Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ
СТОРОНЕ РЕЧИ 5
1.1 Цели обучения лексике в рамках ФГОС. Активизация познавательной деятельности в процессе обучения
лексики 5
1.2 Формирование лексического навыка. Условия формирования
навыка 9
1.3 Реализация принципа наглядности при работе над
лексикой 16
2. УПРАЖНЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ФОРМИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА 20
2.1 Этапы работы над лексикой 20
2.2 Требования к построению лексических упражнений 25
2.3 Контроль сформированности лексического навыка 28
2.4 Планируемые результаты и критерии достижения планируемого
результата 34
Практическая часть 39
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение А 53
Приложение Б 55
Лексика является фундаментом изучения иностранного языка, ключом к овладению речевыми навыками. Обучение лексической стороной речи является одной из основных целей иноязычного образования, а именно формирование лингвистической компетенции. Для того, чтобы учащиеся могли участвовать в реальных коммуникативных ситуациях, они должны владеть значительным словарным запасом и уметь пользоваться этим запасом в соответствии с ситуацией. Современная лингвистика отличается тем, что ее внимание обращено как к системе языка, так и к человеку, овладевающему этой системой языка и реализующему ее в своей деятельности. Антропоцентричность современной лингвистики предполагает некоторый пересмотр подходов к преподаванию языка в школе. Языковое образование школьника - это процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности. Таким образом, содержание современных программ и современных учебников по иностранным языкам ориентировано на развитие личности школьника. Овладение иностранным языком позволяет ребенку проникать в процесс социальных отношений в обществе. Таким образом, в систему социально значимых средств необходимо включить процесс овладения лексической системой языка.
Объектом исследования является процесс обучения иноязычной лексической стороне речи.
Предметом исследования - учебно-методическое обеспечение ожидаемых результатов при формировании и развитии лексических навыков и умений.
Цель исследования: теоретически обосновать влияние заданий и упражнений на ожидаемые результаты при формировании лексической компетенции школьников в процессе языкового образования; разработать задания и упражнения, направленные на формирование иноязычных лексических навыков и умений школьников.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и на этой основе конкретизировать понятие «лексическая компетенция»;
2. Раскрыть особенности формирования лексической стороны речи у школьников в процессе иноязычного образования;
3. Разработать методические рекомендации к уроку, целью которого является показать влияние заданий и упражнений на ожидаемые результаты при формировании лексической стороны речи школьников в процессе иноязычного образования;
Теоретическую основу исследования составили работы ведущих психологов и методистов: И. Н. Верещагина, И.Л. Бим, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. А. Горлова, А. А. Леонтьев, Е. И. Негневицкая, Г. В. Рогова, Е. Н. Трегубова, А. М. Шахнарович.
В работе использованы следующие методы: аналитический,
сопоставительный, индуктивный, дедуктивный, наблюдение.
База исследования - средние классы КГБОУ "Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат" г. Красноярска.
Практическая значимость заключаются в том, что предложенные методические рекомендации и система заданий и упражнений могут быть использованы в процессе работы над лексикой.
Работа состоит из введения, двух глав, практической части, заключения и списка литературы.
Обучение лексической стороной речи является одной из основных целей иноязычного образования, а именно формирование лингвистической компетенции. Для того чтобы учащиеся могли участвовать в реальных коммуникативных ситуациях, они должны владеть значительным словарным запасом и уметь пользоваться этим запасом в соответствии с ситуацией. Целью всех этапов работы над лексикой является последовательная тренировка лексических единиц. Все этапы взаимосвязаны: в конце первого этапа прослеживаются элементы второго - первичное закрепление, которое можно считать составным элементом первого этапа, осуществляя тем самым физиологический принцип немедленного подкрепления временных первичных связей, а в конце второго этапа возникают элементы третьего этапа - практически свободное воспроизведение лексического материала.
ФГОС нового поколения - это стандарт, где сохранена тенденция к познанию. Новое понимание контроля и оценивания иноязычной деятельности учащихся - это ожидаемые результаты: личностные, познавательные, предметные, метапредметные. В последнее время в планах учителя, его рабочих программах, отчетных материалах обращено на ожидаемые результаты, а значит, при выборе упражнений, учитель должен понимать, какие результаты должны быть достигнуты при их выполнении. На каждом уроке должна проходить комплексная работа по формированию и совершенствованию лексического навыка, т.е. автоматизированной способности вызова из долговременной памяти слова, словосочетания или фразы, соответствующей коммуникативному заданию.
В современном обучении процесс контроля знаний является многоцелевым. Контроль имеет своей целью выявление знания учащимися фактического материала, умения применения собственных знаний в различных ситуациях, возможности осуществления мыслительных операций, т.е. сравнения и обобщения конкретных фактов, умение делать общие заключения. Это дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся.