Введение 3
Глава 1 Анализ литературных источников по проблеме исследования 11
1.1 Теоретические основы развития импрессивной речи в онтогенезе 11
1.2 Причинная обусловленность нарушений импрессивной речи у младших
школьников с легкой умственной отсталостью и с аутизмом 19
1.3 Обзор диагностических и коррекционных методик по формированию
импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с аутизмом в трудах ученых 27
Выводы по главе 1 41
Глава 2 Констатирующий эксперимент и его анализ 42
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 42
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 57
2.3 Дифференцированные методические рекомендации по формированию
импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра 78
Выводы по главе 2 95
Заключение 98
Библиография 101
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время отмечается тенденция постоянного роста числа детей с различными отклонениями в развитии, не последние места в этом списке занимают расстройства аутистического спектра и умственная отсталость. Так, согласно имеющимся данным статистики, если в 2008 году на 1 случай аутизма приходится 150 детей, в 2012 году эта распространенность была отмечена уже на каждых 88 детей. За последние десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз, и специалисты считают, что тенденция к росту сохранится. По данным статистики, численность детей с умственной отсталостью за последние годы составляет не менее 2% населения планеты. Так, в 2019 г. доля больных с умственной отсталостью составила 21,2% среди общего числа больных психическими расстройствами в России. У младших школьников, имеющих легкую умственную отсталость, а также имеющих расстройства аутистического спектра, наблюдается определённое искажение интеллектуального развития, что отражается на всех звеньях деятельности речи. В связи с этим, у них наблюдается недостаточный уровень развития речи. Также стоит отметить и нарушения импрессивной речи, особенно важной в процессе развития речи детей. Именно импрессивная речь служит для восприятия и понимания речи, а также отражается в слуховом восприятии детей и в возможности зрительно воспринимать текст.
В соответствии с приказом Министерства образования от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»; приказом Министерства образования и науки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) началось инклюзивное обучение детей с 2016 года.
Содержание современного реализуемого ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включает ряд требований, предъявляемых к образовательным организациям, реализующим адаптированные основные образовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра. Согласно положениям, отраженным в требованиях к реализации АООП для обучающихся данных категорий, отмечается необходимость развития у таких детей умения пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» импрессивная речь рассматривается по предметной области «Язык и речевая практика» [54].
В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» импрессивная речь рассматривается по предмету «Русский язык».
Проблемы развития и формирования импрессивной речи у детей с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра рассматривали такие исследователи как Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова (2000) [69]; Л.М. Шипицина, В.М. Сорокин, Д.Н. Исаев (2014); Н.С. Жукова (2017) [24]; И.В. Диярова, И.А. Нигматуллина (2019); Т.И. Дуброва, И.Ю. Майсурадзе (2021) [21]; М.С. Хритоненкова, А.П. Надточий, М.Е. Меднова (2021) и др. [72].
По данным, имеющихся на сегодняшний день исследований, основными отклонениями в развитии речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и расстройствами речевого спектра являются способность порождать речевое высказывание, а также понимание речевых высказываний. Это связанно с определёнными особенностями развития памяти и внимания. Всё это находит отражение в том, что такие дети не могут правильно использовать языковые элементы, вследствие чего им не удаётся правильно понимать речь и правильно строить собственные высказывания.
Следствием таких нарушений является некая диспропорция импрессивной и экспрессивной речи. Для нормального онтогенеза такая диспропорция нехарактерна. Это выражается в том, что собственная речь у таких детей развита намного сильнее, чем умение понимать речь. Как следствие, ребёнок с легкой умственной отсталостью или расстройством аутистического спектра в недостаточной мере способен усваивать учебный материал, что ведёт к активному снижению продуктивности обучения. Ребёнок с данными проблемами не в состоянии полноценно общаться и социализироваться в обществе.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена трудностями обучения детей с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра в связи с недостаточной сформированностью импрессивной речи. У представленных нозологий нарушены социальные взаимодействия и социальные коммуникации, трудности в понимании простой, а значит и сложной инструкции. Этот аспект присутствует в научных работах исследователей: А.Р. Маллер, Г.В. Цикотто, А.В. Мамаев, Л.Н. Шипицына. Исследователи обозначают важность развития социальной сферы.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне определены научными результатами, полученными И.Б. Агаевой, А.О. Беляевой, Р.И. Лалаевой, Т.В. Тумановой, Т.Б Филичевой и др., считающих, что недостаточно разработано специальных диагностических и коррекционных методик для обучающихся с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
В рамках, существующих в настоящее время данных по представленной проблеме, стоит отметить актуальность изучения формирования импрессивной речи, наиболее важной при обучении детей с обозначенными особенностями.
