Сравнительное изучение особенностей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 9
1.1. Социально-коммуникативное развитие дошкольников как одно из
приоритетных направлений развития личности ребенка 9
1.2. Особенности социально-коммуникативного развития детей старшего
дошкольного возраста с заиканием 18
1.3 Технологии социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием 26
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов 37
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием 37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием 45
2.3. Методические рекомендации по социально-коммуникативному развитию дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов 61
Заключение 75
Библиография 79
Приложения
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 9
1.1. Социально-коммуникативное развитие дошкольников как одно из
приоритетных направлений развития личности ребенка 9
1.2. Особенности социально-коммуникативного развития детей старшего
дошкольного возраста с заиканием 18
1.3 Технологии социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием 26
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов 37
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием 37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием 45
2.3. Методические рекомендации по социально-коммуникативному развитию дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов 61
Заключение 75
Библиография 79
Приложения
Актуальность проблемы исследования.
Дошкольный возраст является одним из важнейших возрастных периодов в познавательном и личностном развитии ребенка. Общение играет значительную роль на данном этапе, так как является неотделимой частью детской деятельности. В рамках общения развивается познавательная, эмоционально-волевая сфера, речь, самооценка и личность ребенка посредством познания и осознания себя с помощью социального окружения.
Согласно новому законодательству Российской Федерации (Федеральному закону «Об образовании», Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утвержденному 19.12.2014 г. приказом №1958), одним из главных направлений образования детей-дошкольников , отображающих социальный заказ семьи и общества, представляется их социально-коммуникативное развитие, организация и психолого-педагогическое сопровождение социально-направленной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Сегодняшние дети стремятся самоутвердиться и занять прочное положение в обществе, но крайне важно привить им социально значимые качества и подготовить быстро, и свободно адаптироваться в социуме, прийти на помощь через культуру и возможности коммуникации для вхождения в общественную жизнь.
Перед дошкольным образованием появляются новые проблемы: необходимо не только содействовать социальному развитию дошкольников , но и научить их при вхождении в социум общаться с людьми с установкой на нравственно-этические нормы и ценности общества . Современный взгляд социального развития ребенка выявляет главные принципы для вступления в социум через усвоение системы потребностей, социальной сферы интересов, ценностных установок, касающихся системы межличностных связей, коммуникаций с другими людьми.
Теоретические и практические подходы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста были описаны в исследованиях как отечественных, так и зарубежных педагогов, и психологов (Т.Н. Волковская, О.В. Дзюба, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.). Исследователями было замечено, что коммуникативное развитие детей, продуктивность во взаимодействии и общении со сверстниками и взрослыми зависит от большого числа факторов, к каким имеет отношение и развитие речи детей, соответствующее норме . Нарушения нормального функционирования механизмов речевой деятельности ребенка отрицательно сказываются на его социально - коммуникативном развитии.
К ряду отклонений в формировании компонентов речевой системы относится заикание, характеризующееся частыми остановками или неуверенностью в речи, которые разрывают её темпо-ритмическое течение, что вызвано спазмами речевого аппарата. Начало данного нарушения речи приходится обычно на период интенсивного речевого развития, то есть на детский дошкольный возраст. Отечественные исследователи, которые изучали вопросы личностного становления и речевого развития детей с заиканием (Л.И. Белякова, М.А. Виноградова, Е.А. Дьякова, В.И. Селиверстов, Н.А. Чевелева, В.М. Шкловский), установили, что у подавляющей части детей с заиканием появляется вторичный дефект, затрагивающий эмоционально-волевую сферу и выявляющийся в поведенческом негативизме, эмоциональной неуравновешенности, закрытости, пассивности. Все эти факторы, вне всякого сомнения, препятствуют и усложняют социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. В дальнейшем дошкольники отказываются от взаимодействия и общения с другими людьми, резко снижая количество и качество коммуникаций либо становятся ранимыми и восприимчивыми в контактах. Надлежащий уровень социально-коммуникативного развития будет представлять собой важное условие для учебной успешности в школе.
Актуальность проблемы исследования, присутствие ее в практике и ее дефицит научных теоретических исследований обусловили выбор нашей темы для изучения.
Проблема исследования заключается в поиске ответов на проблемные вопросы:
- Каковы особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием, обучающихся в условиях группы комбинированной направленности и группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ?
- Как должна быть построена коррекционно-педагогическая работа с данными группами дошкольников относительно их социально - коммуникативного развития?
