Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние гендерного фактора на математические способности старшеклассников

Работа №154779

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Математические способности старшеклассников и их гендерные различия 6
1.1. Основные понятия, связанные с математическими способностями
старшеклассников 6
1.2. Роль гендерного фактора в развитии математических
способностей 15
Глава II. Практические исследования гендерного влияния на решение старшеклассниками математических задач 28
2.1. Основные типы задач, развивающих математические способности 28
2.2. Анализ результатов исследования гендерных различий в
математических способностях 38
Заключение 47
Библиография 49
Приложение 53

Издавна считается, что математика является важнейшей наукой. С древнейших времен каждый образованный человек изучал и обязательно знал математику. В последнее время все больше интереса проявляется к проблемам математического образования и развития математических способностей.
Высокий уровень развития математических наук является необходимым условием подъема и эффективности важнейших областей знания. Представители самых различных профессий, в том числе и тех, чей род деятельности раньше никак не был связан с математическими науками, должны обладать высокой математической культурой. Все это указывает на то, что математика становится одним из наиболее важных предметов в общеобразовательной школе, оставаясь при этом одним из самых сложных предметов. Для достижения определенных успехов учителям математики необходимо развивать математические способности в процессе обучения. В связи с этим возникает необходимость изучения структуры математических способностей, специфики их происхождения и развития.
Современная педагогика направлена на максимально возможный учет индивидуальных особенностей для организации наиболее эффективного процесса обучения. Это говорит о том, что проблема гендерных различий учеников достаточна актуально, поскольку решение этой проблемы позволяет более эффективно и с учетом гендерных особенностей проводить обучение в школе. Особенно актуальна эта проблема при работе со старшеклассниками, поскольку именно в этом возрасте происходит большое количество перемен в четах характера старшеклассника и именно на этом этапе взросления наиболее остро становятся заметны гендерные различия. Все это делает тему исследования достаточно актуальной и требует дальнейшего изучения проблемы.
Объектом исследования являются математические способности старшеклассников.
Предметом исследования являются гендерные влияния на развитие математических способностей у старшеклассников.
Цель - выявление влияние гендерных различий на математические способности старшеклассников.
Задачи:
• дать основные понятия, связанные математическими способностями старшеклассников;
• определить роль гендерного фактора в развитии математических способностей;
• рассмотреть типы задач, направленных на развитие математических способностей;
• проанализировать результаты исследования гендерных различий в математических способностях.
Степень изученности проблемы - исследуемая нами проблема влияния гендерного фактора на развитие математических способностей старшеклассников является актуальной уже на протяжении достаточно долгого времени, на это указывают имеющиеся исследования значимых российских и зарубежных ученых, которые занимались изучением представленной проблемы. Вопросы развития математических способностей изучаются, по меньшей мере, уже более ста лет. Наиболее значимым исследованием, которое было посвящено этой проблеме является работа А. Пуанкаре «Математическое творчество», которая была создана в 1909 году и используется учеными для проведения дальнейших исследований до сих пор. Вопросы гендерных различий и их влияния на развитие математических способностей начали изучаться сравнительно недавно, особенно большое количество внимания было уделено данной проблеме в семидесятые годы двадцатого века. Значительный вклад в изучение этой проблемы внесли Р.Г. Петрова, М. Цукерман, В.А. Геодакян и др.
Методической базой исследования являются труды таких ученых, как: Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, А.Г. Гайштут, Г. Ананьев С.Л. Рубинштейн, Р.Г. Петрова, М. Цукерман, В.А. Геодакян, А. Пуанкаре и др.
Методологической базой исследования являются следующие методы: изучение литературы по теме, анализ, тестирование, синтез, сравнение.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии в количестве 40 наименований. Общий объем работы составляет 56 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы нами была достигнута цель исследования - нами было выявлено влияние гендерных различий на математические способности старшеклассников.
Также нами было рассмотрено содержание понятия «способности», а также были изучены все имеющиеся научные подходы к изучению специфики способностей и математических способностей особо.
