Специфика изучения темы Великой Отечественной Войны на уроках внеклассного чтения по литературе в 7-8 классах (на материале рассказов К.Г.Паустовского и С.М.Олефира)
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Традиции изображения темы войны в литературе XIX-XX веков 7
1.2. Особенности темы войны в современной русской литературе (на
примере сборника рассказов «Когда я был маленьким, у нас была война» С. Олефира) 17
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В
ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 25
2.1. Подходы к изучению темы ВОВ на уроках литературы в программной и
учебно-методической литературе 25
2.2. Рекомендации по внеклассному чтению произведений на тему ВОВ в 7-8
классах 30
2.3. Методические разработки уроков внеклассного чтения в 5-8 классах .... 31
2.3.1 Урок внеклассного чтения в 8 классе «Рассказ К.Г. Паустовского
«Снег» как образец «малой прозы» 31
2.3.2. Урок внеклассного чтения в 7 классе по сборнику рассказов С.М.
Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
Сегодня история о войне - это воспоминания ветеранов и семей, в которых кто-то из родственников воевал. Ветеранов с каждым годом становится все меньше, поэтому крайне важно сохранить и пронести через поколения память о событиях Великой Отечественной войны. Особенно важно сохранение памяти для школьников-подростков, т.к. необходимо формировать в детях качества, присущие развитой личности, и прививать интерес к чтению.
Проблема сохранения памяти о событиях Великой Отечественной войны является одной из ведущих проблем современной литературы. К теме Великой Отечественной войны обращались такие детские писатели, как К.Г. Паустовский, А.Г. Алексин, В.П. Катаев, Л.А. Кассиль и др. В современной литературе традиции темы войны продолжены в творчестве Э.Н. Веркина, С.М. Олефира и др.
В данной работе нами будет рассмотрена отечественная литература для учащихся на военную тематику, мы проследим, какое значение в формировании и развитии личности учащихся имеют произведения о войне. Снижение интереса к чтению детьми произведений о войне является актуальной проблемой современности.
В рамках изучения литературы в школе немного времени уделяется рассмотрению классических произведений на тему Великой Отечественной войны, а произведения современных авторов на эту тематику остаются без внимания. По нашему мнению, произведения К.Г. Паустовского, а также сборник рассказов современного автора С. М. Олефира открывают широкие образовательные и воспитательные возможности в освоении темы войны подростками. Это определяет актуальность дипломной работы.
Новизна работы заключается в том, что мы рассматриваем два различных видения событий Великой Отечественной войны (на примере рассказов К.Г.Паустовского и С.М.Олефира.
В чем эти видения разные: К. Г. Паустовский представляет события на фронте и в тылу, в свою очередь С.М.Олефир описывает военный быт в оккупированной немцами деревне.
Объект исследования - военная тема в отечественной литературе второй половины XX в. - начала XXI в.
Предмет исследования - процесс изучения произведений на военную тему в рамках уроков внеклассного чтения по литературе в 7-8 классах.
Материал исследования - рассказы К.Г. Паустовского («Остановка в пустыне» (1942), «Кружевница Настя» (1942), «Снег» (1944) и сборник рассказов С.М. Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война» (2015).
Цель работы - раскрыть специфику представления военной тематики в рассказах отечественных писателей и представить возможности обращения к произведениям на тему Великой Отечественной войны на уроках внеклассного чтения в 7-8 классах.
Задачи исследования:
1. обозначить традиции представления темы войны в отечественной литературе;
2. выявить специфику раскрытия темы войны в отечественной литературе XX-XXI вв;
3. определить подходы к изучению темы ВОВ в программной и учебно-методической литературе в 5-8 классах;
4. сформулировать методические рекомендации по изучению школьниками произведений на тему ВОВ на уроках внеклассного чтения и представить технологические карты таких уроков для 7-8 классов.
Методы исследования: структурный, сравнительно-сопоставительный, анализ методических и литературоведческих источников по проблеме.
Теоретическая значимость научной работы заключается в том, что результаты исследовательской части могут быть использованы в дальнейшем изучении произведений на военную тематику, а в частности, раскрытии темы Великой Отечественной войны в творчестве С.М. Олефира.
