Спортивная олимпиада как средство повышения интереса обучающихся начальных классов к занятиям физической культурой
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты повышения интереса обучающихся начальных классов к занятиям физической культурой 8
1.1 Сущность понятий «интерес» и «познавательный интерес» и его роль в
преподавании предмета «Физическая культура» 8
1.2 Психолого-педагогические особенности обучающихся начальных
классов 16
1.3 Теоретическое обоснование организации спортивной олимпиады по
физической культуре в начальной школе 23
1.4 Методические рекомендации для подготовки обучающихся к спортивной
олимпиаде по физической культуре 27
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по повышению интереса обучающихся начальных классов к занятиям физической культурой посредством проведения спортивной олимпиады 37
2.1. Анализ исходных результатов олимпиады по физической культуре в 4
классе 37
2.2 Реализация технологии повышения интереса обучающихся начальных
классов к занятиям физической культурой 41
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 43
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 57
Глава 1. Теоретические аспекты повышения интереса обучающихся начальных классов к занятиям физической культурой 8
1.1 Сущность понятий «интерес» и «познавательный интерес» и его роль в
преподавании предмета «Физическая культура» 8
1.2 Психолого-педагогические особенности обучающихся начальных
классов 16
1.3 Теоретическое обоснование организации спортивной олимпиады по
физической культуре в начальной школе 23
1.4 Методические рекомендации для подготовки обучающихся к спортивной
олимпиаде по физической культуре 27
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по повышению интереса обучающихся начальных классов к занятиям физической культурой посредством проведения спортивной олимпиады 37
2.1. Анализ исходных результатов олимпиады по физической культуре в 4
классе 37
2.2 Реализация технологии повышения интереса обучающихся начальных
классов к занятиям физической культурой 41
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 43
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 57
Актуальность. Социальные и экономические изменения современного общества не могли не отразиться и на системе образования, и, в частности, на физическом воспитании. Усиление гуманистической направленности образования, поиски методов обучения с целью более эффективного формирования личности каждого обучающегося являются важными отличительными чертами современных педагогов. Существенная роль в развитии личности принадлежит физическому воспитанию. В настоящее время физической культурой и спортом в стране регулярно занимаются 8 — 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 — 60% [24].
Актуальной остается проблема - низкой физической активности и слабого физического развития обучающихся. Реальный объем двигательной активности обучающихся не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Распространенность низкой физической активности среди школьников достигла 80%. Одной из основных задач физической культуры в настоящее время является проведение работы по формированию ценностных ориентиров на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, потребностей и мотивов к регулярным занятиям физическими упражнениями [31].
Проблема формирования и развития интереса школьника к урокам физической культуры в настоящее время в науке становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в здоровом молодом поколении. Неустойчивость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения [32].
В процессе обучения обучающиеся не должны быть пассивными объектами воздействия учителя. Необходимо, чтобы они сами проявляли активность, направленную на овладение учебным материалом. В связи с этим перед учителем стоит задача всеми имеющимися в его распоряжении способами и средствами обеспечить высокую учебную активность обучающихся.
Учитель должен формировать интерес к занятиям физическими упражнениями, целеустремленность обучающихся в развитии у себя волевых, психических и физических качеств, вызывать у обучающихся удовлетворение от уроков физической культуры. Важно при этом соблюдать дидактические принципы, которые обеспечивают не только успешность обучения, но и сохранение и укрепление здоровья обучающихся. А также использовать различные методы обучения.
Вышеизложенное позволяет выделить существующее в образовательной практике противоречие между актуальной потребностью современного общества в гармонически и физически развитом человеке и недостаточными возможностями современной системы образования обеспечить таковое развитие вследствие отсутствия у обучающихся интереса к занятиям физической культуры.
Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования: будет ли спортивная олимпиада способствовать повышению интереса обучающихся к занятиям физической культурой?
Обозначенные актуальность, противоречие и проблема обусловили выбор темы исследования: «Спортивная олимпиада как средство повышения интереса обучающихся начальных классов к занятиям физической культурой».
Объект исследования: образовательный процесс по физической культуре в начальных классах.
Предмет исследования: спортивная олимпиада как средство повышения интереса обучающихся 4 классов к занятиям физической культурой.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность спортивной олимпиады для повышения интереса обучающихся 4 классов к занятиям физической культурой.
Гипотеза исследования: повышение интереса к занятиям физической культурой обучающихся 4 классов будет результативным, если:
- изучены теоретические основы и методологические подходы к процессу повышения интереса обучающихся начальных классов;
- выявлены особенности младшего школьного возраста и учтено их влияние на интерес к занятиям физической культурой младшеклассников;
- разработана и проведена спортивная олимпиада, направленная на повышение интереса обучающихся начальных классов к занятиям физической культурой.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами определены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности повышения интереса к занятиям физической культурой обучающихся начальных классов.
