Сравнительное изучение импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра
|
Введение 3
Глава 1 Анализ литературных источников по проблеме исследования 11
1.1 Теоретические основы развития импрессивной речи в онтогенезе 11
1.2 Причинная обусловленность нарушений импрессивной речи у младших
школьников с легкой умственной отсталостью и с аутизмом 19
1.3 Обзор диагностических и коррекционных методик по формированию
импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с аутизмом в трудах ученых 27
Выводы по главе 1 41
Глава 2 Констатирующий эксперимент и его анализ 42
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 42
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 57
2.3 Дифференцированные методические рекомендации по формированию
импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра 78
Выводы по главе 2 95
Заключение 98
Библиография 101
Приложения
Глава 1 Анализ литературных источников по проблеме исследования 11
1.1 Теоретические основы развития импрессивной речи в онтогенезе 11
1.2 Причинная обусловленность нарушений импрессивной речи у младших
школьников с легкой умственной отсталостью и с аутизмом 19
1.3 Обзор диагностических и коррекционных методик по формированию
импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с аутизмом в трудах ученых 27
Выводы по главе 1 41
Глава 2 Констатирующий эксперимент и его анализ 42
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 42
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 57
2.3 Дифференцированные методические рекомендации по формированию
импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра 78
Выводы по главе 2 95
Заключение 98
Библиография 101
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время отмечается тенденция постоянного роста числа детей с различными отклонениями в развитии, не последние места в этом списке занимают расстройства аутистического спектра и умственная отсталость. Так, согласно имеющимся данным статистики, если в 2008 году на 1 случай аутизма приходится 150 детей, в 2012 году эта распространенность была отмечена уже на каждых 88 детей. За последние десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз, и специалисты считают, что тенденция к росту сохранится. По данным статистики, численность детей с умственной отсталостью за последние годы составляет не менее 2% населения планеты. Так, в 2019 г. доля больных с умственной отсталостью составила 21,2% среди общего числа больных психическими расстройствами в России. У младших школьников, имеющих легкую умственную отсталость, а также имеющих расстройства аутистического спектра, наблюдается определённое искажение интеллектуального развития, что отражается на всех звеньях деятельности речи. В связи с этим, у них наблюдается недостаточный уровень развития речи. Также стоит отметить и нарушения импрессивной речи, особенно важной в процессе развития речи детей. Именно импрессивная речь служит для восприятия и понимания речи, а также отражается в слуховом восприятии детей и в возможности зрительно воспринимать текст.
В соответствии с приказом Министерства образования от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»; приказом Министерства образования и науки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) началось инклюзивное обучение детей с 2016 года.
Содержание современного реализуемого ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включает ряд требований, предъявляемых к образовательным организациям, реализующим адаптированные основные образовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра. Согласно положениям, отраженным в требованиях к реализации АООП для обучающихся данных категорий, отмечается необходимость развития у таких детей умения пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» импрессивная речь рассматривается по предметной области «Язык и речевая практика» [54].
В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» импрессивная речь рассматривается по предмету «Русский язык».
Проблемы развития и формирования импрессивной речи у детей с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра рассматривали такие исследователи как Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова (2000) [69]; Л.М. Шипицина, В.М. Сорокин, Д.Н. Исаев (2014); Н.С. Жукова (2017) [24]; И.В. Диярова, И.А. Нигматуллина (2019); Т.И. Дуброва, И.Ю. Майсурадзе (2021) [21]; М.С. Хритоненкова, А.П. Надточий, М.Е. Меднова (2021) и др. [72].
По данным, имеющихся на сегодняшний день исследований, основными отклонениями в развитии речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и расстройствами речевого спектра являются способность порождать речевое высказывание, а также понимание речевых высказываний. Это связанно с определёнными особенностями развития памяти и внимания. Всё это находит отражение в том, что такие дети не могут правильно использовать языковые элементы, вследствие чего им не удаётся правильно понимать речь и правильно строить собственные высказывания.
