Введение 3
Глава 1 Теоретические вопросы изучения инновационных образовательных технологий.
1.1. Сущность понятия «инновация», «педагогическая инновация», «педагогическая технология» 6
1.2. Характеристика инновационных образовательных технологий, инновационные методы преподавания
истории 12
Глава II Русско-Турецкая война 1877-1878гг.
1.3. Причины войны 21
1.4. Ход войны 23
1.5. Итоги войны 34
Глава III Опытно экспериментальная работа по апробации инновационных
технологий на уроках истории по теме «Русско-Турецкая война 1877- 1878гг»
1.6. Организация и проведение педагогического эксперимента.
Исследование успеваемости школьников 38
1.7. Разработка комплекса уроков с применением инновационных технологий 41
1.8. Анализ результатов опытно-экспериментальных работы 49
Заключение 54
Список используемых источников и литературы Приложения
Актуальность исследования. Федеральный Закон «Об образовании» 2012 г. обязывает каждого педагогического работника «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности». «Квалификационные характеристики должностей работников образования» законодательно закрепляют обязанность каждого педагога использовать современные образовательные технологии и отказаться от репродуктивного метода обучения. Эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных инновационных технологий. Обострение проблем, связанных с проводимой в РФ реформой образования, требует от современной педагогической науки актуализации знаний и технологий как инструментария повышения качества учебного процесса в современном образовательном учреждении.
Изучение истории имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящее за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни в современном обществе. Этот процесс совпал во времени с коренными изменениями приоритетов школьного образования, поворотом его к личности школьника.
Все вышесказанное предопределило выбор темы исследования и обусловило ее актуальность.
Объект исследования - процесс изучения темы «Русско-Турецкая война 1877-1878гг.» на уроках истории.
Предмет изучения - использование инноваций в преподавании темы.
Цель исследования - изучение возможности применения инновационных технологий в преподавании по теме «Русско-Турецкая война 1877-1878гг.» .
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- определить сущность понятий «инновация», «педагогическая инновация», «педагогическая технология»;
- дать краткую характеристику инновационных образовательных технологий ;
- провести опытно - экспериментальную работу по апробации инновационных технологий в преподавании темы «Русско-Турецкая война».
Гипотеза исследования заключается в том, что внедрение инновационных технологий в преподавание темы способствует обеспечению положительной мотивации обучения; активизации познавательной деятельности учащихся, и является предпосылкой повышения успеваемости учащихся.
Степень изученности проблемы. Среди отечественных авторов, занимающихся теоретическим обобщением новейших педагогических разработок, можно назвать В.П. Беспалько, М.В. Кларина, Б.Г. Матюнина, Г.К. Селевко, М.В. Кларина, С.А. Маврина, Б. Т. Лихачева, М.Н. Скаткина и др.
Источниковая база исследования: нормативно-законодательная документация, в том числе Федеральный закон «Об образовании» в РФ, Федеральные государственные образовательные стандарты, научная литература и материалы периодической печати по теме исследования таких авторов как Агапова, Л.В., Бекетова, О. А., Гарбар, Е.Б. и др.
Методы исследования: анализ научной, методической, периодической литературы по теме; тестирование, психолого-педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов.
База исследования: МБОУ СОШ № 20 г. Бийска.
Структура работы соответствует логике исследования и представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.
В первой главе раскрыты теоретические вопросы изучения инновационных образовательных технологий. В первом разделе главы раскрыты понятия «инновация», «педагогическая инновация», «педагогическая технология».В настоящее время в современной педагогической науке существует большое количество инновационных образовательных технологий. Второй раздел посвящен описанию некоторых современных инновационных технологий.
Во второй главе представлена социальная и политическая нестабильность на Балканских землях, вызвавшая сложность и конфликт двух империй Османской и Российской. В результате, которого Российская армии в 1877-1878гг. положила конец доминированию Османской империи на балканском полуострове.
