СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Развитие связной монологической речи в онтогенезе 9
1.2. Специфика развития связной монологической речи у младших
школьников с задержкой психического развития и умственной отсталостью легкой степени 14
1.3. Обзор методов и приемов, направленных на развитие навыков
составления описательных рассказов у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ 33
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
2.3 Методические рекомендации по формированию навыков составления описательных рассказов у младших школьников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Приложение А. Анамнестические данные обучающихся 2-3 классов, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени 79
Приложение Б. Протокол обследования связной описательной речи у младших школьников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени.. 80
Приложение В. Программа коррекционного курса «Развитие связной описательной речи»
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Развитие связной монологической речи в онтогенезе 9
1.2. Специфика развития связной монологической речи у младших
школьников с задержкой психического развития и умственной отсталостью легкой степени 14
1.3. Обзор методов и приемов, направленных на развитие навыков
составления описательных рассказов у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ 33
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
2.3 Методические рекомендации по формированию навыков составления описательных рассказов у младших школьников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Приложение А. Анамнестические данные обучающихся 2-3 классов, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени 79
Приложение Б. Протокол обследования связной описательной речи у младших школьников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени.. 80
Приложение В. Программа коррекционного курса «Развитие связной описательной речи»
Актуальность проблемы и темы исследования
Полноценная речь ребенка служит средством повышения познавательной деятельности, коммуникативной компетентности, личностного развития, и как следствие достижения успешной социальной адаптации. Связная монологическая речь, являясь высшей и наиболее совершенной формой речевого общения ребенка с окружающими людьми, обеспечивает ему возможность полноценного взаимодействия с окружающим миром. Огромное социальное, психологическое и дидактическое значение связной монологической речи обусловило внимание отечественных исследователей к изучению ее различных аспектов (Т.В. Ахутина, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, С.Н. Цейтлин и другие).
У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы, что обуславливает существенные трудности в овладении ими связной речью. Проблема развития связной речи у детей данной категории привлекает к себе все больше внимания отечественных исследователей (А.К. Аксенова, Н.Ю. Борякова, М.Ф. Гнездилов, Л.Н. Ефименкова, А.Г. Зикеев, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова, И.Н. Садовникова, Н.И. Серебрякова, Е.С. Слепович и другие), так как она играет важную роль в развитии, обучении и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Авторы сходятся во мнении о том, что наибольшие затруднения у детей с нарушениями интеллекта вызывает составление описательных рассказов, что требует от ребенка более высокого уровня владения лексико-грамматическими категориями и большей степени самостоятельности.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что остаются особенности сформированное™ связной описательной речи у детей с нарушением интеллекта, а также возможности и средства целенаправленной коррекционной работы по ее развитию.
Современные ученые и практики предлагают различные способы развития навыков составления описательных рассказов у детей. Большинство разработок направлено на формирование данного умения у детей с нормальным интеллектуальным развитием (Н.Ф. Виноградова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, А.М. Дементьева, М.М. Конина, Т.А. Ткаченко, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Б.И. Яшина и другие). Количество работ, направленных на развитие навыков составления описательных рассказов у младших школьников с интеллектуальными нарушениями незначительно. В специальной литературе представлены разработки, посвященные развитию связной речи у младших школьников с ЗПР (С.В. Зорина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Е.С. Слепович и другие) и умственной отсталостью легкой степени (А.К. Аксенова, М.Ф. Гнездилов, Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Э.В. Якубовская и другие), но работа по развитию навыков составления описательного рассказа у младших школьников данной категории описана недостаточно, поверхностно, либо не описана вовсе.
Таким образом, в результате анализа литературных данных изучения опыта коррекционно-педагогической работы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
• трудностями овладения связной речью детьми с нарушениями интеллекта и ее значимостью для успешной социализации детей;
• указаниями на недостаточную сформированность связной речи у данной категории детей и недостаточной изученностью особенностей сформированности связной описательной речи у младших школьников, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени;
• отсутствием специальных разработок по формированию связной описательной речи у детей с нарушением интеллекта и их практической востребованностью в коррекционно-педагогической работе.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучении особенностей сформированности связной описательной речи у младших школьников, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени, а также составлении дифференцированных методических рекомендаций на основе выявленных особенностей.
Объект исследования: связная речь.
