Введение 3
Глава 1. Проблема формирования моторики у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием в психолого-педагогической литературе 8
1.1. Онтогенез моторики и понятийный аппарат, используемый в её
исследованиях 8
1.2. Характеристики двигательного развития и психомоторики детей с задержкой психического развития 19
1.3. Характеристики двигательного развития и психомоторики детей с общим недоразвитием речи 28
1.4. Обзор диагностических методик, направленных на определение уровня развития моторной сферы у старших дошкольников с ОНР III уровня и
ЗПР 34
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 38
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 38
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 49
2.3. Содержание дифференцированных методических рекомендация по формированию моторной сферы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и задержкой психического развития в системе
логопедической работы 60
Заключение 89
Библиография 98
Приложения 110
Актуальность исследования. Дошкольный возраст - это период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Согласно высказыванию Н.А. Бернштейна: «Психика формируется в движении». Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга [13]. Нормальное моторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.
Понимание того, как организовано движение человека, чрезвычайно важно не только для психолого-педагогической теории, но и для практики, в том числе коррекционной.
В процессе изучения дошкольников с речевыми и интеллектуальными нарушениями, была установлена и обоснована взаимосвязь и взаимозависимость общей и речевой моторики. Нарушения речи и их коррекция являются серьезной задачей, так как в последние десятилетия, наряду с ростом числа дошкольников с задержкой психического развития, увеличивается и количество детей с общими нарушениями речи.
Важность выбранной проблемы обусловлена тем, что ОНР III уровня и ЗПР являются одними из распространенных нарушений в дошкольном возрасте. Имеющиеся дефекты в структуре данного речевого расстройства, вторичные моторные нарушения негативно сказываются на характере и активности двигательного поведения ребенка, его когнитивном развитии, на формировании у него графомоторных и других навыков, необходимых для последующего успешного обучения в школе.
Несмотря на то, что методы коррекции моторных функций дошкольников с ОНР III уровня и ЗПР являются достаточно разработанным вопросом, следует продолжить поиск эффективности логопедического воздействия для данных категорий детей, так как образовательное пространство является единым для всех групп обучающихся с особыми образовательными потребностями. При этом, адаптированная программа логопедической работы должна быть дифференцированной и составляться с учетом психофизических особенностей и потребностей развития каждого дошкольника. Следует принять во внимание, что дошкольники с ОНР и ЗПР утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, и это в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих дошкольников отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность и согласованность. В связи с выше сказанным, необходима разработка оптимальных путей коррекции моторных функций, рассматриваемой группы дошкольников.
Учитывая тот факт, что двигательный акт представляет собой многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем и рядом фоновых уровней, изучение состояния психомоторики детей данной категории целесообразно осуществлять с позиции уровневой теории организации движений. Такой подход в изучении двигательной сферы позволяет разложить сложный двигательный акт на составляющие его компоненты, выявить и проанализировать состояние церебральных уровней, их роль в регуляции движений и действий [14].
Таким образом, проблема формирования моторики у дошкольников остается актуальной, в связи тем, что движения играют значительную роль в психическом, речевом, личностном развитии ребенка, а все вышеперечисленные нарушения моторной сферы затрудняют процесс адаптации дошкольников с ОНР III уровня и ЗПР к школьному обучению.
Это определяет необходимость более тщательного изучения проблемы моторной сферы у детей с речевыми и психическими нарушениями как одного из важнейших факторов готовности ребенка к школьному обучению.
Объект исследования: моторная сфера дошкольников с речевыми нарушениями и интеллектуальными недостатками.
Предмет исследования: сравнительный анализ нарушений и уровней сформированности моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить состояние моторики у дошкольников с ОНР III уровня и ЗПР и определить направления содержания оптимального дифференцированного коррекционно-логопедического воздействия по развитию моторной сферы с учетом выявленных особенностей.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что:
1) у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дошкольников с задержкой психического развития в структуре речевого дефекта могут наблюдаться как общие: трудности произвольного владения общей, мелкой и артикуляционной моторики, неточность выполнения статических и динамических моторных движений, так и специфические нарушения: трудности воспроизведения общих статических и динамических координированных движений, напряжения, неловкость и скованность пальцевой моторики, затруднения выполнения поз с участием языка, челюсти и губ, отличающиеся качественной неоднородностью;
2) выявленные специфические особенности моторной сферы старших дошкольников с ОНР III уровня и задержкой психического развития позволят определить дифференцированное содержание направлений логопедической работы по ее формированию с учетом выявленных уровней сформированности.
