ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮНОШЕЙ 15-16 ЛЕТ 5
1. 1. Анатомо-физиологические особенности юношей 15-16 лет 5
1.2. Особенности развития физических качеств у юношей, занимающихся
лыжными гонками 9
1.3. Роль и значение занятий лыжными гонками для физической подготовки
лыжников 15-16 лет 15
1.4. Особенности спортивной тренировки в лыжных гонках 18
1.5. Средства и методы развития общей и специальной выносливости при
занятиях лыжными гонками 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 34
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
3.1. Экспериментальная методика развития общей и специальной
выносливости в предсоревновательной периоде у юношей 15-16 лет
занимающихся лыжными гонками 37
3.2. Сравнительный анализ результатов развития общей и специальной
выносливости юношей, занимающихся лыжными гонками 45
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность выбранной темы. В тренировке лыжников-гонщиков на общем фоне высокого развития физических качеств основное внимание уделяется развитию общей и специальной (скоростной) выносливости. Специальная выносливость имеет решающее значение для достижения спортивных результатов у лыжников.
Однако за последние годы молодые лыжники добиваются высоких результатов в более короткие сроки, нежели это было 10-15 лет назад. Поэтому, особый интерес представляет исследование особенностей развития выносливости именно в школьные годы.
Проблема развития и совершенствования выносливости у спортсменов является весьма актуальной и привлекает постоянное внимание физиологов, педагогов, спортсменов и тренеров.
Для обеспечения высоких результатов в лыжных гонках, спортсмену необходим высокий уровень развития физических качеств, в первую очередь общей и специальной выносливости. Поэтому повышению её уровня необходимо уделять большое внимание уже с первых лет занятий лыжными гонками. Разработкой вопроса развития выносливости в подготовке лыжников-гонщиков занимались многие исследователи и практические работники. Авторы отмечают важность данного физического качества и предлагают методы её развития для спортсменов различного возраста и квалификации, но не дают конкретных рекомендаций, каким должен быть удельный вес методов способствующих развитию выносливости в спортивной тренировке, в частности для подростков 15-16 лет.
На основании выше изложенного можно предположить, что эффективная подготовка юных лыжников-гонщиков, может быть осуществлена за счет разработки и внедрения в тренировочный процесс оптимальных сочетаний средств и методов спортивной тренировки, способных обеспечить достижения значительного уровня развития выносливости, а также других физических качеств, при занятиях лыжными гонками. При недостаточном развитии выносливости, немыслим высокий уровень общей и специальной подготовки спортсменов - лыжников.
Поэтому проблема развития выносливости лыжников-гонщиков в тренировочный период, поиск методов и средств развития общей и специальной выносливости актуальна и требует изучения.
Целью исследования является разработка и апробация методики занятий лыжными гонками и оценка их влияния на развитие общей и специальной выносливости у лыжников - юношей 15-16 лет.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Разработать и апробировать экспериментальную методику занятий лыжными гонками, направленную на преимущественное развитие общей и специальной выносливости у юношей 15-16 лет;
3. Сравнить эффективность результатов тестирования общей и специальной выносливости у юношей 15-16 лет, занимающихся лыжными гонками по экспериментальной и традиционной методике.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по лыжным гонкам у юношей 15-16 лет.
Предмет исследования: методика развития общей и специальной выносливости у юношей 15-16 лет занимающихся в школьной секции по лыжным гонкам.
Гипотеза: мы предположили, что в результате применения
разработанных экспериментальных комплексов специализированных упражнений более значимо повысится уровень развития общей и специальной выносливости у юношей 15-16 лет занимающихся лыжными гонками, улучшится результативность выступления на спортивных соревнованиях если:
- изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
• разработать и апробировать экспериментальную методику занятий лыжными гонками, направленную на преимущественное развитие общей и специальной выносливости у юношей 15-16 лет;
• сравнить эффективность результатов тестирования общей и специальной выносливости у юношей 15-16 лет, занимающихся лыжными гонками по экспериментальной и традиционной методике.
Теоретическая значимость исследования заключается: в обобщении вопросов, связанных с процессом воспитания общей и специальной выносливости лыжников, описании методики воспитания общей и специальной выносливости юношей занимающихся лыжными гонками.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные комплексы упражнений для развития общей и специальной выносливости у юношей занимающихся лыжными гонками, могут быть использованы в дальнейшем преподавателями, тренерами и спортсменами для совершенствования тренировочного процесса в развитии общей и специальной выносливости, а также успешного выступления на соревнованиях.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Изучив научно-методическую литературу по теме исследования было выяснено, что в возрасте 15—16 лет отмечается значительный рост показателей, характеризующих уровень развития специальной и общей выносливости.
2. Учебно - тренировочные занятия по усовершенствованной методике были направлены на развитие общей и специальной выносливости у юношей 15-16 лет занимающихся лыжными гонками. Данная методика использовалась в период педагогической практики во внеурочное время в школьной секции по лыжным гонкам. Дополнения в методику развития выносливости состояли из комплексов упражнений, и применения методов тренировки в предсоревновательном периоде.
3. В конце исследования был проведен сравнительный анализ показателей экспериментальной и контрольной групп и выявился значительный прирост в показателях у экспериментальной группы юношей - лыжников. В контрольной группе прирост результатов во всех контрольных упражнениях оказался не достоверным. В экспериментальной группе нам удалось добиться достоверного прироста во всех контрольных упражнениях. Таким образом, можно отметить, что в конце педагогического эксперимента юноши экспериментальной группы превосходят своих сверстников из контрольной группы, что говорит об эффективности используемой методики.
1. Аграновский, М. А. Лыжный спорт: учебник для институтов физической культуры / М. А. Аграновский. - Москва: Физическая культура и спорт, 2000.
2. Антонова О.А. Возрастная анатомия и физиология, Год издания: 2008, 260 с.
3. Анучин В.П. Развитие силовой выносливости у лыжников-гонщиков /
B. П. Анучин, Э.М. Матвеев // Лыжный спорт, выпуск первый. - 2001.
C. 11-13.
4. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина Ю.Д., и др.; Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов фак. физ. культуры педагогических институтов по специальности 03.03 «Физ. культура»/ Под ред. Б. А. Ашмарина — М.: Просвещение, 1990.—287 с.
5. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта (учебно - методическое пособие) / Ю.В. Байковский. - М.: Изд- во Администрации президента РФ, 1993.
6. Беляев А.В Волейбол/ А.В Беляев. - Москва: ТВТ Дивизион, 2009. - 360 с.
7. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высших
педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 368 с.
8. Бутин И.М. Лыжный спорт. - М.: Просвещение, 1973. - 333с.
9. Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. - 1980. - С.103-107.
10. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина. Курс лекций и практических занятия: учебное пособие. - М.: Изд-во Советский спорт 2004.Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
11. Груздев И.И., Люсин А.В., Симаков М.И.; Развитие выносливости и обучение технике лыжных ходов на учебных занятиях: метод. указания / Ярославский государственный университет. - Ярославль: ЯрГУ, 2008. - 40 с.
12. Есаков С.А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций) /УдГУ. Ижевск, 2010.
13. Капланский В.Е. Физическая культура в школе. - М. :2000, №6
14. Кудрявцев Л.И. Лыжный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 287с.
15. Кузнецова З.И. Когда и чему: Критические периоды развития двигательных качеств школьников. - М.: Физическая культура в школе, 1975. - №1. - С.7-9.....26