Практической значимостью данного исследования является разработка комплекса методических и практических рекомендаций, которые необходимо использовать в качестве материала для уроков внеклассного чтения в 7-8 классах.
Теоретико-методологической литературоведческой основой работы явились труды литературоведов, занимающихся исследованием творчества К.Г. Паустовского (А.А. Припадчев, И.П. Никулина, Е.Н. Петросян, А.Е. Макарова, Н.Н. Кружков, Т.А. Васенина и др.) и С.М. Олефира (Е.Г. Стрижова, И.А. Васютина и др.), методистов (В.Я. Коровиной, И.Н. Арзамасцевой, М.А. Рыбниковой, Н.Е. Кутейниковой, Л.А. Банцеровой, Т.Н. Карпуниной и др.).
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 50 источников.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяются цели и задачи исследования, а также практическая значимость.
В первой главе рассматриваются литературные традиции в изображении темы Великой Отечественной войны (на примере рассказов К.Г. Паустовского), а также раскрываются художественные особенности современной военной прозы (на примере сборника рассказов С.М. Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война»).
Во второй главе производится анализ учебно-методической и программной литературы на предмет представленности в них произведений военной тематики, методов и форм подачи материала. Также представлены рекомендации по чтению произведений о Великой Отечественной войне с учетом возрастных и психологических особенностей школьников. Далее нами будет представлены примеры уроков внеклассного чтения по произведениям К.Г. Паустовского и С. Олефира на военную тематику.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по заявленной теме, вносятся предложения по дополнению школьной программы произведениями на тему Великой Отечественной войны.
Определяя традиции раскрытия темы Великой Отечественной войны, необходимо отметить, что существует несколько периодов развития темы войны в отечественной литературе XIX-XX веков. Главные мотивы, которые объединяют произведения о Великой Отечественной войне разных периодов, - это сохранение памяти о героическом подвиге народа и передача его из поколения в поколение.
Произведения Л.Н. Толстого пронизаны мыслью о том, что детям на войне не место. Это является особенностью в раскрытии темы войны, т.к. в произведениях писателей поздних периодов дети принимают активное участие в военных действиях и трудятся в тылу.
Произведения классики о войне помогут формированию у ребенка качеств образованной, интеллигентной и развитой личности, такие как мужество, смелость, ответственность дисциплинированность, умение принимать решения и др.
Внимание писателей классической литературы о войне сосредоточено на взрослении и становлении личности юного героя в условиях суровой и жестокой действительности - это является традиционным аспектом для классической литературы о войне. Контраст между миром и войной показан посредством образов-символов, различного рода деталей.
Герои произведений о Великой Отечественной войне ради Победы готовы пожертвовать собственной жизнью. Самоотверженность и жертвенность - вот качества, присущие юным героям. Произведения пронизаны идеей сплоченности народа против захватчиков, невозможно достичь цели в одиночку, только объединившись вместе, люди способны победить врага.
В детской литературе 40-х - 50-х гг. XX в. главная задача - показать героический подвиг, пример мужества и жертвенности. Герои произведений этого периода характерны для классической литературы о войне: герой-воин за справедливую и мирную жизнь. Объективно осмыслить военный опыт - художественная особенность литературы о войне 1950-70-х гг. (В. Быков). Появление лейтенантской прозы, для которой главное показать нравственные проблемы, связанные с войной. Литература 1970-80-х гг. характеризуется тем, что на первый план выходит идея сохранения памяти о Великой Отечественной войне и передача этого опыта из поколения в поколение. Герой этих произведений наделен всеми качествами, которыми обладает развитая личность: мужество, чувство долга перед Отечеством, любовь к родине и др.
В рассказах К.Г. Паустовского главные герои готовы пожертвовать собой ради победы. Они самоотверженно исполняют свой долг перед Отечеством (медсестра Настя, Балашов).
Немаловажную роль в развитии темы войны в рассказах К.Г. Паустовского играет природа, она помогает раскрытию внутреннего мира героя и показывает изменчивость окружающей обстановки. Также, раскрытию военной тематики в рассказах помогают образы-символы, используемые автором (птица, как символ мира в рассказе «Остановка в пустыне»).