Следствием таких нарушений является некая диспропорция импрессивной и экспрессивной речи. Для нормального онтогенеза такая диспропорция нехарактерна. Это выражается в том, что собственная речь у таких детей развита намного сильнее, чем умение понимать речь. Как следствие, ребёнок с легкой умственной отсталостью или расстройством аутистического спектра в недостаточной мере способен усваивать учебный материал, что ведёт к активному снижению продуктивности обучения. Ребёнок с данными проблемами не в состоянии полноценно общаться и социализироваться в обществе.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена трудностями обучения детей с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра в связи с недостаточной сформированностью импрессивной речи. У представленных нозологий нарушены социальные взаимодействия и социальные коммуникации, трудности в понимании простой, а значит и сложной инструкции. Этот аспект присутствует в научных работах исследователей: А.Р. Маллер, Г.В. Цикотто, А.В. Мамаев, Л.Н. Шипицына. Исследователи обозначают важность развития социальной сферы.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне определены научными результатами, полученными И.Б. Агаевой, А.О. Беляевой, Р.И. Лалаевой, Т.В. Тумановой, Т.Б Филичевой и др., считающих, что недостаточно разработано специальных диагностических и коррекционных методик для обучающихся с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
В рамках, существующих в настоящее время данных по представленной проблеме, стоит отметить актуальность изучения формирования импрессивной речи, наиболее важной при обучении детей с обозначенными особенностями.
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что в настоящее время существует недостаточно научных разработок по определению индивидуальных программ коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие импрессивной речи детей с легкой умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра. В результате анализа литературных источников в рамках проблемы исследования были выявлены следующие противоречия между:
- низким уровнем сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ее важность для дальнейшего успешного развития и социализации;
- необходимость составления содержания коррекционно-логопедической работы для преодоления формирования импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра и отсутствие дифференцированных разработок, направленных на учет общих и специфических особенностей сформированности импрессивной речи обучающихся младших классов.
Объект исследования. Импрессивная речь у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра .
Предмет исследования. Общие и специфические особенности нарушения импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
Цель исследования. Выявить общие и специфические особенности нарушения импрессивной речи и составить дифференцированные методические рекомендации с использованием комплекса заданий и упражнений по коррекции выявленных нарушений сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что:
1. Импрессивная речь обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра будет характеризоваться общими и специфическими особенностями.
2. Учет выявленных особенностей сформированности импрессивной речи позволит определить содержание дифференцированных методических рекомендаций, направленных на формирование импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой, были определены следующие задачи исследования:
1. Выявить особенности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра на основе анализа литературы;
2. Разработать диагностический комплекс и выявить общие и специфические особенности понимания слов, грамматических категорий, текстов рассказов у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра;
3. На основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации по коррекции нарушений сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.
Методологической и теоретической основой исследования явились:
- положение о гуманизации интегративных процессов, о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях (А.Р. Маллер, Т.В. Цикотто, Л.М. Шипицина);
- о системном подходе к анализу речевых нарушений (М.С. Певзнер, Р.Е. Левина);
- о понимании механизма нарушения развития импрессивной речи (М.И. Лисина, Т.Б. Филичева).
Методы исследования были определены в соответствии с поставленной целью, задачами. В рамках исследования использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования. К теоретическим методам следует отнести анализ существующей проблемы сквозь призму медицинской, психолого-педагогической, логопедической и научной литературы. К эмпирическим методам исследования можно отнести изучение анамнестических данных, наблюдение за обучающимися в образовательном процессе и в обиходно-бытовой деятельности в образовательном учреждении; беседа с педагогами, обучающимися и их законными представителями; психолого-педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна исследования заключается в разработке дифференцированного содержания методических рекомендаций с использованием комплекса заданий и упражнений по коррекции выявленных нарушений сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении развития импрессивной речи в онтогенезе, а также в изучении причинной обусловленности нарушений сформированности импрессивной речи у детей с указанными особенностями развития. При этом в рамках исследования, был определен набор диагностических и коррекционных методик по формированию импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с аутизмом в трудах ученых.
Практическая значимость исследования заключается в разработке дифференцированных методических рекомендаций, направленных на формирование импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра. Благодаря использованию методических рекомендаций, повысится эффективность коррекционно-логопедической работы с обучающимися представленных нозологических групп.
Организация исследования.
Экспериментальной базой исследования явились муниципальные автономные общеобразовательные учреждения «Средняя общеобразовательная школа» Советского г. Красноярска. В экспериментальном исследовании принимали участие обучающиеся первых классов с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра в количестве 20 человек. 10 обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с легкой умственной отсталостью. Дети обучались по варианту Федерального государственного образовательного стандарта 1 образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и 10 обучающихся по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2), возраст 7-8 лет.
Исследование проводилось в период с 2021 по 2022 год в несколько этапов:
1 этап (май 2021 - декабрь 2021г.) - поисково-теоретический, включающий в себя изучение научной литературы по проблеме исследования, разработку плана исследования, формулирование гипотезы исследования, задач, определение цели исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
2 этап (январь 2022 - май 2022г.) - проведение констатирующего эксперимента, анализ и обработка данных, обобщение полученных результатов, формулировка выводов.
3 этап (сентябрь 2022 - октябрь 2022г.) - разработано дифференцированное содержание методических рекомендаций с использованием комплекса заданий и упражнений по коррекции выявленных нарушений сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
1. Участие в научно-практических конференциях Красноярск, Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», 2021г.
2. Участие в научно-практических конференциях Красноярск, Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», 2022г.
3. Публикация основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов в XXII Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI» Красноярск 30 апреля 2021г.
4. Публикация основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов в XXII Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI» Красноярск 31 мая 2022г.
Структура магистерской диссертации. Работа объемом в 115 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (85 источника), 6 приложений. Работа проиллюстрирована 4 таблицами и 9 рисунками.
В соответствии с приказом Министерства образования от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»; приказом Министерства образования и науки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) началось инклюзивное обучение детей с 2016 года.
Содержание современного реализуемого ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включает ряд требований, предъявляемых к образовательным организациям, реализующим адаптированные основные образовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра. Согласно положениям, отраженным в требованиях к реализации АООП для обучающихся данных категорий, отмечается необходимость развития у таких детей умения пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» импрессивная речь рассматривается по предметной области «Язык и речевая практика» [54].
В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» импрессивная речь рассматривается по предмету «Русский язык».
Проблемы развития и формирования импрессивной речи у детей с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра рассматривали такие исследователи как Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова (2000) [69]; Л.М. Шипицина, В.М. Сорокин, Д.Н. Исаев (2014); Н.С. Жукова (2017) [24]; И.В. Диярова, И.А. Нигматуллина (2019); Т.И. Дуброва, И.Ю. Майсурадзе (2021) [21]; М.С. Хритоненкова, А.П. Надточий, М.Е. Меднова (2021) и др. [72].
По данным, имеющихся на сегодняшний день исследований, основными отклонениями в развитии речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и расстройствами речевого спектра являются способность порождать речевое высказывание, а также понимание речевых высказываний. Это связанно с определёнными особенностями развития памяти и внимания. Всё это находит отражение в том, что такие дети не могут правильно использовать языковые элементы, вследствие чего им не удаётся правильно понимать речь и правильно строить собственные высказывания.
Следствием таких нарушений является некая диспропорция импрессивной и экспрессивной речи. Для нормального онтогенеза такая диспропорция нехарактерна. Это выражается в том, что собственная речь у таких детей развита намного сильнее, чем умение понимать речь. Как следствие, ребёнок с легкой умственной отсталостью или расстройством аутистического спектра в недостаточной мере способен усваивать учебный материал, что ведёт к активному снижению продуктивности обучения. Ребёнок с данными проблемами не в состоянии полноценно общаться и социализироваться в обществе.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена трудностями обучения детей с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра в связи с недостаточной сформированностью импрессивной речи. У представленных нозологий нарушены социальные взаимодействия и социальные коммуникации, трудности в понимании простой, а значит и сложной инструкции. Этот аспект присутствует в научных работах исследователей: А.Р. Маллер, Г.В. Цикотто, А.В. Мамаев, Л.Н. Шипицына. Исследователи обозначают важность развития социальной сферы.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне определены научными результатами, полученными И.Б. Агаевой, А.О. Беляевой, Р.И. Лалаевой, Т.В. Тумановой, Т.Б Филичевой и др., считающих, что недостаточно разработано специальных диагностических и коррекционных методик для обучающихся с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
В рамках, существующих в настоящее время данных по представленной проблеме, стоит отметить актуальность изучения формирования импрессивной речи, наиболее важной при обучении детей с обозначенными особенностями.
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что в настоящее время существует недостаточно научных разработок по определению индивидуальных программ коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие импрессивной речи детей с легкой умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра. В результате анализа литературных источников в рамках проблемы исследования были выявлены следующие противоречия между:
- низким уровнем сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ее важность для дальнейшего успешного развития и социализации;
- необходимость составления содержания коррекционно-логопедической работы для преодоления формирования импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра и отсутствие дифференцированных разработок, направленных на учет общих и специфических особенностей сформированности импрессивной речи обучающихся младших классов.
Объект исследования. Импрессивная речь у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра .
Предмет исследования. Общие и специфические особенности нарушения импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
Цель исследования. Выявить общие и специфические особенности нарушения импрессивной речи и составить дифференцированные методические рекомендации с использованием комплекса заданий и упражнений по коррекции выявленных нарушений сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что:
1. Импрессивная речь обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра будет характеризоваться общими и специфическими особенностями.
2. Учет выявленных особенностей сформированности импрессивной речи позволит определить содержание дифференцированных методических рекомендаций, направленных на формирование импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой, были определены следующие задачи исследования:
1. Выявить особенности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра на основе анализа литературы;
2. Разработать диагностический комплекс и выявить общие и специфические особенности понимания слов, грамматических категорий, текстов рассказов у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра;
3. На основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации по коррекции нарушений сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.