В ходе достижения данной цели исследования и выдвинутой нами гипотезой, решались следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической, логопедической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Определение теоретических основ и содержание методики констатирующего эксперимента у дошкольников с ОНР III уровня и ЗПР.
3. Экспериментальное исследование особенностей и уровней сформированности общей, мелкой, артикуляционной и мимической мускулатуры дошкольников с ОНР III уровня и ЗПР.
4. Определение содержания дифференцированных методических рекомендаций, направленных на преодоление нарушений моторной сферы у дошкольников с ОНР III уровня и ЗПР с учетом уровневого подхода сформированности.
Методологической основой исследования работы являются основные положения фундаментальных психологических и физиологических теорий, сформулированных в трудах:
1) об уровневом построении движений (Н.А. Бернштейн).
2) о культурно-историческом происхождении высших психических функций (Л.С. Выготский);
3) о проблемах развития психики и деятельном подходе в психологии (А.Н. Леонтьев);
4) о системной динамической локации высших психических функций (А.Р. Лурия).
Этапы работы:
I этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, задач и гипотезы исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента (сентябрь 2019 - май 2020 гг.).
II этап - проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов (октябрь 2020 - май 2021 гг.).
III этап - разработка логопедической работы по развитию общей, ручной, артикуляторной и мимической мускулатуры у старших дошкольников с ОНР III уровня и ЗПР с учетом уровня ее сформированности (мая - октябрь 2021 г.).
Научная новизна исследования заключается в определении общей стратегии исследования, подборе содержания направлений логопедической работы по развитию общей, ручной, артикуляторной и мимической мускулатуры у старших дошкольников с ОНР III уровня и ЗПР с учетом уровня ее сформированности.
Авторский вклад заключается в комплексном подходе развития моторной сферы, в разработке содержания рифмованных стихотворений для развития артикуляционной моторики и с элементами двигательных упражнений.
Структура исследования включает: состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. В работе представлено 4 рисунка, отражающие ход и результаты эксперимента. Список используемой библиографии, включающий 96 источников. Общий объем работы 107 страниц, представлено 9 приложений.
Проблема становления моторной сферы у старших дошкольников рассматривается с разных точек научного зрения: физиологической, психологической, педагогической, нейропсихологической.
Актуальность изучаемой проблемы обусловлена влиянием уровня совершенства моторной сферы на психическое развитие дошкольников, особенно на психологическую готовность к школьному обучению, познавательное развитие и развитие произвольности поведения. Также актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что в настоящее время нет общепринятых подходов оценки моторного развития. Нарушения деятельности моторной сферы приводят к затруднению процесса адаптации старших дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития к переходу на следующий уровень получения адекватного образования
Проведенные исследования в области психологии доказали, что при дефектах речи у детей, в виде вторичных нарушений, страдает моторное развитие (М.М. Безруких, Н.Д. Дубровинская, Д.А. Фарбер, С.Ю. Федорова и др.). Проведенные исследования в области логопедии показали, что у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и с задержкой психического развития существенно страдает моторная функция речи (М.Ю. Бурыкина, Г.В. Воробьева, В.Ю. Лапина, М.В. Решетникова, В.В. Целикова). Состояние моторной функции речи данных групп дошкольников зависит от созревания и функционирования деятельности ЦНС, которое тесно связано с овладением пространственной ориентировкой и двигательной активностью дошкольников.
Анализ литературных источников показал, что при дизонтогенетическом развитии психики (общее недоразвитие речи, задержка психического развития) моторная сфера старших дошкольников сформирована недостаточно либо далека от совершенства, при этом она недостаточно изучена. Проведенные исследования свидетельствуют о некоторых противоречиях в экспериментальных данных, которые не охватывают все компоненты моторного развития рассматриваемых нозологических групп дошкольников (Т.В. Бабий, М.Ю. Бурыкина, Т.Н. Волковская, В.Д. Емельянов, Е.В. Золоткова, Т.П. Калашникова, В.В. Целикова, Т.А. Фотекова и др.). Обследование старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи III уровня с использованием единых методик для данных нозологических групп нами также не выявлено, которые одновременно характеризуют общую, мелкую, артикуляционную моторики. Как известно, подобные сведения являются важными для осуществления логопедической работы со старшими дошкольниками, а также ценными для понимания специфики нарушений деятельности головного мозга.
Целью нашего исследования являлось теоретическое обоснование, изучение состояния моторной сферы у дошкольников с ОНР III уровня и ЗПР определение направления содержания оптимального дифференцированного коррекционно-логопедического воздействия по развитию моторной сферы с учетом выявленных особенностей.
