СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОТОРНОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ДИЗАРТРИЕЙ И У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III
уровня 7
1.2. Понятие праксиса в психолого-педагогической литературе 14
1.2. Особенности праксиса детей с ОНР 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 33
2.1. Организация и методики исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования праксиса детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня 36
2.3. Методические рекомендации по развитию праксиса детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
Приложение 73
Актуальность исследования. По последним данным Министерства здравоохранения РФ и Всемирной организации здравоохранения^ речевые нарушения различной степени тяжести проявляются более чем у 30% детей, начиная с раннего возраста.
Среди них наиболее распространенным нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР). На момент поступлениям начальную школу у 20 — 30% детей сохраняются проявления общего недоразвития речи (ОНР), обусловливающие трудности обучения и социальной адаптации (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.М. Шипицына).
Изучению особенностей детей с общим недоразвитием речи придается большое значение. На протяжении последних десятилетий данную проблему изучали такие исследователи как Т.Б. Филичева, А.М. Шахнарович, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова и многие др.
Взаимосвязь развития речи и праксиса изучена и подтверждена многими учеными: И.П. Павловым, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Л.С. Выготским, В.М. Бехтеревым и др. Все они считали, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, развивая пальцевый праксис, происходит стимуляция речевого развития
Исследованиями ученых (Антакова-Фомина Л.В., Кольцова М.М., Исенина Е.И.) было установлено, что уровень умственного и речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кроме того, положительное влияние развития мелкой моторики на интеллект и речь ребенка подтверждены в трудах М. Монтессори, Д.Сели, Н.А.Бернштейна, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, Р.Гнатадзе, Ю.Луговской, И.Павленко. У.В.Ульенковой, О.Н.Усановой, М.М.Безруких.
В трудах К. Липманн, А.Р. Лурия, Т.Г. Визель, Е.Н. Винарская содержатся, прежде всего, глобальные теоретические положения о развитии праксиса и его нарушений. В сфере праксиса у детей с ОНР прослеживается нарушений координации. У детей с ОНР выявлена несформированность динамического праксиса в виде стереотипии, трудности пространственной организации движений и действий.
У детей с ОНР наиболее ярко проявляется недостаточность моторного праксиса при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. Поэтому от педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями, требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков.
Цель исследования - изучить особенности проявления праксиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Выявить специфику проявления нарушений у детей с дизартрией.
Объект исследования - моторный праксис: ручной, оральный у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Предмет исследования - особенности моторного праксиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: мы предположили, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с дизартрией и детей нормальным речевым развитием нарушения моторного праксиса проявляется: в кинетических, кинестетических нарушениях пальцев рук и артикуляции.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую, медицинскую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности моторного праксиса и сравнить у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и у детей нормальным речевым развитием.
3. Теоретически обосновать и составить методические рекомендации по развитию моторного праксиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с дизартрией и нормой речевого развития.
Теоретико-методологической основой исследования явились следующие положения:
- о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова);
- о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л. С. Выготский, И. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая и др.);
- о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Ж. И. Шиф, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Т. М. Дульнев, В. Г. Петрова, А. С. Белкин, В. В. Коркунов).
Методы исследования были подобраны с учетом его специфики предмета, в соответствии целью, задачами и гипотезой и включали в себя:
- теоретический анализ педагогической психологической и методической литературы по изучаемой проблеме;
- констатирующий эксперимент
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют расширить и уточнить теоретические представления о развитии и проявлениях праксиса у детей с ОНР III уровня.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования и разработанные методические рекомендации по развитию праксиса детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста на основе песочной терапии может быть применена в работе логопеда и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
Базой для экспериментального исследования явилось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 39». Экспериментом было охвачено 20 детей подготовительной группы 5-6 лет, из них 10 с ОНР III уровня с дизартрией, 10 детей с нормальным речевым развитием.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством;
- участия в конкурсах педагогического мастерства: «Дидактические пособия по развитию мелкой моторики рук» 2 место в районном конкурсе.
Структура и объем диссертации соответствуют логике исследования. Работа включает введение, 2 главы, заключение, библиографический список и приложения.
