Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Спортивная олимпиада как средство повышения интереса обучающихся начальных классов к занятиям физической культурой

Работа №154789

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты повышения интереса обучающихся начальных классов к занятиям физической культурой 8
1.1 Сущность понятий «интерес» и «познавательный интерес» и его роль в
преподавании предмета «Физическая культура» 8
1.2 Психолого-педагогические особенности обучающихся начальных
классов 16
1.3 Теоретическое обоснование организации спортивной олимпиады по
физической культуре в начальной школе 23
1.4 Методические рекомендации для подготовки обучающихся к спортивной
олимпиаде по физической культуре 27
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по повышению интереса обучающихся начальных классов к занятиям физической культурой посредством проведения спортивной олимпиады 37
2.1. Анализ исходных результатов олимпиады по физической культуре в 4
классе 37
2.2 Реализация технологии повышения интереса обучающихся начальных
классов к занятиям физической культурой 41
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 43
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 57


Актуальность. Социальные и экономические изменения современного общества не могли не отразиться и на системе образования, и, в частности, на физическом воспитании. Усиление гуманистической направленности образования, поиски методов обучения с целью более эффективного формирования личности каждого обучающегося являются важными отличительными чертами современных педагогов. Существенная роль в развитии личности принадлежит физическому воспитанию. В настоящее время физической культурой и спортом в стране регулярно занимаются 8 — 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 — 60% [24].
Актуальной остается проблема - низкой физической активности и слабого физического развития обучающихся. Реальный объем двигательной активности обучающихся не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Распространенность низкой физической активности среди школьников достигла 80%. Одной из основных задач физической культуры в настоящее время является проведение работы по формированию ценностных ориентиров на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, потребностей и мотивов к регулярным занятиям физическими упражнениями [31].
Проблема формирования и развития интереса школьника к урокам физической культуры в настоящее время в науке становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в здоровом молодом поколении. Неустойчивость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения [32].
В процессе обучения обучающиеся не должны быть пассивными объектами воздействия учителя. Необходимо, чтобы они сами проявляли активность, направленную на овладение учебным материалом. В связи с этим перед учителем стоит задача всеми имеющимися в его распоряжении способами и средствами обеспечить высокую учебную активность обучающихся.
Учитель должен формировать интерес к занятиям физическими упражнениями, целеустремленность обучающихся в развитии у себя волевых, психических и физических качеств, вызывать у обучающихся удовлетворение от уроков физической культуры. Важно при этом соблюдать дидактические принципы, которые обеспечивают не только успешность обучения, но и сохранение и укрепление здоровья обучающихся. А также использовать различные методы обучения.
Вышеизложенное позволяет выделить существующее в образовательной практике противоречие между актуальной потребностью современного общества в гармонически и физически развитом человеке и недостаточными возможностями современной системы образования обеспечить таковое развитие вследствие отсутствия у обучающихся интереса к занятиям физической культуры.
Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования: будет ли спортивная олимпиада способствовать повышению интереса обучающихся к занятиям физической культурой?
Обозначенные актуальность, противоречие и проблема обусловили выбор темы исследования: «Спортивная олимпиада как средство повышения интереса обучающихся начальных классов к занятиям физической культурой».
Объект исследования: образовательный процесс по физической культуре в начальных классах.
Предмет исследования: спортивная олимпиада как средство повышения интереса обучающихся 4 классов к занятиям физической культурой.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность спортивной олимпиады для повышения интереса обучающихся 4 классов к занятиям физической культурой.
Гипотеза исследования: повышение интереса к занятиям физической культурой обучающихся 4 классов будет результативным, если:
- изучены теоретические основы и методологические подходы к процессу повышения интереса обучающихся начальных классов;
- выявлены особенности младшего школьного возраста и учтено их влияние на интерес к занятиям физической культурой младшеклассников;
- разработана и проведена спортивная олимпиада, направленная на повышение интереса обучающихся начальных классов к занятиям физической культурой.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами определены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности повышения интереса к занятиям физической культурой обучающихся начальных классов.
3. Разработать материалы для проведения спортивной олимпиады, направленной на повышение интереса к занятиям физической культурой обучающихся начальных классов.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность спортивной олимпиады в качестве средства повышения интереса обучающихся начальных классов к занятиям физической культурой.