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что в настоящее время существует недостаточно научных разработок по определению индивидуальных программ коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие импрессивной речи детей с легкой умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра. В результате анализа литературных источников в рамках проблемы исследования были выявлены следующие противоречия между:
- низким уровнем сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ее важность для дальнейшего успешного развития и социализации;
- необходимость составления содержания коррекционно-логопедической работы для преодоления формирования импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра и отсутствие дифференцированных разработок, направленных на учет общих и специфических особенностей сформированности импрессивной речи обучающихся младших классов.
Объект исследования. Импрессивная речь у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра .
Предмет исследования. Общие и специфические особенности нарушения импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
Цель исследования. Выявить общие и специфические особенности нарушения импрессивной речи и составить дифференцированные методические рекомендации с использованием комплекса заданий и упражнений по коррекции выявленных нарушений сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что:
1. Импрессивная речь обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра будет характеризоваться общими и специфическими особенностями.
2. Учет выявленных особенностей сформированности импрессивной речи позволит определить содержание дифференцированных методических рекомендаций, направленных на формирование импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой, были определены следующие задачи исследования:
1. Выявить особенности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра на основе анализа литературы;
2. Разработать диагностический комплекс и выявить общие и специфические особенности понимания слов, грамматических категорий, текстов рассказов у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра;
3. На основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации по коррекции нарушений сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.
Методологической и теоретической основой исследования явились:
- положение о гуманизации интегративных процессов, о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях (А.Р. Маллер, Т.В. Цикотто, Л.М. Шипицина);
- о системном подходе к анализу речевых нарушений (М.С. Певзнер, Р.Е. Левина);
- о понимании механизма нарушения развития импрессивной речи (М.И. Лисина, Т.Б. Филичева).
Методы исследования были определены в соответствии с поставленной целью, задачами. В рамках исследования использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования. К теоретическим методам следует отнести анализ существующей проблемы сквозь призму медицинской, психолого-педагогической, логопедической и научной литературы. К эмпирическим методам исследования можно отнести изучение анамнестических данных, наблюдение за обучающимися в образовательном процессе и в обиходно-бытовой деятельности в образовательном учреждении; беседа с педагогами, обучающимися и их законными представителями; психолого-педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна исследования заключается в разработке дифференцированного содержания методических рекомендаций с использованием комплекса заданий и упражнений по коррекции выявленных нарушений сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении развития импрессивной речи в онтогенезе, а также в изучении причинной обусловленности нарушений сформированности импрессивной речи у детей с указанными особенностями развития. При этом в рамках исследования, был определен набор диагностических и коррекционных методик по формированию импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с аутизмом в трудах ученых.
Практическая значимость исследования заключается в разработке дифференцированных методических рекомендаций, направленных на формирование импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра. Благодаря использованию методических рекомендаций, повысится эффективность коррекционно-логопедической работы с обучающимися представленных нозологических групп.
Организация исследования.
Экспериментальной базой исследования явились муниципальные автономные общеобразовательные учреждения «Средняя общеобразовательная школа» Советского г. Красноярска. В экспериментальном исследовании принимали участие обучающиеся первых классов с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра в количестве 20 человек. 10 обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с легкой умственной отсталостью. Дети обучались по варианту Федерального государственного образовательного стандарта 1 образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и 10 обучающихся по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2), возраст 7-8 лет.
Исследование проводилось в период с 2021 по 2022 год в несколько этапов:
1 этап (май 2021 - декабрь 2021г.) - поисково-теоретический, включающий в себя изучение научной литературы по проблеме исследования, разработку плана исследования, формулирование гипотезы исследования, задач, определение цели исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
2 этап (январь 2022 - май 2022г.) - проведение констатирующего эксперимента, анализ и обработка данных, обобщение полученных результатов, формулировка выводов.