Предмет: особенности связной описательной речи у обучающихся 2-3 классов, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что:
1. У младших школьников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени будет наблюдаться недостаточная сформированность связной описательной речи, проявляющаяся в следующих особенностях: недостаточная связность высказывания или ее отсутствие; пропуск связующих элементов; ошибки грамматического оформления высказываний; краткость, незавершенность рассказов; скудный словарь признаков; низкий уровень самостоятельности при составлении рассказа; необходимость в визуальной опоре;
2. Большинство обучающихся, имеющих ЗПР, покажут уровень сформированности связной описательной речи ниже среднего, большинство обучающихся с умственной отсталостью покажут низкий уровень;
3. Учет выявленных особенностей связной описательной речи у детей с нарушениями интеллекта позволит составить дифференцированные методические рекомендации.
Цель исследования: выявить особенности связной описательной речи у обучающихся 2-3 классов, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени и на основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации и рабочую программу курса логопедических занятий по развитию связной описательной речи у данной категории детей.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1 .Проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить особенности связной описательной речи у обучающихся 2-3 классов, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени;
3. На основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на развитие умения составлять описательные рассказы у младших школьников, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени.
Методологической и теоретической основой исследования явились следующие положения общей и специальной психологии и педагогики:
• об общности основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова и др.);
• о системном подходе к анализу речевых нарушений (Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, О.В. Правдина и др.);
• о механизмах и симптоматике задержки психического развития и умственной отсталости (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Е.С. Слепович, М.С. Певзнер и др.);
• о значении коррекции и компенсации отклонений в развитии в процессе специального обучения (Л.С. Выготский).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой, задачами исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К числу первых относится анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-
педагогической документации, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что подтверждены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях сформированности связной описательной речи у младших школьников, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами предложена методика диагностики связной описательной речи у младших школьников, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени, описаны критерии оценивания, а также разработаны методические рекомендации и рабочая программа курса логопедических занятий по развитию навыка составления описательных рассказов у этих детей.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Назарово Красноярского края. Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две экспериментальные группы: 6 обучающихся с задержкой психического развития, 6 обучающихся с умственной отсталостью легкой степени. При комплектовании групп учитывался характер дефекта (задержка психического развития/ легкая степень умственной отсталости), возраст обучающихся (8-10 лет). Исследование проводилось в течение 2016-2018 годов в три этапа:
1. Изучение и анализ логопедической, психолого-педагогической литературы, формулирование цели, гипотезы и задач исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента (сентябрь 2016 г. - август 2017 г.).
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (сентябрь 2017 г. - май 2018 г.).
3. Разработка методических рекомендаций по развитию навыка составления описательных рассказов у младших школьников, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени, оформление результатов исследования (июнь 2018-ноябрь 2018).
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в XIX Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» Красноярск, 2018;
• Публикации основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов и научных журналах (Красноярск, 2017, 2018):
1. «Проблема изучения связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью»
2. «Выявление особенностей связной речи у обучающихся 2-3 классов, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени»
• Педагогическую деятельность в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Назарово Красноярского края.
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение и проиллюстрировано 2 таблицами, 3 рисунками.
Полноценная речь ребенка служит средством повышения познавательной деятельности, коммуникативной компетентности, личностного развития, и как следствие достижения успешной социальной адаптации. Связная монологическая речь, являясь высшей и наиболее совершенной формой речевого общения ребенка с окружающими людьми, обеспечивает ему возможность полноценного взаимодействия с окружающим миром. Огромное социальное, психологическое и дидактическое значение связной монологической речи обусловило внимание отечественных исследователей к изучению ее различных аспектов (Т.В. Ахутина, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, С.Н. Цейтлин и другие).
У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы, что обуславливает существенные трудности в овладении ими связной речью. Проблема развития связной речи у детей данной категории привлекает к себе все больше внимания отечественных исследователей (А.К. Аксенова, Н.Ю. Борякова, М.Ф. Гнездилов, Л.Н. Ефименкова, А.Г. Зикеев, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова, И.Н. Садовникова, Н.И. Серебрякова, Е.С. Слепович и другие), так как она играет важную роль в развитии, обучении и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Авторы сходятся во мнении о том, что наибольшие затруднения у детей с нарушениями интеллекта вызывает составление описательных рассказов, что требует от ребенка более высокого уровня владения лексико-грамматическими категориями и большей степени самостоятельности.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что остаются особенности сформированное™ связной описательной речи у детей с нарушением интеллекта, а также возможности и средства целенаправленной коррекционной работы по ее развитию.