5. Проанализировать полученные результаты и составить практические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2021 г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка материалов для проведения спортивной олимпиады, направленной на повышение интереса к занятиям физической культурой обучающихся начальных классов.
Второй этап исследования (сентябрь 2021 г. - май 2022 г.) был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (май 2022 г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Уярская средняя общеобразовательная школа № 40» г. Уяра. В исследовании было задействовано 44 обучающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и конкретизировать современные представления о потенциале спортивной олимпиады как важного средства повышения интереса к занятиям физической культурой.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации материалов спортивной олимпиады, направленной на повышение интереса к занятиям физической культурой обучающихся 4 классов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Уярская средняя общеобразовательная школа № 40» г. Уяра.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка (58 источников), 55 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования и развития интереса школьника к урокам физкультуры в настоящее время в науке становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в здоровом молодом поколении. Неустойчивость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
В возрасте 9-10 лет актуальной становится потребность к самоутверждению в коллективе. Именно поэтому во время уроков учителю важно подчеркивать достижения обучающихся в двигательной деятельности, обращать внимание на нравственные поступки. Школьники данного возраста часто болезненно воспринимают недостатки в двигательной сфере.
Чтобы добиться массового охвата обучающихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования в форме спортивной олимпиады.
На основе теоретических аспектов, нами была разработана программа экспериментального исследования.
Цель констатирующего этапа исследования: изучить начальный уровень развития познавательных интересов обучающихся 4 классов на уроках физкультуры; определить уровень физической подготовленности.
В результате изучения мы выявили недостаточный интерес 4 класса к урокам физической культуры, а следовательно, необходима работа по повышению уровня развития интереса, поэтому в качестве средства развития нами выбраны олимпийские уроки.
Всего было проведено 19 занятий по физической культуре, а в 4 а классе 6 уроков, что обусловлено рамками государственной практики. При разработке программы формирующего этапа нами были соблюдены следующие условия:
1. Все задания подбирались в соответствии с интересами школьников: использование современного оборудования(компьютер), а также различные методы и формы урока.
2. Задания соотносились с индивидуальными особенностями школьников: на ведущие роли назначались активные, раскрепощенные ребята, менее активным также доставались роли, но только те, которые они выполняли успешно.
3. При проведении уроков, использовались наглядные методы.
4. Конспекты уроков составлялись на основе требований ФГОС НОО.
В течение всей преддипломной практики мы работали с обучающимися экспериментального 4 «а» класса.
На контрольном этапе эксперимента мы повторно провели исследование, что и на констатирующем этапе. Анализ результатов исследования показал, что в результате проведения формирующего эксперимента в экспериментальном классе повысил уровень интереса обучающихся и уровень физической подготовленности обучающихся в ходе формирующего эксперимента.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена, все поставленные задачи решены.



1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. - Москва: Физкультура и спорт. - 2015. - 123 с. - ISBN5-429-63688-2.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания: Пособие для учителя / Б. А. Ашмарин. - Москва: Академия, 2017. - ISBN5-547-83423-9.
3. Белоножкина, О. В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе / О. В. Белоножкина, Г. В. Егунова, В. Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2017. - 173 с. - ISBN5-564-28648-4.
4. Богословский, В. П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию / В. П. Богословский. - Москва: Просвещение, 2019. - 163 с. - ISBN5-538-82752-7.
5. Былеева, Л. В. Подвижные игры / Л. В. Былеева. - Москва: Физкультура и спорт, 2018. - 87 с. - ISBN5-474-25746-9.
6. Верхлин, Виктор Физическая культура. 1-4 классы. Входные и итоговые проверочные работы / Виктор Верхлин, Кирилл Воронцов. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 843 с.
7. Винер, И. А. Физическая культура. 1-4 класс. Методическое пособие. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики / И.А. Винер, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова. - М.: Просвещение, 2015. - 200 с.
8. Винер, И. А. Физическая культура. 1-4 классы. Гимнастика / И.А. Винер, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова. - М.: Просвещение, 2015. - 896 с.