В сборнике рассказов С.М. Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война» показана жизнь простой деревни, во время фашистской оккупации. Примечательно, что жизнь показана глазами маленького ребенка, из его уст мы узнаем о голоде, смертях, нехватке необходимых для жизни вещей и многом другом.
Отличительной особенностью сборника является то, что он оформлен нелинейно, непоследовательно, что показывает нам, что воспоминания приходят фрагментарно. И мы вместе с автором участвуем в этих воспоминаниях и проживаем их.
Движущей силой повествования является память, воспоминание. Отсюда в сборнике определяется главный мотив - мотив сохранения памяти о событиях Великой Отечественной войны и передача их из поколения в поколение.
Язык, которым написан сборник простой и понятный. Это продиктовано тем, что рассказы предназначены для детей, а так как тема непростая, необходимо упростить восприятие ее детьми.
В методической части нашей работы проведен анализ учебно- методической литературы с целью выявления представленности в ней произведений на военную тему и форм подачи материала.
Нами сделаны выводы о том, что в учебно-методических разработках данная тема представлена фрагментарно, что не дает ученикам полноценного освещения произведений на военную тему. В учебной программе В.Я. Коровиной изучение произведений о войне ограничивается стихотворными текстами. При изучении прозы внимание сосредоточено на образах героев произведения, что, по нашему мнению, не позволяет учащимся составить полную картину представленности военной темы в детской литературе. Тем не менее, творческие задания и приемы изучения произведений, показанные в данных разработках, способствуют формированию у учащихся интереса к самостоятельному ознакомлению с произведениями на тему Великой Отечественной войны.
Нами предложены разработки уроков внеклассного чтения по произведению К.Г. Паустовского «Снег» и по сборнику рассказов С.М. Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война». Уроки даны с использованием метода проблемного урока, по нашему мнению, эта форма урока мотивирует учащихся на размышления и поиск ответов на вопросы. Предложенные нами уроки заинтересуют учащихся в изучении произведений на тему Великой Отечественной войны на уроках в школе и самостоятельно.
1. Олефир С.М. Когда я был маленьким, у нас была война. М.: КомпасГид, 2022. 152с.
2. Паустовский К.Г. Ильинский омут. М.: Сов. Россия, 1984. 368 с.
3. Паустовский К.Г. Остановка в пустыне. URL: http://paustovskiy-
lit.ru/paustovskiy/text/rasskaz/ostanovka-v-pustyne.htm(дата обращения: 09.06.2023).
4. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 576 с.
5. Банцерова Л.А. Толстовские традиции в литературе XX века о войне.
URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/06/14/tolstovskie-
traditsii-v-literature-xx-veka-o-voyne,(дата обращения: 11.04.2023).
6. Брандесов Р.Ф., Звере Т.В., М. Качурин М.Г. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.». М.: Просвещение, 1985. 368 с.
7. Вакурова О.А. Источниковедение литературной деятельности писателей в годы Великой Отечественной войны // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. СПб., 2009. №1. С. 7-18.
8. Васенина Т.А. Тема Великой Отечественной войны в рассказах К.Г.
Паустовского «Робкое сердце» и «Подпасок». URL: https: //www.infobraz .ru/library/literature/id05051 (дата обращения:
17.06.2023).
9. Васютина И.А. Проблема жизни на оккупированной территории (на
примере повестей В. Быкова «Обелиск» и С. Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война»). URL: https://school-
science.ru/9/10/43808(дата обращения: 14.06.2023).
10. Вороничева О.В. Русские писатели о Великой Отечественной войне // Вестник Московского университета МВД России. М., 2011. №4. С. 235-38.
11. Граблина Н.В. «Любовь, что движет солнце и светила...». Урок по
рассказу К. Паустовского «Снег». URL: https: //www.den-za-
dnem.ru/page.php?article=2170(дата обращения: 10.06.2023).
12. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. - 3-е изд. -М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с
13. Зырянова О.Н. Методика обучения литературе: урок в современной школе: учеб. Пособие / О.Н. Зырянова, Н.А. Мазурова. - Красноярск: СФУ, 2020. 100 с.