3 этап (сентябрь 2022 - октябрь 2022г.) - разработано дифференцированное содержание методических рекомендаций с использованием комплекса заданий и упражнений по коррекции выявленных нарушений сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
1. Участие в научно-практических конференциях Красноярск, Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», 2021г.
2. Участие в научно-практических конференциях Красноярск, Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», 2022г.
3. Публикация основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов в XXII Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI» Красноярск 30 апреля 2021г.
4. Публикация основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов в XXII Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI» Красноярск 31 мая 2022г.
Структура магистерской диссертации. Работа объемом в 115 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (85 источника), 6 приложений. Работа проиллюстрирована 4 таблицами и 9 рисунками.
В первой главе нами рассмотрены и проанализированы литературные изучения импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра, раскрыта психолого-педагогическая характеристика обучающихся младшего школьного возраста, определены развития речи в онтогенезе.
Во второй главе нами описан ход исследования уровня сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
В рамках решения первой задачи, целью которой было выявление особенностей импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра, нами были определены направления работы. Обучающимся младших классов были предложены разделы исследования состояния сформированности импрессивной речи.
I Раздел. Исследование понимания слов включал пять заданий: показ предметов на картинке; понимание на картинке целого и частей предмета; понимание обобщающих слов; понимание глаголов; понимание названий признаков.
II Раздел. Исследование понимания грамматических форм словообразования включал пять заданий: дифференциация единственного и множественного числа существительных; дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов; понимание предлогов; понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных; дифференциация приставочных глаголов.
III Раздел. Исследование понимания предложений включал пять заданий: понимание простой инструкции; понимание предложений, передающих линию отношений: субъект-предикат-объект; понимание предложений, близких по ситуации; понимание предложений, далёких по ситуации; понимание текста рассказа (с использованием наглядной опоры).
В рамках решения второй задачи, нами разработан диагностический комплекс и выявлены общие и специфические особенности понимания слов, грамматических категорий, текстов рассказов у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
По результатам выполнения заданий мы выявили, что при выполнении заданий I Раздела исследования у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с РАС были выявлены следующие общие особенности:
1) трудности в понимании глаголов близких по значению.
По результатам выполнения заданий мы выявили, что при выполнении заданий I Раздела исследования у детей с легкой умственной отсталостью были выявлены следующие специфические особенности:
1) трудности в понимании целого и частей предмета.
По результатам выполнения заданий мы выявили, что при выполнении заданий I Раздела исследования у детей с РАС были выявлены следующие специфические особенности:
1) ошибочное понимание обобщающих понятий (трудности дифференциации двух понятий).
2) трудности дифференциации предметов по форме и размеру.
При выполнении II Раздела исследования были выявлены следующие общие особенности:
1) ошибочное понимание предлогов.
2) трудности дифференциации понимания уменьшительно - ласкательных суффиксов в предметном словаре и приставочных глаголов.
По III Разделу исследования определены следующие общие особенности:
2) нарушение логики восприятия текста, содержащего включающее последовательное развертывание событий с использованием наглядных средств.
Анализируя выполнения по III Разделу исследования у младших школьников с РАС, нами выделены такие специфические особенности, как нарушение алгоритмов действий при выполнении речевой инструкции;
В процессе обследования импрессивной речи, мы выявили общие и специфические особенности развития понимание слов, понимание грамматических категорий, понимание предложений, понимание текста рассказа.
В рамках решения третьей задачи нами были разработаны дифференцированные методические рекомендации с учетом выявленных общих и специфических особенностей нарушений импрессивной речи у двух групп детей с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
Таким образом, цель достигнута. Поставленная гипотеза о том, что учет выявленных особенностей сформированности импрессивной речи позволит составить дифференцированные методические рекомендации, направленных на формирование импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра, нашла свое подтверждение.
1. Агаева, И. Б. Формирование речи у обучающихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью средствами альтернативной коммуникации / И. Б. Агаева. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2018. - 192 с.
2. Азова, О. И. Диагностика письменной речи у младших школьников / О. И. Азова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
3. Асмаловская, О. А. Развитие импрессивной речи у детей 2-3 лет с задержкой психического развития различного генеза [Текст] / О. А. Асмаловская, Л. А. Шевцова // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники. - 2019. - С. 21-23.
4. Башина, В. М. Аутизм в детстве / В. М. Башина. - М.: Медицина, 1999. - 240 с.