9. Винер, И. А. Физическая культура. 1-4 классы. Гимнастика. В 2 частях (комплект из 2 книг) / И.А. Винер, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова. - М.: Просвещение, 2017. - 256 с.
10. Винер, И. А. Физическая культура. 1-4 классы. Гимнастика. В 2 частях.
Часть 1 / И.А. Винер, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова. - М.:
Просвещение, 2018. - 128 с.
11. Воробьева, Е. С. Программа курса. "Физическая культура". 1-4 классы / Е.С. Воробьева, Т.В. Андрюхина. - М.: Русское слово - учебник, 2016. -
412 с.
12. Выготский, Л. С. Воспитание и личность / Л. С. Выготский. - М., 1978. - 344 с.
13. Гендзегольскис, Л. И. Физиологические основы спортивной тренировки / Л. И. Гендзегольскис. - Москва: Физкультура и спорт, 2019. - 154 с. -
ISBN5-564-28492-5.
14. Глазырина, Л.Д. Методика преподавания физической культуры. 1-4 класс / Л.Д. Глазырина. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 208 с.
15. Годик, М. А. О методике тестирования физического состояния детей / М. А. Годик, Т. А. Шанина, Г. Ф. Шитикова. - Москва: Тренер, 2019. - 34 с.
16. Граевская, Н.Д. "Чувство скорости и скорость двигательной реакции. - Москва: Медицина, 2012. - с. 361. -ISBN5-649-37828-4.
17. Гуревич, И. А. Практическое пособие. - 2-е издание. 300
соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию / И. А. Гуречев. - Минск: "Высшая школа", 2019.
18. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациовский. - Москва: Физкультура и спорт, 2016. - с. 286. - ISBN5-35272-222-2.
19. Зимкин, Н. В. Двигательный навык / Н. В. Зимкин. - Москва: 2017. - 143 с. - ISBN5-588-29856-7.
20. Иванков, Ч. Т. Методические основы теории физической культуры и спорта / Ч. Т. Иванков. - Москва: Инсан, 2014. - 368 с. - ISBN5-274-49284- 3/
21. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и допол./ Санкт Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - 486 с. - ISBN5- 837-72950-7.
22. Кабанов, Ю.М. "Критические периоды развития статического и динамического равновесия у школьников 1-11-х классов", "Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал" / Ю. М. Кабанов. - Москва, 2019. - с. 8-12. - ISBN5-528-62846-6.
23. Каменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Каменский. - Москва: Учпедгиз, 2015.
24. Кащенко Н. А. Коррекционная педагогика / Н. А. Кащенко. - М., 2018. - 288 с.
25. Коробов, А. В. Общие указания по обучению. В кн. "Школа легкой атлетики" / А. В. Коробов. - Москва, 2019. - 321 с. - ISBN5-697-79277-9.
26. Кофман, Л. Б. Контроль уровня физической подготовленности и состояния здоровья учащихся / Л. Б. Кофман. - Москва, 2016. - 167 с. -
ISBN5-629-70282-7.
27. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. - Москва, 2016. - 263 с. - ISBN5-628-63891-2.
28. Кузнецова, З. И. Развитие двигательных качеств школьника / З. И. Кузнецова. - Москва: Просвещение, 2017. - 156 с. - ISBN5-372-73927-7.
29. Кукушкин, Г. И. Принципы подхода к изучению личности школьника / Г. И. Кукушкин. - Москва, 2017. - 154 с. - ISBN5-528-41883-6.
30. Леонтьев А. Н. Психология личности / А. Н. Леонтьев. - М., 1989. - 324 с.
31. Лесгафт, П. Ф. Собр. педагогических соч. Том II / П. Ф. Лесгафт. - Москва: ФиС, 2010. - 318 с. - ISBN5-627-62419-6.
32. Лисина М. И. Психология детства / М. И. Лисина. - М., 1980. - 242 с.
33. Лупандина, Н. А. Физическая подготовленность школьников / Н. А. Лупандина. - Москва, 2019. - 183 с. - ISBN5-527-62839-7.
34. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания для обучающихся 1-11 классов / В. И. Лях. - Москва: Просвещение, 2016. - 294 с. - ISBN5-548-52846-8.
