Введение 3
Глава I. Современные подходы и проблемы в изучении состояния здорового образа жизни старшеклассников.
1.1 Анатома-физиологические и психологические особенности
старшеклассников 8
1.2 Характеристика здорового образа жизни 9
1.2.1 Оптимальный двигательный режим 15
1.2.2 Рациональное питание 23
1.2.3 Рациональный режим жизни 31
1.2.4 Тренировка иммунитета и закаливание 35
1.2.5 Психосексуальная и половая культура 37
1.2.6 Отсутствие вредных привычек 39
Глава II. Организация, методы и методика исследования.
2.1 Методы исследования 43
2.2 Организация исследования 45
2.3 Методика и средства 48
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение
3 Результаты исследования 53
Выводы 62
Практические рекомендации 65
Список литературы 66
Актуальность данной темы, которую я выбрал, объясняется тем, что на современном переходном этапе развития России в силу известных социальноэкономических и экологических причин наблюдается тревожный процесс ухудшения здоровья населения, снижения уровня физического развития подрастающего поколения, сокращения средней продолжительности жизни людей, распространения негативных явлений (алкоголизм, курение, наркомания).
Отсутствие знаний по культуре здоровья, пренебрежение здоровьем являются одной из причин того, что 40% из них не имеют представления о здоровом образе жизни; около 50% старшеклассников пробовали наркотики. Эти данные говорят о том, что сохранение и укрепление здоровья старших школьников - это, прежде всего нравственная и педагогическая проблема. Перед отечественной школой стоит задача воспитывать у молодых людей устойчивую жизненную позицию и здоровый образ жизни [4, 10].
Исследования отдельных компонентов и факторов формирования здорового образа жизни молодых людей (главным образом, школьников) проводились в нашей стране еще в 20-30-е годы и были в дальнейшем продолжены усилиями ряда социологов, педагогов, медиков, физиологов. Следует отметить, однако, что в этих исследованиях преобладали педагогикометодический, медико-биологический, подчас психологический подходы. В результате различные компоненты здорового образа жизни рассматривались, как правило, изолированно друг от друга, не выявлялись их взаимосвязи, взаимообусловленность. В то же время они изучались и в отрыве от социальной среды, чаще всего вне связи с условиями жизни, быта, учебы молодежи, особенностями экологической обстановки в том или ином регионе.
Многие из отечественных ученых занимались проблемами здоровья учащихся. Пути сохранения и возможности укрепления здоровья учащихся исследовались: С.Н. Бегидовой, Н.Ш. Блягоз, Ю.Л. Варшамовым, А.Г. Голевым, Е.Д. Марьясисом, В.П. Саломиным, А.А. Семеновым, Н.Х. Хакуновым, А Г. Хрипковой, К.Д. Чермитом, С.Н. Шевердиным и др. Валеологическим образованием учащихся занимались Р.И. Айзман, В.И. Болдин, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Г.А. Кураев, Л.Г. Татарникова и др. Экологическое образование в школе исследовано А.А.Колесником,
З.Г.Нигматовым, Ф.Г.Сидтиловым. Школьные здоровьесберегающие технологии охарактеризованы в публикациях В.Ф. Базарного, Л.А. Ждановой, Н.К. Ивановой, Т.В. Русовой. Однако в нашем городе проблемы формирования здорового образа жизни у старшеклассников в семье и школе недостаточно изучены. В России отдельные аспекты этой проблемы исследовались С.В. Березиным, Ю.Е. Клевцовой, Л.С. Колесовой, А.М. Куликовым, Л.В. Назаровой, К.С. Лисецким (профилактика наркомании, курения, алкоголизма, формирование навыков здорового образа жизни на уроках). Не исследованы возможности учебных курсов средней школы в формировании у учащихся здорового образа жизни. Не обоснована педагогическая целесообразность использования здоровьесберегающих технологий в семье и школе [3, 11].