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием, получающих образование в условиях в условиях группы комбинированной направленности и группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: разработать методические рекомендации для педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста с заиканием в условиях разной образовательной среды на основе выявленных особенностей.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему социально-коммуникативного развития старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
2. Исследовать особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов.
3. Провести сравнительное изучение особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием, получающих образование в условиях группы комбинированной направленности и группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
4. Подобрать и разработать материал для методических рекомендаций по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов.
Гипотеза исследования:
- Термин «социально-коммуникативное развитие» может определяться как процесс и результат усвоения человеческим индивидом общественного опыта, который необходим для его введения в систему социальных отношений и социальной действительности в качестве полноправного члена общества посредством и в процессе коммуникации.
- Для старших дошкольников с заиканием независимо от образовательного маршрута будут свойственны особенности социально-коммуникативного развития.
- Выявленные особенности могут состоять в отсутствии инициативности, стремления выразить свое мнение, в пассивном следовании за другими, в неумении действовать в конфликтных ситуациях, в сложности получения необходимой информации посредством выстраивания простого диалога с другими людьми.
Теоретико-методологические основы исследования :
- теория компенсации и единства закономерностей развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский);
- теория развития личности (Л.И. Божович);
- теория о социальной обусловленности социально-коммуникативного развития и ведущей роли взрослого в развитии ребенка (М.И. Лисина, Г.Н. Соломатина С.Ю. Мещерякова, и др.).
Методы решения поставленных задач:
- теоретические (библиографический метод);
- эмпирические (констатирующий эксперимент с использованием педагогической диагностики компетентностей дошкольников 5-7 лет авторского коллектива О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Кузиной, И.В. Груздовой);
- количественный и качественный анализ полученных данных.
Этапы исследования:
1 этап - предпроектный (сентябрь 2019 - март 2020 год): осуществлялись отбор, исследование и анализ различных библиографических источников по проблеме исследования, намечались теоретико-методологические основы исследования, разрабатывались цель, исходная гипотеза, задачи, методы исследования.
2 этап - проектный (сентябрь 2020 - ноябрь 2020 год): осуществлялись обследование старших дошкольников с заиканием, а также количественный и качественный анализ проведенного эксперимента.
3 этап - аналитический (ноябрь 2020 - апрель 2021 год): приводились в систему и резюмировались полученные данные, конкретизировались теоретические выводы, разрабатывались методические рекомендации.
Экспериментальная база: наше исследование проводилось на базе двух муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что данная работа систематизирует вопросы теории о социально-коммуникативном развитии дошкольников, расширяет и углубляет имеющиеся представления об особенностях социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике инклюзивного образования педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами в дошкольных
образовательных учреждениях по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав исследования, методических рекомендаций, заключения, библиографии, приложения.
Дошкольный возраст является одним из важнейших возрастных периодов в познавательном и личностном развитии ребенка. Общение играет значительную роль на данном этапе, так как является неотделимой частью детской деятельности. В рамках общения развивается познавательная, эмоционально-волевая сфера, речь, самооценка и личность ребенка посредством познания и осознания себя с помощью социального окружения.
Согласно новому законодательству Российской Федерации (Федеральному закону «Об образовании», Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утвержденному 19.12.2014 г. приказом №1958), одним из главных направлений образования детей-дошкольников , отображающих социальный заказ семьи и общества, представляется их социально-коммуникативное развитие, организация и психолого-педагогическое сопровождение социально-направленной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Сегодняшние дети стремятся самоутвердиться и занять прочное положение в обществе, но крайне важно привить им социально значимые качества и подготовить быстро, и свободно адаптироваться в социуме, прийти на помощь через культуру и возможности коммуникации для вхождения в общественную жизнь.
Перед дошкольным образованием появляются новые проблемы: необходимо не только содействовать социальному развитию дошкольников , но и научить их при вхождении в социум общаться с людьми с установкой на нравственно-этические нормы и ценности общества . Современный взгляд социального развития ребенка выявляет главные принципы для вступления в социум через усвоение системы потребностей, социальной сферы интересов, ценностных установок, касающихся системы межличностных связей, коммуникаций с другими людьми.