3. Разработать материалы для проведения спортивной олимпиады, направленной на повышение интереса к занятиям физической культурой обучающихся начальных классов.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность спортивной олимпиады в качестве средства повышения интереса обучающихся начальных классов к занятиям физической культурой.
5. Проанализировать полученные результаты и составить практические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2021 г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка материалов для проведения спортивной олимпиады, направленной на повышение интереса к занятиям физической культурой обучающихся начальных классов.
Второй этап исследования (сентябрь 2021 г. - май 2022 г.) был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (май 2022 г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Уярская средняя общеобразовательная школа № 40» г. Уяра. В исследовании было задействовано 44 обучающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и конкретизировать современные представления о потенциале спортивной олимпиады как важного средства повышения интереса к занятиям физической культурой.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации материалов спортивной олимпиады, направленной на повышение интереса к занятиям физической культурой обучающихся 4 классов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Уярская средняя общеобразовательная школа № 40» г. Уяра.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка (58 источников), 55 страниц.
Актуальной остается проблема - низкой физической активности и слабого физического развития обучающихся. Реальный объем двигательной активности обучающихся не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Распространенность низкой физической активности среди школьников достигла 80%. Одной из основных задач физической культуры в настоящее время является проведение работы по формированию ценностных ориентиров на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, потребностей и мотивов к регулярным занятиям физическими упражнениями [31].
Проблема формирования и развития интереса школьника к урокам физической культуры в настоящее время в науке становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в здоровом молодом поколении. Неустойчивость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения [32].
В процессе обучения обучающиеся не должны быть пассивными объектами воздействия учителя. Необходимо, чтобы они сами проявляли активность, направленную на овладение учебным материалом. В связи с этим перед учителем стоит задача всеми имеющимися в его распоряжении способами и средствами обеспечить высокую учебную активность обучающихся.
Учитель должен формировать интерес к занятиям физическими упражнениями, целеустремленность обучающихся в развитии у себя волевых, психических и физических качеств, вызывать у обучающихся удовлетворение от уроков физической культуры. Важно при этом соблюдать дидактические принципы, которые обеспечивают не только успешность обучения, но и сохранение и укрепление здоровья обучающихся. А также использовать различные методы обучения.
Вышеизложенное позволяет выделить существующее в образовательной практике противоречие между актуальной потребностью современного общества в гармонически и физически развитом человеке и недостаточными возможностями современной системы образования обеспечить таковое развитие вследствие отсутствия у обучающихся интереса к занятиям физической культуры.
Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования: будет ли спортивная олимпиада способствовать повышению интереса обучающихся к занятиям физической культурой?
Обозначенные актуальность, противоречие и проблема обусловили выбор темы исследования: «Спортивная олимпиада как средство повышения интереса обучающихся начальных классов к занятиям физической культурой».
Объект исследования: образовательный процесс по физической культуре в начальных классах.
Предмет исследования: спортивная олимпиада как средство повышения интереса обучающихся 4 классов к занятиям физической культурой.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность спортивной олимпиады для повышения интереса обучающихся 4 классов к занятиям физической культурой.
Гипотеза исследования: повышение интереса к занятиям физической культурой обучающихся 4 классов будет результативным, если:
- изучены теоретические основы и методологические подходы к процессу повышения интереса обучающихся начальных классов;
- выявлены особенности младшего школьного возраста и учтено их влияние на интерес к занятиям физической культурой младшеклассников;
- разработана и проведена спортивная олимпиада, направленная на повышение интереса обучающихся начальных классов к занятиям физической культурой.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами определены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности повышения интереса к занятиям физической культурой обучающихся начальных классов.
3. Разработать материалы для проведения спортивной олимпиады, направленной на повышение интереса к занятиям физической культурой обучающихся начальных классов.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность спортивной олимпиады в качестве средства повышения интереса обучающихся начальных классов к занятиям физической культурой.
5. Проанализировать полученные результаты и составить практические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2021 г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка материалов для проведения спортивной олимпиады, направленной на повышение интереса к занятиям физической культурой обучающихся начальных классов.
Второй этап исследования (сентябрь 2021 г. - май 2022 г.) был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (май 2022 г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Уярская средняя общеобразовательная школа № 40» г. Уяра. В исследовании было задействовано 44 обучающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и конкретизировать современные представления о потенциале спортивной олимпиады как важного средства повышения интереса к занятиям физической культурой.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации материалов спортивной олимпиады, направленной на повышение интереса к занятиям физической культурой обучающихся 4 классов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Уярская средняя общеобразовательная школа № 40» г. Уяра.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка (58 источников), 55 страниц.
