Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание ответственного отношения старших дошкольников к природе посредством литературных произведений

Работа №15478

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1374
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе посредством
литературных произведений 8
1.1. Сущность понятия «ответственное отношение» к природе 8
1.2. Литературные произведения как средство воспитания
ответственного отношения старших дошкольников к природе 10
1.3. Методика воспитания ответственного отношения старших
дошкольников к природе посредством литературных произведений 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию ответственного отношения старших дошкольников к природе посредством литературных произведений 23
2.1. Выявление уровня сформированности ответственного отношения
старших дошкольников к природе 23
2.2. Разработка и реализация проекта «Воспитание ответственного
отношения старших дошкольников к природе посредством литературных произведений» 28
2.3. Анализ результатов исследования 38
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения 50


Изменение социально-экономических условий в жизни общества, дефицит культуры общения и взаимоотношений создают определенные трудности в формировании социальной ориентации ребенка. В связи с этим, современные тенденции педагогической науки нацелены на развитие интенсивно развивающейся личности. В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, заботящегося о природе. Одним из конечных результатов экологического воспитания и обучения является формирование ответственного отношения к природе.
У дошкольников формируются способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным.
Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Пугливость и скрытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений в природе, многочисленные и скрытые от восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ - все это создает объективные трудности для
познания явлений природы детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых находится еще в становлении. В связи с этим наиболее доступным будет использование литературных произведений для воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе.
В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; формирование представлений об объектах окружающего мира, представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.
Сухомлинский В.А. писал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному» [46, с. 53].
Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность
видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение
к ней - возможно посредством литературных произведений.
Цель исследования: выявить эффективность литературных произведений в воспитании ответственного отношения старших дошкольников к природе.
Объект исследования: ответственное отношение старших
дошкольников к природе.
Предмет исследования: процесс воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе.
Гипотеза исследования: литературные произведения являются эффективным средством воспитания ответственного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были определены задачи исследования:
1.Теоретически обосновать проблему воспитания ответственного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе посредством литературных произведений.
2. Выявить уровень сформированности ответственного отношения старших дошкольников к природе.
3. Разработать и реализовать проект «Воспитание ответственного отношения старших дошкольников к природе посредством литературных произведений».
4. Проанализировать результаты и выявить эффективность проекта «Воспитание ответственного отношения старших дошкольников к природе посредством литературных произведений».
В исследовании были использованы методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы качественной и количественной обработки результатов.
База исследования: МБОУ Акташская СОШ «Детский сад «Солнышко», село Акташ,Улаганский район, Республика Алтай. В
эксперименте принимали участие дети старших групп № 1, № 2, в количестве
32 человека, из них: экспериментальная группа - 16 детей, контрольная группа - 16 детей.
Апробация результатов исследования. Материалы, полученные в ходе исследования были представлены в форме на педагогическом совете в МБОУ Акташская СОШ Детский сад «Солнышко» и в виде публикации статьи «Воспитание ответственного отношения старших дошкольников к природе посредством литературных произведений» в электронном сборнике Всероссийской с международным участием ХХ- ой научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы», проводимой 27 апреля 2018 года АГГПУ им. В.М.Шукшина.
Практическая значимость: разработанная экспериментальная методика воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе посредством литературных произведений может быть использована в практической деятельности воспитателей.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении определена актуальность, цель, объект, предмет, задачи и методы исследуемой проблемы.
В первой главе «Теоретические основы проблемы воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе посредством литературных произведений» дан анализ отечественной литературы по вопросам воспитания ответственного отношения к природе, вскрыта сущность понятия «ответственное отношение к природе», его значение в развитии ребенка и методика воспитания данного отношения к природе.
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по воспитанию ответственного отношения старших дошкольников к природе посредством литературных произведений. На этапе констатирующего эксперимента проводилась диагностика по выявлению уровня
сформированности ответстветственного отношения к природе у детей старших групп № 1и № 2.