Теоретические и практические подходы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста были описаны в исследованиях как отечественных, так и зарубежных педагогов, и психологов (Т.Н. Волковская, О.В. Дзюба, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.). Исследователями было замечено, что коммуникативное развитие детей, продуктивность во взаимодействии и общении со сверстниками и взрослыми зависит от большого числа факторов, к каким имеет отношение и развитие речи детей, соответствующее норме . Нарушения нормального функционирования механизмов речевой деятельности ребенка отрицательно сказываются на его социально - коммуникативном развитии.
К ряду отклонений в формировании компонентов речевой системы относится заикание, характеризующееся частыми остановками или неуверенностью в речи, которые разрывают её темпо-ритмическое течение, что вызвано спазмами речевого аппарата. Начало данного нарушения речи приходится обычно на период интенсивного речевого развития, то есть на детский дошкольный возраст. Отечественные исследователи, которые изучали вопросы личностного становления и речевого развития детей с заиканием (Л.И. Белякова, М.А. Виноградова, Е.А. Дьякова, В.И. Селиверстов, Н.А. Чевелева, В.М. Шкловский), установили, что у подавляющей части детей с заиканием появляется вторичный дефект, затрагивающий эмоционально-волевую сферу и выявляющийся в поведенческом негативизме, эмоциональной неуравновешенности, закрытости, пассивности. Все эти факторы, вне всякого сомнения, препятствуют и усложняют социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. В дальнейшем дошкольники отказываются от взаимодействия и общения с другими людьми, резко снижая количество и качество коммуникаций либо становятся ранимыми и восприимчивыми в контактах. Надлежащий уровень социально-коммуникативного развития будет представлять собой важное условие для учебной успешности в школе.
Актуальность проблемы исследования, присутствие ее в практике и ее дефицит научных теоретических исследований обусловили выбор нашей темы для изучения.
Проблема исследования заключается в поиске ответов на проблемные вопросы:
- Каковы особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием, обучающихся в условиях группы комбинированной направленности и группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ?
- Как должна быть построена коррекционно-педагогическая работа с данными группами дошкольников относительно их социально - коммуникативного развития?
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием, получающих образование в условиях в условиях группы комбинированной направленности и группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: разработать методические рекомендации для педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста с заиканием в условиях разной образовательной среды на основе выявленных особенностей.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему социально-коммуникативного развития старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
2. Исследовать особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов.
3. Провести сравнительное изучение особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием, получающих образование в условиях группы комбинированной направленности и группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
4. Подобрать и разработать материал для методических рекомендаций по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов.
Гипотеза исследования:
- Термин «социально-коммуникативное развитие» может определяться как процесс и результат усвоения человеческим индивидом общественного опыта, который необходим для его введения в систему социальных отношений и социальной действительности в качестве полноправного члена общества посредством и в процессе коммуникации.
- Для старших дошкольников с заиканием независимо от образовательного маршрута будут свойственны особенности социально-коммуникативного развития.
- Выявленные особенности могут состоять в отсутствии инициативности, стремления выразить свое мнение, в пассивном следовании за другими, в неумении действовать в конфликтных ситуациях, в сложности получения необходимой информации посредством выстраивания простого диалога с другими людьми.
Теоретико-методологические основы исследования :
- теория компенсации и единства закономерностей развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский);
- теория развития личности (Л.И. Божович);
- теория о социальной обусловленности социально-коммуникативного развития и ведущей роли взрослого в развитии ребенка (М.И. Лисина, Г.Н. Соломатина С.Ю. Мещерякова, и др.).
Методы решения поставленных задач:
- теоретические (библиографический метод);
- эмпирические (констатирующий эксперимент с использованием педагогической диагностики компетентностей дошкольников 5-7 лет авторского коллектива О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Кузиной, И.В. Груздовой);
- количественный и качественный анализ полученных данных.
Этапы исследования:
1 этап - предпроектный (сентябрь 2019 - март 2020 год): осуществлялись отбор, исследование и анализ различных библиографических источников по проблеме исследования, намечались теоретико-методологические основы исследования, разрабатывались цель, исходная гипотеза, задачи, методы исследования.
2 этап - проектный (сентябрь 2020 - ноябрь 2020 год): осуществлялись обследование старших дошкольников с заиканием, а также количественный и качественный анализ проведенного эксперимента.
3 этап - аналитический (ноябрь 2020 - апрель 2021 год): приводились в систему и резюмировались полученные данные, конкретизировались теоретические выводы, разрабатывались методические рекомендации.
