Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие трудовых умений старших дошкольников в процессе ухода за растениями

Работа №15479

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
899
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития трудовых умений
старших дошкольников в процессе ухода за растениями 8
1.1. Трудовые умения старших дошкольников, их характеристика и
значение 8
1.2. Уход за растениями как средство развития трудовых умений старших
дошкольников 13
1.3. Методика развития трудовых умений старших дошкольников в
процессе ухода за растениями 22
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию трудовых умений старших дошкольников в процессе ухода за растениями 32
2.1. Выявления уровня развития трудовых умений старших дошкольников по
уходу за растениями 32
2.2. Комплекс трудовых дел, направленный на развитие трудовых
умений старших дошкольников в процессе ухода за растениями 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 40
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложения 52


Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно-ценных качеств, уважения к труду взрослых. Трудовые умения - это любая практическая деятельность, направленная на реальное изменение наличного материального бытия - не только природного, но и социального [40, с. 2].
В ФГОС дошкольного образования указывается, что трудовое воспитание - одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества;
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовывать себя в различных видах труда и творчества [49, с. 34].
В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движения в труде, полученный результат формирует умение создавать, ценить, беречь, то есть обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.
Р.С. Буре, В.Г. Нечаева, Л.В. Куцакова отмечают, что трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга [8, 26, 39].
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребёнок испытывает радость от труда.
Цель исследования - выявить эффективность условий развития трудовых умений старших дошкольников в процессе ухода за растениями.
Объект исследования: эффективные условия развития трудовых умений старших дошкольников.
Предмет исследования: образовательный процесс по развитию трудовых умений старших дошкольников по уходу за растениями.
Гипотеза исследования: развитие трудовых умений старших дошкольников по уходу за растениями будет эффективным, если будут соблюдены следующие условия:
а) планово проводить непосредственно образовательную деятельность развитию трудовых умений в процессе ухода старших дошкольников за растениями согласуя с тем, что трудовые задания должны быть посильными, а их сложность должна нарастать постепенно;
б) дидактически соответствующим образом подобрать комплекс трудовых дел по уходу за растениями, используя разнообразные и интересные детям методы и приемы работы;
в) поддержание эмоциональной настроенности и положительного мотива у старших дошкольников по уходу за растениями.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития трудовых умений старших дошкольников в процессе ухода за растениями.
2. Выявить уровень развития трудовых умений старших дошкольников по уходу за растениями.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность комплекса трудовых дел старших дошкольников по уходу за растениями.
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- психолого-педагогический эксперимент;
- обобщение и систематизация.
- количественная и качественная обработка результатов.
Практическая значимость исследования: составленный комплекс трудовых дел может быть использован педагогами ДОУ для развития трудовых умений старших дошкольников в процессе ухода за растениями.
Структура дипломной работы: Работа состоит из введения, в котором определены актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы и приемы исследования, практическая значимость исследования, база экспериментального исследования, апробация результатов исследования; двух глав: теоретической «Теоретические основы проблемы развития трудовых умений старших дошкольников в процессе ухода за растениями» и практической «Опытно-экспериментальная работа по развитию трудовых умений старших дошкольников в процессе ухода за растениями», выводов, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение и анализ литературы позволил выявить особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию трудовых умений по уходу за растениями.
В развитии трудовых умений дошкольника очень велико значение ознакомления с комнатными растениями и растениями на участке. Активное, планомерное знакомство с растениями под руководством воспитателя содействует развитию трудовых навыков и трудолюбия, бережного отношения ко всему живому. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой, что способствует формированию положительного отношения детей к труду, труд становится осмысленным и целенаправленным. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.
Для подтверждения гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию трудовых умений старших дошкольников в процессе ухода за растениями. Она состояла из трех этапов.
На констатирующем этапе с помощью диагностических методик был выявлен первоначальный уровень развития трудовых умений старших дошкольников. Итоги диагностики показали схожесть уровня развития трудовых умений старших дошкольников контрольной и экспериментальной групп: большинство детей находились на низком уровне. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости целенаправленной работы по формированию трудовых умений у детей.
На формирующем этапе был разработан и реализован в течение учебного года в экспериментальной группе комплекс трудовых дел по уходу за растениями.
Повторная диагностика уровня развития трудовых умений старших дошкольников на контрольном этапе показала их прирост в
экспериментальной группе как при сравнении с контрольной группой, так и в сравнении с констатирующим этапом. Это свидетельствует об эффективности разработанного комплекса трудовых дел при соблюдении необходимых условий организации трудовой деятельности детей.
На основании проделанной работы и анализа полученных результатов можно утверждать, что цель и задачи исследования нашли свое решение. Гипотеза исследования подтверждена.


