урок в современной школе: учеб. Пособие / О.Н. Зырянова, Н.А. Мазурова. - Красноярск: СФУ, 2020. 100 с.
14. Карпунина Т.Н. Урок литературы «Мы читаем книги о войне». URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/02/10/urok-literatury-my-chitaem-knigi-o-voyne,(дата обращения: 14.04.2023).
15. Ковтун Н.В. Тема памяти в современной прозе о Великой Отечественной войне // Культура и текст. Барнаул, 2020. №4. С. 6-4.
16. «Когда я был маленьким, у нас была война» Станислав Олефир -
отзыв. URL: https://irecommend.ru/content/stanislav-olefir-o-voine-
glazami-rebenka-pronzitelnye-vospominaniya-o-zhizni-v-okuppirovanno(дата обращения: 15.06.2023).
17. Коровина В.Я., Литература 5 класс в двух частях. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2013.
18. Коровина В.Я. Литература 6 класс в двух частях. В.Я. Коровина, В.П. Полухина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2012.
19. Коровина В.Я. Литература 7 класс в двух частях. В.Я. Коровина. М.: «Просвещение», 2007.
20. Коровина В.Я. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной 5-9 классы. URL: https://prosv.ru/data/assistance/51/371454b5-e839-11e0-85ca-001018890642.pdf,(дата обращения: 14.04.2023).
21. Косенко Е.А. Чтение с остановками солдатской сказки К.Г.
Паустовского «Похождения жука-носорога». URL:
https://znanio.ru/media/chtenie-s-ostanovkami-soldatskoj-skazki-kg-paustovskogo-pohozhdeniya-zhuka-nosoroga-2539151(дата обращения: 17.06.2023).
22. Кружков Н.Н. Воспоминания о Паустовском. На Южном фронте. URL: http: //paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/vo spominaniya/kruzhkov-na-yuzhnom-fronte.htm(дата обращения: 19.06.2023).
23. Крючкова С.Н. Конспект интегрированного занятия «Необычный
талисман Победы» (на материале сказки К.Г. Паустовского
«Похождения жука-носорога»). UR https: //nsportal .ru/detskiy-
sad/razvitie-rechi/2023/03/28/konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-neobychnyy-talisman-pobedy(дата обращения: 17.06.2023).
24. Кузнецова А.Н. Урок внеклассного чтения «Великая Отечественная
война в произведениях писателей». URL: https://infourok.ru/urok-
vneklassnogo-chteniya-velikaya-otechestvennaya-voyna-v-proizvedeniyah-pisateley-1062988.html(дата обращения: 19.06.2023).
25. Кутейникова Н.Е. Навигатор по современной отечественной детско- подростковой и юношеской литературе: методические рекомендации. М.: МАЭСТРО ПлаТинум, 2017. 158 с.
26. Крутова Н.Я, Шадрина С.Б. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной. Волгоград: Учитель, 2009. 255 с.
27. Макарова А.Е. К.Г. Паустовский - детям о войне. URL:
https://урок.рф/library/k_g_paustovskij_detyam_o_vojne_193322.html (дата обращения: 17.06.2023).
28. Молькова Т.Г. Исследовательская работа по литературе «У войны не
детское лицо». URL:
https: //kopilkaurokov. ru/literatura/prochee/issliedovatiel-skaia-rabota-po-litieraturie-u-voiny-nie-dietskoie-litso(дата обращения: 19.06.2023).
29. Мяэотс О.Н. Как тут играть? О книге Станислава Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война...» // Библиотека в школе «Первое сентября»: методическая газета для школьных и детских библиотек. М.: 2017. №2. С. 29-30.
30.Олефир С.М.: биография. URL: ййрз://цбс-магадан.рф/гедюпа1-
studies/famous-people/prozaik/olefir-stanislav-mikhaylovich/ (дата
обращения: 14.06.2023).
31.Олефир С.М. Моя родина - Магадан. URL:
https://www.kolymastory.ru/glavnaya/kolymskie-ocherki/mesto-dejstviya-kolyma/vypusk-2/mesto-dejstviya-kolyma/stanislav-olefir/ (дата обращения: 14.06.2023).