Методологической и теоретической основой исследования явились:
- положение о гуманизации интегративных процессов, о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях (А.Р. Маллер, Т.В. Цикотто, Л.М. Шипицина);
- о системном подходе к анализу речевых нарушений (М.С. Певзнер, Р.Е. Левина);
- о понимании механизма нарушения развития импрессивной речи (М.И. Лисина, Т.Б. Филичева).
Методы исследования были определены в соответствии с поставленной целью, задачами. В рамках исследования использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования. К теоретическим методам следует отнести анализ существующей проблемы сквозь призму медицинской, психолого-педагогической, логопедической и научной литературы. К эмпирическим методам исследования можно отнести изучение анамнестических данных, наблюдение за обучающимися в образовательном процессе и в обиходно-бытовой деятельности в образовательном учреждении; беседа с педагогами, обучающимися и их законными представителями; психолого-педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна исследования заключается в разработке дифференцированного содержания методических рекомендаций с использованием комплекса заданий и упражнений по коррекции выявленных нарушений сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении развития импрессивной речи в онтогенезе, а также в изучении причинной обусловленности нарушений сформированности импрессивной речи у детей с указанными особенностями развития. При этом в рамках исследования, был определен набор диагностических и коррекционных методик по формированию импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с аутизмом в трудах ученых.
Практическая значимость исследования заключается в разработке дифференцированных методических рекомендаций, направленных на формирование импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра. Благодаря использованию методических рекомендаций, повысится эффективность коррекционно-логопедической работы с обучающимися представленных нозологических групп.
Организация исследования.
Экспериментальной базой исследования явились муниципальные автономные общеобразовательные учреждения «Средняя общеобразовательная школа» Советского г. Красноярска. В экспериментальном исследовании принимали участие обучающиеся первых классов с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра в количестве 20 человек. 10 обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с легкой умственной отсталостью. Дети обучались по варианту Федерального государственного образовательного стандарта 1 образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и 10 обучающихся по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2), возраст 7-8 лет.
Исследование проводилось в период с 2021 по 2022 год в несколько этапов:
1 этап (май 2021 - декабрь 2021г.) - поисково-теоретический, включающий в себя изучение научной литературы по проблеме исследования, разработку плана исследования, формулирование гипотезы исследования, задач, определение цели исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
2 этап (январь 2022 - май 2022г.) - проведение констатирующего эксперимента, анализ и обработка данных, обобщение полученных результатов, формулировка выводов.
3 этап (сентябрь 2022 - октябрь 2022г.) - разработано дифференцированное содержание методических рекомендаций с использованием комплекса заданий и упражнений по коррекции выявленных нарушений сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
1. Участие в научно-практических конференциях Красноярск, Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», 2021г.
2. Участие в научно-практических конференциях Красноярск, Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», 2022г.
3. Публикация основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов в XXII Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI» Красноярск 30 апреля 2021г.
4. Публикация основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов в XXII Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI» Красноярск 31 мая 2022г.
Структура магистерской диссертации. Работа объемом в 115 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (85 источника), 6 приложений. Работа проиллюстрирована 4 таблицами и 9 рисунками.
В первой главе нами рассмотрены и проанализированы литературные изучения импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра, раскрыта психолого-педагогическая характеристика обучающихся младшего школьного возраста, определены развития речи в онтогенезе.
Во второй главе нами описан ход исследования уровня сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
В рамках решения первой задачи, целью которой было выявление особенностей импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра, нами были определены направления работы. Обучающимся младших классов были предложены разделы исследования состояния сформированности импрессивной речи.
I Раздел. Исследование понимания слов включал пять заданий: показ предметов на картинке; понимание на картинке целого и частей предмета; понимание обобщающих слов; понимание глаголов; понимание названий признаков.
II Раздел. Исследование понимания грамматических форм словообразования включал пять заданий: дифференциация единственного и множественного числа существительных; дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов; понимание предлогов; понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных; дифференциация приставочных глаголов.
III Раздел. Исследование понимания предложений включал пять заданий: понимание простой инструкции; понимание предложений, передающих линию отношений: субъект-предикат-объект; понимание предложений, близких по ситуации; понимание предложений, далёких по ситуации; понимание текста рассказа (с использованием наглядной опоры).
В рамках решения второй задачи, нами разработан диагностический комплекс и выявлены общие и специфические особенности понимания слов, грамматических категорий, текстов рассказов у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
По результатам выполнения заданий мы выявили, что при выполнении заданий I Раздела исследования у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с РАС были выявлены следующие общие особенности:
1) трудности в понимании глаголов близких по значению.