Проблема формирования и развития интереса школьника к урокам физкультуры в настоящее время в науке становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в здоровом молодом поколении. Неустойчивость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
В возрасте 9-10 лет актуальной становится потребность к самоутверждению в коллективе. Именно поэтому во время уроков учителю важно подчеркивать достижения обучающихся в двигательной деятельности, обращать внимание на нравственные поступки. Школьники данного возраста часто болезненно воспринимают недостатки в двигательной сфере.
Чтобы добиться массового охвата обучающихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования в форме спортивной олимпиады.
На основе теоретических аспектов, нами была разработана программа экспериментального исследования.
Цель констатирующего этапа исследования: изучить начальный уровень развития познавательных интересов обучающихся 4 классов на уроках физкультуры; определить уровень физической подготовленности.
В результате изучения мы выявили недостаточный интерес 4 класса к урокам физической культуры, а следовательно, необходима работа по повышению уровня развития интереса, поэтому в качестве средства развития нами выбраны олимпийские уроки.
Всего было проведено 19 занятий по физической культуре, а в 4 а классе 6 уроков, что обусловлено рамками государственной практики. При разработке программы формирующего этапа нами были соблюдены следующие условия:
1. Все задания подбирались в соответствии с интересами школьников: использование современного оборудования(компьютер), а также различные методы и формы урока.
2. Задания соотносились с индивидуальными особенностями школьников: на ведущие роли назначались активные, раскрепощенные ребята, менее активным также доставались роли, но только те, которые они выполняли успешно.
3. При проведении уроков, использовались наглядные методы.
4. Конспекты уроков составлялись на основе требований ФГОС НОО.
В течение всей преддипломной практики мы работали с обучающимися экспериментального 4 «а» класса.
На контрольном этапе эксперимента мы повторно провели исследование, что и на констатирующем этапе. Анализ результатов исследования показал, что в результате проведения формирующего эксперимента в экспериментальном классе повысил уровень интереса обучающихся и уровень физической подготовленности обучающихся в ходе формирующего эксперимента.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена, все поставленные задачи решены.
В возрасте 9-10 лет актуальной становится потребность к самоутверждению в коллективе. Именно поэтому во время уроков учителю важно подчеркивать достижения обучающихся в двигательной деятельности, обращать внимание на нравственные поступки. Школьники данного возраста часто болезненно воспринимают недостатки в двигательной сфере.
Чтобы добиться массового охвата обучающихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования в форме спортивной олимпиады.
На основе теоретических аспектов, нами была разработана программа экспериментального исследования.
Цель констатирующего этапа исследования: изучить начальный уровень развития познавательных интересов обучающихся 4 классов на уроках физкультуры; определить уровень физической подготовленности.
В результате изучения мы выявили недостаточный интерес 4 класса к урокам физической культуры, а следовательно, необходима работа по повышению уровня развития интереса, поэтому в качестве средства развития нами выбраны олимпийские уроки.
Всего было проведено 19 занятий по физической культуре, а в 4 а классе 6 уроков, что обусловлено рамками государственной практики. При разработке программы формирующего этапа нами были соблюдены следующие условия:
1. Все задания подбирались в соответствии с интересами школьников: использование современного оборудования(компьютер), а также различные методы и формы урока.
2. Задания соотносились с индивидуальными особенностями школьников: на ведущие роли назначались активные, раскрепощенные ребята, менее активным также доставались роли, но только те, которые они выполняли успешно.
3. При проведении уроков, использовались наглядные методы.
4. Конспекты уроков составлялись на основе требований ФГОС НОО.
В течение всей преддипломной практики мы работали с обучающимися экспериментального 4 «а» класса.
На контрольном этапе эксперимента мы повторно провели исследование, что и на констатирующем этапе. Анализ результатов исследования показал, что в результате проведения формирующего эксперимента в экспериментальном классе повысил уровень интереса обучающихся и уровень физической подготовленности обучающихся в ходе формирующего эксперимента.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена, все поставленные задачи решены.
Подобные работы
- Патриотическое воспитание пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - Обучение тактическим действиям в волейболе обучающихся 8-9 классов на уроках физической культуры в общеобразовательной школе (Камчатский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, физкультура. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2024 - Развитие физических качеств младших школьников на занятиях футболом в системе дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - Развитие аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2018 - Методика подготовки школьников к олимпиадам
в области естествознания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В РАМКАХ
УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАЧАЛЬНОГО
КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2020 - Школьное обучение в условиях реформирования образования: социологический анализ (на примере г. о. Тольятти)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Факультатив как форма организации внеучебной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2023