32. Осмоловская И.Ю. Лейтенантская проза. URL:
http://mosliter.ru/ruslit/20vek/lejtenantskaya proza/(дата обращения: 19.06.2023)
33. Паустовский К.Г. «Похождения жука-носорога». URL:
https://kircbs.ru/luchshie-detskie-knigi-o-velikoj-otechestvennoj-vojne-konstantin-paustovskij-poxozhdeniya-zhuka-noso/(дата обращения 16.06.2023).
34. Петросян Е.Н. Из русской литературы XX века К. Паустовский «Снег».
Что нужно человеку для счастья? (Психологизм рассказа). URL: https: //www.1urok.ru/categories/14/articles/18778 (дата обращения: 12.06.2023).
35. Пикулина И.П. О некоторых чертах романтизма в новеллах К.Г.
Паустовского военного времени. URL: https://md-
eksperiment.org/ru/post/20200805-o-nekotoryh-chertah-romantizma-v-novellah-k- g-paustovsko go-voenno go-vremeni (дата обращения: 17.06.2023).
36. Полянских Н.Н. Воспитываем «чувство жанра». Интегрированный урок по рассказу К.Г. Паустовского «Снег» в 8 классе. URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/08/09/vospityvaem-chuvstvo-zhanra-integrirovannyy-urok-po-rasskazu(дата обращения: 12.06.2023).
37. Припадчев А.А. Теоретические основы исследования лингвистических аспектов текста (на материале рассказа К.Г. Паустовского «Снег») // Вестник ВГУ. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. Воронеж, 2018. №4. С. 115-20.
38. Пронина Е. П. Тема Великой Отечественной войны в литературе XX века // Литература в школе. М., 2015. №4. С. 35-39.
39. Резникова А. 10 лучших детских книг о войне. URL:
https: //www. pravmir. ru/10-luchshih-detskih-knig-o-voyne/ (дата
обращения: 19.06.2023).
40. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. URL: http: //el ib. gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=rybnikova ocherki-po-metodike-literaturnogo 1963&bookhl,(дата обращения:14.06.2023).
41. Сигов В.К. Детская литература: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2019. 532 с.
42. Скаковская Л.Н. Интерпретация темы Великой Отечественной войны в
русской литературе XXI века. URL:
https: //rospisatel .ru/konferenzij a/skakovskaj a.htm (дата обращения:
19.06.2023).
43. Соколова, И.В. Современная военная проза в русской литературе: учебное пособие. Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2021. 75 с.
44. Смирнова О.В. Дети и война в отечественной литературе. URL: https://www.prigorok.com/index.php/39-secarticles/catdifferent/74-rtchildwar(дата обращения: 19.06.2023).
45. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 класса: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. М.: Баласс, 2011. 128 с.
46. Стрижова Е.Г. Отзыв о книге Станислава Олефира «Когда я был
маленьким, у нас была война». URL: https://www.livelib.ru/book/1003020110/reviews-kogda-ya-byl-malenkim-u-nas-byla-vojna-stanislav-olefir(дата обращения: 15.06.2023).
47. Фильцова М.С. Художественный текст на уроке русского языка как иностранного (образец урока по рассказу К. Паустовского «Снег»). URL:https://moluch.ru/archive/105/24762/(дата обращения: 10.06.2023).
48. Фирсова Т.Г. Современный урок литературного чтения: методический конструктор: учеб.-метод. пособие для студентов. Саратов. 2018. С. 211.
49. Христолюбова С.В. Исследовательская работа «Белый цвет в рассказе
К.Г. Паустовского «Снег». URL:
https://videouroki.net/razrabotki/issliedovatiel-skaia-rabota-bielyi-tsviet-v-rasskazie-k-g-paustovskogho-sniegh.html(дата обращения: 10.06.2023).
50.Чернова М.М. Лиризм в рассказах-сказках К. Паустовского о военном времени // Отечественная словесность о войне. Проблема национального сознания: К 70-летию Победы в Великой
Отечественной войне. Материалы XX Шешуковских чтений / под ред. Л.А. Трубиной. М.: МПГУ, 2015. С. 205-210.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