В первой главе нашего исследования нами были рассмотрены также различные точки зрения ученых на происхождение способностей. В ходе исследования было установлено, что единого мнения на эту проблему среди ученых нет, однако значительная часть ученых указывает на вероятное наследственное происхождение способностей. При этом, ученые не исключают возможностей развития способностей.
Помимо того, что нами были рассмотрены понятия связанные с математическими способностями, мы также рассмотрели специфику развития математических способностей в старшем школьном возрасте (10-11 классы). Было выявлено, что подростковый период - это наилучший возраст для развития математических способностей, поскольку именно в этом возрасте ученик начинает рассматривать свои перспективы, искать свое профессиональное определение, также ученик начинает углубленно заниматься предметами, которые вызывают живой отклик в его личности.
Также в первой части исследования нами были изучены понятия «гендер» и сопутствующие понятия, а также было определено влияние гендерных различий на развитие математических способностей. В ходе исследования было выявлено, что гендерные различия в развитии математических способностей играют значительную роль и их необходимо учитывать при работе над развитием математических способностей, для достижения больших успехов в области развития математических способностей старшеклассников.
Во второй части нашего исследования мы рассмотрели типы задач, которые позитивно влияют на развитие математических способностей. В ходе этой работы нами было выявлено, что задачи являются наиболее эффективным средством развития математических способностей, также существует большое количество задач, с разной структурой и формой, отвечающие разным целям. Особо выделяются задачи, которые применяются на внеурочных занятиях и могут быть использованы учителем для эффективного выстраивания работы по развития математических способностей.
В последней части исследования нами была представлена практическая работа, где нами была предпринята попытка создать собственную диагностику, которая основывается на принципе включения основных компонентов математических способностей. Также нами были изучены существующие на сегодняшний день диагностики для выявления наличия и уровня развития математических способностей. Поскольку нас интересует влияние гендерных различий на развитие математических способностей, нами была создана выборка учащихся, которая состояла на 50% из юношей и на 50% из девушек. По результатам проведенного тестирования мы выявили, что юноши справляются с тремя из пяти разновидностей задач лучше, чем девушки, девушки справляются с одним видом задач лучше парней и в одной разновидности и юноши и девушки имеют одинаковые результаты.
В заключение, мы хотели бы сказать, что проблема влияния гендерных различий на развитие математических способностей изучена не достаточно подробно, что означает, что данное исследование имеет перспективу развития.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - Екб: Деловая книга. - 1999. - 624 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Издательство СПбГУ. - 2007. - 964 с.
3. Антонова, Л. В. Роль задач в развитии математических способностей / Л.В. Антонова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - №10. - С. 8-14.
4. Бакулин, И.И. Психологические подходы в понимании сущности способностей / И.И. Бакулин // Прикладная психология. - 2002. - № 3. - С. 2-11.
5. Белошистая, А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема / А.В. Белошистая // Начальная школа.- 2003. - №1. - С. 47-48.
6. Бендас, Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер. - 2005. - 431 с.
7. Березин, В.Н. Умения и навыки творческой работы при решении задач по математике / В.Н. Березин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2000. - 218 с.
8. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. - СПб. - 2007. - 320 с.
9. Большой психологический словарь / Большой психологический словарь. - Режим доступа: http://psychological.slovaronline.com/%D0%A1/1751- SPOSOBNOSTI. - (дата обращения: 28.03.2015г.)
10. Бутолин, С.Г. Специфика мыслительной деятельности одаренных в области математики детей / С.Г. Бутолин, А.Г. Колзина // Психология созидания. Т.7. Вып.1. Казань. - 2000. - С. 245 - 246.
11. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. И. В. Костиковой. - М.: Аспект Пресс. - 2005. - 255 с.
12. Ведерникова, Т. Н. Интеллектуальное развитие школьников на уроках математики / Т.Н. Ведерникова, О.А. Иванов // Математика в школе. - №3.- 2002. - С. 12-22.
13. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.:
Просвещение. - 1988. - 336 с.
14. Гаврилина, О.В. Основные компоненты структуры
исследовательских математических умений старшеклассников / О.В. Гаврилина // Молодой ученый. - 2012. - №12. - С. 34-39.
15. Гайштут, А.Г. Математика в логических упражнениях / А.Г. Гайштут. -М.:Книга. - 2012. - 193 с....40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