Экспериментальная база: наше исследование проводилось на базе двух муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что данная работа систематизирует вопросы теории о социально-коммуникативном развитии дошкольников, расширяет и углубляет имеющиеся представления об особенностях социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике инклюзивного образования педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами в дошкольных
образовательных учреждениях по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав исследования, методических рекомендаций, заключения, библиографии, приложения.
Анализ литературных источников по проблеме позволил выяснить, что вопрос необходимости взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития умения ориентироваться в соответствующем окружении, понимать собственную ценность и социальную значимость, проявлять чувства, эмоции и регулировать их в соответствии с культурными ценностями общества, на сегодняшний день является одним из важнейших, поэтому приоритетным направлением образования детей дошкольного возраста, регулируемый обществом, семьей и осознаваемый на личностном уровне, согласно ФГОС ДО, является социально-коммуникативное развитие, организация и психолого-педагогическое сопровождение социально¬ориентированной образовательной деятельности в ДОУ.
Теоретическое обобщение дало нам понимание того, что социально-коммуникативное развитие определяет себя как процесс и результат усвоения человеческим индивидом общественного опыта, который необходим для его введения в систему социальных отношений и социальной действительности в качестве полноправного члена общества посредством и в процессе коммуникации.
Для старших дошкольников с заиканием независимо от образовательного маршрута будут характерны особенности социально-коммуникативного развития. Данные особенности будут состоять в отсутствии инициативности, стремления выразить свое мнение, в пассивном следовании за другими, в неумении действовать в конфликтных ситуациях, в сложности получения необходимой информации посредством выстраивания простого диалога с другими людьми.
Социально-коммуникативное развитие у детей старшего дошкольного возраста с заиканием во многом зависит от эффективно организованной образовательной среды, которая должна быть рациональной, педагогически целесообразно организованной и психологически безопасной.
Наряду с традиционными технологиями существуют современные инновационные технологии с ненавязчивой позицией взрослого, а также учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников с заиканием, которые могут не только содействовать социально-коммуникативному развитию, но и могут помочь значительно смягчить или устранить речевые дефекты.
Согласно поставленной перед констатирующим экспериментом цели, нами была проведена работа по выявлению особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов и их сравнительному изучению.
Нами были сформированы две экспериментальные группы старших дошкольников с заиканием, где социально-коммуникативное развитие организовано в условиях разных образовательных маршрутов: в условиях группы комбинированной направленности и в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением .
В ходе проведенного экспериментального исследования анализ результатов показал, что у испытуемых детей, в I экспериментальной группе, посещающих группу комбинированной направленности преобладает средний уровень социально-коммуникативного развития, так как большинство из них (три дошкольника из шести испытуемых) имеют данный уровень развития, тогда как во II экспериментальной группе, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, только два дошкольника имеют средний уровень развития. Во II экспериментальной группе преобладающим уровнем социально-коммуникативного развития является высокий, так как большинство из них (четыре дошкольника из шести испытуемых) имеют данный уровень развития, в свою очередь, в I экспериментальной группе только один ребенок обладает высоким уровнем социально-коммуникативного развития. Также в I экспериментальной группе обнаружены два дошкольника с низким уровнем данного развития, когда во II экспериментальной группе детей с низким уровнем социально-коммуникативного развития не было обнаружено.
Также в I экспериментальной группе, у детей, обучающихся в группе комбинированной направленности были выявлены более низкие результаты по выполнению всех шести диагностических заданий, представленных в методике исследования, по сравнению со II экспериментальной группой у детей, обучающихся условиях компенсирующей группы для детей с тяжелым нарушением речи.
Количественный и качественный анализ полученных результатов в результате проведенного эксперимента показал, что для старших дошкольников с заиканием в обеих экспериментальных группах независимо от образовательного маршрута характерны особенности социально-коммуникативного развития, независимо от образовательного маршрута, которые заключаются:
- в сложности определения эмоциональных состояний окружающих людей, объяснения их причины и предположения дальнейшего развития ситуации;
- в сложности получения необходимой информации посредством общения, выстраивания простого диалога с другими людьми;
- в отсутствии инициативности, в пассивном следовании за другими детьми, не высказывая своей точки зрения;
- в неумении выслушать сверстника, уважительно относиться к его потребностям и интересам, спокойно отстаивать свое мнение.
- в неумении взять на себя функцию организатора, распределения обязанностей между собой;
- в неумении действовать в конфликтных ситуациях, в отсутствии уважительного отношения к окружающим людям.
