ВВЕДЕНИЕ 3
1ЛОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ 7
1.1. Анатомо-физиологические особенности респираторной системы
обучающихся 8-10 лет 7
1.2. Особенности применения методик дыхательной гимнастики с
обучающимися 8-10 лет на уроках физической культуры 31
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗ АЦЫЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 44
2.1. Методы исследования 44
2.2. Организация и проведение исследования 46
3. ОБОСНОВАНИЯ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ
ПРОВЕДЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-10 ЛЕТ И ОЦЕНКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ 47
3.1. Обоснование и разработка методики проведения дыхательной гимнастики на уроках физической культуры с обучающимися 8-10
лет 47
3.2. Оценка эффективности разработанной методики дыхательной гимнастики на уроках физической культуры с обучающимися 8-10
лет 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 56
СПИСОК ЛЕТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Актуальность исследования. Дыхание - наиглавнейшая функция организма. Дыхательные пути несут немалую нагрузку. В сутки через них в легкие проходит до 15 тысяч литров воздуха, по весу это почти в 10 раз больше пищи и воды, поступающих в организм за тоже время. Вот почему, если вдыхаемый воздух чрезмерно насыщен вредными примесями или болезнетворными организмами, этот замечательный фильтр организма просто не справляется со своей задачей. Как следствие - развиваются различные заболевания, такие как острое респираторное заболевание, воспаление слизистой оболочки различных отделов дыхательных путей: носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов [3].
Отклонения в здоровье, сформировавшееся в детском возрасте, снижают возможности реализации молодым человеком в будущем важнейших социальных и биологических функций.
По статистике детских заболеваний болезни поражения органов дыхательной системы являются наиболее частыми. Именно эта группа заболеваний даёт максимальное количество пропусков школьных занятий и непосещение дошкольных учреждений. За год на каждую сотню учащихся приходится ориентировочно 102 случая временной утраты трудоспособности по болезням общей продолжительностью в 860 дней, из них 68% случаев и 86% дней нетрудоспособности приходятся на долю острых и хронических заболеваний органов дыхания. Если бы не болезни дыхательных органов, большинство школьников входили бы в первую группу абсолютно здоровых детей, заболеваемость в школе существенно снизилась бы, а пропуски стали бы большей редкостью, чем они есть в действительности. В 2012 году в Москве проходил девятый съезд педиатров по проблеме «Детское здравоохранение России: стратегия развития», на котором было отмечено, что в сравнении с предыдущим годом, общая заболеваемость детей до 14 лет, увеличилась по России на 10,2%, зафиксирован страшный факт: «Дети теряют здоровье в школе» [51].
Но в тоже время только школа, являясь единственной в стране организованной формой общественного воспитания, может стать базой для реализации самых современных, и эффективных программ профилактики и оздоровления подрастающего поколения. Работу над сохранением и укреплением здоровья детей необходимо признать приоритетной. Глубокое дыхание более эффективно для газообмена в легких, так как часть воздуха может поступать конвективным способом непосредственно в альвеолы. Однако дышать глубоко при интенсивной мышечной нагрузке становится трудно, так как сильно возрастает не эластическое сопротивление (аэродинамическое сопротивление воздухоносных путей, вязкое сопротивление тканей и инерционное сопротивление).
Поэтому при форсированном дыхании возрастает расход энергии на обеспечение работы внешнего звена дыхания от 2% общего расхода в покое до 20% при тяжелой физической работе. При этом у тренированных лиц увеличение вентиляции легких при физической нагрузке осуществляется преимущественно за счет углубления дыхания, а у нетренированных - в основном за счет учащения дыхания до 40-50 раз в мин. Однако обычно частота и глубина дыхания определяются самой физической нагрузкой. Организм самостоятельно (непроизвольно) устанавливает режим дыхания согласно своим физическим возможностям и потребностям в данный момент. Кроме того, при интенсивной физической работе человек незаметно для себя нередко переходит с носового дыхания на дыхание ртом, поскольку носовое дыхание создает примерно половину сопротивления воздушному потоку. Сознательное стремление дышать реже, но глубже при интенсивной физической нагрузке ведет также к увеличению мышечной работы на преодоление возрастающей ЭТЛ - эластической тягой легких при глубоком вдохе [4].
Под влиянием возрастающей двигательной активности и систематических занятий физическими упражнениями увеличиваются резервные возможности дыхания - жизненная ёмкость лёгких, максимальная вентиляция, бронхиальная проходимость. Всё это является следствием навыка правильного дыхания. В методике лечебной физической культуры нашли широкое применение дыхательные гимнастики (методика Комо, методика Бутейко, звуковая гимнастика, элементы йоги). Их роль в восстановлении согласованной работы дыхательной мускулатуры, в устранении дискоординации мышечной деятельности основных и вспомогательных дыхательных мышц, возникающей из-за нарушения произвольной регуляции дыхания, бесспорна.