Современные ученые и практики предлагают различные способы развития навыков составления описательных рассказов у детей. Большинство разработок направлено на формирование данного умения у детей с нормальным интеллектуальным развитием (Н.Ф. Виноградова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, А.М. Дементьева, М.М. Конина, Т.А. Ткаченко, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Б.И. Яшина и другие). Количество работ, направленных на развитие навыков составления описательных рассказов у младших школьников с интеллектуальными нарушениями незначительно. В специальной литературе представлены разработки, посвященные развитию связной речи у младших школьников с ЗПР (С.В. Зорина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Е.С. Слепович и другие) и умственной отсталостью легкой степени (А.К. Аксенова, М.Ф. Гнездилов, Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Э.В. Якубовская и другие), но работа по развитию навыков составления описательного рассказа у младших школьников данной категории описана недостаточно, поверхностно, либо не описана вовсе.
Таким образом, в результате анализа литературных данных изучения опыта коррекционно-педагогической работы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
• трудностями овладения связной речью детьми с нарушениями интеллекта и ее значимостью для успешной социализации детей;
• указаниями на недостаточную сформированность связной речи у данной категории детей и недостаточной изученностью особенностей сформированности связной описательной речи у младших школьников, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени;
• отсутствием специальных разработок по формированию связной описательной речи у детей с нарушением интеллекта и их практической востребованностью в коррекционно-педагогической работе.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучении особенностей сформированности связной описательной речи у младших школьников, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени, а также составлении дифференцированных методических рекомендаций на основе выявленных особенностей.
Объект исследования: связная речь.
Предмет: особенности связной описательной речи у обучающихся 2-3 классов, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что:
1. У младших школьников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени будет наблюдаться недостаточная сформированность связной описательной речи, проявляющаяся в следующих особенностях: недостаточная связность высказывания или ее отсутствие; пропуск связующих элементов; ошибки грамматического оформления высказываний; краткость, незавершенность рассказов; скудный словарь признаков; низкий уровень самостоятельности при составлении рассказа; необходимость в визуальной опоре;
2. Большинство обучающихся, имеющих ЗПР, покажут уровень сформированности связной описательной речи ниже среднего, большинство обучающихся с умственной отсталостью покажут низкий уровень;
3. Учет выявленных особенностей связной описательной речи у детей с нарушениями интеллекта позволит составить дифференцированные методические рекомендации.
Цель исследования: выявить особенности связной описательной речи у обучающихся 2-3 классов, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени и на основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации и рабочую программу курса логопедических занятий по развитию связной описательной речи у данной категории детей.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1 .Проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить особенности связной описательной речи у обучающихся 2-3 классов, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени;
3. На основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на развитие умения составлять описательные рассказы у младших школьников, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени.
Методологической и теоретической основой исследования явились следующие положения общей и специальной психологии и педагогики:
• об общности основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова и др.);
• о системном подходе к анализу речевых нарушений (Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, О.В. Правдина и др.);
• о механизмах и симптоматике задержки психического развития и умственной отсталости (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Е.С. Слепович, М.С. Певзнер и др.);
• о значении коррекции и компенсации отклонений в развитии в процессе специального обучения (Л.С. Выготский).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой, задачами исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К числу первых относится анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-
педагогической документации, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что подтверждены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях сформированности связной описательной речи у младших школьников, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами предложена методика диагностики связной описательной речи у младших школьников, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени, описаны критерии оценивания, а также разработаны методические рекомендации и рабочая программа курса логопедических занятий по развитию навыка составления описательных рассказов у этих детей.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Назарово Красноярского края. Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две экспериментальные группы: 6 обучающихся с задержкой психического развития, 6 обучающихся с умственной отсталостью легкой степени. При комплектовании групп учитывался характер дефекта (задержка психического развития/ легкая степень умственной отсталости), возраст обучающихся (8-10 лет). Исследование проводилось в течение 2016-2018 годов в три этапа:
1. Изучение и анализ логопедической, психолого-педагогической литературы, формулирование цели, гипотезы и задач исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента (сентябрь 2016 г. - август 2017 г.).
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (сентябрь 2017 г. - май 2018 г.).