В соответствии с поставленной целью нами решались следующие задачи исследования: анализ психолого-педагогической, логопедической и методической литературы по проблеме исследования; определение теоретических основ и содержание методики констатирующего эксперимента у дошкольников с ОНР III уровня и ЗПР; экспериментальное исследование особенностей и уровней сформированности общей, мелкой, артикуляционной и мимической мускулатуры дошкольников с ОНР III уровня и ЗПР; определение содержания дифференцированных методических рекомендаций, направленных на преодоление нарушений моторной сферы у дошкольников с ОНР III уровня и ЗПР с учетом уровневого подхода сформированности.
В рамках решения первой задачи было проанализировано 96 литературных источников.
Методологической основой исследования работы являются основные положения фундаментальных психологических и физиологических теорий, сформулированных в трудах: об уровневом построении движений (Н.А. Бернштейн); о культурно-историческом происхождении высших психических функций (Л.С. Выготский); о проблемах развития психики и деятельном подходе в психологии (А.Н. Леонтьев); о системной динамической локации высших психических функций (А.Р. Лурия).
Научная новизна исследования определялась общей стратегией исследования, подбором содержания направлений логопедической работы по развитию общей, ручной, артикуляторной и мимической мускулатуры у старших дошкольников с ОНР III уровня и ЗПР с учетом уровня ее сформированности.
Авторский вклад заключался в разработке содержания рифмованных стихотворений для развития артикуляционной моторики дошкольников.
В рамках решения второй задачи исследования нами был организован констатирующий эксперимент с целью сравнительного анализа сформированности моторной сферы дошкольников с ОНР III уровня и с ЗПР, который позволил выявить количественные и качественные характеристики.
Эксперимент был организован на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа «Комплекс Покровский» г. Красноярска, в котором приняли участие 20 дошкольников с ОНР III уровня и 20 старших дошкольников с ЗПР.
Как показало изучение документации, старшие дошкольники имели отягощенный анамнез. При ЗПР отмечались угрозы выкидыша (40 %), недоношенность (20 %), кесарево сечение (30 %), инфекционные заболевания (10 %). При ОНР III уровня - токсикозы в первый триместр (40 %), с продолжением в дальнейшем (60 %), трудности при родах (90 %).
Психомоторные нарушения отмечались у 80 % дошкольников в обоих группах.
Для реализации поставленной цели был определен комплекс диагностических методик по изучению уровня сформированности моторики, предложенные Т.И. Гризик, Л.В. Лопатиной, Л.Е. Тимощук, Н.М. Трубниковой, представленных в виде трех разделов.
В первом разделе изучался уровень сформированности общей моторики у двух групп респондентов. Целью второго раздела являлось исследование уровня сформированности мелкой моторной сферы. Третий раздел предусматривал изучение уровня сформированности мимической и артикуляционной моторики.
Сравнительный анализ результатов первого раздела заданий, целью которого являлось изучение уровня сформированности общей моторики старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и с ЗПР по методике, предложенной Н.М. Трубниковой мы выявили, что дошкольники с ОНР III уровня показали низкий уровень сформированности общей моторики (50 %), в сравнении с дошкольниками с ЗПР (65 %). Средний уровень выявлен у 50 % дошкольников с ОНР III уровня и у 35 % респондентов с ЗПР. Высокий уровень сформированности общей моторики не продемонстрировал ни один из респондентов исследуемых групп. Качественный анализ результатов позволил выявить у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня трудности сохранения равновесия, нарушений координированности всего тела в целом. У дошкольников с ЗПР сформированность общей моторики представлена наличием тремора в конечностях, что не позволяло респондентам выполнить статические действия. Отмечалась несогласованность разных групп мышц в общей моторной сфере, а также трудности определения направления движения.
Следующая группа заданий, включенных во 2 раздел исследования, использовалась с целью анализа уровня сформированности мелкой моторики старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и с задержкой психического развития. Нами использовались задания, предложенные Т.И. Гризик и Л.Е. Тимощук. Акцент нашего внимания был смещен на исследование точности, последовательности, силы, длительности мышечного напряжения кистей рук и произвольности моторики пальцев рук.