35. Лях, В. И. Физическая култьура: 5-9кл.: Тестовый контроль: пособие для учителя / В. И. Лях. - Москва: Просвещение, 2016. - 144 с. - ISBN5-638- 73491-0.
36. Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры: учебник / А. М. Максименко. - Москва: Физическая культура, 2017. - 544 с. -
ISBN5-648-52953-6.
37. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб пособие. - М., 2017.-480 с.
38. Матвеев, Л. П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л. П. Матвеев. - 4-е изд., стер. - Москва: Лань, 2019. - 160 с. - ISBN5-634- 74694-9.
39. Мельникова, В. М. Психология / В. М. Мельникова. - Москва, 2017. - 87 с. -ISBN5-647-38284-7.
40. Мухина, B.C. Детская психология: учеб. пособие /B.C. Мухина. - М., 2015.-445 с.
41. Николаев, А. Д. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности: Теория и практика физкультуры / А. Д. Николаев. - Москва, 2015. - 158 с. -ISBN5-637-25268-8.
42. Новиков, А. Д. "Олипиада и спорт", "Теория и практика физической культуры / А. Д. Новиков. - Москва, 2016, с. 8-12.
43. Погадаев, Г. И. Физическая культура. 1-4 классы. Методическое пособие к учебникам Г. И. Погадаева "Физическая культура" / Г.И. Погадаев. - М.: Дрофа, 2013. - 128 с.
44. Правдов, М.А. Уроки физической культуры. 1-4 классы / М.А. Правдов. - М.: Илекса, 2018. - 439 с.
45. Психология [https://studfiles.net/preview/4225005/page:8/].: учеб. для
студентов / под ред. Я. А. Пономарева. - Москва, 2018. - Режим доступа: https: // studfiles. Net
46. Психология воспитания [http: //studbooks .net/psihologiya/] : библиотека для студентов / под ред. С. Д. Максименко. - Москва, 2017. - Режим доступа: http: // studbooks. net. - 21. 09. 2021.
47. Развитие познавательного интереса
[https://studexpo.ru/22013 8/pedagogika/razvitie poznavatelnogo interesa obrazovatelnom protsesse].: учеб. для студентов гуман. вузов / под ред. А. М. Матюшкина. - Москва, 2016. - Режим доступа: https: // studexpo. Ru-24. 11. 2021.
48. Физическая культура [https://infourok.ru/problemnoe-obuchenie-
308521.html].: учеб. для студентов / под ред. Г. И. Щукина. 1-е издание. - Москва: Московский университет, 2017. - Режим доступа: https: //
infourok. Ru-17. 05. 2021.
49. Физическая культура в начальных классах / И.М. Бутин и др. - М.: Владос-Пресс, 2016. - 176 c.
50. Физическая культура. 1-11 классы. Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2015. - 278 c.
51. Физическая культура. 1-2 классы. Учебник / Т.В. Петрова и др. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 100 c.
52. Физическая культура. 1-4 классы. Программа (+ CD-ROM) / Т.В. Петрова и др. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 633 c.
53. Физическое воспитание
[https://vuzlit.ru/1511749/problemnoe obuchenie v nachalnoy shkole].: учеб. для учит. начал. школы / под ред. Д. М. Гришина. - Москва, 2015. Режим доступа: https: // vuzlit. Ru. - 12. 10. 2021.
54. Физкультурная деятельность[https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola].: учеб. пос. для учит. нач. шк. / под ред. В. А. Сухомлинский. - Москва, 2011. - режим доступа: http: // www. Blyo. Ru. - 24. 05. 2021.
55. Щуркова, Л. С. Воспитание в современной школе / Л. С. Щуркова. - М., 2017. - 264 с.
56. Эльконин, Д. Б. Психология воспитания / Д.Б. Эльконин. - М., 1984. - 432 с.
57. Abdulkhafizovna M. M. PECULIARITIES OF METHODS OF PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY //Emergent: Journal of Educational Discoveries and Lifelong Learning (EJEDL). - 2021. - Т. 2. - №. 10. - С. 7¬10.
58. Prontenko K. et al. Formation of readiness of future physical culture teachers for professional activity //Universal Journal of Educational Research. - 2019. - Т. 7. - №. 9. - С. 1860-1868.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