В третьей главе описана опытно-экспериментальная часть исследования. В частности, проведено исследование успеваемости учащихся 8 классов по истории. Разработан и внедрен комплекс уроков истории с применением инновационных технологий. Проведено повторное исследование успеваемости учащихся по истории и сделаны выводы.
В результате проведенной работы достигнута основная цель исследования по изучению инновационных технологий и возможностей их внедрения в преподавании истории. В ходе исследования решены все поставленные задачи, в том числе определена сущность понятий «инновация», «педагогическая инновация», «педагогическая технология», дана краткая характеристика инновационных образовательных технологий ;
Анализ теоретических аспектов изучения современных инновационных технологий позволил сделать следующие выводы:
В деятельность образовательных учреждений начали вводиться новые целенаправленные изменения в содержании и технологии обучения и воспитания. Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования: введение в цели, содержание, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Новые эффективные педагогические технологии как часть педагогических инноваций функционируют в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения; в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении; в качестве реального процесса обучения.
В настоящее время в современной педагогической науке существует большое количество инновационных образовательных технологий. Выбираемые учителем педагогические технологии и программы должны ориентироваться в первую очередь на личность ребенка, на сохранение его здоровья, на непрерывное развитие ребенка и его воспитание.
В ходе опытно-экспериментальной работы по внедрению инновационных технологий в преподавание истории, проведенной на базе МБОУ СОШ № 20 г. Бийска, выявлена эффективность внедрения инновационных технологий в преподавание истории.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1) констатирующий этап эксперимента
3) контрольный этап эксперимента
2) формирующий этап эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента нами проведено предварительное тестирование учащихся по уже изученной теме, которое показало, что успеваемость учащихся в классе составляет 92 %, из них на «4» и «5» ответило 67 % учащихся. На основании полученных результатов сделаны выводы о необходимости внедрения инновационных технологий в преподавание истории.
На формирующем этапе эксперимента нами разработан комплекс уроков истории с применением инновационных технологий. В частности, нами были применены групповые технологии; опорные конспекты; технология дифференцированного обучения; информационные технологии.
После проведения уроков истории с внедрением инновационных технологий произошло увеличение общей успеваемости в классе на 8 % (с 92% до 100%). Не стало учеников, ответивших на вопросы теста на оценку ниже «3». Увеличилось число учащихся, получивших по результатам тестирования оценку «4» и «5» на 12 % (с 67 % до 79%). Проведенное на базе 8 классов школы исследование подтверждает гипотезу исследования о том, что внедрение инновационных технологий в преподавание истории способствует обеспечению положительной мотивации обучения; активизации познавательной деятельности учащихся.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru - (Дата обращения 22.03.2017).
2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 окт. 2013 г. № 544-н [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru - (Дата обращения 22.03.2017).
3. Учебник 8 класс Авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2011
4. Рабочая программа составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений Новая история: 7-8 классыАвторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2011
5. В.И. Виноградов. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и освобождение
Болгарии. - М.: Мысль, 1978. - 296 с.
6. Русско-турецкая война 1877-1878. - М.: Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство Министерства обороны СССР, 1977. - 264 с.
7. Цонко Генов. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и подвиг
освободителей. - М.: София-Пресс, 1979. - 276 с.
8. А.А. Лебедев. Фрегаты против кораблей. Неизбежный и неоцененный эпизод Русско-Турецкой войны 1787-1791 гг. - М.: Гангут, 2011. - 144 с.
9. Балканский триумф. Страницы героической истории Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. - М.: Издательский Дом "Качество Жизни", 2012.
- 100 с.
10. Г.К. Градовский. Война в Малой Азии в 1877 году. Очерки очевидца.
- М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2008.
- 232 с.
11. И.А. Козлов. По следам "Турецкого гамбита", или Русская
"полупобеда" 1878 года. - М.: Этерна, 2014. - 720 с.