По итогам результата проведенного исследования мы выявили, что среди дошкольников с ОНР III уровня низкий уровень сформированности мелкой моторики выявлен у 30 % респондентов, а среди старших дошкольников с ЗПР данный показатель составил 45 %. Средний уровень был характерен 50 % дошкольников с ОНР III уровня и 45 % дошкольникам с ЗПР. Соответственно, высокий уровень был выявлен только у 20 % респондентов с ОНР III уровня и у 10% старших дошкольников с ЗПР.
Анализируя и сравнивая полученные специфические качественные характеристики дошкольников, мы выявили, что у дошкольников с ОНР III уровня наблюдался тремор в ручной моторике, синкинезии как в лицевой, так и в общей моторике, двигательные персеверации, повышенная утомляемость, нарушение произвольной регуляции движений, трудности восприятия словесной инструкции логопеда.
Качественные характеристики сформированности ручной моторики у старших дошкольников с ЗПР характеризовались неловкостью и беспорядочностью движений пальцев рук с последующим их напряжением, наличием содружественных движений, сложностью удержания алгоритма словесной инструкции, трудностями выполнения заданий на кинестетический праксис.
Реализуя последний - третий раздел заданий, целью которого являлось исследование уровня сформированности артикуляционной и мимической моторики у двух групп респондентов с использованием заданий, предложенных Л.В. Лопатиной мы выявили, что 70 % респондентов с общим недоразвитием речи III уровня выполняли упражнения в замедленном темпе и испытывали существенное напряжение в деятельности артикуляционного аппарата. 80% дошкольников справились с выполнением проб только после повторного их показа логопедом, а 60 % респондентов имели полиморфные нарушения органов артикуляционного аппарата, которые характеризовались нарушениями точности, координированности и переключаемости органов артикуляции.
Количественный анализ результатов последнего раздела заданий позволил выявить, что низкий уровень сформированности мимической и артикуляционной моторики показали 35 % детей с ОНР III уровня и 45 % детей с ЗПР, средний уровень выявлен у 60 % респондентов с ОНР III уровня и у 55 % дошкольников с ЗПР. Высокий уровень обнаружен лишь у 5 % респондентов с ОНР III уровня. Среди дошкольников с ЗПР на высоком уровне не оказалось ни одного дошкольника.
Качественные нарушения в артикуляционной моторике у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня определялись в форме замедленного темпа выполнения артикуляционных поз. В мышцах речевого аппарата наблюдались насильственные движения, тремор языка и губ. Отмечались нарушения точности, координированности и переключаемости органов артикуляции, особенно при выполнении тонких дифференцированных движений губ, языка, что обусловлено неврологической симптоматикой общего недоразвития речи. Также нами отмечался меняющийся тонус мышц языка и сопутствующие движения.
Качественные специфические нарушения у дошкольников с ЗПР характеризовались недостаточной активностью артикуляционных мышц, отказом выполнять заданные артикуляционные позы и трудностями их статического удержания. Имели место неточные артикуляционные движения языком. Часто инструкция учителя-логопеда воспринималась дошкольниками с задержкой психического развития ошибочно.
В рамках решения третьей задачи исследования, в соответствии с полученными результатами исследования на этапе констатирующего эксперимента возникла необходимость определения содержания дифференцированных методических рекомендаций, как системы логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня и с задержкой психического развития. Интерес для нашего исследования представили группы 2 группы старших дошкольников с ОНР III уровня и ЗПР, оказавшихся на среднем (5 дошкольников с ОНР и 4 дошкольника с ЗПР) и низком (2 дошкольника с ОНР и 5 дошкольников с ЗПР) уровнях сформированности моторной сферы.
Нами было определено дифференцированное содержание направлений логопедической работы для каждой группы дошкольников, оказавшихся на среднем и низком уровнях.
Для группы старших дошкольников, оказавшихся на среднем уровне сформированности моторной сферы с целью нормализации речи, снятия тонуса мышц мимической и артикуляционной моторики, формирования, умения управлять мышцами лица и артикуляции и выработке произвольного владения моторикой важное внимание уделяется организации логопедических занятий в данном направлении деятельности. Данное направление деятельности носит рекомендательный характер и подразумевает внесения соответствующих изменений и дополнений в структуру и организацию логопедических занятий, подбору методов и методических приемов работы с учетом контингента старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и задержкой психического развития.
С целью снятия излишнего напряжения в речедвигательном анализаторе и развития артикуляционной и мимической мускулатуры важно, по мнению О.Г. Приходько, использовать приемы самомассажа, виде растирания, поглаживания, разминания, вибрационных действий, легкого поколачивания и пощипывания. В качестве упражнений рекомендуются:
а) самомассаж ушей,
б) самомассаж лица,
в) упражнения на развитие мимических мышц,
г) игры и игровые упражнения для развития артикуляционной моторики,
д) игровые упражнения артикуляционного аппарата, предлагаемые в стихотворной форме.