5. Белоусова, Е. Г. Особенности устной речи детей с аутистическими расстройствами и с выраженной умственной отсталостью / Е. Г. Белоусова, А. В. Кубасов // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи. Ч. 1. - Екатеринбург, 2013. - С. 40-45.
6. Белоусова, М. В. Сенсорная алалия: речевой онтогенез, клинические проявления, подходы к диагностике и коррекции / М. В. Белоусова, В. А. Меркулова // Практическая медицина. - 2016. - №. 8 (100).
7. Беляева, А. О. Особенности состояния импрессивной речи младших школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталости / А. О. Беляева. // Молодой ученый. - 2020. - № 48 (338). - С. 397-401.
8. Бердник, М. С. Психолого-педагогическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра / М. С. Бердник // Инновационный дискурс развития современной науки и технологий. - 2021. - С. 165-172.
9. Бизюк, А. П. Структура интеллекта детей с расстройством аутистического спектра и детей с легкой степенью умственной отсталости /А. П. Бизюк // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - №. 2 (225). - С. 95-104.
10. Бобылова, М. Ю. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики / М. Ю. Бобылова // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - №. 4. - С. 81-88.
11. Большой медицинский энциклопедический словарь: БМЭС / С. Э. Аветисов и др. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 959 с.
12. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Изд. 4-е, расш. - М.: АСТ, 2009. - 811 с.
13. Борякова, Н. Ю. Особенности импрессивной речи детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста / Н. Ю. Борякова, А. В. Шиповская // Наука и инновации - современные концепции. - 2021. - С. 41-44.
14. Буслаева, М. Е. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей с интеллектуальными нарушениями / М. Е. Буслаева // Молодежь - науке и практике: Взгляд в будущее. - 2017. - С. 205-213.
15. Викжанович, С. Н. Характеристика системного недоразвития речи при расстройствах аутистического спектра / С. Н. Викжанович // Russian Journal of Education andPsychology. - 2015. - № 8 (52). - С. 294-305.
16. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Санкт- Петербург, 2016. - 431 с.
17. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. 6-7 лет: календарное планирование, конспекты занятий, методические рекомендации / В. В. Гербова. - Москва: Мозаика-синтез, 2020. - 100 с.
18. Гуровец, Г. В. Детская невропатология / Г. В. Гуровец. - М.: Владос, 2021. - 303 с.
19. Диярова, И. В. Особенности логопедической работы по развитию речевой коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра / И. В. Диярова, И. А. Нигматуллина // Сборник научных трудов XIII Международной научно-образовательной конференции - 2019. - c.190-194.
20. Добронравова, О. В. Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром / О. В. Добронравова, Х. Н. Галимова, А. В. Паньков // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т.5, № 4 (17). - С. 271-273.
21. Дуброва, Т. И. содержание логопедической работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью / Т. И. Дуброва, И. И. Майсурадзе // Актуальные вопросы педагогики. - 2021. - С. 164-168.
22. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - М.: РСФСР, 1958. - 370 с.
23. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екб.: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
24. Жукова, Н. С. Уроки правильной речи и правильного мышления / Н. С. Жукова. - М.: Эксмодетство, 2017. - 116 с.
25. Зайцева, Е. С. Тестовая методика обследования речи детей: учеб. пособие / Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова. - Санкт- Петербург: КАРО, 2015. - 72 с.
26. Зимина, В. В. Использование современных подходов при формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста / В. В. Зимина. - Белоярский, 2015. - 9 с.
27. Иванова, Н. В. К вопросу о развитии импрессивной речи у детей дошкольного возраста с ОНР / Н. В. Иванова, Е. А. Шевелёва // Символ науки. - 2017. - Т. 3. - №. 3. - С. 105-108.
28. Ковригина, Л. В. Проявление грамматической системности в импрессивной речи младших школьников с речевым дизонтогенезом / Л. В. Ковригина, Ю. Ю. Ельсукова // Вестник педагогических инноваций. - 2020. - № 4. - С. 71-79.
29. Кондаков, И. М. Психология. Иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков. - СПб.: Прайм-еврознак, 2003. - 508 с.
30. Королев, И. Учусь слушать и говорить играя. Сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у детей с нарушением слуха и речи / И. Королев. - Litres, 2019. - 369 с.
