Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-Х
КЛАССОВ 7
1.1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности
обучающихся 6-х классов 7
1.2. Эмоциональные и психологические состояния в спортивнофизкультурной деятельности 20
1.3. Методы и методики психологической саморегуляции 25
1.4. Средства и методы развития скоростных способностей в баскетболе.. ..33
Выводы по главе 40
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
2.1. Методы исследования 41
2.2. Организация исследования 43
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ РАЗВИТИЯ СКОРОСНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛА 44
3.1. Обоснование методики психологической саморегуляции развития
скоростных способностей в баскетболе обучающихся 6-х классов 44
3.2. Разработка методики психологической саморегуляции развития
скоростных способностей в баскетболе обучающихся 6-х
классов 46
3.3. Оценка эффективности методики психологической саморегуляции
развития скоростных способностей в баскетболе обучающихся 6-х классов 51
Заключение 54
Список использованных источников 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 72
Актуальность исследования. В настоящее время реформирование системы физического воспитания в школе требует поиска и научного обоснования высокоэффективных средств и методов физической подготовки школьников в баскетболе.
Скоростные способности в баскетболе являются лимитирующими при выполнении большинства спортивных и трудовых действий. При выполнении физических упражнений очень важна способность к психологической саморегуляции поведения, так как она является своеобразным индикатором проявления большинства физических способностей человека, а также без нее невозможно достаточное проявление волевых качеств. Возраст 12-13 лет является критическим для развития большинства психических процессов, особенно связанных с проявлением двигательной активности человека. В этом возрасте интенсивно развивается и созревает ряд морфологических, психологических, двигательных функций, происходят сохранение и развитие потребностей в активной деятельности.
Регуляция функциональных состояний, индивидуальных
особенностей саморегуляции произвольной активности, поведение и деятельность человека, когнитивная, личностная, эмоционально-волевая регуляция, индивидуальные стили регуляции и реализация различных видов произвольной активности, - все это как фундамент психологической саморегуляции, закладывается в детском возрасте.
Развитые ресурсы саморегуляции обеспечивают стабильное
функционирование адаптационных процессов, гибкую поддержку
работоспособности, укрепление стрессоустойчивости и сохранение
здоровья.
В ходе теоретического анализа научно-методической и специальной литературы нами было выявлено противоречие между требуемым развитием психологической саморегуляции произвольной активности двигательного действия в сочетании с развитием скоростных способностей в баскетболе и недостаточным уделением внимания в программном материале по физической культуре в школе для обучающихся 6-х классов. В этом плане актуален поиск новых методических подходов в совершенствовании скоростных способностей у школьников в баскетболе.
Данное противоречие выявило проблему исследования, выражающуюся в необходимости разработки методики, направленной на развитие скоростных способностей в баскетболе совместно с психологической саморегуляции произвольной активности двигательного действия.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по
физической культуре в школе.
Предмет исследования: методика психологической саморегуляции развития скоростных способностей в баскетболе обучающихся 6 классов на уроках по физической культуре.
Цель исследования: теоретически обосновать, выявить и опытноэкспериментальным путем определить влияние психологической саморегуляции произвольного действия на развитие скоростных способностей в баскетболе обучающихся 6-х классов на уроках по физической культуре.
Гипотеза исследования: мы предположили, что разработанная нами экспериментальная методика развития способности к психологической саморегуляции на физической культуре позволит улучшить показатели скоростных способностей обучающихся 6 классов в баскетболе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и специальную литературу по теме исследования;
2. Обосновать необходимость методики психологической саморегуляции произвольного движения, направленную на развитие скоростных способностей обучающихся 6-х классах на уроках по баскетболу;
3. Разработка методики психологической саморегуляции произвольного движения, направленную на развитие скоростных способностей обучающихся 6-х классах на уроках по баскетболу.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной методики психологической саморегуляции произвольного движения, направленную на развитие скоростных способностей обучающихся 6-х классах.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение
2. Педагогическое тестирование
3. Анкетирование
3. Педагогический эксперимент
4. Математико-статистические методы.