12. Евгений Сучалкин. Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. глазами её очевидцев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 160 с.
Список используемой литературы.
1. Актуальные проблемы преподавания истории в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. Ч. 1 / Под общ. ред. Л. В. Алексеевой. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 107 с.
2. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. Ч. 2 / Под общ. ред. Л. В. Алексеевой. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. - 119 с.
3. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. Ч. 3 / Отв. ред. Л. В. Алексеева. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. - 196 с.
4. Беляев Николай Иванович - Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Издатель: Воениздат. Город печати: Москва. Год печати: 1956
5. Брадке В.М. Война 1877-1878 гг. Шипка, августовские бои. СПб., 1903;
6. Вяземский, Е. Е. Проектная деятельность как средство формирования исторического мышления школьников: методические рекомендации / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
7. Вяземский, Е. Е.; Стрелова, О. Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 384 с.
8. Дружинин К.И. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. // История русской армии. СПб., 2004.
9. Епанчин Н.А. Война 1877-1878 гг. Действия Передового отряда генерал- адъютанта Гурко. СПб., 1895; Он же. Освободительная война 1877-1878 гг. СПб., 1902.
10. Жакупова, З.У. Эффективное использование информационных технологий в образовательной деятельности [Текст] / З.У. Жакупова. - Жезказган, 2015 г. - 6 с.
11. Иванченко, В. Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей [Текст]: учебно-методическое пособие / В. Н. Иванченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 341 с. — (Сердце отдаю детям).
12. Информационные технологии [Текст]: учебник для академического бакалавриата / под ред. В. В. Трофимова. — М.: Юрайт, 2014. — 624 с.
13. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) [Текст] / М.В. Кларин. - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 - 176 с.
14. Коленковский А., Боголепский В.Русско-турецкая война 1877-1878 гг. М., 1939; с. 51
15. Компетентностный подход в обучении: учебно-методическое пособие / О. В. Еремкина, Н. Б. Федорова, Д. В. Морин, М. А. Борисова. - Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2010. - 48 с.
16. Кочуков С.А. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в освещении периодической печати России. Саратов: Изд-во «Наука», 2011. 148 с.
17. Курдюмова, Е.В. Использование информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе. Направления деятельности. Опыт. Перспективы [Текст] / Е.В. Курдюмова. - Омск: Муниципальное казённое - образовательное учреждение «Москаленский лицей», 2012. - 29 с.
18. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций [Тескт]: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Юрайт, 1999.—465 с.
19. Новейшая история России: преподавание в школе: учебное пособие / Ю. А. Никифоров, Е. Е. Вяземский, А. Н. Иоффе и др.; под ред. В. Д. Нечаева. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2013. - 384 с.: ил.
20. Олин, Н.Л. Информационные технологии [Текст]: методические материалы / Н.Л. Олин. - Ижевск: ИжГСХА, 2013. - 47 с.
21. презентаций на уроках информатики в начальной школе [Текст] /Н.В. Григорец. - МОУ «Владимировская средняя общеобразовательная школа», 2014. - 7 с.
22. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее [Текст]: Коллективная монография: в 3 кн. / Под ред. Е.В.Ковалевской. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. - 300 с.
23. Руднев, А.Н. Использование возможностей ИКТ / А.Н. Руднев.[Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://www.metod- kopilka.ru/iz_opyta_raboty_uchitelya_ispolzovanie_vozmozhnostey_ikt_na_r azlichnyh_etapah_uroka_biologii-4196.htm (Дата обращения 24.03.2017).
24. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
25. Современные образовательные технологии [Текст]: сборник материалов по образовательным технологиям / Рук-ль: А.В. Слонова. - Н.Новг.: МКОУ Горьковская СОШ, 2013. - 104 с.
26. Спиридонова В.В. Проблемное обучение - современная технология обучения в школе [Текст] / В.В. Спиридонова. - М.: МГОСГИ, 2013. - 24 с.