31. Коротких, В. М. Проблема аутизма в современном мире / В. М. Коротких, М. М. Магамедэминова, С. Р. Полякова // Молодой ученый. - 2020. - №7 (297). - С. 299-300.
32. Лебединская, К. С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская. - М.: Просвещение, 1989. - 95 с.
33. Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности: некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. - М.: URSS: КомКнига, 2006. - 243.
34. Липакова, В. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с умеренной умственной отсталостью / В. И. Липакова. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2003. - 451 с.
35. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка / М. И. Лисина. - М.: Изд-во Педагогика, 1989. - 150 с.
36. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. - М.: Владос, 2009. - 703 с.
37. Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия. - М.: Academia, 2002. - 345 с.
38. Лурия, А. Р. Роль речи в психическом развитии ребенка / А. Р. Лурия // Вопросы психологии. - 1958. - №5. - С. 3-17.
39. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. - М.: Академия, 2008. - 300 с.
40. Ляксо, Е. Е. Коммуникативные возможности детей с расстройствами аутистического спектра, синдромом дауна и умственной отсталостью / Е. Е. Ляксо // Нейронаука для медицины и психологии XV. - 2019. - С. 287-288.
41. Макаров, И. В. Нарушения речевого развития у детей / И. В. Макаров, Д. А. Емелина // Социальная и клиническая психиатрия. - 2017. - Т.27. -№ 4, 2017. - С.101-105.
42. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер, Г. В. Цикотто. - М.: Изд-во Академия, 2003. - 220 с.
43. Мамаева, А. В. Развитие произносительной стороны речи у детей с церебральным параличом / А. В. Мамаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 2 - С.33-41.
44. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2001. - 320 с.
45. Мамохина, У. А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра / У. А. Мамохина // Аутизм и нарушение развития. - 2017. - Т. 3. - № 15. - С. 24-33.
46. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие / Е. М. Мастюкова. - М.: Владос, 2003. - 408 с.
47. Маштакова, К. А. Обзор логопедических методик по выявлению и оценке речевого развития дошкольников / К. А. Маштакова // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза. - 2017. - С. 174-181.
48. Морозов, С. А. Некоторые проблемы инклюзии при расстройствах аутистического спектра / С. А. Морозов, С. С. Морозова, Т. И. Морозова // Аутизм и нарушения развития. - 2020. - Т. 18. - №. 1. - С. 51-61.
49. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М.: Теревинф, 2016. - 288 с.
50. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / отв. ред. С. В. Алехина / под общ. ред. Н. Я. Семаго. - М.: МГППУ 2012. - 80 с.
51. Овсянникова, Т. М. Обследование ребенка с РАС на ПМПК с использованием инструмента критериальной оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R / Т. М. Овсянникова // Аутизм и нарушения развития. - 2018. - Т. 16. - №. 2. - С. 29-37.
52. Приложение № 8. Требования к АООП НОО обучающихся с
расстройствами аутистического спектра. - Приказ Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL :
http://ivo.garant.ru/ff/document/70862366/(дата обращения: 20.01.2022).
53. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №
1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: URL :http://ivo.garant.ru/ff/document/70860670/(дата обращения: 20.01.2023).
54. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026
«Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: URL :https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405965157/(дата обращения 23.02.2023).
55. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406486955/(дата обращения 19.02.2023).
56. Парыгин, Б. Д. Основы социально - психологической теории / Б. Д. Парыгин. - М.: Изд-во Мысль, 1971. - 256 с.
57. Приходько, О. Г. Специфика речевого развития детей первых лет жизни различных нозологических групп / О. Г. Приходько // Специальное образование. - 2018. - № 4 (52). - С. 95-105.
58. Психология общения: энциклопедический словарь / Российской акад. образования, Психологический ин-т; под общ. ред. А. А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2015. - 671 с.
59. Рыченкова, О. А. Дисфункции сенсорной интеграции при аутизме / О. А. Рыченкова. - М.: Владом, 2019. - 781 с.
60. Свенцицкий, А. Л. Краткий психологический словарь / А. Л. Свенцицкий. - Москва: Проспект, 2017. - 512 с.
61. Семаго, Н. Я. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС / Н. Я. Семаго, Е. А. Соломахина // Аутизм и нарушения развития. - 2017. - Т. 15. - № 1. - С. 4-14.
62. Семенович, М. Л. Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R) / М. Л. Семенович //Аутизм и нарушения развития. - 2015. - №. 3. - С. 3-10.