Проведение теоретического анализа литературных источников по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Речь - это прежде всего мышечные ощущения, поступающие от речевых органов в кору головного мозга. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития двигательной активности. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Динамика речевого развития зависит от тяжести и характера поражения моторных функций.
С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Исходя, из этого можно считать, что развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием моторного праксиса
Таким образом, на сегодня учеными доказано несколько важнейших положений, касающихся двигательного анализатора.
1. Среди двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.
2. Функция движения руки всегда тесно увязана с функцией речи, и развитие первой способствует развитию второй.
3. Развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие — дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь образом связана с мышлением.
4. Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны; движения пальцев рук действительно стимулируют дозревание центральной нервной системы, что, В частности проявляется в ускорении развития речи ребенка
У детей с общим недоразвитием речи значительно (хуже, (нем у сверстников с нормальным речевым развитием, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Дети ОНР малоактивны, инициативы в общении почти обычно себя не проявляют. У детей с общим недоразвитием речи отмечается «недостаточная координация движений.
Проведенное эмпирическое «исследование позволило выявить следующие особенности проявления праксиса, детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Проведенное «эмпирическое «исследование выявило следующие особенности развития моторного праксиса в группе детей с ОНР III уровня:
- неловкие, неточные и недифференцированные движения мелкой моторики рук;
- моторный праксис не сформирован: задания выполняют плохо, не замечают своих ошибок; выполняют в замедленном темпе, часто Неправильно - замедленный темп движений.
Проведенное эмпирическое исследование выявило следующие особенности развития орального праксиса в группе детей с ОНР ДП уровня:
- Сформированность, кинестетического Игрального Идоаксиса характеризуется особенностями: замедленное ми напряженное выполнение, быстрая дотощаемость, время фиксации дозы „ограничено 1 - 3 секундами. В большинстве случаев дети затрудняли объяснить местоположения кончика языка изменения положения губ.
- Сформированность кинетического Морального праксиса характеризуется: замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость, замедленное р напряженное выполнение переключений одного движения на другое, Неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры выполнение заданий, незначительное нарушение тонуса языка гипертонус, гипотония, дистония .
Были разработаны методические рекомендации По развитию моторного праксиса на основе игр c песком. Был Подобран комплекс упражнений по развитию орального Праксиса, который должен включать как статические упражнения, так упражнения Направленные на развитие динамической координации речевых движений.
1. Аксенова М- Развитие птонких движений пальцев рук у детей Ос нарушением речи. / Дошкольное воспитание 1990
2. Аромштам М. Игры на влажном деске//Дошкольное образование - июнь №12 2006
3. Артикуляционная ^гимнастика. Методические рекомендации до развитию моторики, дыхания р голоса у детей дошкольного возраста: Д А. Пожиленко — Москва, щКАРО, 2009 г.- 92 с.
4. Белякова, Е. А. Логопедия. - М.: Академия, 2008. - 208 с.
5. Бернштейн, ДА. О построении (движений ДА. Бернштейн М.: Медгиз, 1999.-256 с
6. Большебратская бЭ.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 - 74с.Конец формы
7. Бот Ъ.С. Формирование уточных движений мпальцев му детей пс общим недоразвитием тречи // Дефектология. - 1983. - №1.
8. Браудо ДА. Артикуляция: (о произношении мелодии) / И. А. Браудо ,; ред. Х. С. Кушнарев. - СПб.: Питер, 2009. - 157 с.
9. Визель Т.Г. Основы Шнейропсихологии. -- М.: ШАСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384 с.
10. Волкова ИЛ.С. Обучение и воспитание Идетей Нвс общим недоразвитием фречи // Логопедия. - М.: Гуманитарный визд. ценр мВЛАДОС, 2004. - С. 513 -524.
11. Выготский Л.С. Детская психология. - М.: мЭКСМО, 2013. - 679 с.
12. Галкина В.Б., ^Хомутова Ид.Ю. Использование физических ^упражнений до развитию .мелкой „моторики пальцев рук при коррекции нарушении речи.//Дефектология. - 1999, - №3
13. Гарибьян цР. Б., „Марков Н. Г. Анатомия и физиология человека. М., "Просвещение", 1999.