3. Разработка методических рекомендаций по развитию навыка составления описательных рассказов у младших школьников, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени, оформление результатов исследования (июнь 2018-ноябрь 2018).
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в XIX Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» Красноярск, 2018;
• Публикации основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов и научных журналах (Красноярск, 2017, 2018):
1. «Проблема изучения связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью»
2. «Выявление особенностей связной речи у обучающихся 2-3 классов, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени»
• Педагогическую деятельность в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Назарово Красноярского края.
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение и проиллюстрировано 2 таблицами, 3 рисунками.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что владение монологической речью играет большую роль в личностном и социальном развитии ребенка. Становление связной монологической речи - это сложный и длительный процесс, который происходит постепенно в ходе развития мышления и тесно связан с овладением ребенком различными видами предметной и познавательной деятельности и формами общения со взрослыми и сверстниками.
Становление связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта происходит замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями, что обусловлено недоразвитием всех компонентов и функций речевой системы. Наибольшее влияние на овладение детьми монологической речью оказывает сформированность лексико-грамматического строя, а также развитие диалогической речи.
Гораздо чаще у младших школьников с интеллектуальными нарушениями страдают те формы монологической речи, которые требуют от них большей самостоятельности и более высокого уровня владения лексико-грамматическими категориями. В связи с этим особые трудности у детей рассматриваемой категории вызывает составление описательных рассказов, что говорит о необходимости проведения специальной коррекционной работы по обучению младших школьников с нарушением интеллекта составлению описательных рассказов.
Большинство имеющихся в литературе разработок направлено на развитие описательной речи у детей с сохранным интеллектом. При всем многообразии методов и приемов работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта представляется недостаточно целостная картина логопедической работы по формированию навыка составления описательных рассказов у младших школьников данной категории.
С целью изучения особенностей связной описательной речи у обучающихся 2-3 классов, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени, нами была составлена методика, основой которой послужили методики изучения связной речи детей старшего дошкольного возраста (В.П. Глухова, Р.И. Лалаевой, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой), методические рекомендации обследования детей младшего школьного возраста А.В. Мамаевой. Данные методики были адаптированы нами для изучения детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью легкой степени. Адаптация методик заключалась в упрощении речевого материала, а также адаптации требований к процедуре обследования детей с нарушением интеллекта.
Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Назарово Красноярского края. Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две экспериментальные группы: 6 обучающихся с задержкой психического развития, 6 обучающихся с умственной отсталостью легкой степени. Возраст обучающихся 8-10 лет.
В ходе проведения констатирующего эксперимента нами было выявлено, что обучающиеся 2-3 классов с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени демонстрируют недостаточную сформированность связной описательной речи. Большинство обучающихся 2-3 классов с ЗПР (50 %) показали уровень сформированности связной описательной речи ниже среднего. Все обучающиеся с умственной отсталостью легкой степени покали низкий уровень.
Особенностями связной описательной речи обучающихся 2-3 классов с ЗПР являются: недостаточная связность высказывания; не всегда правильное грамматическое оформление высказываний; краткость, незавершенность рассказов; недостаточная смысловая целостность; пропуск связующих элементов; редкое употребление слов-признаков в самостоятельной речи; наличие в активном словаре лишь простейших признаков (цвет, величина); низкий уровень самостоятельности при составлении рассказа.
Особенностями связной описательной речи обучающихся 2-3 классов с умственной отсталостью легкой степени являются: отсутствие связности высказывания; пропуски смысловых звеньев; отсутствие связующих элементов; краткость, незавершенность рассказов; соскальзывание с темы рассказа; преобладание в речи аграмматичных предложений; бедное лексическое наполнение; скудный словарь признаков; трудности актуализации слов; необходимость в визуальной опоре; низкий уровень самостоятельности при составлении рассказа, необходимость в массивной помощи взрослого (организующей, стимулирующей, обучающей).
На основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами сделан вывод о необходимости разработки дифференцированных методических рекомендаций по формированию навыков составления описательных рассказов у младших школьников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени. Данные рекомендации включают в себя принципы, требования, направления и содержание логопедической работы. При составлении методических рекомендаций мы опирались на работы Р.И. Маллера, Г.В. Цикото, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Е.С. Слепович. Мы предлагаем проводить логопедическую работу по развитию навыка составления описательных рассказов у младших школьников, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени, по общим направлениям. Но в то же время содержание работы имеет свою специфику для каждой из категорий детей. Данная специфика заключается в подборе стимульного и речевого материала, а также в наличии пропедевтического этапа для обучающихся с умственной отсталостью.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты не исчерпывают всех вопросов, связанных с развитием связной описательной речи у младших школьников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени и нуждаются в подтверждении на большем количестве испытуемых. Помимо этого требуется апробация предложенных нами методических рекомендаций.