14. Карпунина Т.Н. Урок литературы «Мы читаем книги о войне». URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/02/10/urok-literatury-my-chitaem-knigi-o-voyne,(дата обращения: 14.04.2023).
15. Ковтун Н.В. Тема памяти в современной прозе о Великой Отечественной войне // Культура и текст. Барнаул, 2020. №4. С. 6-4.
16. «Когда я был маленьким, у нас была война» Станислав Олефир -
отзыв. URL: https://irecommend.ru/content/stanislav-olefir-o-voine-
glazami-rebenka-pronzitelnye-vospominaniya-o-zhizni-v-okuppirovanno(дата обращения: 15.06.2023).
17. Коровина В.Я., Литература 5 класс в двух частях. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2013.
18. Коровина В.Я. Литература 6 класс в двух частях. В.Я. Коровина, В.П. Полухина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2012.
19. Коровина В.Я. Литература 7 класс в двух частях. В.Я. Коровина. М.: «Просвещение», 2007.
20. Коровина В.Я. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной 5-9 классы. URL: https://prosv.ru/data/assistance/51/371454b5-e839-11e0-85ca-001018890642.pdf,(дата обращения: 14.04.2023).
21. Косенко Е.А. Чтение с остановками солдатской сказки К.Г.
Паустовского «Похождения жука-носорога». URL:
https://znanio.ru/media/chtenie-s-ostanovkami-soldatskoj-skazki-kg-paustovskogo-pohozhdeniya-zhuka-nosoroga-2539151(дата обращения: 17.06.2023).
22. Кружков Н.Н. Воспоминания о Паустовском. На Южном фронте. URL: http: //paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/vo spominaniya/kruzhkov-na-yuzhnom-fronte.htm(дата обращения: 19.06.2023).
23. Крючкова С.Н. Конспект интегрированного занятия «Необычный
талисман Победы» (на материале сказки К.Г. Паустовского
«Похождения жука-носорога»). UR https: //nsportal .ru/detskiy-
sad/razvitie-rechi/2023/03/28/konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-neobychnyy-talisman-pobedy(дата обращения: 17.06.2023).
24. Кузнецова А.Н. Урок внеклассного чтения «Великая Отечественная
война в произведениях писателей». URL: https://infourok.ru/urok-
vneklassnogo-chteniya-velikaya-otechestvennaya-voyna-v-proizvedeniyah-pisateley-1062988.html(дата обращения: 19.06.2023).
25. Кутейникова Н.Е. Навигатор по современной отечественной детско- подростковой и юношеской литературе: методические рекомендации. М.: МАЭСТРО ПлаТинум, 2017. 158 с.
26. Крутова Н.Я, Шадрина С.Б. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной. Волгоград: Учитель, 2009. 255 с.
27. Макарова А.Е. К.Г. Паустовский - детям о войне. URL:
https://урок.рф/library/k_g_paustovskij_detyam_o_vojne_193322.html (дата обращения: 17.06.2023).
28. Молькова Т.Г. Исследовательская работа по литературе «У войны не
детское лицо». URL:
https: //kopilkaurokov. ru/literatura/prochee/issliedovatiel-skaia-rabota-po-litieraturie-u-voiny-nie-dietskoie-litso(дата обращения: 19.06.2023).
29. Мяэотс О.Н. Как тут играть? О книге Станислава Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война...» // Библиотека в школе «Первое сентября»: методическая газета для школьных и детских библиотек. М.: 2017. №2. С. 29-30.
30.Олефир С.М.: биография. URL: ййрз://цбс-магадан.рф/гедюпа1-
studies/famous-people/prozaik/olefir-stanislav-mikhaylovich/ (дата
обращения: 14.06.2023).
31.Олефир С.М. Моя родина - Магадан. URL:
https://www.kolymastory.ru/glavnaya/kolymskie-ocherki/mesto-dejstviya-kolyma/vypusk-2/mesto-dejstviya-kolyma/stanislav-olefir/ (дата обращения: 14.06.2023).