27. Степанищев, А. Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 1. / А. Т. Степанищев. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 304 с.: ил.
28. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М. Т. Студеникин. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.: ил.
29. Трофимова Т.В. Современные образовательные технологии, их краткая характеристика [Текст] / Т.В. Трофимова. - Иваново, МБОУ Елнатская СОШ, 2015. - 18 с.
30. Трубинова Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Е.А. Трубинова // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 946-948.
31. Убайдуллаев, Т.О. использование мультимедийных презентаций на уроках иностранного языка [Текст]/ Т.О. Убайдуллаев. - Астана: Евразийский Национальный университет им. Гумилева, 2015. - 10 с.
32. Харченко, Г.И. Внедрение информационных технологий в
образовательный процесс [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://superinf.m/view_helpstud.php?id=2372 - (Дата обращения 20.03.2017).
33. Чуракова Л.Х. Проблемное обучение как технология активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории [Текст]: Материалы для конкурса «Поиск. Технология. Успех» / Л.Х Чуракова. - Лямбирь: МКУ «Центр информационно - методического обеспечения МОУ», 2014. - 9 с.
34. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие / В. В. Шоган. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 475 с.: ил.
35. http://www.dissercat.com/content/russko-turetskaya-voina-1877-1878-gg-v- otsenkakh-rossiiskikh-sovremennikov
36. http://historylib.org/historybooks/Sbomik-statey-_Russkoe-voenno-morskoe- iskusstvo-/24
37. https://cyberleninka.ru/article/n/2012-03-012-kochukov-s-a-russko- turetskaya-voyna-1877-1878-gg-v-osveschenii-periodicheskoy-pechati-rossii- saratov-nauka-2011-148-s
Учебные издания
1. Алексашкина, Л. Н. История. Россия и мир в XX - начале XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина; под ред. Л. Н. Алексашкиной. - 5-е изд., - М.: Просвещение, 2010. - 431 с.: ил.
2. Волобуев, О. В. История России, XX - начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / О. В. Волобуев, С. В. Кулешов; под ред. И. Н. Данилевского. - 4-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 335 с.: ил.
3. Волобуев, О. В. История. Россия и мир. 11 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин; под ред. О. В. Волобуева. - 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 351 с.: ил.
4. Данилов, А. А. История России, 1945-2008 гг. 11 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, А. И. Уткин, А. В. Филлипов, С. В. Алексеев и др.; под ред. А. А. Данилова. 3-е изд., - М: Просвещение, 2009. - 368 с.: ил.
5. Загладин, Н. В. История России. XX - начало XXI века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Н. В Загладин, С. И.Козленко, С. Т. Минаков, Ю. А. Петров; отв. ред. Н. В. Загладин. - 5-е изд., - М.: «Русское слово», 2007. - 480 с.: ил.
6. Загладин, Н. В. История. Конец XIX - начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Н. В Загладин, Ю. А. Петров; под ред. Н. В. Загладина. - М.: «Русское слово - учебник», 2014. - 448 с.: ил.
7. Измозик, В. С. История России: 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. С. Измозик, С. Н. Рудник; под общ. ред. Р. Ш. Ганелина. - 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 384 с.: ил.
8. Левандовский, А. А. История России, XX - начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, С. В. Мироненко; под ред. С. П. Карпова. - 7-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2013. - 384 с.: ил.
Электронные ресурсы:
Официально-документальные материалы, нормативно-правовые акты
1. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgosreestr.ru/wp- cpntent/uplpads/2015/07/Pnmemaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma- srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ffO1d34be16ce9bafc6e0/# block_108
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
4. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253). С изменениями и дополнениями от: 8 июня, 28 декабря 2015 г., 26 января, 21 апреля 2016 г., 8, 20 июня, 5 июля 2017 г. [Электронный ресурс] - Режи доступа: http://base.garant.ru/70649798/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ #block_1000