Становление связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта происходит замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями, что обусловлено недоразвитием всех компонентов и функций речевой системы. Наибольшее влияние на овладение детьми монологической речью оказывает сформированность лексико-грамматического строя, а также развитие диалогической речи.
Гораздо чаще у младших школьников с интеллектуальными нарушениями страдают те формы монологической речи, которые требуют от них большей самостоятельности и более высокого уровня владения лексико-грамматическими категориями. В связи с этим особые трудности у детей рассматриваемой категории вызывает составление описательных рассказов, что говорит о необходимости проведения специальной коррекционной работы по обучению младших школьников с нарушением интеллекта составлению описательных рассказов.
Большинство имеющихся в литературе разработок направлено на развитие описательной речи у детей с сохранным интеллектом. При всем многообразии методов и приемов работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта представляется недостаточно целостная картина логопедической работы по формированию навыка составления описательных рассказов у младших школьников данной категории.
С целью изучения особенностей связной описательной речи у обучающихся 2-3 классов, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени, нами была составлена методика, основой которой послужили методики изучения связной речи детей старшего дошкольного возраста (В.П. Глухова, Р.И. Лалаевой, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой), методические рекомендации обследования детей младшего школьного возраста А.В. Мамаевой. Данные методики были адаптированы нами для изучения детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью легкой степени. Адаптация методик заключалась в упрощении речевого материала, а также адаптации требований к процедуре обследования детей с нарушением интеллекта.
Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Назарово Красноярского края. Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две экспериментальные группы: 6 обучающихся с задержкой психического развития, 6 обучающихся с умственной отсталостью легкой степени. Возраст обучающихся 8-10 лет.
В ходе проведения констатирующего эксперимента нами было выявлено, что обучающиеся 2-3 классов с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени демонстрируют недостаточную сформированность связной описательной речи. Большинство обучающихся 2-3 классов с ЗПР (50 %) показали уровень сформированности связной описательной речи ниже среднего. Все обучающиеся с умственной отсталостью легкой степени покали низкий уровень.
Особенностями связной описательной речи обучающихся 2-3 классов с ЗПР являются: недостаточная связность высказывания; не всегда правильное грамматическое оформление высказываний; краткость, незавершенность рассказов; недостаточная смысловая целостность; пропуск связующих элементов; редкое употребление слов-признаков в самостоятельной речи; наличие в активном словаре лишь простейших признаков (цвет, величина); низкий уровень самостоятельности при составлении рассказа.
Особенностями связной описательной речи обучающихся 2-3 классов с умственной отсталостью легкой степени являются: отсутствие связности высказывания; пропуски смысловых звеньев; отсутствие связующих элементов; краткость, незавершенность рассказов; соскальзывание с темы рассказа; преобладание в речи аграмматичных предложений; бедное лексическое наполнение; скудный словарь признаков; трудности актуализации слов; необходимость в визуальной опоре; низкий уровень самостоятельности при составлении рассказа, необходимость в массивной помощи взрослого (организующей, стимулирующей, обучающей).
На основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами сделан вывод о необходимости разработки дифференцированных методических рекомендаций по формированию навыков составления описательных рассказов у младших школьников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени. Данные рекомендации включают в себя принципы, требования, направления и содержание логопедической работы. При составлении методических рекомендаций мы опирались на работы Р.И. Маллера, Г.В. Цикото, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Е.С. Слепович. Мы предлагаем проводить логопедическую работу по развитию навыка составления описательных рассказов у младших школьников, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени, по общим направлениям. Но в то же время содержание работы имеет свою специфику для каждой из категорий детей. Данная специфика заключается в подборе стимульного и речевого материала, а также в наличии пропедевтического этапа для обучающихся с умственной отсталостью.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты не исчерпывают всех вопросов, связанных с развитием связной описательной речи у младших школьников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени и нуждаются в подтверждении на большем количестве испытуемых. Помимо этого требуется апробация предложенных нами методических рекомендаций.