32. Осмоловская И.Ю. Лейтенантская проза. URL:
http://mosliter.ru/ruslit/20vek/lejtenantskaya proza/(дата обращения: 19.06.2023)
33. Паустовский К.Г. «Похождения жука-носорога». URL:
https://kircbs.ru/luchshie-detskie-knigi-o-velikoj-otechestvennoj-vojne-konstantin-paustovskij-poxozhdeniya-zhuka-noso/(дата обращения 16.06.2023).
34. Петросян Е.Н. Из русской литературы XX века К. Паустовский «Снег».
Что нужно человеку для счастья? (Психологизм рассказа). URL: https: //www.1urok.ru/categories/14/articles/18778 (дата обращения: 12.06.2023).
35. Пикулина И.П. О некоторых чертах романтизма в новеллах К.Г.
Паустовского военного времени. URL: https://md-
eksperiment.org/ru/post/20200805-o-nekotoryh-chertah-romantizma-v-novellah-k- g-paustovsko go-voenno go-vremeni (дата обращения: 17.06.2023).
36. Полянских Н.Н. Воспитываем «чувство жанра». Интегрированный урок по рассказу К.Г. Паустовского «Снег» в 8 классе. URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/08/09/vospityvaem-chuvstvo-zhanra-integrirovannyy-urok-po-rasskazu(дата обращения: 12.06.2023).
37. Припадчев А.А. Теоретические основы исследования лингвистических аспектов текста (на материале рассказа К.Г. Паустовского «Снег») // Вестник ВГУ. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. Воронеж, 2018. №4. С. 115-20.
38. Пронина Е. П. Тема Великой Отечественной войны в литературе XX века // Литература в школе. М., 2015. №4. С. 35-39.
39. Резникова А. 10 лучших детских книг о войне. URL:
https: //www. pravmir. ru/10-luchshih-detskih-knig-o-voyne/ (дата
обращения: 19.06.2023).
40. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. URL: http: //el ib. gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=rybnikova ocherki-po-metodike-literaturnogo 1963&bookhl,(дата обращения:14.06.2023).
41. Сигов В.К. Детская литература: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2019. 532 с.
42. Скаковская Л.Н. Интерпретация темы Великой Отечественной войны в
русской литературе XXI века. URL:
https: //rospisatel .ru/konferenzij a/skakovskaj a.htm (дата обращения:
19.06.2023).
43. Соколова, И.В. Современная военная проза в русской литературе: учебное пособие. Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2021. 75 с.
44. Смирнова О.В. Дети и война в отечественной литературе. URL: https://www.prigorok.com/index.php/39-secarticles/catdifferent/74-rtchildwar(дата обращения: 19.06.2023).
45. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 класса: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. М.: Баласс, 2011. 128 с.
46. Стрижова Е.Г. Отзыв о книге Станислава Олефира «Когда я был
маленьким, у нас была война». URL: https://www.livelib.ru/book/1003020110/reviews-kogda-ya-byl-malenkim-u-nas-byla-vojna-stanislav-olefir(дата обращения: 15.06.2023).
47. Фильцова М.С. Художественный текст на уроке русского языка как иностранного (образец урока по рассказу К. Паустовского «Снег»). URL:https://moluch.ru/archive/105/24762/(дата обращения: 10.06.2023).
48. Фирсова Т.Г. Современный урок литературного чтения: методический конструктор: учеб.-метод. пособие для студентов. Саратов. 2018. С. 211.
49. Христолюбова С.В. Исследовательская работа «Белый цвет в рассказе
К.Г. Паустовского «Снег». URL:
https://videouroki.net/razrabotki/issliedovatiel-skaia-rabota-bielyi-tsviet-v-rasskazie-k-g-paustovskogho-sniegh.html(дата обращения: 10.06.2023).
50.Чернова М.М. Лиризм в рассказах-сказках К. Паустовского о военном времени // Отечественная словесность о войне. Проблема национального сознания: К 70-летию Победы в Великой
Отечественной войне. Материалы XX Шешуковских чтений / под ред. Л.А. Трубиной. М.: МПГУ, 2015. С. 205-210.