Введение 4
Глава I. Теоретические основы развития представлений о домашних и диких животных у младших дошкольников посредством дидактических игр 10
1.1. Особенности развития представлений о домашних и диких животных у
младших дошкольников 10
1.2. Дидактические игры как средство развития у младших дошкольников
представлений о домашних и диких животных 12
1.3. Задачи и содержание обучения младших дошкольников
представлениям о домашних и диких животных 20
1.4. Методика развития представлений о домашних и диких животных у
младших дошкольников посредством дидактических игр 31
Выводы по 1 главе 34
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию представлений о домашних и диких животных у младших дошкольников посредством
дидактических игр 35
2.1. Выявление уровня развития представлений о домашних и диких
животных у младших дошкольников 35
2.2. Комплекс дидактических игр, направленный на формирование
представлений о домашних и диких животных у младших дошкольников 40
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 44
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения 56
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.
Исследованиями в области формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста занимались Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова и другие.
Изучение природы, начиная с раннего дошкольного возраста, открывает для ребенка дальнейший путь логического постижения законов мира. Живой контакт с природой усиливает эмоциональную наполненность ее восприятия. Все вместе рождает ощущение единства человека и природы, взаимообусловленность их влияния друг на друга, воспитывает ответственность человека перед миром за свои деяния.
Экологическое образование дошкольников строится на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, в том числе домашних и диких животных, на чувственном познании и наблюдении доступных пониманию взаимосвязей в живой природе. Животные - наиболее интересный и ценный объект для познания детьми раннего возраста, так как они динамичны и потому интересны.
Как отмечает ФГОС, игра является одним из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве [36]. Одним из залогов успешного развития экологических представлений является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Такой деятельностью в дошкольном воспитании является игра, которую педагоги рассматривают как важное средство развития экологической направленности личности ребёнка. Игра - это ведущая деятельность дошкольного периода и под её влиянием формируется личность ребёнка.
Использование дидактических игр на развивающих и обучающих занятиях экологического содержания в группах раннего возраста помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом. Все вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель: выявить эффективность дидактических игр в развитии представлений о домашних и диких животных у младших дошкольников.
Объект исследования: дидактические игры как средство развития представлений младших дошкольников о домашних и диких животных.
Предмет исследования: процесс развития представлений у младших дошкольников о домашних и диких животных посредством дидактических игр.
Гипотеза: развитие представлений младших дошкольников о домашних и диких животных будет эффективным при использовании дидактических игр.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему развития представлений младших дошкольников о домашних и диких животных посредством дидактических игр.
2. Выявить уровень развития представлений младших дошкольников о домашних и диких животных.
3. Составить и реализовать комплекс дидактических игр, способствующий развитию представлений младших дошкольников о домашних и диких животных и выявить его эффективность.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Детского сада №72» г. Бийска. В эксперименте приняли участие 49 детей двух групп младшего дошкольного возраста: группа № 6 и группа №4.
Апробация работы: материалы исследования опубликованы в виде статьи в сборнике: «Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, АГГПУ им. В.М. Шукшина, 27 апреля 2018 г.)
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный комплекс дидактических игр может быть использован воспитателями в практической деятельности с целью развития представлений о домашних и диких животных у младших дошкольников.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Во введении определены практическая значимость и актуальность темы, сформулированы цели и задачи дипломной работы, определен предмет и объект исследования.
В первой главе представлены теоретические основы воспитания представлений о домашних и диких животных у младших дошкольников. Во второй главе представлен эксперимент по выявлению уровня развития представлений о домашних и диких животных у младших дошкольников, разработанный и реализованный комплекс дидактических игр, направленный на развитие представлений о домашних и диких животных у младших дошкольников.
Список литературы составил 50 источников.
Приложения содержат протоколы обследования детей, коллекцию дидактических игр, направленных на развитие экологических представлений о диких и домашних животных.
Изучение теоретических основ развития представлений о домашних и диких животных у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры позволило сделать следующие выводы:
1) Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития представлений. При ознакомлении детей с животным миром у детей младшего дошкольного возраста формируются представления о домашних и диких животных. Дети познают их характерные особенности, приспособления к среде обитания, умение заботиться о домашних и диких животных и бережно относится к ним.
2) Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей.
3) Особую ценность дидактическая игра представляет для развития представлений о домашних и диких животных. При ознакомлении детей с домашними и дикими животными используют дидактические игры с предметами, настолько-печатные и словесные.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.
На констатирующем этапе был выявлен уровень развития представлений о домашних и диких животных у детей младшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах. Преобладающим уровнем по количеству находящихся на нем детей оказался средний уровень (52% и 55%) и значительное число детей оказалось на низком уровне развития представлений о домашних и диких животных (22% и 26%) Это обусловило необходимость принятия мер по развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о домашних и диких
животных.
На формирующем этапе разработан и реализован комплекс дидактических игр, направленный на развитие представлений о домашних и
На контрольном этапе эксперимента проведена повторная диагностика испытуемых. После реализации комплекса дидактических игр отмечена положительная динамика: детей в экспериментальной группе с высоким уровнем развития представлений о домашних и диких животных стало больше на 20%, чем в контрольной группе; а низкий уровень уменьшился на 5%. В контрольной группе положительная динамика тоже есть, но она незначительная: всего на 2% выросли на контрольном этапе показатели высокого уровня и на 3% - среднего уровня по сравнению с констатирующим этапом, а низкий уменьшился лишь на 5%.
Полученные результаты подтверждают эффективность дидактических игр в развитии представлений о домашних и диких животных детей младшего дошкольного возраста.
Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены и гипотеза подтверждена.
1. Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников [Текст] / Н. К. Андриенко // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 1. - С. 10-12.
2. Аристовский, Т. В. Экологические представления о живой природе [Текст]: учебное пособие / Т. В. Аристовский, И. Д. Зверев, З. П. Плохий. - М.: Наука, 2013. - 634 с.
3. Артемова, Л. В. Игры в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л. В. Артемова, Н. И. Ветрова. - М.: ЦГЛ, 2014. - 488 с.
4. Арсентьева, В. П. Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном
детстве [Текст]: учебное пособие / В. П. Арсентьева. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с.
5. Вербицкая, В. В. Формирование знаний о животных у детей среднего
дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности / В.В. Вербицкая // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2016/1666/21534 6.06.2018 г.
6. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]:
методическое пособие / С. А. Веретенникова. - М.: Просвещение,
2011. - 345 с.
7. Виноградова, Н. В. Экологическое развитие детей дошкольного
возраста [Текст]: учебник / Н.В. Виноградова. - М.: Просвещение,
2007. - 735 с.
8. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе
ознакомления с природой [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 2012. - 242 с.
9. Выготский, Л. С. Игры детей [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение. - 2005. - 315 с.
10. Выготский, Л. С. Психология [Текст]: учебник / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. - 308 с.
11. Газина, О. М. Играя, изучаем природу [Текст]: учебное пособие / О. Е. Газина. - М.: ВЛАДОС. - 2011. - 307 с.
12. Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов, обучающихся по направлениям 050100.62 «Педагогическое образование» и 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» / О.М. Газина, В. Г. Фокина. - Электрон. текстовые дан. - М.: Прометей, 2013. - 254 с. - Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?short=1&isbn=978-5-7042-2492-1
13. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст]: учебное пособие для вузов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия,
2008. - 208 с.
14. Гончарова, Е. В. Теория и технологии экологического образования дошкольников [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. В. Гончарова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 335 с.
15. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст]: учебное пособие / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов на Дону: Феникс, 2013. - 453 с.
16. Дрязгунова, В. А. Игры на развитие экологических представлений [Текст]: методическое пособие. - М.: Феникс. - 2008. - 156 с.
17. Захлебный, А. Н. Развитие экологических представлений дошкольников [Текст]: учебное пособие / А.Н. Захлебный. - М.: Академия, 2011. - 648 с.
18. Зебзеева В. А. Особенности знаний дошкольников о многообразии животного мира [Текст] / В. А. Зебзеева, М. А. Верещагина // Экология и безопасность в техносфере: Материалы Всероссийской научно-технической интернет конференции (октябрь - декабрь 2008 г.), Орел: ГТУ. - Орел: ОрелГТУ, 2009 - с. 184 - 185.
19. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. - 2-е изд. Пере. раб. - М.: Просвещение, 1988. - 159 с.
20. Иоганзен, П. Г. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / П.Г. Иоганзен // Открытый урок. - 2012. - № 14. - С. 17-18.
21. Кавтаридзе, Д. Н. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст]: монография / Д. Н. Кавтаридзе. - М.: Академия, 2012.
- 208 с.
22. Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольника [Текст]: методическое пособие / А. В. Калиниченко, Н. В. Кондрашова.
- М: Айрис-Пресс, 2014. - 127 с.
23. Кирике Г. Ребёнок и природа [Текст] / Г. Кирике // Дошкольное воспитание, 2015. - № 7. - С. 24-29.
24. Комов, С. В. Экологическое образование и воспитание [Текст]: методическое пособие / С.В. Комов, В.Д. Сыч. - М.: Педагогика, 2007.
- 255 с.
25. Левин, В. А. Игра как средство экологического воспитания [Текст] / В. А. Левин // Дошкольное воспитание, 2012. - № 10. - С. 34-39.
26. Лучич, М.В. Детям о природе [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / М. В. Лучич. - М.: Просвещение, 2009. - 143 с.
27. Мамонтов, А. А. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учебное пособие / А. А. Мамонтов. - М.: Академия,
2012. -336 с.
28. Марковская, М. М. Игры как средство эколого-эстетического воспитания [Текст] / М. М. Марковская // Дошкольное воспитание, 2011. - № 10. - С. 40 - 48.
29. Матрусов, И. С. Экологические игры в детском саду [Текст]: методическое пособие / И. С. Матрусов. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 128 с.
30. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст]: методическое пособие / Под ред. П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2004. - 263 с.
31. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст]: методическое пособие / Л. П. Молодова. - Минск: Аскар, 2014. - 567 с.
32. Неверович, Я. З. Организация занятий в детском саду [Текст]: методическое пособие / Я.З. Неверович. - М.: Сфера, 2001. - 128 с.
33. Николаева, С. Н. Общение с природой начинается с детства [Текст]: методическое пособие / С. Н. Николаева. - Пермь, 1992. - 234 с.
34.Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» [Текст] / Под редакцией Л.А. Парамоновой. - М., 2014. - 256 с.
35.Образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] /Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой и Л. М. Гурович.- М., 2014 -324 с.
36. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // М.: Российская газета, - Федеральный выпуск. - 2013. - № 624.
37. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 304 с.
38. Печка, Л. И. Игровая деятельность в детском саду [Текст]: методическое пособие / Л. И. Печка. - М.: Просвещение, 2009. - 256 с.
39. Пономарева, И. Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст]: учебное пособие / И. Н. Пономарева. - М.: Творческий центр, 2014. - 513 с.
40. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» [Текст] / Под ред. В.Т. Кудрявцева. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 264 с.
41. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования«Юный эколог» [Текст] / Под ред. С.Н. Николаевой М.,
2016. - 202 с.
42. Саморукова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: методическое пособие / С. А. Саморукова. - М., 2008. - 56 с.
43. Саморукова, П. Г. Систематизация знаний детей о природе [Текст] / П. Г. Саморукова // Дошкольное воспитание, 1973. - № 4. - С. 26-32.
44. Соломенникова, О. А. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] / О. А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. -2008. - № 7 - С. 21 - 27.
45. Семенюк, Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 456 с.
46. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир [Текст]: кн. для
воспитателя дет. сада / Е.В. Субботский. - М.: Просвещение, 2009. - 207 с.
47. Тайны природы: Загадочные животные / авт. текста А. Абрамов; худож. Е. В. Володькина и др. - М.: Белый город, 2000. - 48 с.
48. Ушинский, К.Д. Собр. соч. в 11 т. [Текст] / К.Д. Ушинский. - РСФСР, Изд-во Академии педагогических наук, 1948-1952. - Т.2. - 656 с.
49. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: [Текст]: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. - М: Советская энциклопедия. 1983. - 1200 с.
50. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Книга по требованию, 2013. - 228 с.