ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ НА РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Баскетбол как вид спорта. История возникновения игры 8
1.2. Роль и значение занятий баскетболом для физического развития и физической подготовки детей младшего школьного возраста 10
1.3. Анатомо-физиологические особенности развития детей
младшего школьного возраста 10 - 11 лет 15
1.4. Определение и характеристика понятия «ловкость». Средства и методы развития ловкости у детей младшего школьного возраста на
уроках физической культуры на основе занятий баскетболом 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ .... 36
2.1. Методы исследования 36
2.2. Организация исследования 41
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ, РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ
БАСКЕТБОЛОМ 43
3.1. Методика развития ловкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры на основе занятий баскетболом 43
3.2. Результаты педагогического эксперимента 49
ВЫВОДЫ 57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Приложение 1 66
Приложение 2 67
Актуальность. В настоящее время дети младшего школьного возраста нуждаются в повышенном уровне физического развития и физической подготовленности. Занятия баскетболом способствуют решению данной задачи, поэтому исследования представляются чрезвычайно актуальными.
Основой физиологического совершенства является единство всех функций организма. Следует предположить, что чем больше органов и систем испытывают напряжение под воздействием физических нагрузок, тем более совершенным становится организм подрастающего поколения.
Детям требуется физическая активность. Родители младших школьников задумываются о том, как разнообразить досуг ребенка, а заодно и укрепить организм. Баскетбол для подрастающего поколения - это хорошая возможность совместить приятное с полезным. Польза баскетбола для детей очевидна. Данный вид активности способствует развитию физических навыков, развивает эмоциональную сферу, помогает в социализации, а самое главное, может стать любимым хобби вашего чада.
Подвижные игры оказывают положительное воздействие на организм человека. А за счет того, что в них присутствует дух соперничества, физические нагрузки воспринимаются намного легче, чем в индивидуальных видах спорта.
Баскетбол относится к тем средствам физического воспитания, которые существенно влияют на всестороннее развитие организма, совершенствуя его физиологические показатели. Это очень интересная и захватывающая игра. Поэтому дети (особенно мальчишки) с удовольствием в нее играют. Помимо прекрасного влияния на физическое развитие ребенка, эта игра учит работать в команде, искать нестандартные решения поставленных задач, способствует воспитанию характера.
Баскетбол способствует социализации ребенка, дисциплинирует его, повышает самооценку, развивает чувство ответственности. Баскетболом, как правило, дети начинают заниматься в младшем школьном возрасте.
Процесс игры в баскетбол насыщен большим количеством специальных приёмов, требующих технических и тактических навыков, а возникающий дух соперничества обеспечивает бурный интерес участникам матча. Постоянно меняя уровень своей активности, динамичный процесс игры требует разумного использования своих сил. Чтобы достичь преимущества над соперником, игрокам необходимо в нужный момент совершить резкое и стремительное перемещение с мячом.
Благоприятное влияние на здоровье игрока сопровождается развитием волевого характера и устойчивой психики. Баскетбол улучшает коммуникабельность и инициативность личности, развивает тактику действий на пути к цели, а динамичный процесс игры мотивирует занимающихся к поиску нестандартных решений в трудных ситуациях.
Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в защите, так и в нападении. Для успешного усвоения и применения тех или иных двигательных действий, необходимо обратить внимание на развитие такой востребованной, в данном виде спорта, двигательной способности, как ловкость. Ловкость - это умение быстро реагировать на постоянно меняющуюся игровую ситуацию, правильно и качественно обрабатывать мяч, быстро переходить от одних действий к другим. Найдется немного претендентов вступить в спор с баскетболом за звание самого ловкого вида спорта. Ловкость — основная двигательная способность, которая дает решающее преимущество в любом виде состязаний, влияет на конечный результат игры, а также способствует социализации подрастающего поколения. Преподаватель должен содействовать развитию данной двигательной способности. От ловкости зависит уровень выполнения технических элементов в соревновательной деятельности. Чем выше ее уровень, тем больше шансов взять верх над соперником. Высокоразвитое мышечное чувство, пластичность корковых нервных процессов - все это, играет важную роль воспитание ловкости у младших школьников 10 - 11 лет. От степени проявления последних, зависит быстрота перехода от одних установок, к другим.