Для группы старших дошкольников, оказавшихся на низком уровне сформированности моторных функций по результатам исследования, нами были определено следующее содержание направлений логопедической работы:
1. Развитие и совершенствование общей моторной сферы, с целью ее совершенствования с использованием динамических (подвижных) игр с использованием мяча и логопедические ритмические занятия;
2. Развитие мелкой моторики рук с целью формирования умений и навыков осознанного действия пальцами рук с использованием продуктивных видов деятельности (рисование пальцами, лепка, аппликация, вырезание, конструирование), игр для ручной моторики, пальчиковой гимнастики, нетрадиционные упражнения;
3. Развитие артикуляционной и мимической моторики, с целью совершенствования артикуляционных движений и развития выразительности мимических мышц лица с использованием упражнений на дыхание, а также статическую и динамическую координацию.
Итоговой целью логопедической работы является формирование оптико-пространственных функций движения, умений удерживать заданное положение, контролировать и программировать собственные действия, координировать динамические движения.
Важное внимание уделялось дифференциации содержания логопедических занятий с учетом индивидуальных особенностей дошкольников и моторных возможностей на логопедических занятиях, что позволит, на наш взгляд, расширить зону ближайшего развития дошкольников с ОНР III уровня и ЗПР.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.
1. Антипов, Д.С. Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Д. С. Антипов, Ю. И. Родин // Современные проблемы науки и образования. -2018. -№ 6. -С. 227.
2. Асаинова, Н.В., Воробьева, Р.З., Карасева, Н.О, Кондукова И.В. К вопросу развития мелкой моторики детей с речевыми нарушениями // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2015. - № 2 (64). - С. 83-86.
3. Ахутина, Т.В., Иншакова, О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников - М.: Издательство В. Секачев, 2008. - 128 с.
4. Бабкина, Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: монография. - М.: Владос, 2016. - 243 с.
5. Бабкина, Н.В., Коробейников, И.А. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития: монография / Н.В. Бабкина, И.А. Коробейников. - М.: Наука, 2020. - 213 с.
6. Бабушкина, Н.А. Взаимосвязь познавательной деятельности и двигательной памяти у детей с задержкой психического развития //Автономия личности. 2011. - Т. 4. № 2. - С. 86-91.
7. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития
ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Дошкольная педагогика и психология"; "Педагогика и методика дошкольного образования" / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер; М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - (Высшее профессиональное
образование. Педагогические специальности). - ISBN 9785769547829.
8. Безруких, М. М., Любомирский, Л. Е. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты (монография) / Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: Образование от А до Я, 2000. - С. 239-258.
9. Безруких, М.М., Филиппова, Т.А., Верба, А.С. и др. Особенности функционального развития детей 6-7 лет и прогнозирование рисков дезадаптации и трудностей обучения // Новые исследования. - 2020. - № 1. — С. 19-36.
10. Безруких, М.М., Хрянин, А.В. Психофизиологические и
нейрофизиологические особенности организации зрительно-
пространственной деятельности у праворуких и леворуких детей 6-7 лет // Физиология человека. - 2000. -Т. 26, № 1. - С. 14-20.
11. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. -М. : Изд-во УРАО, 1999. - 146 с.
12. Березина, Н. О. Психомоторное развитие современных дошкольников / Н. О. Березина // Российский педиатрический журнал. - 2009. - № 2. - С. 53.
13. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность: [Сборник] / Изд. подгот. И. М. Фейгенберг; под ред. О. Г. Газенко; - М. : Наука, 1990. - 496 с.
14. Большакова, О. А. Изучение сформированности графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / О. А. Большакова, Г. Е. Воробьева // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 1-8. - С. 80-81.
15. Борякова, Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно-методическое пособие. - М.: Гном- Пресс, 2002. - 64 с.
16. Бутко, Г.А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития. // Коррекционная педагогика, № 2. 2003.
17. Бутко, Г.А., Суворова О.В., Сорокоумова С.Н. Изучение двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Мининского университета. - 2019. -Т.7. №3. - С. 6-30.
18. Бычкова, Е.Н. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. - М.: Издательство «Литера», 2013. - 32 с.
19. Вачков, И.В., Воробьева, Е.А., Никитина, В.А. Психомоторное развитие как основное направление сопровождения младших школьников // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - 2009. № 5. - С.30-35.