Актуальность исследования возрастает в связи с тем, что в нашем городе, да и в стране в целом, проблема формирования здорового образа жизни учащихся является наиважнейшей задачей, так как не только школьники и их родители заинтересованы иметь превосходное здоровье, но и потребности общества и государства в формировании всесторонне развитого и здорового поколения.
В центре внимания нашего исследования находится школьная молодежь. Это объясняется, прежде всего, тем, что старшеклассники являются авангардным отрядом молодежи России. От их физического и психиче - ского здоровья, социального благополучия во многом зависит работоспособность будущих специалистов, и тот вклад, который они призваны внести в возрождение России. Именно они должны стать примером для всей молодежи страны, образцом, которому желали бы следовать, подражать подростки, юноши, девушки в повседневной жизни, в учебе, в труде. Между тем, проблемы, связанные со здоровьем и физическим развитием школьников, преодолением негативно влияющих на их состояние факторов, наименее изучены по сравнению с другими группами детей и учащейся молодежи (дошкольники, школьники, учащиеся профтехучилищ).
Изучать данную проблему, мы решили у старшего школьного возраста, так как от их здоровья зависит будущие всей страны и самое главное здоровье будущего поколения. Исследования проводились на базе СОШ № 2 г. Назарово, где были задействованы учащиеся старших классов. Среди них было проведено анкетирование по выяснению условий и факторов оказывающие влияние на формирование здорового образа жизни у старшего школьного возраста.
Цель заключается в том, чтобы определить наиболее эффективные пути привлечения школьников к активному участию в деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни и реализация их на практике.
Задачи:
1. Изучить в научной и методической литературе состояния проблемы исследования.
2. Рассмотреть основные характеристики показателей здорового образа жизни.
3. Разработать комплекс практических рекомендаций, направленный на положительное формирование здорового образа жизни у старшеклассников.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса методических рекомендаций.
Объектом нашего исследования является жизнедеятельность подростков, их образ жизни в целом. В качестве предмета исследования выступает процесс формирования здорового образа жизни школьников под влиянием комплекса объективных и субъективных факторов.
Гипотеза: мы предполагаем, что разработанный нами комплекс практических рекомендаций по формированию здорового образа жизни у старшеклассников позволит нам создать в школе благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья с учетом психофизиологических особенностей старшеклассников....
Из содержания данной работы можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о том, что значимые изменения, которые произошли с формированием здорового образа жизни учащихся в результате введения комплекса методических рекомендаций, экспериментально подтвердились: уровень здорового образа жизни школьников значительно возрос.
Проведенные теоретические и практические исследования позволяют нам сделать следующие выводы:
Вывод 1.
Анализ литературных источников показал, что выбранная нами тема исследовалась многими учеными, но до сих пор данная проблема остается актуальной.
Изучив анатомо-физиологические и психические особенности старшего школьного возраста, следует отметить, что этот период характеризуется интенсивным развитием организма: активный рост скелета, укрепление опорно-двигательного аппарата, увеличение мышечной массы, становление психики ученика. Наступление физической зрелости, повышение спортивных результатов. Идет активное развитие познавательной и профессиональной деятельности. Всему этому способствует целый ряд факторов: введение новых предметов и усложнение содержания обучения в старших классах, использование более активных форм учебных занятий, участие в олимпиадах и т. д.
Вывод 2.
Содержание формирования здорового образа жизни в старших классах включает знание соответствующих фактов, понятий, теоретических положений, закономерностей, изучаемых в курсах основных наук в общеобразовательной школе. Первостепенную роль играет соблюдение основных показателей здорового образа жизни - это соблюдение оптимального двигательного режима, рационального питания, режима дня, тренировки иммунитета, закаливания, психосексуальной и половой культуры, отсутствие вредных привычек. Только при соблюдении всего этого можно достичь определенных результатов. Несмотря на ряд отклонений, и препятствий в формировании здорового образа жизни, связанных со сложными отношениями в семье, социальными, материальными и экологическими факторами, в целом, нами выявлены следующие позитивные тенденции в формировании у школьников здорового образа жизни:
• повышение интереса учащихся к своему образу жизни и физическому здоровью;
• медленный, но неуклонный рост физического и психического здоровья школьников;
• снижение утомляемости во время учебных занятий и самоподготовки;
• повышение качества знаний и успеваемости
Вывод 3.