14. Гвоздев „Н. А Вопросы лизучения детской речи / Н.А. Гвоздев. СПб.: бДетство Пресс, 2007. - 472с.
15. Глуговская шТ.Н. «Тонкая моторика: Успособы Уее развития».
16. Грабенко Т.М. Игры Кс песком Шили Щпесочная Щтерапия/
Дошкольная дпедагогика №5 /сентябрь, Уоктябрь/ 2004
17. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения./ Под ред. Ю.Ф, Гаркуши. - М.: НИИ Школьных зтехнологий, 2008. - 192 с.
18. Довгань Н.В. Логопедические ИУигры 1пв песочной стране. // Логопед №3 2004.
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., !,Филичева 1бТ.Б. Логопедия. Преодоление общего «недоразвития !у дошкольников: Кн. для логопеда. Екатеринбург, 2003.
20. Запорожец А. В. Избранные психологические Ютруды. В удвух ромах. Том 2. Развитие произвольных движений. - М.: Просвещение, 1986. - 312 с.
21. Запорожец бА.В. Изменение моторики ребёнка -дошкольника в зависимости Шот условий Щи мотивов деятельности. -Известия АПН учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1999
22. Калягин В.А. Психология лиц с нарушениями речи. - СПб.: КАРО, 2007. - 536 с.
23. Кольцова 1М. М.. М. С. Рузина. Ребенок Еучится «говорить. Пальчиковый дгротренинг. - М.: пУ-Фактория , 2006. - 136 с.
24. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1998
25. Коррекционно-методическая работа по развитию импрессивной и экспрессивной речи у детей раннего возраста (логико-структурный вариант программного содержания): практический материал для работы логопеда / М-во образования Рос. Федерации, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, Упр. образования адм. Ленинск.р-на ; авт.-сост.: Гетман Т. Н., Лосев П. Н. - Красноярск: [КГПУ], 2003.
26. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика : практическое пособие / Е. Н. Краузе. - 3-е издание. - Санкт- Петербург : КОРОНА-Век, 2007. - 75 с.
27. Кроль В. Психофизиология человека. - СПб.: Питер, 2003.
28. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.:Союз, 2009. -160 с.
29. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 680 с
30. Лурия А. Р.. Основы нейропсихологии. — М.: Асайешха, 2002.
31. Любина Г. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду, 2003, №1.- С.30-37.
32. Мастюкова Е.М. Медико-психологические основы нарушений речевого развития в сравнении с нормой // Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. -М.: Просвещение. 1990. - с. 7-37.
33. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. — М..: Просвещение, 1992. - 95 с.
34. Мастюкова, Жукова, Н.С., Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б Филичева - Екатеринбург.: Феникс 2007.- 316с.
35. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки /Начальная школа. - 2003. - № 8.
36. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2008. // Сб. ст. по исследованиям психических явлений. URL: ййр://’№№№.зсогсйег.ги/пеиго/8с1епсе/Ьазе/сй_оп1одепе..
37. Павлов И.П. Физиология больших полушарий головного мозга/ - Либроком, 2014. - 82 с.
38. Парамонова Л.Г. Логопедия. - СПб.: Речь, 2004.
39. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. - м.:Просвещение, 2010. - 89 с.
40. Правдина, О. В. Логопедия. М. Просвещение ,2009 - 110 с.
41. Развиваем моторику / Сост. С. Е. Гаврина и др.. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 47с.
42. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - Спб.: Речь, 2008.
43. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук: Формирование и развитие двигательных и психических механизмов, влияющих на общее интеллектуальное развитие ребенка. Игры и упражнения для приобретения навыков письма. Развитие речи и мышления ребенка с помощью "гимнастики для пальчиков". - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 71 с.
44. Сеченов И.М., Рефлексы головного мозга / АСТ, 2014 г., 352 с
45. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков . - М., 2000 - 400 с.
46. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику / - М.: ЭКСМО, 2007. - 80с.
47. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений.
48. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. - М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. -384с.
49. Чиркина,Т. В Основы логопедической работы с детьми. М. ЛИТУР, 2007 -24 с.
50. Шашкина Г.Р. И др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зинина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
51. Шашкина Г.Р. И др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зинина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.