20. Визель, Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: Издательство В. Секачев, 2016. - 16 с.
21. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, - СЕЮ, : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 - 144 с.
22. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб: Детство-Пресс, 2003. - 240 с.
23. Волковская, Т. Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР: специальность 19.00.10 "Коррекционная психология": диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Волковская Татьяна Николаевна. - Москва, 1999. - 171 с.
24. Волковская, Т.Н., Скребец, Т.В. Формирование пространственной ориентировки у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2020. - № 1. - С. 14-19.
25. Волокитина, Т.В., Тихонова, О.Н., Гринюк, Н.В. Психомоторное развитие детей-северян 7-8 лет с разным уровнем произвольного внимания // Экология человека. - 2008. № 9. - С. 22-26.
26. Волохов, А.А. Очерки по физиологии нервной системы в раннем онтогенезе. - М.: Медицина, 1968. - 312 с.
27. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики: метод. пособие - СПб.: Дельта, 2001. - 95 с.
28. Григорьев, Д.В. Коррекция двигательных нарушений у младших
школьников с задержкой психического развития.
Автореф.дис....канд.пед.наук 13.00.03 «Коррекционная педагогика». -СПб., 2003. - 24 с.
29. Гризик, Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет: методическое пособие для воспитателей / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук//: Просвещение, 2015. -152 с.: ил. - (Радуга). -ISBN 978-5-09-033771-7.
30. Дмитриев, А.А., Турышева, А.А. Структуризация зрительного гнозиса как компонента графомоторной компетенции у детей 6-7-летнего возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Специальное образование. -2015. - № 3 (39) - С. 17-24.
31. Дудьев, В.П. Психомоторика: слов.-справ. / В.П. Дудьев. - М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 366 с.
32. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением нтеллекта. -М.: Просвещение, 2005-272 с.
33. Емельянов В.Д. Технология диагностики факторов, определяющих развитие координационной структуры двигательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Автореф. дис....канд. пед. наук. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». -СПб., 2009. - 25 с.
34. Журба, Л.Т., Мастюкова, Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни - М.: Медицина, 1981. - 271 с.
35. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II. -М.: Педагогика, 1986. -296 с.
36. Золоткова, Е.В., Бабий, Т.В. Исследование уровня сформированности мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Сб. статей по м-лам III Межд. Науч-практ. конф.: Ялта, 16-18 мая, 2019. С. 188-192.
37. Игнатьева, Л.В. Учимся говорить правильно. Формирование правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста. - М.: Издательство «Ювента», 2011. - 59 с.
38. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека: [Двигат. активность и ее роль в жизни человека. Двигат. навыки. Психомотор. качества. Психомоторика и деятельность]: Учеб. для вузов / Е. П. Ильин. - М. [и др.]: Питер, 2003. -382 с.
39. Инденбаум, Е.Л., Гостар, А.А. Психология дизонтогенеза и основы психолого-педагогического сопровождения: учебное пособие. Иркутск: Изд- во ИГУ, 2020.- 304 с.
40. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1. Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. Пособие для логопедов. М.: Владос, 2019. —146 с.
41. Исаева, Г.А., Тихомирова, Н.В. Исследование способности к высокоточным малоамплитудным движениям рук у дошкольников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. -2002. -№3. - С. 35-38.
42. Калашникова, Т.П., Анисимов, Г.В., Савельева, Н.А., Довганюк, М.В. Патогенетические основы артикуляционной диспраксии у детей дошкольного возраста // Специальное образование. -2015. - № 4 (40). -С. 18¬26.
43. Карынбаева, О.В., Вахлинова, А.А. Особенности мелкой моторики и графомоторных навыков у дошкольников с речевыми нарушениями // Общество. -2021.- № 2-2 (21). - С. 25-28.
44. Кистяковская, М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. - М.: Педагогика, 1970. - 223 с.
45. Князева, Е.А., Шипова, Л.В. Двигательная подготовленность и физическое развитие старших дошкольников с задержкой психического развития // Евразийское научное объединение. - 2019.- № 10-6 (56) - С. 473-476.
46. Козловская, Г.В., Калинина, М.А., Горюнова, А.В. Определение отклонений в психическом развитии детей раннего возраста: психодиагностический тест "Гном" - М.: МГИУ, 2012. — 88 с.
47. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. - М.: Сов. Россия, 1973. - 159 с.
48. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга
ребенка: (Роль двигат. анализатора в формировании высш. нервной
деятельности ребенка) / Акад. пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков. - М.: Педагогика, 1973. -143 с.