Проведя первоначальное анкетирование у старшеклассников, мы смогли определить реальное состояние здорового образа жизни
старшеклассников, выяснить условия и факторы, оказывающие влияние на эти процессы: сложные отношения в семье, социальные, материальные и экологические факторы. И на основе полученных результатов разработать комплекс методических рекомендаций направленный на формирование здорового образа жизни, а также определить наиболее эффективные пути привлечения школьников к активному участию в деятельности направленной на формирование здорового образа жизни учащихся.
Нами выявлены следующие позитивные тенденции в формировании у школьников здорового образа жизни:
• повышение интереса учащихся к своему образу жизни и физическому здоровью;
• медленный, но неуклонный рост физического и психического здоровья школьников;
• снижение утомляемости во время учебных занятий и самоподготовки;
- повышение качества знаний и успеваемости
Вывод 4.
Сравнив показатели здорового образа жизни, полученные при анкетировании старшеклассников до и после внедрения комплекса методических рекомендаций, мы можем сказать, что данный комплекс значительно улучшил эти показатели. Суммируя полученные результаты и эффективность перехода к здоровому образу жизни, можно заключить, что он:
• положительно и результативно снижает или устраняет воздействие «факторов риска», заболеваемость и, как результат, уменьшает затраты на лечение;
• способствует сохранению здоровья и долголетия;
• обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье;
• обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;
• обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости в работе, высокую производительность труда и на этой основе - высокий материальный достаток;
• позволяет отказаться от вредных привычек, рационально распределять бюджет времени с использованием средств активного отдыха.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования о значимых изменениях, которые произошли в сформированности здорового образа жизни учащихся, в результате введения комплекса методических рекомендаций экспериментально подтвердилась: уровень сформированности здорового образа жизни школьников значительно возрос. Достоверное различие между выборками по исследуемому признаку существует и подтверждается на 99% уровне достоверности (р<0,01). (Приложение №1).
В процессе дальнейших исследований представляется необходимым более четко разработать содержание, технологии и определить условия для решения задач формирования здорового образа жизни по отдельным
направлениям педагогического процесса: половому воспитанию,
умственному и правовому образованию и т.п.
1. Александрова И.Э. Гигиеническое обоснование организации учебного процесса. Москва. 2007г.
2. Антропова М.В., Мангле Г.Г., Кузнецова Л.М. Журнал «Физиология человека» № 6. 2009г.
3. Антропова М.В., Мангле Г.Г., Кузнецова Л.М. Состояния здоровья школьников 90-х годов. «Магистр» № 3. 2012г.
4. Басаев А.В. Образ жизни и наше здоровье. Ярославль, 2015г.
5. Бельцев Д.И., Вородкин К.А. Физиологические основы питания. Омск, 2003г.
6. Бузник И.М. Энергетический обмен и питание. Москва. 2001г.
7. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников методы ее изучения. Челябинск, 2013г.
8. Вайнер Э.Н. Здоровый образ жизни. Москва. Просвещение. 2014г.
9. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта. Москва. Академия. 2002г.
10. Гендин А.М., Дроздов Н.И., Бордуков М.И., Майер Р.А., Сергив М.И. Формирование здорового образа жизни. Красноярск. 2003г.
11. Дубровский В.М. Валеология. Здоровый образ жизни. Москва, 2002г.
12. Дубровский В.И. Спортивная медицина. Москва. Владос, 2002г.
13. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. Москва. Владос, 1999г.
14. Закон РФ «Об образовании», М., Новая школа, 1996.
15. Игнатьев А.Д., Кономкулов Т.А. Питание. Наука и практика. Фрунзе, 2009г....47