Важную роль физических упражнений в развитии дыхательного аппарата и лечения его заболеваний определяется тесная физиологическая и функциональная связь мышечной деятельности и дыхания. Каждое мышечное сокращение, вызывая изменения химизма мышц, рефлекторно и гуморально, возбуждает функцию дыхания....
Приоритетность процесса дыхания для жизни делает способность в совершенстве владеть этим процессом едва ли не главной способностью человека творить чудеса со своим организмом, избавляться от болезней, становиться здоровым. Это уже давно доказали индийские йоги, которые могут обходиться без дыхания значительно дольше, чем обычные люди.
В современном обществе существует большое разнообразие заболеваний респираторной системы* для лечения которых можно рекомендовать не только медикаментозные средства, но и физические упражнения в частности дыхательную гимнастику.
Систематическая мышечная деятельность сопровождается улучшением функционирования дыхательной системы. Положительно влияет на жизненную емкость легких, повышает потребление кислорода, что улучшает все окислительные процессы во всех тканях организма. От процесса дыхания зависят все процессы жизнедеятельности организма. Болезни дыхательной системы очень опасны и требуют серьезного подхода и по возможности полного выздоровления больного. Запускание таких болезней может привести к тяжелым последствиям вплоть до летального исхода. Именно поэтому важно вовремя обнаружить и предупредить заболевания дыхательной системы у детей младшего школьного возраста. Анализ литературы позволил выявить специфику развития респираторной системы в младшем школьном возрасте
Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. В настоящее время наиболее популярными являются: поверхностное дыхание по К.П. Бутейко; редкое и глубокое дыхание по системе йогов; методика Комо и звуковая гимнастика.
Заинтересовавшись данной проблемой, мы разработали методику повышения функциональных показателей дыхательной системы обучающихся 8-10 лет. Применив данную методику на занятиях ФК в течение года, мы смогли убедиться в ее эффективности, выводы
1. Комплексы дыхательной гимнастики были включены в занятия физической культуры 3 раза в неделю, в ежедневную утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультминутки и физкультпаузы с включением специальных упражнений, дозированные прогулки на удлиненных переменах,- во время которых делался акцент на удлиненном и глубоком выдохе, а также были разработаны комплексы для выполнения в домашних условиях под руководством родителей.
2. Применение дыхательной гимнастики на уроках физической культуры на протяжении эксперимента было разбито на три периода: щадящий, щадящее-тренировочный и тренировочный.
3. На занятиях ФК мы использовали элементарные гимнастические упражнения для всех мышц в исходных положениях сидя, стоя, лежа, упражнения, улучшающие подвижность в грудном отделе позвоночника, тренирующие удлиненный выдох, чередуя общеразвивающие упражнения с дыхательными, небольшое количество каждого (не более 2-4 раза).
4. В результате исследования были получены следующие данные: произошло уменьшение частоты дыхания на 20%. Дыхание стало ритмичным и глубоким. Увеличилось время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) - 13,4%, на выдохе (проба Генче) - 33,3%.
Таким образом, опираясь на результаты исследования, мы можем утверждать, что гипотеза нашла свое подтверждение. Действительно, использование методики дыхательных упражнений будет способствовать повышению функциональных показателей респираторной системы обучающихся 8-10 лет.
1. Артаманова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб, пособие. - М.: Изд-во «В ЛАД ОС-ПРЕСС», 2010,- 389 с.
2. Ачкасов Е.Е., Таламбум Е.А., Хорольская А.Б. (и др.) Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания / М.: Триада - X, 2011. 100 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт. 2000. - 164 с.
4. Бобков А.Г. Патоморфология дыхательной системы. Руководство для врачей.-М.: «Медицина», 2009.
5. Бреслав И. С, Миняев В. И. Воздух- дыхание- жизнь. СПб.: Речь, 2003,- 344 с.
6. Бреслав И.С. Регуляция дыхания. М.: Наука, 2000. - 200 с.
7. Гембицкая Т.Е. Роль наследственных факторов в легочной патологии. - М.: «медицина», 2000. - 300 с.
8. Горелова А.А., Коблева Я.К. Проблемы воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста и подходы к их решению.// Физическая, культура. - № 4,- 2002. - С. 46-52.
9. Детская спортивная медицина [Текст] учеб, пособие / под ред. Т. Г. Авдеевой, И. И. Бахраха. - Ростов-н/Д : Феникс, 2007. - 320 с
10. Дубровский В.П. Лечебная физическая культура. М.: «Владос», 2001. - 234
11. Дубровский В.П. Лечебная физкультура и врачебный контроль. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. - 598 с.
12. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. Учебное пособие для вузов,- М.: «ГЭОСТАР-МЕД», 2002. - 261 с.
13. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура [Текст] : учеб, пособие / В. А. Епифанов. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 568 с.
14. Еремушкин М.А. Основы реабилитации: учеб, пособие. / М.:
Издательский центр «Академия», 2011. - 208с.
15. Ермолаев О. Ю., Сергиенко В. П. Основы 3-х фазного дыхания,- М.:3нание, 2001. - 150 с....51