49. Коровина, И.А. Методика коррекции основных двигательных действий у старших дошкольников с задержкой психического развития. Автореф.дис....канд.пед.наук. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». -Волгоград, 2010. -24 с.
50. Костенко, А.Б. Двигательная подготовленность детей дошкольников с задержкой психического развития - начальный этап готовности к обучению в массовой школе // Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья опыт, проблемы, инновации. М-лы Общерос. науч.-практ. конф. - Тамбов, 2008.- С. 255-259.
51. Костенко, А.Б. Формирование двигательной активности младших школьников с ЗПР в процессе физического воспитания. Автореф.дис....канд.пед.наук. 13.00.03 «Коррекционная педагогика». -М., 2009. -23 с.
52. Курганский, А.В., Ахутина. Т.В. Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6-7 лет // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -1996. - № 2. - С. 58-66.
53. Куроптева, С.В. Исследование графомоторных навыков дошкольников с задержкой психического развития // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. М-лы межд. науч.-практ. конф. памяти проф. В.В. Коркунова, посв.90-летию Уральского государственного педагогического ун-та. Екатеринбург, 2020.-С.92-97.
54. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах:
методическое пособие для учителя-логопеда. - М.: Гуманитарно-издат.
центр ВЛАДОС, 2004. - 220 с.
55. Лапина, В.Ю., Решетникова, М.В., Воробьева, Г.В. Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи // Современные тенденции развития науки и технологий. -2015. - № 1-6. - С. 100 -102.
56. Лопатина, Л.В., Иванова, О.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития: Учебное пособие. - СПб: Каро, 2007. - 176 с.
57. Максимова, С.Ю. Анализ развития двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития в соответствии с основной причиной дизонтогенеза // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2011. - №2 (2). - С. 119-122.
58. Максимова, С.Ю., Бек-Авшаров, А.О., Кошелева, М.В. Изучение особенностей физического развития дошкольников 6-7 лет с ЗПР // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 8 (54). - С. 83-86.
59. Максимова, С.Ю., Скрябина, И.Д. Анализ возрастных проявлений физической подготовленности дошкольников с задержкой психического развития // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2011. №7(77). - С. 113-117.
60. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / [В. В. Алферова, Е. Е. Антипов, М. В. Антропова и др.]; Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. - М.: Педагогика, 1983. -159 с.
61. Моторика [Электронный ресурс]:https://gufo.me/(дата обращения 06.06 2021 г.)
62. Моторное развитие [Электронный ресурс]: https://gufo.me/(дата
обращения 06.06 2021 г.)
63. Мустаева, Е.Р. Типологические проявления нарушенного психомоторного и когнитивного развития при моторной алалии и пути их коррекции. Автореф.дис....канд.пед.наук. 13.00.03 «Коррекционная педагогика». -М., 2010. -27 с.
64. Нижегородцева, Н.В., Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. - 256 с.
65. Новиковская, О.А. 300 пальчиковых и развивающих игр. - СПб.: Изд- во АСТ, 2020. - 258 с.
66. Овчинникова, Т.С. Методы оценки графомоторных навыков у дошкольников с задержкой психического развития // Специальное образование. М-лы XV межд.конф. 25 апреля 2019 г. СПб: Ленинградский ГУ им. А.С. Пушкина, 2019. - С. 217-221.
67. Озерецкий, Н.И. Метод массовой оценки моторики у детей и подростков / прив. -доц. Н.И. Озерецкий; С предисл. проф. М.О. Гуревича. - Москва: Гос. мед. изд-во, Б. г. -60 с.,
68. Озерецкий, Н.И. Моторная одаренность - М.: Центр. ин-т труда, 1924. -28 с.
69. Осипова, Л.Б. Развиваем в деятельности: В помощь родителям,
воспитывающим ребенка с нарушениями зрения: Методические
рекомендации / Л.Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева. -Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. - 218 с.
70. Пантюхина, Г.В., Печора, К.Л., Фрухт, Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни: Учеб. пособие/ -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЦОЛИУВ, 1983. -84 с
71. Петрухин, А.С., Созаева, Н.С., Голосная, Г.С. Нейробиологические и онтогенетические основы формирования двигательных функций // Русский журнал детской неврологии. - 2009. - T.IV. - Вып.2. - С. 20-31.
72. Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография. — М.: Изд-во Парадигма,
2018. -378 с.
73. Психофизиология ребенка: учеб. пособие / М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер- 2-е изд., доп. - М.; Изд-во Моск. психолого - соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2005. -494 с.