1. Бабенко, С.В. Анализ, диагностика и планирование трудовой деятельности детей дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации для студентов / С.В. Бабенко. - Челябинск: Сатка, 2013. - 116 с.
2. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М.: Академия, 1998. - 387 с.
4. Бондаренко, Т.М. Приобщение дошкольников к труду [Текст]: методическое пособие / Т.М. Бондаренко. - М.: Метода, 2014. - 208 с.
5. Брагин, А. Жизнь растений. Все обо всем. Популярная Энциклопедия для детей [Текст]: энциклопедия / А. Брагин. - М.: АСТ, 2004. - 356с.
6. Буре, Р.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду [Текст]: учебное пособие / Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 347 с.
7. Буре, Р.С. Дошкольник и труд [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 119 с.
8. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р.С. Буре. - М.: Мозайка-Синтез, 2011. - 136 с.
9. Васильева, М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: учебник / М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 1998. - 397 с.
10. Васильева, М.А. Дошкольное воспитание [Текст]: учебное пособие / М.А. Васильева // Главный редактор, 2000. - № 4. - С. 57-60.
11. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: учебное пособие / С.А. Веретенникова. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с.
12. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт,
2013. - 510 c.
13. Воспитание дошкольников в труде [Текст] / Под ред. В.Г. Нечаевой.
- М.: Педагогика, 1998. - 309 с.
14. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду [Текст] / Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Под ред. A.M. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1998. - С. 55-59.
15. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст]: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1981. - 80 с.
16. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст]: словарь / Г.А. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: МарТ, 2005. - 448 с.
17. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст]: учебник / С.А. Козлова. - М.: Норма, 2011. - 341 с.
18. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Инфра-М, 2011. - 278 с.
19. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст]: учеб. пособие / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.
- М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 144 с.
20. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. - М.: Мозайка-Синтез, 2009. - 90 с.
21. Крохина, С.А. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе[Текст] / С.А. Крохина // Дошкольное воспитание. - 2010. - №. - С. 19-21.
22. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст]: учебное пособие / М.В. Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 160 с.
23. Куликова, Т. Учите детей трудиться! [Текст] /Т. Куликова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 12. - С.101-105.
24. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника [Текст]: учебное пособие / Л.В. Куцакова. - М.: Просвещение,
2014. - 316 с.
25. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет [Текст]: учебное пособие / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика- Синтез, 2012. - 128 c.
26. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 5-7 лет [Текст]: учебное пособие / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 128 c.
27. Лабутина, Н.В. Трудовое воспитание дошкольников [Текст]: методическое пособие для педагога детского сада / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 72 с.
28. Леднева, С. Путешествуем, играем, познаем и развиваем [Текст] / С. Леднева // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 33-37.
29. Литвинович, О.В. Совместная трудовая деятельность в детском саду [Текст] / О.В. Литвинович // Дошкольная педагогика. - 2010. - №4. - С. 28-31.
30. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно¬
методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.
31. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]: методическое пособие / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина - М.: Детство-Пресс, 2008. - 224 с.
32. Лысенко, В.Д. Приобщаем детей к труду [Текст]: учебное пособие / В.Д. Лысенко. - М.: Мозырь, 2004. - 61 с.
33. Макаренко, А.С. Воспитание в труде [Текст]: учебное пособие / А.С. Макаренко. - М.: Издательство политической литературы, 1986. - 367с.
34. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок [Текст]: учебное пособие / Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова. - М.: Сфера, 2003. - 320 с.
35. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст]: учебник / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 1991. - 255 с.
36. Маханева, М.Д. Учим детей трудиться [Текст]: учебное пособие / М.Д. Маханева, О.В. Скворцова. - М.: Сфера, 2012. - 64 c.
37. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2008. - 456 с.
38. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде [Текст]: учебник / В.Г. Нечаева. - М.: Педагогика, 1995. - 213 с.
39. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб. пособие ддя студ. высшего заведения / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2002. - 336 с
40. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 150 с.
41. Павлова, М.В. Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности [Текст] / М.В. Павлова // Дошкольная педагогика. - 2011. - №1. - С. 37-39.
42. Сайгушева, Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду [Текст]: учебное пособие / Л.И. Сайгушева. - М.: Феникс, 2013. - 162 с.
43. Свадковский, И.Ф. О воспитании трудолюбия у детей [Текст]: учебное пособие / И.Ф. Свадковский. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1959. - 110 с.
44. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности [Текст]: учебное пособие / Д.В. Сергеева. - М.: Дошкольная педагогика, 1999. - 266 с.
45. Стреха, Е.А. Труд в природе как средство социализации личности ребенка дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Стреха. - Минск: БГПУ, 2009. - 461 с.
46. Сухомлинский, А.В. Сердце отдаю детям [Текст]: учебно-методическое пособие /А.В. Сухомлинский. - М.: Издательство политической литературы, 2000. - 367 с.
47. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.
48. Ушинский, К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении [Текст]: учебное пособие / К.Д. Ушинский. - М.: Издательство политической литературы, 1995. - 377 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]/ - М.: Перспектива, 2014. - 32 с.
50. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде [Текст]: учебное пособие / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 1990. - 174 с.
Энциклопедический словарь. Современная версия [Текст] / Под ред. Ф.А. Брокгауза, И. Ефрона. - М.: Эксмо, 2005. - 688 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