На формирующем этапе были создан и реализован комплекс мероприятий по воспитанию ответственного отношения к природе детей экспериментальной группы, т.е. проведение специально организованных занятий с использованием литературных произведений о природе, а на контрольном этапе осуществлена проверка эффективности комплекса мероприятий по воспитанию ответственного отношения к природе и спользованием литературных произведений.
Заключение содержит выводы по ВКР. Список литературы представлен 51 источником.
В Приложениях содержатся диагностические материалы и конспекты мероприятий по теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературы по проблеме воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе посредством литературных произведений показал, что проблема воспитания ответственного отношения старшихдошкольников к природе остается актуальной и в настоящее время. Ответственное отношение к природе - главный показатель сформированной экологической культуры и включает в себя проявление осознанно¬правильных поступков по отношению к окружающему миру.
Была прослежена динамика изменения уровня сформированности ответственного отношения старших дошкольников к природе в процессе экспериментальной работы. Констатирующий этап выявил, что на высоком уровне 19% испытуемых в экспериментальной группе и 13% испытуемых в контрольной группе; средний уровень одинаковый по 50 % испытуемых; низкий уровень 31% в экспериментальной группе и 37% в контрольной группе.
Полученные данные явились основой для составления комплекса литературных произведений по воспитанию ответственного отношения детей экспериментальной группы о природе.
После проведения комплекса ООД с использованием литературных произвдений, направленного на воспитание ответственного отношения респондентов о природе, была вновь проведена диагностика, которая показала, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения в сформированности ответственного отношения к природе в лучшую сторону: увеличилось число респондентов на 18% с высоким уровнем, со средним - понизилась на 6%, и на 12% понизился низкий уровень.
В контрольной группе изменения тоже произошли: высокий уровень повысился на 6%, а средний и низкий уровень понизились на 6%.
Анализ результатов эксперимента до и после формирующего этапа свидетельствует об эффективности разработанной методики воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе: дети экспериментальной группы улучшили свои результаты.
Следовательно, гипотеза о том, что литературные произведения являются эффективным средством воспитания ответственного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе, подтвердилась.
Цель и задачи исследования нашли свое решение.


1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
2. Бианки, В. Расскзы и сказки [Текст] /В.Бианки. - М.: Самовар, 2010.-112 с.
3. Бианки, В. Лесные происшествия [Текст]: рассказы из книги» «Лесная газета» /В. Бианки. - М.: Стрекоза-Пресс, 2007. - 128 с.
4. Бианки, В.В. Рассказы о природе [Текст]: хрестоматия / В.В. Бианки, М.М. Пришвин. - Воронеж,1969. - 45 с.
5. Бобылева, Л. Береги природу! [Текст] / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2002. - №7. - С. 9-13.
6. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М.: Академия, 1998. - 387 с.
7. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: учебное пособие / С.А. Веретенникова. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с.
8. ВинограДова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст]: книга для воспитателей / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 1978. - 154 с.
9. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников [Текст] / Т.В. Волосникова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
10. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе по экологии [Тест]: практич. пособие для воспитателей / В.Н. Волочкова, Н.В. Степанова. - Воронеж, 2010. -128 с.
11. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников [Текст] / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 23-27.
12. Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. - Нижневартовск: Изд- во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 335 с.
13. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников [Текст]/ Г.А. Горбунова // Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.10-16.
14. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст]: Книга для воспитателей и методистов ДОУ/ Л.Г.Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова.- М.:ВАКО, 2010. - 240 с.
15. Гриценко, З. Ребенок и книга / З. Гриценко [Текст] //Дошкол. Воспитание. - 2000. - № 3. - С. 49-52.
16. Гурович, Л.М. Ребенок и книга [Текст]: пособие для воспитателей / Л.М. Гурович. - М.: Детство-Пресс, 2004. - 232 с.
17. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст]: пособие для высших учебных заведений / С.Д. Дерябо, В.А.Ясвин. - Ростов на Дону: Из-во Феникс,1996. - 480 с.
18. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст]: пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей начальной школы / Л.И. Егоренков. - М.: АРКТИ, 2010. - 128 с.
19. Ельникова, К. Роль литературы в ознакомлении детей с природой / К.Ельникова [Текст] // Дошкольное воспитание - 1979. - № 6. - С. 22-25.