По результатам выполнения заданий мы выявили, что при выполнении заданий I Раздела исследования у детей с легкой умственной отсталостью были выявлены следующие специфические особенности:
1) трудности в понимании целого и частей предмета.
По результатам выполнения заданий мы выявили, что при выполнении заданий I Раздела исследования у детей с РАС были выявлены следующие специфические особенности:
1) ошибочное понимание обобщающих понятий (трудности дифференциации двух понятий).
2) трудности дифференциации предметов по форме и размеру.
При выполнении II Раздела исследования были выявлены следующие общие особенности:
1) ошибочное понимание предлогов.
2) трудности дифференциации понимания уменьшительно - ласкательных суффиксов в предметном словаре и приставочных глаголов.
По III Разделу исследования определены следующие общие особенности:
2) нарушение логики восприятия текста, содержащего включающее последовательное развертывание событий с использованием наглядных средств.
Анализируя выполнения по III Разделу исследования у младших школьников с РАС, нами выделены такие специфические особенности, как нарушение алгоритмов действий при выполнении речевой инструкции;
В процессе обследования импрессивной речи, мы выявили общие и специфические особенности развития понимание слов, понимание грамматических категорий, понимание предложений, понимание текста рассказа.
В рамках решения третьей задачи нами были разработаны дифференцированные методические рекомендации с учетом выявленных общих и специфических особенностей нарушений импрессивной речи у двух групп детей с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
Таким образом, цель достигнута. Поставленная гипотеза о том, что учет выявленных особенностей сформированности импрессивной речи позволит составить дифференцированные методические рекомендации, направленных на формирование импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра, нашла свое подтверждение.
Во второй главе нами описан ход исследования уровня сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
В рамках решения первой задачи, целью которой было выявление особенностей импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра, нами были определены направления работы. Обучающимся младших классов были предложены разделы исследования состояния сформированности импрессивной речи.
I Раздел. Исследование понимания слов включал пять заданий: показ предметов на картинке; понимание на картинке целого и частей предмета; понимание обобщающих слов; понимание глаголов; понимание названий признаков.
II Раздел. Исследование понимания грамматических форм словообразования включал пять заданий: дифференциация единственного и множественного числа существительных; дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов; понимание предлогов; понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных; дифференциация приставочных глаголов.
III Раздел. Исследование понимания предложений включал пять заданий: понимание простой инструкции; понимание предложений, передающих линию отношений: субъект-предикат-объект; понимание предложений, близких по ситуации; понимание предложений, далёких по ситуации; понимание текста рассказа (с использованием наглядной опоры).
В рамках решения второй задачи, нами разработан диагностический комплекс и выявлены общие и специфические особенности понимания слов, грамматических категорий, текстов рассказов у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
По результатам выполнения заданий мы выявили, что при выполнении заданий I Раздела исследования у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с РАС были выявлены следующие общие особенности:
1) трудности в понимании глаголов близких по значению.
По результатам выполнения заданий мы выявили, что при выполнении заданий I Раздела исследования у детей с легкой умственной отсталостью были выявлены следующие специфические особенности:
1) трудности в понимании целого и частей предмета.
По результатам выполнения заданий мы выявили, что при выполнении заданий I Раздела исследования у детей с РАС были выявлены следующие специфические особенности:
1) ошибочное понимание обобщающих понятий (трудности дифференциации двух понятий).
2) трудности дифференциации предметов по форме и размеру.
При выполнении II Раздела исследования были выявлены следующие общие особенности:
1) ошибочное понимание предлогов.
2) трудности дифференциации понимания уменьшительно - ласкательных суффиксов в предметном словаре и приставочных глаголов.
По III Разделу исследования определены следующие общие особенности:
2) нарушение логики восприятия текста, содержащего включающее последовательное развертывание событий с использованием наглядных средств.
Анализируя выполнения по III Разделу исследования у младших школьников с РАС, нами выделены такие специфические особенности, как нарушение алгоритмов действий при выполнении речевой инструкции;
В процессе обследования импрессивной речи, мы выявили общие и специфические особенности развития понимание слов, понимание грамматических категорий, понимание предложений, понимание текста рассказа.
В рамках решения третьей задачи нами были разработаны дифференцированные методические рекомендации с учетом выявленных общих и специфических особенностей нарушений импрессивной речи у двух групп детей с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
Таким образом, цель достигнута. Поставленная гипотеза о том, что учет выявленных особенностей сформированности импрессивной речи позволит составить дифференцированные методические рекомендации, направленных на формирование импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра, нашла свое подтверждение.