Основные положения, выносимые на защиту:
• анализ научно-методической и специальной литературы по влиянию психологической саморегуляции на развитие скоростных способностей обучающихся 6-х классов основной школы в баскетболе. Особое внимание было обращено на труды В.И. Усакова, Л.К. Сидорова, В.И. Моросановой;
• выявленная методика психологической саморегуляции способствующая развитию скоростных способностей обучающихся 6-х классов основной школы с применением средств баскетбола. Методика включила в себя методические приемы, психологические техники и упражнения по развитию психологической саморегуляции;
- результаты проведенного педагогического эксперимента, который показал эффективность экспериментальной методики влияния психологической саморегуляции, которая выразилась в достоверном (Р<0,05) улучшении показателей скоростных способностей, в достоверном улучшении (P>0,05) по непараметрическому критерию Манна-Уитни показателей в челночном беге (3*10м), объективно отражающем способность обучающихся 6-х классов к саморегуляции двигательного действия.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная методика психологической саморегуляции, которая включает в себя методические приемы, основные психологические техники и упражнения по развитию психологической саморегуляции, может применяться в учебновоспитательном процессе по физической культуре.
Научная значимость исследования заключается:
-обоснована методики психологической саморегуляции произвольного движения, направленную на развитие скоростных способностей обучающихся 6-х классов на уроках по баскетболу;
-разработана методики психологической саморегуляции произвольного движения, направленную на развитие скоростных способностей обучающихся 6-х классах на уроках по баскетболу.
Научная новизна исследования: основываясь на анализе научнометодической и специальной литературы по влиянию психологической саморегуляции на развитие скоростных способностей обучающихся, разработана методика психологической саморегуляции, способствующая развитию скоростных способностей более обучающихся 6-х классов основной школы с применением средств баскетбола.
Проведя анализ научно-методической и специальной литературы по влиянию психологической саморегуляции на развитие скоростных способностей обучающихся 6-х классов основной школы в баскетболе, мы выяснили, что поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Особое внимание было обращено на труды В.И. Усакова, Л.К. Сидорова, В.И. Моросановой.
Выявленная нами методика психологической саморегуляции способствующая развитию скоростных способностей обучающихся 6-х классов основной школы с применением средств баскетбола. Методика включила в себя методические приемы, психологические техники и упражнения по развитию психологической саморегуляции.
Проведен педагогический эксперимент который показал эффективность экспериментальной методики влияния психологической саморегуляции, которая выразилась в достоверном (Р<0,05) улучшении показателей скоростных способностей, в достоверном улучшении (P>0,05) по непараметрическому критерию Манна-Уитни показателей в челночном беге (3*10м), объективно отражающем способность обучающихся 6-х классов к саморегуляции двигательного действия.
1. Brittenham, G. Complete Conditioning for Basketball / G. Brittenham. - Champaign, Ill. : Human Kinetics, 1996. - 247 p.
2. Foran, B. Complete Conditioning for Basketball. National Basketball Conditioning Coaches Association / Bill Foran ; Edited by Robin Pound. - Champaign, IL. : Human Kinetics, 2017. - 205 p. №14. - С. 155-159.
3. Алхасов, Д.С. Преподавание физической культуры по основным
общеобразовательным программам: сборник учебно-методических
материалов : в 2 ч. / Д.С. Алхасов. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - Ч. 1. - 227 с.
4. Ашмарин В.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. 223с.
5. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 85 с.
6. Бабушкин, В.З. Подготовка юных баскетболистов /В. З. Бабушкин. -1985.
7. Бабушкин, Г.Д. Психолого-педагогические методики в структуре
подготовки спортсменов : учебное пособие / Г.Д. Бабушкин, Б.П. Яковлев ; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск : Издательство СибГУФК, 2015. - 228 с.
8. Багадирова, С.К. Основы психорегуляции в спортивной деятельности: учебное пособие / С.К. Багадирова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 198 с.
9. Баскетбол: поурочная учебная программа для школ, М.: Физкультура и спорт, 1982. - 34 с.
10. Башкин, С.Г. Уроки по баскетболу С. Г. Башкин. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 83 с.
11. Бондарь, А.Н. Учись играть в баскетбол А. Н. Бондарь. 1986. - 56 с.
12. Возрастная психология и психология развития Developmental psychology
: учебное пособие / Г.В. Гнездилов, А.Б. Курдюмов, Е.А. Кокорева, В.В. Киселев ; отв. ред. В.В. Киселев. - Москва : БИБЛИО- ГЛОБУС, 2017. - 228 с. : табл., схем. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9909576- 2-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=498950
13. Волков, И.П. Теория и методика обучения в избранном виде спорта : пособие / И.П. Волков. - Минск : РИПО, 2015. - 196 с.
14. Врублевский, Е.П. Легкая атлетика: основы знаний (в вопросах и ответах) : учебное пособие / Е.П. Врублевский. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Спорт, 2016. - 241 с.
15. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд- во Эксмо, 2015. 1136 с....77