20. Зотов, В.В. Лесная мозайка [Текст]: учебно- методическое пособие / В.В. Зотов. - М.: Просвещение,1993. - 240 с.
21. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой [Текст]: пособие для воспитателей детского сада /Л.А. Каменева. - М., 2015. - 137 с.
22. Каменева, Л.А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст]: учеб. пособие для педагогических училищ по спец. "Дошкольное воспитание"/ Л.А. Каменева.- М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
23. Кокуева, Л.В.Воспитание дошкольников через приобщение к природе
[Текст]: методическое пособие/ Л.В. Кокуева. - М.: Изд-во АРКТИ. - 2005.-246 с.
24. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст]: сценарии занятий для воспитателей /Н.В. Коломина. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
25. Лазаренко, Е.Н. Формирование у дошкольников и младших школьников ценностного отношения к природе [Текст]: учеб.- метод. пособие для воспитателей / Е.Н.Лазаренко. - Саратов, 2016. - 52 с.
26. Лопатина , А.А. Сказы матушки земли [Текст]: книга для воспитателей / А.А. Лопатина. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
27. Лучич, М.В. Детям о природе [Текст]: книга для воспитателей ДОУ/ М.В. Лучич. - М.: Просвещение,1989. - 143 с.
28. Маврина, И. Художественная литература о природе [Текст] / И. Маврина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №5. - С. 36-38.
29. Макровская, М.М. Уголок природы в детском саду [Текст]: книга для воспитателей ДОУ/ М.М. Макровская. - М.: Просвещение,1989. - 165 с.
30. Маневцова, Л. Ребенок познает мир природы [Текст] / Л. Маневцова// Дошкольное воспитание. - 2004.- №8.- С.17-19.
31. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство¬пресс, 2003. - 319 с.
32. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб. пособие ддя студ. высшего заведения / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2002. - 336 с.
33. Николаева, С.Н. «Юный эколог» - программа экологического воспитания в детском саду [Текст]: пособие для ДОУ / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 с.
34. Николаева, С.Н. Приобщение дошкольников к природе [Текст]: книга для воспитателей ДОУ/ С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 120 с.
35. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 14-18.
36. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей [Текст] / С.Н. Николаева// Дошкольное воспитание. - 2009. - №4. - С.42-46.
37. Паустовский, К. Рассказы о природе [Текст]/ К. Паустовский, Г. Скребицкий, В. Бианки.-М.:Самовар, 2011.- 96с.
38. Римашевская, Л.С. Теория и технологии экологического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - М.: Центр педагогического образования, 2011. - 128 с.
39. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду [Текст]: книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов / Н.А. Рыжова; науч.ред. Г.А. Ягодин. - М. : Изд.дом «Карапуз», 2009. - 432 с.
40. Серебрякова, Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф.образования /Т.А.Серебрякова. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 224 с.
41. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 2. - С. 21 - 27.
42. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду[ Текст]: прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / О.А.Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
43. Стреха, Е.А. Познаем мир природы [Текст]: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования /Е.А. Стреха. - Минск, 2010. - 16 с.
44. Стреха, Е.А. В мире природы [Текст]: учебно-наглядное пособие. /Е.А. Стреха. - Мн., 2005. - 29 с.
45. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст]: учебное пособие для студ. вузов / Т.А. Серебрякова. - М.: Академия,
2008. - 208 с.
46. Сухомлинский, А.В. Сердце отдаю детям [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В. Сухомлинский. - М.: Издательство политической литературы,
2000. - 367 с.
47. Танасийчук, В.Н. Экология в картинках [Текст]: учебное пособие для педагогов / В.Н. Танасийчук. - М.: Детская литература, 1989. - 38 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Текст]/ - М.: Перспектива, 2014. - 32с.
49. Чарушин, Е. Друзья [Текст] / Е.Чарушин. -Л.: Детгиз. 1957. - 46 с.
50. Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учебное пособие / Л.Б. Черезова. - Волгоград: Перемена, 2010. - 135 с.
51. Экологические стихи и сказки / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