Далее мы разработали методические рекомендации по повышению уровня социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием, в условиях группы комбинированной направленности, обучающихся по индивидуальной образовательной программе в рамках индивидуального образовательного маршрута и в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, которые могут быть полезны в практике инклюзивного образования педагогам и специалистам ДОУ.
Таким образом, можем считать, что цель и задачи исследования решенными, а гипотезу - нашедшей своё подтверждение.
Теоретическое обобщение дало нам понимание того, что социально-коммуникативное развитие определяет себя как процесс и результат усвоения человеческим индивидом общественного опыта, который необходим для его введения в систему социальных отношений и социальной действительности в качестве полноправного члена общества посредством и в процессе коммуникации.
Для старших дошкольников с заиканием независимо от образовательного маршрута будут характерны особенности социально-коммуникативного развития. Данные особенности будут состоять в отсутствии инициативности, стремления выразить свое мнение, в пассивном следовании за другими, в неумении действовать в конфликтных ситуациях, в сложности получения необходимой информации посредством выстраивания простого диалога с другими людьми.
Социально-коммуникативное развитие у детей старшего дошкольного возраста с заиканием во многом зависит от эффективно организованной образовательной среды, которая должна быть рациональной, педагогически целесообразно организованной и психологически безопасной.
Наряду с традиционными технологиями существуют современные инновационные технологии с ненавязчивой позицией взрослого, а также учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников с заиканием, которые могут не только содействовать социально-коммуникативному развитию, но и могут помочь значительно смягчить или устранить речевые дефекты.
Согласно поставленной перед констатирующим экспериментом цели, нами была проведена работа по выявлению особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов и их сравнительному изучению.
Нами были сформированы две экспериментальные группы старших дошкольников с заиканием, где социально-коммуникативное развитие организовано в условиях разных образовательных маршрутов: в условиях группы комбинированной направленности и в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением .
В ходе проведенного экспериментального исследования анализ результатов показал, что у испытуемых детей, в I экспериментальной группе, посещающих группу комбинированной направленности преобладает средний уровень социально-коммуникативного развития, так как большинство из них (три дошкольника из шести испытуемых) имеют данный уровень развития, тогда как во II экспериментальной группе, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, только два дошкольника имеют средний уровень развития. Во II экспериментальной группе преобладающим уровнем социально-коммуникативного развития является высокий, так как большинство из них (четыре дошкольника из шести испытуемых) имеют данный уровень развития, в свою очередь, в I экспериментальной группе только один ребенок обладает высоким уровнем социально-коммуникативного развития. Также в I экспериментальной группе обнаружены два дошкольника с низким уровнем данного развития, когда во II экспериментальной группе детей с низким уровнем социально-коммуникативного развития не было обнаружено.
Также в I экспериментальной группе, у детей, обучающихся в группе комбинированной направленности были выявлены более низкие результаты по выполнению всех шести диагностических заданий, представленных в методике исследования, по сравнению со II экспериментальной группой у детей, обучающихся условиях компенсирующей группы для детей с тяжелым нарушением речи.
Количественный и качественный анализ полученных результатов в результате проведенного эксперимента показал, что для старших дошкольников с заиканием в обеих экспериментальных группах независимо от образовательного маршрута характерны особенности социально-коммуникативного развития, независимо от образовательного маршрута, которые заключаются:
- в сложности определения эмоциональных состояний окружающих людей, объяснения их причины и предположения дальнейшего развития ситуации;
- в сложности получения необходимой информации посредством общения, выстраивания простого диалога с другими людьми;
- в отсутствии инициативности, в пассивном следовании за другими детьми, не высказывая своей точки зрения;
- в неумении выслушать сверстника, уважительно относиться к его потребностям и интересам, спокойно отстаивать свое мнение.
- в неумении взять на себя функцию организатора, распределения обязанностей между собой;
- в неумении действовать в конфликтных ситуациях, в отсутствии уважительного отношения к окружающим людям.
Далее мы разработали методические рекомендации по повышению уровня социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием, в условиях группы комбинированной направленности, обучающихся по индивидуальной образовательной программе в рамках индивидуального образовательного маршрута и в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, которые могут быть полезны в практике инклюзивного образования педагогам и специалистам ДОУ.
Таким образом, можем считать, что цель и задачи исследования решенными, а гипотезу - нашедшей своё подтверждение.