63. Скрипов, В. С. Комплексная оценка заболеваемости психическими расстройствами и расстройствами поведения в динамике за период 2015 -2019 гг. в Российской Федерации / В. С. Скрипов, К. М. Есина // Социальные аспекты здоровья населения. - 2021. - № 4. - С. 8.
64. Слюсарь, Н. А. Введение в экспериментальные исследования грамматики / Н. А. Слюсарь. - Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2019. - 73 с.
65. Смирнова, Л. А. Приемы работы по преодолению имперессивного аграмматизма у детей / Л. А. Смрнова // Дефектология. - 1979. - №3. - С.65¬69.
66. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) / Е. Ф. Соботович. - М.: Классике Стиль, 2003. - 160 с.
67. Тихонова, М. А. Коррекция нарушений грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) / М. А. Тихонова. - Екатеринбург, 2021. - 102 с.
68. Ушакова, Т. Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и
психолингвистики / Т. Н. Ушакова. - М.: РАН, 2011. - 524 с.
69. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и
обучение: учебно-метод. пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: Издательство Гном и Д, 2000. - 128 с.
70. Филичева, Т. Б. Основные направления методики работы с детьми, имеющими I уровень речевого развития / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова // Логопедия. - 2017. - № 3(13). - С. 54-58.
71. Хованская, Е. А. Технологии исследования и правила усвоения языка в детской речи / Е. А. Хованская // Вестник Брянского государственного университета. - 2016. - № 3 (29). - С. 198-200.
72. Хритоненкова, М. С. Изучение речевых высказываний младших школьников с расстройствами аутистического спектра и разным уровнем интеллектуального развития / М. С. Хритоненкова, А. П. Надточий, М. Е. Меднова // Специальное образование. - 2021. - с. 71-83.
73. Цветкова, Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность: учеб. пособие / Л. С. Цветкова. - М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. - 424 с.
74. Черткова, М. Д. Возможности педагогических инструментов электронных образовательных ресурсов для развития слухового восприятия и формирования произношения глухих обучающихся с лёгкой умственной отсталостью [Текст] / М. Д. Черткова, И. Н. Гусева // Auditorium. - 2020. - №. 2 (26). - С. 14-18.
75. Четверикова, Т. Ю. Умственно отсталые дети. Отклонения в
психическом развитии Детей с умственной отсталостью / Т. Ю. Четверикова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL:
https://altaimedpos.ru/folk/umstvenno-otstalye-deti-otkloneniya-v-psihicheskom-razvitii-detei-s.html(дата обращения: 20.01.2023).
76. Шабанова, Т. Л. Сравнительный анализ особенностей развития экспрессивной и импрессивной доминирующей речи у младших школьников билингвов и монолингвов / Т. Л. Шабанова, М. А. Настругова // Нижегородский психологический альманах. - 2020. - Т. 1. - №. 1. - С. 62-72.
77. Шамилова, Н. В. Состояние импрессивной речи у дошкольников с расстройствами аутистического спектра / Н. В. Шамилова, Е. А. Моисеенкова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - №. 22. - С. 77-79.
78. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика: хрестоматия. учебное пособие / Н. Х. Швачкин. - М.: Лабиринт, 2004. - 330 с.
79. Шипицина, Л. М. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л. М. Шипицина, В. М. Сорокин, Д. Н. Исаев [и др.]. - М.: «Академия», 2014. - 224 с.
80. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: краткий очерк / Д. Ю. Эльконин. - М.: РСФСР, 1958. - 115 с.
81. Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-5. - 5th ed. - Washington; London: American Psychiatric Association, 2013.
82. Kanner, L. Autistic disturbances of affective contact / L. Kanner // Acta paedopsychiatrica. - 1968. - Т. 35. - №. 4. - С. 100-136.
83. Lanczik, M. Carl Wernicke’s localization theory and its significance for the development of scientific psychiatry / M. Lanczik, G. Keil //Hist Psychiatry. - 1991. - 2(6). - P. 171-80.
84. Miller, J. Studies on the categorization of speech by infants / J. Miller // Cognition. - 1983. - 13 (2). -- P.135-165.
85. Wing L. Childhood autism and social class: a question of selection? / L. Wing // British Journal of Psychiatry. - 1980. - № 137. - P. 410-417.