Цель исследования: обоснование, разработка и внедрение
экспериментальной методики развития ловкости у детей младшего школьного возраста 10 - 11 лет на уроках физической культуры, на основе занятий баскетболом...
1. Анализ научно - педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что занятия баскетболом являются лучшим средством для развития ловкости у детей младшего школьного возраста. Игра в баскетбол учит детей разнообразным двигательным действиям, побуждает их к поиску нестандартных решений поставленных двигательных задач, способствует развитию индивидуальности каждого ребенка, закладывает основу физического развития у подрастающего поколения.
2. Была Обоснована и разработана экспериментальная методика по развитию ловкости у детей младшего школьного возраста 10 - 11 лет на уроках физической культуры, на основе занятий баскетболом.
3. В результате педагогического эксперимента была обоснована и доказана эффективность предложенной экспериментальной методики развития ловкости у детей младшего школьного возраста 10 - 11 лет на уроках физической культуры, на основе занятий баскетболом.
В конце эксперимента у мальчиков достоверные различия обнаружены в тестах: челночный бег 3х10 м; ведение мяча с изменением направления - «змейка», 30 м; метание теннисного мяча на точность из положения «сед ноги врозь ведущей рукой. Результат в тесте челночный бег 3х10м контрольной группы составил 10,98±0,09 сек., экспериментальной - 10,0±0,08 сек. (p<0,05). В тесте ведение мяча с
изменением направления «змейка», 30 м, результат контрольной группы составил 26,1±1,1сек., экспериментальной - 24,2±0,1 сек, (p<0,05). В тесте метание теннисного мяча на точность из положения «сед ноги врозь» ведущей рукой результат контрольной группы составил 5,19±0,09 см, экспериментальной - 4,45±0,08 см, (p<0,05). Результат в ведении мяча 10 метров в высокой стойке в контрольной группе в конце исследования
составил, 8,60±0,1 сек, в экспериментальной группе - 8,43±0,08 сек
(p<0,05).
1. Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. Киев: Здоровье, 1999. 80с.
2. Ашмарин Б.А Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 2008. 223с.
3. Бальсевич В.К. Непрерывное физкультурное образование// Теория и практика физической культуры. 2004. № 12. 10-13с.
4. Баранов А.А. Здоровье детей России. М.: СПР, 1999. 272-273 с.
5. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры/ Под общей редакцией Ю.М. Портнова. - М.:ФиС, 1988 г.
6. Баскетбол: Учебник для ИФК / Под общ. ред. Портнова Ю. М. - М.: Астра семь, 1997.
7. Белоусов Г.А. Некоторые закономерности двигательной активности детей и подростков// Некоторые особенности физического воспитания в начальной школе с продленным днем: Сб.науч.ст. М., 1996. 143-172с.
8. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: «Физкультура и спорт», 2001. 92с.
9. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 2005.192с.
10. Бриедис А.А. Исследование опыта применения подвижных игр на уроках физ. воспитания в школе //автореферат. дисс.кан.пед.наук. 2003. 21с.
11. Величенко В.Д. Судейство в соревнованиях по легкой атлетике. Практическое руководство/ Под общей редакцией В.Д. Величенко. М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс.2003. 72с.
12. Вучева В.В. Технология обучения игровой// Теория и практика физической культуры. 2007. №6. 15-18с.
13. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. М., 1998. 197с.
14. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. Мн.- 1996. 88с.
15. Жилкин А.И. Гимнастика. М.: Изд. центр Академия, 2003. 464с....50