74. Пылаева, Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5-6 лет с задержкой психического развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 3. С. 37-45.
75. Родин, Ю.И. Развитие двигательной функции аномально развивающегося ребенка // Научно-методический журнал «Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». - 2016.- № 2. С. 30-38.
76. Родин, Ю.И. Развитие движений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития // Мониторинг эмоционально-личностного, интеллектуального- и физического развития детей с ограниченными возможностями тульского региона: монография / Под ред. Л.И. Плаксиной. - Тула: ИЦ ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008. С. 102-117.
77. Семаго, Н.Я. Психологические характеристики базовых составляющих познавательной деятельности у детей с отклоняющимся развитием. Автореф.дис...канд.псх.наук 19.00.10 «Коррекционная психология». -М., 2001. -24 с.
78. Семенович, А.В Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие. -М.: генезис, 2007 - 474 с. Isbn 5-98563-072-2
79. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для вузов, ведущих подгот. кадров по психол. направлениям и специальностям. - М.: Academia, 2002. -227 с.
80. Семенович, А.В., Воробьева, Е.А. Комплексная методика психомоторной коррекции: методическое пособие. М.: МГПУ, 1998. -80 с.
81. Сеченов, И. М. Избранные произведения: гл. II. Произвольные движения - М.: Изд-во АН СССР, 1953. - 334 с.
82. Сиротюк, А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: практическое пособие - М.: АРКТИ, 2008. -57 с.
83. Смирнова, Е.Ю. Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с нарушением речевой функции средствами коррекционно-развивающей физической культуры. Автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». -М., 2005. -22 с.
84. Сологубова, И.Е. Нарушения психоречевого и моторного развития при заболеваниях нервной системы у детей. Автореф.дис....канд.мед.наук 14.00.09 «Педиатрия». -М., 2005. -22 с.
85. Сонькин, В.Д. Моторика, энергетика и состав тела у детей дошкольного возраста // Новые исследования. 2019. № 1. С. 55-63.
86. Сонькин, В.Д., Васильева Р.М., Орлова Н.И., Пронина Т.С. Результаты популяционного мониторинга физического состояния детей 6-7 лет в регионах Российской Федерации. Сообщение 2. Моторное развитие // Новые исследования, - 2020. № 1. (61) С. 46-56.
87. Тихомирова, Н.М. Сенсорный и двигательный компоненты тонкой моторики рук у дошкольников. Автореф.дис.канд.биол.наук. 03.00.13. Н. Новгород, 2005. -18 с.
88. Трошкина, А.А. Моторная сфера детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Потенциал инновационного развития Российской Федерации в новых геополитических условиях. Сб. статей Нац. (Всерос.) науч.-практ. конф. Уфа, 2020. С.230-233.
89. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического
развития: монография. - М.: Педагогика, 1990. -184 с.
90. Федорова С.Ю. Психомоторное развитие дошкольников с учетом функциональной асимметрии мозга //Дошкольное воспитание. 2017. № 6 С. 64-69.
91. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: (Развитие некоторых основных движений и двигательных качеств) / М.Ю. Кистяковская, Е.А. Тимофеева, Е.Н. Вавилова и др. // Под ред. М.Ю. Кистяковской. - М.: Педагогика, 1978. -160 с.
92. Целикова, В.В., Бурыкина М.Ю. Особенности координации движений у детей 5-6 лет с системным недоразвитием речи // Modern Science. -2021. -№ 5-4 - С. 211-215.
93. Юрчук Е.Н. Влияние психомоторного развития ребенка дошкольного возраста на уровень познавательных функций // Педагогический форум. -
2019. - № 2 (4) - С. 18-23.
94. Ani S. Whitmore, Mary Ann Romski & Rose A. Sevcik (2014) Early Augmented Language Intervention for Children with Developmental Delays: Potential Secondary Motor Outcomes, Augmentative and Alternative Communication, 30:3, 200-212, DOI: 10.3109/07434618.2014.940466
95. Aoife O’Reilly (2016) Assessment and management of apraxic agraphia:
applying principles from the management of apraxia of speech and the principles of motor learning, Aphasiology, 30:4, 414-434, DOI:
10.1080/02687038.2015.1070946
96. Marianna Alesi, Sebastiano Costa, Antonino Bianco & Annamaria Pepi (2020) A teacher-led motor programme to enhance pre-literacy and motor skills in kindergarten children, European Journal of Developmental Psychology, DOI: 10.1080/17405629.2020.1789860